НОВОСТИ
Игра «Отряд 22: ZOV» появится уже в конце этого года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
«Улюкаевых у нас – полсела…»

«Улюкаевых у нас – полсела…»

«Улюкаевых у нас – полсела…»
Автор: Анна РАЧИНСКАЯ
Совместно с:
08.12.2016

Наш спецкор съездил на малую родину опального министра экономики и развития

В ноябре в России произошло событие, которое всерьёз встряхнуло общество – при получении взятки в 2 миллиона долларов был арестован ныне уже бывший министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. От арестов чиновников такого ранга наш народ порядком поотвык, и потому эта новость до сих пор в топе кухонных пересудов. Спектр позиций по отношению к бывшему министру самый широкий – от «он невиновен, его подставили», до «и где только таких земля рожает?». А действительно, где? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент «Совершенно секретно» Анна Рачинская отправилась в Старую Кулатку, посёлок городского типа на юге Ульяновской области.

 

Собственно, сам Улюкаев родился в Москве, однако корни его действительно остались в Старой Кулатке, где даже до сих пор стоит дом, в котором жили его родители. Посёлок известен своим нефтяным месторождением, и в этом есть своя символика – не случайно бывший министр больше всего на свете интересовался стоимостью барреля чёрного золота. Из очагов культуры в посёлке имеются клуб, две школы, два детских сада и 6 мечетей: почти 98 процентов из 5 тысяч населения Старой Кулатки – татары по национальности. Впрочем, и сама фамилия Улюкаев – татарского происхождения, тем более что в посёлке она не редкость. Как рассказывают местные жители, у них тут даже целый район имеется под неформальным названием «Гора Улюкаевых».

 

Не наш он!

Обычно, в таких местах с большим пиететом относятся к любому земляку, будь он хоть «седьмой водой на киселе», если тому удалось достигнуть больших высот. К примеру, из Старой Кулатки вышли герой Советского Союза Наджиб Нугаев и Абдулхак Абдразяков, работавший председателем Совета Министров Татарской АССР в 1959–1966 годы. По идее, Алексей Улюкаев мог бы тоже занять достойное место в пантеоне местных достойных людей. Однако, поговорив с односельчанами, я не заметила какой-то особой гордости за бывшего министра.

Вот что рассказала в прошлом заслуженная учительница, а ныне 79-летняя пенсионерка Энна Абиновна, кстати, дальняя родственница Улюкаевых.

– Улюкаевых у нас полно – полсела. Но они никакого отношения к этому министру не имеют. Отец его был татарином по имени Вали, а потом он имя сменил на Валентина, потому что его жена русской была. Мы с ним вообще не общались никто. Его отец уехал давно в Москву, там этот Алексей и родился. Я в 1959 году приехала, их уже не было. Мы конечно все родственники между собой, но сейчас уже, наверное, больше однофамильцы. А таких тут целая гора. Но человека всё равно жалко, мы как узнали про арест-то, никто не поверил. Может, подставили человека, может напраслину на него возвели? Про самого-то Алексея чего сказать – приезжал он к нам лет семь тому назад. Что делал? Да ничего. Посмотрел только на то место, где их дом стоял. Да не дом был, а курятник. Его уже разобрали, там другие живут. И никто у него не просил никакой помощи. Он приезжал с главой администрации тогда, но ничего хорошего он для своего посёлка не сделал. Помню, муж мой в тот день тогда костюм парадный одел, галстук… пошёл к нему на встречу. Говорит, может поздороваюсь с известным родственником, может поговорить удастся. Но его даже близко к нему не подпустили. Когда человек занимает такой пост, он уже ни родных не признает, никого, думает, всю жизнь будет так. А оно вон теперь как вышло…

Без особого восторга вспоминала о семье Улюкаевых ещё одна местная жительница по имени Майя:

– Эта семья Улюкаевых не имеет никакого отношения к нашему посёлку. Один из его давних родственников сейчас лежит в больнице. А про этого, который министр, и говорить не хочется. Он даже не переживает, что с селом его родителей происходит. Сам Алексей вообще ни копейки никогда не дал, хотя, говорят, к нему ходоки ходили. Никогда никому не помог, никого не поздравил. Если бы он хороший был человек, сегодня бы нашу Кулатку никто бы и не вспомнил, а раз он такой криминальный оказался, сразу наш посёлок загремел. А нам обидно – ведь ни сын, ни отец никогда Кулатку не признавали. Когда Алексей приезжал, глава администрации его привозил, чтобы он хоть что-то для Кулатки сделал, но потом, когда наш глава поехал к нему в Москву, тот даже его не принял. Так что, не наш он, мы отказываемся от него!

