НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ХАНДРЫ

СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ХАНДРЫ

СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ХАНДРЫ

ФОТО: АЛЕКСАНДР КЛИЩЕНКО

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
22.11.2022

Наша страна сейчас переживает непростые времена. Она задавлена санкциями, и люди пребывают в состоянии постоянного страха и неуверенности в завтрашнем дне. В первом полугодии 2022 года спрос на антидепрессанты в России увеличился на 66%. Но, как известно, лучший антидепрессант – это смех, который автоматически включает в организме выработку «гормонов радости». Вот только поводов для искреннего смеха у нас как-то совсем не стало…

В первом полугодии 2022 года спрос на антидепрессанты в России увеличился на 66% в количественном выражении и составил порядка 6 миллионов единиц. Наибольший рост спроса показали «Сертралин» (+113%), «Флуоксетин» (+90%) и «Эсциталопрам» (+79%).

СМЕХ – ЛУЧШИЙ АНТИДЕПРЕССАНТ

Но, как известно, лучший антидепрессант – это смех, который автоматически включает в организме выработку «гормонов радости». Вот только поводов для смеха у нас как-то совсем не стало…

Фото_21_21_Цир.jpg

И в подобной обстановке совершенно удивительным выглядит событие, которое произошло в Москве в начале ноября этого года.

В то время, когда все вокруг заполнено политикой и наводящими ужас сообщениями в средствах массовой информации, в России был проведен международный конкурс карикатуры «Гротеск-2022». Конкурс, посвященный цирку, веселой теме, принципиально не имеющей никакого отношения ни к геополитике, ни к однополярному миру, ни к специальной военной операции…

Фото_21_22_Цир.jpg

Почему? Да потому что цирк дарит людям смех и радость. То же самое делает и карикатура. А тот, кто смеется добрым смехом, заражает добротой и других.

А почему «Гротеск»? Да потому что гротеск (от французского слова grotesque, что значит «причудливый») – это особый жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством причудливого сочетания, казалось бы, несочетаемых вещей: реального и фантастического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного. Как сказал один из организаторов выставки Григорий Островский, «цирк и карикатура – это разные искусства, но в обоих есть понятие “гротеск”, делающее цирк более серьезным, а карикатуру – более легкой для восприятия».

Фото_21_23_Цир.jpg

Провели этот конкурс Российская академия художеств, президентом которой с 1997 года является З.К. Церетели, ООО «Новый русский цирк» (генеральный директор Е.Д. Гамбург) и Союз цирковых деятелей России, призванный консолидировать усилия, направленные на развитие цирка, поддержку свежих идей и сохранение богатейшего наследия отечественного циркового искусства.

350 РАБОТ ИЗ 36 СТРАН МИРА

На конкурс было прислано более 350 работ из 36 стран мира, в том числе из Аргентины, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Германии, Израиля, Индии, Индонезии, Ирана, Италии, Кипра, Китая, Колумбии, Кубы, Македонии, Марокко, Монголии, Перу, Румынии, Сербии, Сирии, Турции, Украины и Хорватии.

Конечно, не было работ из США и Великобритании. Но не беда, эти страны никогда не были сильны в юморе (во всяком случае, в том, что под юмором принято понимать у нас). И кто после этого скажет, что Россия находится в полной изоляции?

Лучшие работы были отобраны для экспозиции в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» на Пречистенке.

Огромную роль в том, что подобное мероприятие стало возможным, сыграл признанный мэтр карикатуры И.А. Смирнов – с 2012 года действительный академик Российской академии художеств по отделению графики. Кстати, первая карикатура у этого удивительного человека была опубликована в 1971 году в газете «Красная Звезда». А сейчас он – победитель множества конкурсов, член Французской академии карикатуры, заметная фигура в отечественном профессиональном сообществе художников-карикатуристов.

Фото_21_25_Цир.jpg

Главным «мотором» и идейным вдохновителем проекта выступил Валентин Дружинин, который изготовил призы для финалистов выставки-конкурса. Он – член Союза художников СССР, завоевал более 80 международных карикатурных наград, провел 15 персональных выставок в странах СНГ и за рубежом.

Неоценимую помощь в том, чтобы проект состоялся, оказал ему главный художник газеты «Совершенно секретно» Александр Клищенко.

Выставка на Пречистенке открылась 1 ноября, и там можно было увидеть рисунки не только от признанных мастеров-карикатуристов, но также от юных художников из Уральского клуба «Клюква» и Казанской школы карикатуры МПК «Радость» (кстати, самому молодому участнику выставки всего 6 лет).

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА

В день открытия выставки состоялась и церемония награждения. Гран-при «Гротеска-2022» получил Темур Козаев из Москвы. Между прочим, художник газеты «Версия», которая в свое время входила в холдинг «Совершенно секретно».

Фото_21_24_Цир.jpg

Карикатура-победитель Темура Козаева великолепна: она показывает, что стабильное (казалось бы) положение двух конкурирующих правителей может легко рухнуть по воле простого клоуна, шута или буффона (странствующего комедианта). Философия этого рисунка понятна: клоуны и шуты всегда символизировали обратную сторону мудрости, достоинства и серьезности, которые могут мгновенно обратиться в фарс.

Фото_21_27_Цир.jpg

Приз «Золотой Буффон» достался Борису Эренбургу из Израиля. «Серебряный Буффон» получил Болем Сатьянараяна (Индия), а «Бронзовый Буффон» – Андрей Попов (Россия). На выставке также были представлены работы художников, которых уже нет с нами: Валентина Розанцева, Олега Теслера, Олега Эстиса и Александра Алёшичева. Их именами были названы специальные призы, которые получили соответственно Игорь Макаров, Максим Смагин, Михаил Серебряков и Валерий Тарасенко.

Фото_21_26_Цир.jpg

СМЕШНОЙ КЛОУН, РИСОВАВШИЙ КАРИКАТУРЫ

Об Александре Алёшичеве (1940– 2012) хотелось бы рассказать особо, ибо он являл собой неразрывное единство двух «смешных» направлений в искусстве.

Рисовать он начал с четырех лет. Рисовал все смешные сценки, которые подсматривал в жизни. А потом ему в руки попался альбом датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа, и он стал его копировать. Потом была художественная школа имени Сурикова, и после нее легко было попасть в МГАХИ имени Сурикова. Но в семье было тяжелое материальное положение, и он пошел работать на Металлургический завод «Серп и Молот».

В 19 лет Александр Алёшичев отнес свои работы в газету «Вечерняя Москва», и их напечатали. Это было началом его карьеры карикатуриста. После армии он поступил в цирковое училище на отделение клоунады.

В итоге, А.П. Алёшичев без малого 30 лет отработал в цирке клоуном. Он был на гастролях во всех больших городах СССР, показывал советский цирк в странах Европы, в Японии, в Америке.

В феврале 1990 года, на пике своей славы, А.П. Алёшичев получил удостоверение внештатного сотрудника журнала «Крокодил», который в советские времена был главным сатирическим журналом в стране и имел бешеный успех у читателей. Его карикатуры были любимы читателями за легкий и живой юмор, и он неоднократно был лауреатом крокодильской премии за лучшее произведение года.

Фото_21_28_Цир.jpg

* * *

Ну, а что же касается проведенной выставки, то в планах организаторов после премьеры в Москве отправить ее по разным городам России. Ее есть, кому принять: в России сейчас 38 стационарных цирков и пять шапито.

Фото_21_29_Цир.jpg


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку