НОВОСТИ
Основателю «Русского продукта» Ольге Миримской грозит двадцать лет
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Спасение спасателей – дело рук самих спасателей

Спасение спасателей – дело рук самих спасателей

Спасение спасателей – дело рук самих спасателей

СЕРГЕЙ КОСЫМОВ, ПОЖАРНЫЙ-СПАСАТЕЛЬ

Автор: Леся ДУДКО
02.11.2021

С автором газеты «Совершенно секретно» связался спасатель, а точнее начальник караула одной из пожарных служб в Самарской области. Мужчина попросил журналистов придать огласке ситуацию с происходящим в его части, потому что все официальные письма и обращения, отправленные до этого чиновникам и депутатам, не получили отклика. Лишь однажды, в период предвыборной кампании в Госдуму, от депутата Александра Хинштейна пришел ответ с обещанием разобраться, но воз и ныне там. Редакция «Совершенно секретно» провела свое собственное расследование.

Сергею Косымову 41 год. Он живет с женой и дочерью в селе Большая Каменка Красноярского района Самарской области. А работает в соседнем селе Большая Раковка, там расположена пожарно-спасательная часть 83 (ПСО 41).

22 ТЫСЯЧИ НА РУКИ, И НИ В ЧЕМ СЕБЕ НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕ

Сергей рассказывает, что еще в детстве решил, что хочет быть пожарным. Потом служил в армии в соответствующем подразделении. И оттуда ушел прямиком в пожарную часть. Сегодня Косымов уже начальник караула, в его подчинении три человека. «Мы работаем сутки через трое. При любом выезде я за все отвечаю. Уже больше десяти лет в этой части и 20 в профессии. Устал от несправедливости. И никого не боюсь. Я все вам расскажу. Не знаю, что, правда, потом будет. Не получилось дозвониться президенту в этом году на «Прямую линию» – очень была перегружена. В восемнадцатом году сотрудник из нашего региона дозвонился и пожаловался на низкие зарплаты. Ему пообещали разобраться. Но тут, на местном уровне, насколько мне известно, его просто вынудили потом уволиться».

Стоит сказать, что пожарные спасатели регулярно звонят на «Прямую линию». В июне 2019-го пожарный из Калининградской области Станислав Каукачикас рассказал Владимиру Путину о низких зарплатах. Президент ответил, что «это предмет для разбирательства соответствующих инстанций», и сообщил, что государство выделит средства, и уровень дохода спасателей значительно будет увеличен.

Сергей Косымов из Самарской области говорит, что получает 22 тысячи рублей в месяц на руки, а его подчиненные 13. Они, по словам Сергея, «месяц-два работают, а потом увольняются». «Денег, конечно, не хватает. У меня коммуналка только 7 тысяч рублей, ребенку что-то купить. Мы никуда не ездим. Ни в какие отпуска», – рассказывает начальник караула пожарно-спасательной части 83.

«Полгода назад два брата от нас уволились, – говорит Сергей Косымов, – одному около 30 лет, второму 24. Из-за зарплаты. Потом они устроились работать в Самаре водителями маршрутки. Там по плану у них выходит где-то 3–4 тысячи рублей в день. Два через два работают. Я знаю, что в МЧС больше зарплаты, чем у нас. Там под 50 тысяч. Так они еще умудряются совмещать. В Самаре у себя сутки работают, потом к нам приходят на сутки, им как подработка. Я не пойду на это. Во-первых, от нашего села до Самары – не близкий свет. А, во-вторых, вы представляете, в каком состоянии такой сотрудник приходит на службу без сна постоянно?»

«У МЕНЯ ДЕВОЧКИ СТОЛЬКО ЖЕ ПОЛУЧАЮТ»….

Надо сказать, что пожарная часть, где работает Сергей Косымов, не относится к МЧС. Она входит в состав ГКУ Самарской области «Центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и ЧС», что в селе Красный Яр. На официальном сайте красивая цитата: «Мы не боги, мы просто спасатели. Мы не души спасаем, а их обладателей» …

Газета «Совершенно Секретно» позвонила в это ведомство. Мы связались с начальником отдела по взаимодействию со СМИ и воспитательной работе Виталием Дзнеладзе. «Знаем про нашего писателя, – начал с нами, можно сказать «с порога», разговор Виталий Вахтангович. – По зарплатам правильно он вам сказал. У меня девочки тоже так получают».

О нашем дальнейшем общении с уважаемым экспертом мы напишем чуть дальше, потому что потом речь шла еще и о других проблемах. А пока закончим с зарплатами.

В ГКУ Самарской области мы написали официальное письмо. И хотим сразу поблагодарить за оперативность – ответ в редакцию «Совершенно секретно» пришел в тот же день за подписью руководителя учреждения Виталия Исаева. Вот, что нам сообщили: «Заработная плата работников рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2008 номер 531 «Об оплате труда работников государственных казенных учреждений Самарской области, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности населения и территорий Самарской области, подведомственных Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области». В настоящее время средняя заработная плата работников противопожарной службы составляет 25 438 рублей.

На протяжении последних шести лет происходило повышение должностных окладов, так с 2015 года установлена доплата в размере 32,222 % от оклада работникам, непосредственно принимающим участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ».

Мы попросили прокомментировать вышеприведенные расчеты адвоката из Самарской области Елену Крусь, которая лично знает Сергея Косымова, потому что живет с ним в одном селе и по доброй воле помогает ему улаживать юридические вопросы с начальством. «Печально делается от того, факта, – говорит Елена Крусь, – что при расчете заработной платы используется постановление правительства от 2008 года. Дальше разберемся, что такое «средняя заработная плата. Это макроэкономический показатель, вычисляемый как среднее арифметическое значение заработных плат определенной группы работающего населения. Так вот, если брать, как говорится, «среднюю температуру по больнице», то, возможно, средняя заработная плата и составляет те самые 25 438 рублей, но заработная плата руководителя, например, около 90 000 рублей, а бойца – 13 000 рублей. И еще здесь не мешало бы отметить, что боец каждую свою смену рискует жизнью ради спасения людей, а руководитель сидит в уютном кабинете без всякого риска для себя. Очень хочется задать вопрос руководству пожарных: «А Вы бы смогли прожить на 25 438 рублей в месяц, если дома вас ждет семья?» Кроме того, цифра, которая называется, так сказать, «грязная». На карточку работнику она перечисляется за минусом НДФЛ, который составляет 13%. Поэтому на руки начальник караула получает, примерно, 22 000 рублей».

 Фото_20_06.jpg

Елена Крусь также прокомментировала вопрос о повышении должностных окладов работников Противопожарной службы Самарской области.

«Согласно запрошенным в ГКУ Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» документов, связанных с работой Косымова, на 01.10.2011 года должностной оклад был установлен в размере 8 507 рублей (допсоглашение №1 к Трудовому договору); на 01.10.2012 года – 9 017 рублей (допсоглашение №3); на 01.10.2013 года – 9 513 рублей (допсоглашение №4); на 13.01.2015 года – 11 078 рублей (допсоглашение №5); на 01.01.2018 года – 11 521 рублей (допсоглашение №8); на 31.12.2019 года – 12 372 рублей (допсоглашение №9); на 30.09.2019 года – 11 982 рублей (допсоглашение №10) (т.е. должностной оклад снижен по сравнению с предыдущим); на 01.01.2021 года – 13 052 рублей (допсоглашение №11).

 Фото_20_07.jpg

За такие «повышения окладов», учитывая сложность и опасность работы, честно признаться, становится очень стыдно. Что касается повышения должностных окладов работников в 1,03 раза, в 1,055 раза и даже в 1,0645 раза. Не очень понимаю, как расценивать такие повышения: то ли радоваться, что они есть, в принципе, то ли плакать, потому что это как плевок в душу. Путем нехитрых математических действий легко посчитать, насколько повышается заработная плата. Возьмем, например, повышение 2021 года. Должностной оклад составлял 11 982 рублей, с 1 января повысился в 1,055 раза и на сегодняшний день составляет 12 641,01 рублей. Повышение оклада аж на 659 рублей 01 копейку – радуйтесь, господа пожарные, и ни в чем себе не отказывайте!», – комментирует самарский юрист Елена Крусь.

Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Баранец комментирует «Совершенно секретно»: «22 тысячи зарплата начальнику караула – страшно, если учитывать характер работы. Это же не бумаги перекладывать слева направо в теплом кабинете. Такая работа связана с безопасностью. Если государство хочет жить безопасно, оно должно раскошелиться».

«НАДО РАДОВАТЬСЯ, ЧТО ХОТЬ НА ЛОШАДЯХ БОЧКУ НЕ ВОЗЯТ ПОЖАРНУЮ»

Но, если бы проблема с зарплатой была единственной темой нашего разговора с пожарным Сергеем Косымовым, наверное, было бы проще. Начальник караула пожарно-спасательной части 83 показал нам свидетельство о регистрации на машину, на которой выезжает на пожары, а также прислал фотографии техники. Мягко говоря, мы пришли в ужас.