А вот что рассказала соседка, которая жила рядом с родителями тогда ещё будущего министра Улюкаева Роза Резановна.

– Мой муж, который их очень хорошо знал, умер уже пять лет как. Я слышала про этого министра от людей. Неприятно всё это. Отец его, как 10 классов закончил, уехал в Москву учиться, так больше и не приезжал. Жена его украинка была. Из Кулатки только его – Алексея – дедушка (отец отца Алексея), работал в шахте на Украине и там женился на украинке, его звали Хусаин, потом сюда переезжали, у них шестеро детей было. Три мальчика, три девочки. Вали женился на русской уже в Москве, когда уехал учиться. Второй сын женился здесь, в Кулатке. А бабушка, как дед Алексея помер, уехала к себе на Украину. И больше в их доме никто не жил, потом другие дети дом продали. Когда Алексей приезжал, везде ходил, к родне ходил, на дом смотрел, да и сейчас живой дом. Рядом другой строили, а этот дом стоит. Один его двоюродный брат Равиль (мать Равиля и отец Алексея родные брат с сестрой. – Ред.) работал в Ишеевке. Пластмассовым заводом руководил. У его отца ещё брат был – Гаряй (по-русски Григорий). Вообще мы знали всю семью как порядочную. Старшая сестра у них учительницей работала, сестра отца этого Алексея тоже уехала. Мать уехала, и его сестра уехала. Дедушка его здесь, в нашей Кулатке, похоронен. Кто навещает – мы откуда знаем? Отец Алексея старше меня, поэтому не знаю… А вообще, у нас в Кулатке много чего интересного, много знаменитых родичей. Ну, кроме этого. Живём мы, слава Богу, хорошо, народ не бедствует. Пенсию получаем, держим телёнка, кур, гусей. Жалко только, что молодежь уезжает, работы для неё нет. Зато в Кулатке только шесть мечетей! Остаётся молиться и плясать

 

«Людей к нему не подпускали»

Удалось поговорить и с дальним родственником Улюкаевых, местным краеведом Ханифом Ахеджановичем Насыровым.

– Они жили в Москве, в Кулатку ни разу не приезжали. Один раз только этот Алексей приехал. Мой брат был женат на родной сестре отца этого Алексея Улюкаева. Он уж давно умер, 27 лет как. Брат был работником банка. Больше ничего не могу сказать. Знаю только, что этот министр абсолютно ничем не помогал ни селу, ни людям. Когда же Алёша приезжал к нам в село, я даже пришёл тогда, чтобы поговорить. Но не получилось, не пустили. Вообще все родственники Улюкаевых работали у нас здесь учителями, просто другой работы не было. А я работал в городской администрации. Алексею надо было тоже по нашим стопам идти. Был бы учителем, ходил бы сейчас на свободе…

Под занавес удалось переговорить с главой муниципального образования «Старокулаткинский район» Эдуардом Ганеевым.

– Настоящих родственников Улюкаева у нас действительно почти нет. Бабушку его похоронили три года назад. Она была старшей сестрой деда Алексея Улюкаева. На её похороны приезжал отец Алексея Вали, или Валентин, как он себя потом назвал. Он приехал один. Правда, как-то приезжал к нам и второй брат дедушки Алексея Хусаин. Отец его всё ещё преподаёт в сельхозакадемии. Сам Алексей был у нас здесь при губернаторе Шаманове. Он тогда приехал как представитель внешнего управления Ульяновской области по финансовой части. Тогда было очень тяжёлое состояние Ульяновской области, и Министерство финансов РФ ввело внешнее управление. И он в Ульяновске был, помогал Шаманову. Занимался месяца два антикризисными делами, политикой. И в это время к нам заезжал. Приехал. Посмотрел на родительский дом, народ около него скопился, но людей к нему не подпускали. Был часа два-три, ни с кем не пообщался, и уехал. Когда мы про эту историю с арестом услышали, нам тут всем было неприятно. Ничем, конечно, он нам не помогал, но все же был министром. Помню, как-то я даже общался с нашим сегодняшним губернатором Сергеем Морозовым, то спросил его: вы там, дескать, в больших кругах общаетесь, может, зайдёте к Улюкаеву, он же наш, со Старой Кулатки… А губернатор тут же окоротил меня – сами, дескать, справимся…


Автор:  Анна РАЧИНСКАЯ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку