Забытые русские
ФОТО: Р. ШАГАЕВ, Р. ШАМСУТДИНОВ/ТАСС
В последние недели по средствам массовой информации прошло множество сообщений о противоправных действиях и преступлениях представителей стремительно растущей среднеазиатской диаспоры в России. Может быть, эта диаспора не так уж и опасна, не так уж и агрессивна – просто действует закон распространения информации: как только сообщается об одном резонансном преступлении, кажется, что сразу начинается волна подобных же событий. На самом деле никакой волны нет – просто тема становится «горячей», и события, которые раньше оставались на страницах провинциальных газет, оказываются предметом всеобщего обсуждения. Потом интерес спадает, и с ним спадает и «волна», которой на самом деле не было.
Конечно, тот факт, что диаспоры сильны, консолидированы и умело защищают своих, отрицать невозможно. Но, может быть, это взаимно? Может быть, немногочисленные, но крепко сбитые русские отморозки терроризируют Бухару и Фергану, громко говорят на непонятном языке и цепляются к местным девушкам? Газета «Совершенно секретно» решила посмотреть, как обстоят дела у русских в странах Средней Азии. Тех самых странах, которые существуют в первую очередь благодаря экономическому сотрудничеству с Россией и денежным переводам работающих у нас граждан.
ОНИ У НАС, МЫ У НИХ
Под Средней Азией традиционно понимают четыре государства экс-СССР – Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан; также географически и логически примыкает к ним Казахстан. Русское население во всех этих странах сокращается с разной степенью стремительности; относительно терпимо обстоят дела в Казахстане, хуже всего – в Таджикистане, где буквально все оставшиеся русские уже знакомы друг с другом. Прежде многочисленное русское население резко сократилось в начале 90-х годов прошлого века, когда наших соплеменников стали буквально выживать из обретших независимость «республик». Люди бежали, бросая все; некоторые убежать не успели и погибли по время беспорядков. И хотя некоторым – где-то десяткам, где-то сотням тысяч из былых миллионов – удалось остаться в привычном уже месте проживания, потихоньку люди продолжают уезжать. Высококвалифицированные специалисты попросту не нужны новым азиатским экономикам, власти которых к тому же стараются объединить народ пещерным национализмом. Как российская власть при любых неудачах ссылается на «проклятые девяностые», так киргизская или таджикская – на «века русской оккупации».
«Оккупация» – очень сильное понятие, и развитие страны вроде бы в него не входит. Но невозможно отрицать, что всю среднеазиатскую инфраструктуру создали специалисты Империи и Союза.
Что от них осталось теперь?
В Казахстане – 18% русских, это третья по числу русских людей страна после России и Украины (в ее признанных Россией границей, включая Донбасс). В большом Узбекистане – 1,5%. На четвертом месте Киргизия с 300 тыс. русских (около 5%), процент высокий, но страна маленькая. В Таджикистане – менее полупроцента: кого не удалось выгнать, уехали сами.
Суммарно во всех этих странах – как максимум 4,5 млн русских. И это число уменьшается с каждым днем.
ДЕТСКИЙ ФАКТОР
Положение русских в странах Средней Азии тревожно. Жить там становится все опаснее, причем именно сейчас маховик национализма раскручивается заново. Над русскими зачастую просто издеваются – в первую очередь над слабыми, над детьми и женщинами. Чаще всего по-животному: группой на одного. Поодиночке носители среднеазиатской культуры, как правило, – скромные вежливые люди, но стоит им собраться в коллектив…
Вот типичный пример. В столице Казахстана Нур-Султане произошла драка между детьми, в которой трое братьев казахов побили русского мальчика по имени Родион. «Его позвали побороться, а если бы он не пошел, то его бы потом зачморили», – поясняет его мама. 10-летний Родион вынужден был схватиться сразу с двумя ребятами (примерно ровесниками), а потом их 16-летний брат подло ударил парня по ногам, повалив его на землю. Все это снималось на видео.
Бывает, конечно, и наоборот, но в таких случаях агрессор непременно заведомо сильнее и старше, он знает, что не встретит сопротивления. Стало известно об истязаниях 9-летнего русского мальчика и двух его братьев 7 и 14 лет, которых взяла на воспитание семья из казахстанского же города Сарканд. Соседи сняли на видео, как 17-летний сын опекунов издевался над ребенком, заставляя парня есть песок и носить тяжелые кирпичи.
Но чаще все-таки местные традиции соблюдаются. Есть местная толпа, есть один «не такой». Очень некрасивая история произошла в Киргизии (член Таможенного союза, имеющий от этого немалые выгоды), где две недели на спортивных сборах каждый день избивали мальчика из русской православной семьи. Именно по национальному и религиозному признаку. Но за защиту семьи взялась местная правозащитница Индира Саутова, которая сделала все, чтобы сор оставался в избе: о наказании виновных, в первую очередь тренера, речь так и не зашла (с «педагогическим работником» лишь провели профилактическую беседу). А Россия и Киргизия в это время вели переговоры об увеличении квоты для киргизских студентов на бюджетных местах российских вузов.
РАЗБОРКИ ПО-ВЗРОСЛОМУ
Перенесемся во взрослый мир.
На опубликованном в соцсетях видеоролике посетитель детского центра развлечений в Бишкеке (бывший Фрунзе, Киргизия) беседует с сотрудницей и вдруг ни с того ни с сего швыряет в нее калькулятор: как выяснилось позже, ему не понравилось, что девушка заговорила на русском языке.
Очередной русофобский конфликт разгорелся в стенах Олий Мажлиса – нижней палаты парламента Республики Узбекистан. В ходе пресс-конференции русофобски настроенный журналист потребовал от депутата Елены Бабенко говорить на узбекском языке, а если она его не знает – нанять переводчика. Елена, правда, изящно унизила агрессора: «Возможно, вас удивит, но стратегия, о которой мы говорим, изначально разрабатывалась на русском языке, и большинство международных документов, которые были использованы в основе этой стратегии, были взяты на русском языке». Будем надеяться, что резкость Ирины не выйдет ей боком.
Отдельная тема – так называемые языковые патрули в Казахстане. Некто Куат Ахметов, по сообщениям источников ныне скрывающийся на Украине, организовал нацистскую группировку «Языковой патруль». В стране, весь север которой – исторически русский, – молодчики (разумеется, не поодиночке – они трусы) отлавливают людей, говорящих по-русски, хотя, внимание, 7-я статья Конституции Казахстана гласит:
1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
2. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Именно наравне – даже не на втором месте, как в усеченном, робком языковом законе Виктора Януковича, который стоил ему поста президента. То есть в быту Казахстана русский язык тем более допустим. Мырза («господин» по-казахски) Ахметов развернул целую сеть провокаторов.
Одни в местном отделении российского банка внезапно забывали русский язык и требовали оформления всего на казахском.
Другие ходили по магазинам и следили, чтобы кассиры, не дай Аллах, не ответили русскоязычному клиенту на русском: меньшинство должно страдать!
Третьи просто приставали к людям на улицах.
В одном из роликов националисты в сопровождении сотрудников правоохранительных органов пришли в магазин в городе Актау, с момента основания известном как Шевченко, и сняли на видео «позорный» диалог, во время которого одна из участниц говорит: «Вы не любите русских, а что мы вам сделали? Мы вам город построили! Если бы не мы – вы бы здесь не были».
Позднее появился ролик с нею же, где она извиняется за свои слова. Судя по всему – не добровольно, а из-под палки в самом прямом смысле слова.
Вся активность языковых патрулей активно снимается на смартфоны и выкладывается в сеть. Что характерно, американский сервис YouTube (принадлежит той же корпорации Alphabet Inc, что и Google) не считает это «языком ненависти» и не удаляет со своих страниц. На момент написания текста «языковые патрули» поутихли – всем хочется быть, как Ахметов, высланными из Казахстана, но только ни в коем случае не на Украину.
И таких историй – сотни и тысячи. Небольшие нации, чувствуя свою историческую ущербность (реальных государств так и не создали, живут в нищете, экспортируют гастарбайтеров), отрываются на представителях иного, куда более успешного народа.
Чрезмерно осторожный глава Россотрудничества Евгений Примаков (внук и тезка великого деда) заявил в своем Telegram-канале, что казахстанские власти «с опаской относятся к своим националистам и стараются лишний раз их не раздражать». Точно так же Россотрудничество тоже старается не раздражать националистов стран, с которыми оно сотрудничает. А то, не дай Бог, не полностью заполнят квоту бюджетных мест в русских вузах.
И ГРУСТНО, И СМЕШНО
Иногда русофобия принимает и комичные формы.
Удивительная история происходит в Казахстане прямо на наших глазах. Как известно, в этом государстве находится космодром Байконур, построенный советскими (без различения наций) специалистами, но после распада СССР ставший собственностью независимого Казахстана. К сожалению, в новом гордом государстве не нашлось людей, которые имели бы достаточную квалификацию для управления доставшимся богатством. Россия взяла космодром в аренду, и все бы хорошо, но вот беда – часть объектов успели растащить. В частности, некий бизнесмен по имени Даурен Муса получил контроль над вторым экземпляром космического корабля многоразового использования «Буран» – уникального тем, что во всей истории СССР/России только один корабль, и именно этого типа, вернулся на Землю, все прочие были и остаются одноразовыми.
Мусе «Буран-2» не нужен, он не знает, что с ним делать, но вернуть освоенный артефакт он готов только при одном очень оригинальном условии: «Я готов подарить эти «Бураны» России взамен на голову Кенесары-хана!»
В XXI веке требовать чей-то череп в обмен на оболочку космолета (увы, внутренности давно растащили) – это уже оригинально. Но беда в том, что у России ни одной головы уважаемого (не всеми) Кенесары-хана нет. Не обзавелись. Этот чингизид (представитель рода Чингиз-хана) – крупнейший террорист в истории кайзак-киргизов: в начале XIX века его бандиты убивали своих соплеменников, заподозренных в хотя бы ровном, не говоря уж о теплом отношении к русским. Сказка недолго сказывалась – пришла смерть и за самим последним ханом. Существует слух о том, что его отделенную от туловища голову выставляли в петербуржской Кунсткамере, но, увы – официальный ответ Академии наук гласит: «Предмета «голова Кенесары Касымова» (как и других предметов, относящихся к этому историческому деятелю) в фондах Музея антропологии и этнографии имени Петра Первого (Кунсткамера) не обнаружено. Не имеется также никаких документов, свидетельствующих о нахождении ранее в нашем Музее каких-либо предметов, относящихся к Кенесары Касымову».
Мольбы головопоклонников дошли до самого верха: Президент России Владимир Путин лично пообещал своему бывшему казахстанскому коллеге Нурсултану Назарбаеву помочь найти непутевую головушку, но, судя по всему, ее попросту не существует.
ИХ ТАК УЧАТ
Разумеется, все это – не просто глупость и гнусность отдельных особей (хотя и это тоже), но в первую очередь результат последовательной национальной политики независимых государств, которых мы числим своими союзниками. Школьные учебники истории этих стран – весьма разных по языку, корням, этническому составу, – написаны словно под копирку. Краткое их содержание сводится к следующему:
1. Наш свободолюбивый народ враждовал с русскими чуть ли не от сотворения мира.
2. Мы были великой нацией, но пришли русские и все нам испортили.
3. И в Российской империи, и в СССР русские нас угнетали, грабили и мешали развиваться.
4. Героический народ скинул вековое иго и вот-вот добьется огромных успехов.
Прекрасный пример из Узбекистана: «Истоки российского завоевания Туркестана уходят во времена Петра I, когда в 1717 году двухтысячный отряд русских солдат во главе с Бекович-Черкасским вторгся на территорию Хивинского княжества, но был уничтожен правителем Хивы Шергази-ханом».
Отряд Бековича, отправленный после указа Петра I «О посылке преображенского полка капитан поручика кн. Алекс. Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи…», был столь многочисленным только потому, что планировалось изучать географию и рисовать карты среди первобытных кочевников, каковыми и были на тот момент узбеки. Действительно, были стычки с местным населением, но Бекович договорился с Шергази-ханом о мирном размещении своего отряда на постой – по частям. Это была роковая ошибка – люди Шергази вырезали всех, до кого смогли дотянуться. В узбекских учебниках это – блестящая операция.
Напомните, пожалуйста, хоть одну иностранную миссию в России с той же судьбой. Спасибо, мы тоже не слышали. Если не считать, конечно, миссией танковые колонны Гудериана в 1941 году. Там да, некрасиво получилось, не по-европейски. Поэтому мы с вами и живы. И все, абсолютно всё хорошее и при этом относительно современное, что есть сейчас в Узбекистане, построено русскими или по русским чертежам.
Так вот, к нам приезжают мигранты, выученные уже на этих учебниках ненависти. Мы для них – и на родине, и в России – всего лишь сытая и ленивая кормовая база.
ПРИ ЧЕМ ТУТ ЗАПАД?
Философ Александр Дугин видит в этом даже не русофобию, а часть куда более изощренного плана: «Я просто убежден, что это часть стратегии Запада по подрыву интеграции евразийского пространства. Влияние Запада, в том числе в Центрально-Азиатских республиках, постоянно падает. Россия как суверенный полюс, напротив, укрепляется. После бегства США из Афганистана престиж Запада стремится к нулю.
Далее – над Средней Азией нависает угроза экспансии запрещенных в России талибов*, защитить от которой Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, а заодно и Казахстан может только Россия. Конечно, Россия что-то потребует взамен. Военно-стратегическая интеграция евразийского пространства напрашивается сама собой.
И вот какой-то слабоумный тюркский националист создает канал, систематически унижающий русских. Благородного правозащитника в Казахстане, заступившегося за русских, сажают. Но русский националист отвечает тем же, только в отношении тюрок. Из страны высылают партию нелегальных мигрантов. Достаточно снабдить высылку парой веских комментариев, и проблема начинает разрастаться как снежный ком.
Вот так работает механизм гибридных войн. Есть цель: сорвать укрепление веса и роли России на евразийском пространстве.
По этому же сценарию все строилось и на Украине, и в Прибалтике, и в Молдавии».
Неординарный перенос проблемы с Востока на Запад – и исключительно убедительный. Ни одного внятного возражения не видно, и неудивительно: если что-то ходит, как утка, плавает, как утка, крякает, как утка, то с высокой вероятностью оно уткой и является. Отторжение от России ее азиатского подбрюшья через межнациональные конфликты вполне может привести к укреплению там западной альтернативы: сами себя защитить эти страны не в состоянии, так что свято место кто-то должен занять.
А российские чиновники до сих пор ставят палки в колеса русским жителям Средней Азии, желающим получить свое родное, законное гражданство.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Парадокс – афганцы, на чьей территории мы вроде бы недавно «вели захватническую войну» (на самом деле нет), относятся к русским, «шурави», очень тепло. А среднеазиатские нации, которых в свое время Российская империя – да, присоединила, даже захватила, но одновременно пригрела и взрастила, – старательно выращивают в себе ненависть к нам.
До сих пор нет расследований изгнания русских из Средней Азии в начале 90-х годов прошлого столетия. Удивительное дело: мы неустанно попрекаем украинцев за героизацию Бандеры и Шухевича, которые хотя бы советскими гражданами не были, родину не предавали, но молчим, как рыбы, по поводу азиатского нацизма, совсем еще свежего. Этот молчаливый 50-летний таксист – не был ли он среди тех, кто 30 лет назад выгонял русских из Ташкента, Оша или Ленинабада?
Скорее всего, был.
* «Талибан» (* талибов) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003
Комментарии
Да ну, везде, где появляется "русский мир", там сразу благодать, процветание, высокий уровень жизни, всеобщее счастье. Отнюдь. Скорее, наоборот. Посмотрите, что вы сделали вторжением на Донбассе. Разрушено и разворовано все. Сотни тысяч беженцев. По-вашему, во всем виноват Запад? При том, что уровень жизни на Западе намного выше, чем в России. Создайте у себя не авторитарное, а справедливое государство, может, и уважения к русским будет больше. Забыли, что там писал Лермонтов о России? Лермонтов был прав, " страна рабов, страна господ".