«Пожарная техника у нас 1994 года выпуска, – продолжает свой рассказ Сергей, – рукава, стволы, переходники, фонарики, лестницы и так далее. Что обновляется? По документам срок эксплуатации автомобиля уже давно истек. Из-за этого мы на вызовы едем в два раза дольше, а то и в три. Вместо 10 минут мы едем, бывает, и 30. Я слышал, в 2018-м году вроде как на ремонт машины было выделено больше миллиона рублей. А ее только покрасили, получается, за эти деньги. Приезжает к нам руководство из Самары с проверками – постоянно просим дать технику. Это не только в нашей части. По всей области. Мои коллеги также жалуются: в Елховском районе Самарской области, в Борском районе. Когда бывают соревнования, (они у нас проходят в 83-й части) с людьми общаемся – у всех та же проблема».

Начальник караула Косымов вспоминает, как месяц назад в Большой Каменке ночью загорелся дом. «Это 8 километров от нашей части. Пока машина пришла, уже было поздно. Дом сгорел. Прошлой зимой тоже в Большой Каменке днем дом загорелся. Не успели доехать. Было два погибших. Мы полчаса едем эти 8 километров. Меня много, где знают, – говорит Сергей Косымов, – Приезжаешь на вызов. Смотришь на этих людей, а они на тебя сливают всю грязь из-за того, что мы долго ехали. Приходится выслушивать это мне, как начальнику караула. В глаза людям смотрю я. Жалуемся руководству, а у них один ответ: «Денег нет. Кому не нравится – увольняйтесь», – добавляет пожарный.

Военный эксперт Виктор Баранец говорит, что «пожарная техника 1994-го года, чтобы нормально функционировать, давно должна была пережить не один капитальный ремонт, вплоть до смены двигателя. Но так сложилась ситуация в России, что в некоторых частях машины и по 50 лет ходят. Как бы нам не хотелось, но, объективно, это они еще хорошо живут. Надо радоваться, что хоть на лошадях бочку не возят пожарную. А вообще здесь все зависит от пробивных способностей местного губернатора. И от того, как грамотно он распределяет деньги. Если он любит ГСУ, он находит деньги. Если нет, до свидания», – комментирует военный эксперт.

МЫ СВЯЗАЛИСЬ С ГУБЕРНАТОРОМ

Мы решили позвонить губернатору Самарской области Дмитрию Азарову, набрали на мобильный. Дмитрий Игоревич внимательно выслушал суть вопроса, но ответить не успел – на том конце провода, как будто, что-то оборвалось… Мы написали губернатору в WhatsApp. Реакция последовала незамедлительно: «Ответ будет подготовлен».

В этот же день в редакцию «Совершенно секретно» пришло письмо, сделанное по поручению Дмитрия Азарова, по ситуации за подписью и.о. руководителя Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Игоря Ткаченко. Нам сообщили следующее: «На вооружении в части находится два пожарных автомобиля на базе УРАЛ (5557) – 2010 года выпуска и на базе ЗИЛ (131) – 1994 года выпуска (требуется его замена). В настоящее время автомобили в технически исправном состоянии. В текущем году и на период 2022–2024 годы запланированы денежные средства на приобретение современных пожарных автомобилей для поэтапного обновления существующего парка автотехники Противопожарной службы Самарской области».

Еще один ответ на этот вопрос пришел в редакцию газеты «Совершенно секретно» от руководителя ГКУ Самарской области «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» Вячеслава Исаева: «Срок эксплуатации пожарной техники составляет 10 лет, с учетом капитального ремонта 15. Время прибытия пожарных к месту тушения в сельских поселениях не должно превышать 20 минут. Данное подразделение время, определенное регламентом, не нарушает. Запланированы денежные средства на приобретение современных пожарных автомобилей для поэтапного обновления парка автотехники в Самарской области. Ежегодно происходит закупка не менее трех единиц».

Во время подготовки этого материала в пожарно-спасательной части 83 засуетились. Говорят, начальнику Сергея два раза звонили из управления в Самаре, и он, якобы, «прятался», чтобы никто не слышал разговор, а потом был очень задумчивый. После уже Сергей Косымов рассказал «Совершенно секретно», что снова позвонили из управления начальнику части Александру Ломтеву, и он, будто бы, подтвердил то, что говорил Сергей про технику. «А потом начальник отряда, – сообщает Косымов, – якобы, опроверг его слова, типа, у нас все отлично. Поэтому мы теперь с начальником части плохие. Жалко, если его выгонят. Я за себя не боюсь. Его жалко, если уволят. Хороший мужик. С большой буквы» …

 Фото_20_08.jpg

То есть, что же получается, что и руководство в ГКУ и губернатор Самарской области знают ситуацию с техникой и даже планируют ее закупку, но все равно не до конца осведомлены о том, как сегодня работают пожарные, в каких условиях? Почему так происходит? Может быть, потому что, вероятно, больше доверяют красивым отчетам, нежели людям, работающим «на земле»?

БЕНЗИН В ДОЛГ У УЧАСТНИКОВ

А еще руководство области и ГКУ очень сильно удивились, когда услышали от нас, что в пожарной части вроде, как нехватка бензина. В Департаменте по вопросам общественной безопасности Самарской области «Совершенно секретно» сообщили, что «горюче-смазочные материалы для пожарных автомобилей выделяются в соответствии с требованиями нормативной документации в полном объеме. При увеличенном количестве выездов на пожары и аварии выделяются дополнительные лимиты по требованию. Случаев закупки ГСМ за личные средства работников не установлено».

В то же время начальник караула Сергей Косымов рассказывает нашей газете, что «на месяц дают 200 литров топлива. Вот сегодня 11 число (речь идет про 11 октября 2021 года. – Прим. ред.). Утром я сдавал смену, – говорит Косымов, – топлива оставался литр. В таких ситуациях мы пишем письмо в трех экземплярах на отряд, на город. На это уходит, примерно, трое суток. Все это время мы должны как-то работать. Выкручиваемся – берем в долг у частников. Завод-изготовитель, который выпустил эту машину, дает на нее техническую характеристику по расходу на километр при работе с насосом, без насоса. У нас эти нормы не соответствуют. Но главное, что на бумагах все красиво. А по факту» …

Начальник отдела по взаимодействию со СМИ и воспитательной работе ГКУ Самарской области «Центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и ЧС» Виталий Дзнеладзе говорит «Совершенно секретно», что тоже не знает про то, что бензина не хватает пожарным. Такое возможно, если вдруг случился перерасход, а на его памяти перерасход был лишь однажды, «когда трава горела».

Сергей Косымов рассказывает, как его отряд выезжал на тушение травы: «Я приезжаю на выезд. Горит трава площадью два гектара. Мне нельзя сообщать, что два гектара, потому что это уже ЧС. Я должен меньше сказать. Но ведь, если что-то случится, отвечать будет начальник караула, то есть я. В прошлом году горело почти 300 гектар поля, и практически до мата с самарским диспетчером доходило. Он говорит: «Такую площадь нельзя называть». А у меня рядом деревня. Она сгорит – на меня повесят и посадят? После того случая я постоянно ругаюсь с диспетчером – передаю по рации, как есть. Руководству это не нравится. Я как бельмо у них на глазу. Думаю, пытаются меня убрать с работы».

КОСЫМОВА «СЪЕДЯТ» НА СЛУЖБЕ ПОСЛЕ ВЫХОДА СТАТЬИ

Пообщавшись с пожарным-спасателем Сергеем Косымовым, мы поняли, насколько он смелый человек. Какая-то смесь жуткого отчаяния и полного отсутствия страха играет не на руку его начальству. Косымов умудрился еще и в суд подать. Как аттестованный спасатель он требует положенные по закону дополнительные семь дней отпуска, помноженные уже на несколько лет. «Мои коллеги боятся говорить об этих проблемах под страхом увольнения, но молчать, сил больше нет. Мы выполняем очень важную работу! Мы спасаем людей! А отношение к нам отвратительное! Думаю, что после моего обращения к вам, меня на службе «съедят», – говорит Косымов.

Не так давно стало известно, что из пожарной части № 76 в городе Верещагино Пермского края, которая финансируется за счет краевого бюджета, одновременно уволились 11 человек: водители, пожарные, командиры отделения. Местные чиновники объяснили это тем, что сотрудники «отказывались от продолжения работы в связи с изменениями организационных условий труда». Но, как выяснилось, еще в декабре 2020 года пожарные записали видеообращение Владимиру Путину, в котором пожаловались на низкие зарплаты. Спустя время руководство перевело их на новый, 12-ти часовой, график работы, создав им, вероятно, невыносимые условия.

 Фото_20_09.jpg

Что ждет Сергея Косымова из пожарно-спасательной части 83 Самарской области после нашей публикации? Будем надеяться, что ничего плохого, так как этот вопрос теперь на контроле у руководства из ГКУ Самарской области «Центра по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и ЧС» и самого губернатора Дмитрия Азарова, которые, как выяснилось, в курсе ситуации и с техникой, и с заработными платами. Возможно, им не сообщают обо всех проблемах до конца, но было бы неплохо, если бы имелась хоть какая-то обратная связь у обычных работяг с высшим руководством, тогда и вмешательство журналистов и, уж, тем более президента, никому бы не понадобилось. Кроме того, наша редакция будет следить за судьбой Сергея Косымова. Мы готовы сделать отдельную публикацию о том, как в пожарные части Самарской области прибыла новая техника и о том, что спасателям повысили заработные платы.

Фото из архива автора


Автор:  Леся ДУДКО

Комментарии


  •   суббота, 05 ноября 2024 в 00:04:55 #123777


  •   суббота, 19 ноября 2024 в 00:04:55 #123886

    Коллега все истину расказал



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку