НОВОСТИ
Прокурор запросил 17 лет колонии для экс-главы департамента Минобороны за хищение и продажу леса в КНР
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Найдите пять отличий

Найдите пять отличий

Найдите пять отличий

ФОТО: АНДРЕЙ ЛЮБИМОВ/RBC/TASS

Автор: Сергей АНДИЖАНОВ
14.09.2021

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) в середине августа текущего года начала массовые проверки крупнейших торговых сетей – «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели», «Ленты» и «Магнита». Цель – определить, не является ли нынешний рост цен на продукты результатом сговора владельцев сетей.

«Проверки начаты по обращениям граждан о росте цен, а также с целью недопущения необоснованного повышения стоимости социально значимых продовольственных товаров», – сообщила пресс-служба ФАС.

Отметим, что в случае обнаружения антиконкурентного сговора компаниям может грозить оборотный штраф до 15% от годовой выручки. А поскольку оборот проверяемых организаций по итогам 2020 года превышает 4 трлн рублей, то максимальный штраф для сетей может составить более 600 млрд рублей.

Но не составит.

Можно только посочувствовать Федеральной антимонопольной службе, все полтора десятилетия своего существования старательно закрывавшей глаза на откровенный захват рынка несколькими олигопольными торговыми структурами. ФАС щедро одобряла все многочисленные слияния и поглощения – «Пятерочка» с «Перекрестком» съели «Копейку» с «Патэрсоном», «Лента» – «Биллу», «Дикси» – «Викторию» с «Кварталом», «Магнит» – «Дикси». Одновременно с поражением австрийской «Биллы» стремительно сокращается число «Ашанов» – второй и последней крупной зарубежной сети, выживавшей в наших специфических условиях.

Антимонопольщиков заставили. Попросту заставили, потому что рост цен стал невыносимым. И можно быть уверенными, что они найдут множество мелких нарушений, наложат множество мелких штрафов, но главного – «антиконкурентного сговора», в просторечии картеля – не найдут. Тем более что 3 из 5 проверяемых сетей принадлежат одной структуре X5 Retail Group, а, следовательно, конкурировать друг с другом даже и не собираются. То есть объявление о проверке во многом рассчитано на простых людей, не осведомленных о собственниках крупного розничного бизнеса.

БУРЯ В ПАКЕТЕ МОЛОКА

Проверка – дело не быстрое, особенно когда проверять не хочется. Сотрудников ФАС приходится буквально тыкать носом в очевидные злоупотребления. Так, например, отчаявшись дождаться результатов проверки, руководство Молочного союза России обратилось к антимонопольщикам, чтобы понять, какого, простите, рожна наценки торговых сетей на молочную продукцию могут составлять от 50% до 150%. Чтобы вы понимали, при наценке 150% из стоимости пакета молока, скажем, в 80 рублей 8% – это НДС, 28,8 рубля – доля производителя, а остальное, 43,2 рубля – прибыль магазина! И молоко – отнюдь не какой-то уникальный товар. Так происходит и по другим категориям.

Беспрецедентный рост цен на продукты в 2021 году вызван, правда, не жадностью торговцев. Нет, волна подорожания катится по всему миру, сельхозпроизводителям выгоднее продавать товар за рубеж (в том числе и для того, чтобы меньше связываться с «Пятерочками», «Лентами» и «Магнитами»), в России намечается определенный дефицит, предприятия в меру сил пытаются повышать отпускные цены… А торговцы просто отказываются поступиться собственной маржой. Как накручивали свои 150% на молоко при закупочной цене 20 рублей, так и накручивают при 29 рублях.

Если бы торговые сети в сложной для народа ситуации просто поступились частью своей прибыли, роста розничных цен на подавляющее большинство продуктов вообще бы не было. Обычно в такой ситуации кто-нибудь жертвует частью наценки, чтобы переманить к себе покупателей от конкурентов: потери в прибыли с одного товара компенсируются увеличением оборота. Это базовый закон свободного рынка. И если он не работает, значит, рынок не свободный. И тогда, по идее, в дело должны вступать контролирующие органы.

«КАРТЕЛЬ ВИДИШЬ? И Я ТОЖЕ НЕТ. А ОН ЕСТЬ»

Генеральный директор Института повышения конкурентоспособности, в прошлом начальник Управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов сказал об этом так: «ФАС вообще не выявляет классические картели. То, что вы видите в статистике, – это главным образом сговоры на торгах. Сговоры эти порождены самой системой госзакупок, которую, собственно, ФАС и создала, она не может не генерировать сговоры. А вот классических картелей, о которых мы знаем еще из советских учебников, когда, скажем, Рокфеллеры договаривались с Морганами, ФАС не видит».

Хотя долго искать не надо. В 2018 году, например, целый ряд топ-менеджеров X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»; крупнейший акционер – структуры Михаила Фридмана) внезапно объявились на руководящих постах в «Магните», крупнейшим акционером которого стал тогда банк ВТБ. Одновременно целый ряд топ-менеджеров ВТБ заняли ключевые позиции в Альфа-банке того же Фридмана. Таких совпадений не бывает, а значит, есть основания проверить «Магнит» и сети X5 Retail Group на предмет наличия возможных неформальных договоренностей. Безусловно, ничем не лучше и не хуже их и другие федеральные сети.

Похожа до неразличимости не только ценовая политика сетей, но и их взаимоотношения с поставщиками, более всего напоминающие утонченное садо-мазо. Закупочные цены на грани рентабельности, драконовские штрафы за любую неточность, взимание платы за начало сотрудничества, за лучшие места на полках, за право изменить ассортимент, за каждый чих, максимальная отсрочка расплаты с производителем – и так далее. Из скромной обслуги на пути товара от производителя к потребителю торговля стала королевой экономики – паразитирующей королевой-маткой из мира насекомых. И неудивительно, что именно в эту отрасль ринулись всевозможные диаспоры, фактически взявшие под контроль всю российскую, но давно уже не русскую торговлю.

БЕЗ «СОСЕДНЕГО МАГАЗИНА»

Вот для этого и нужна конкуренция, господа. Когда на рынке сотня игроков, реально принадлежащих разным владельцам, общая договоренность между ними невозможна. Если какой-нибудь идиот начнет накручивать 150% на молоко, покупатели вызовут психиатра и уйдут в соседний магазин.

Но когда гигантов остается пятеро, а доля мелких конкурентов пренебрежимо мала, у акул внезапно появляется не только договороспособность, но и стремление к диалогу. Зачем воевать и конкурировать, снижая собственную прибыль, если можно ввести несложные правила игры? В нормальной жизни магазин, обкладывающий поставщиков штрафами, а покупателей наценками, существовать просто не может – и те, и другие, повторимся, уйдут в соседний магазин. А у нас в «соседнем магазине» – примерно такие же условия, лишь с некоторыми вариациями (как раз чтобы у ФАС не было формального повода прицепиться). Отличаются только вывески да корпоративные цвета.

Что делать? Идти к законодателям? Но в уходящей Госдуме, на наш взгляд, сейчас числится не менее трех десятков активных депутатов-лоббистов, де-факто работающих на торговые сети. Все поправки, хоть как-то смягчающие жесткие антиконкурентные правила, пробиваются с огромным трудом.

Ледоколом этих усилий является Ирина Яровая. Репутация – причудливая вещь! Яровая уже, видимо, навсегда останется в истории как «борец со свободой Интернета», автор «пакета Яровой», резко ужесточившего правила функционирования Сети и наказания за нарушение этих правил. Между тем, куда большее значение имеет многолетняя борьба Ирины Анатольевны с торговыми сетями, в первую очередь продуктовыми: ей удалось убрать часть запретов на разъездную торговлю (вы заметили, что в городах исчезли автолавки? это поработали лоббисты), запретить совсем уж наглые поборы торговцев с поставщиков. Но на каждую поправку уходят годы – даже статуса вице-спикера Госдумы недостаточно для преодоления мощного сопротивления торгового лобби. Так что реально спасающие от монополистов «соседние магазины» появятся в России еще очень нескоро.

* * *

«Совершенно секретно» продолжает следить за результатами текущей проверки и искренне желает инспекторам ФАС хорошего зрения и чистой совести.


Автор:  Сергей АНДИЖАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку