НОВОСТИ
Рынок отмывания денег в России  оценили в 2 трлн рублей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Скушай импортный помет

Скушай импортный помет

Автор: Таисия БЕЛОУСОВА
Совместно с:
01.08.2009
 
   
Насвай продается в виде порошка, гранул, «палочек» черного, темно-зеленого, серого, песочного или оранжевого цветов  
   
   
Торговку насваем на Казанском вокзале (в центре фото) охраняют несколько ее соотечественников. Подобную картину можно наблюдать и на других вокзалах  
   

В Россию проник новый никотиносодержащий продукт – насвай: не то заменитель сигарет, не то наркотик

 Д вадцать второго июня 2009 года в час дня на площади Казанского вокзала, от которой отправляются поезда, яблоку упасть негде. Мы с сестрой, волоча тяжелые чемоданы, с трудом находим свободное местечко. Площадку 1,5х2,5 метра с одной стороны ограждает гранитный парапет лестницы, спускающейся к камерам хранения, с другой – красно-белая пластиковая лента, с третьей и четвертой сторон – металлические барьеры. Этот пятачок пуст, лишь у парапета стоят две огромные расстегнутые сумки, забитые пакетиками с разноцветным насваем. Просим четырех молодых узбеков отойти от ограды, чтобы мы могли пробраться на свободное место. Те сразу в крик: «Туда нельзя! Там занято! Там женщина торгует!» У сумок тут же появляется землячка молодых людей – симпатичная женщина лет пятидесяти.

Легкий кайф с тяжелыми последствиями
Пристроившись неподалеку, наблюдаем, как парни шугают пассажиров. Идти на конфликт с ними никто не решается. Может быть, я и забыла бы вскоре этот случай, если бы парни не запретили пройти на площадку дедку, чей старенький пиджак украшали орденские колодки. Наглое поведение гостей столицы задело меня за живое. Проводив сестру, возвращаюсь на площадь, чтобы продолжить наблюдение.
Скоро становится ясно, что тетушка – кладовщик, ее прикрывает охрана – 4 человека, еще 12-14 крепких ребят – торговцы-офени. Набрав в каждую руку по 20-30 пакетиков с насваем, они расходятся по перронам. Во главе этой группы – трое солидных мужчин, сверкающих золотыми зубами, цепями, печатками и часами. Кстати, это троица пристроилась ко мне вскоре после того, как я пообещала «охранникам» выставить их с помощью милиции. Караулили они меня до тех пор, пока мы не пошли на посадку.
С трудом разыскав дежурного милиционера (тот представился Кисловым), спрашиваю, по какому праву торговцы насваем приватизировали часть привокзальной площади? Милиционер недовольно: «А вам какое дело?» Пытаюсь объяснить, представляюсь, но милиционер с видом страшно занятого человека сбегает от меня. Пожилая пассажирка, ставшая свидетелем этого разговора, говорит: «Да ничего вы не добьетесь, они же его купили…» Но я понимаю, что дело не в продажности милиционера. Его поведение можно объяснить только одним – насваем торгуют с разрешения высокого начальства.
Насвай (нас, нос, насыбай) – никотиносодержащий продукт, изготавливаемый в домашних условиях в странах Средней Азии, Казахстане и Киргизии. Продается в виде порошка, гранул, «палочек» черного, темно-зеленого, серого, песочного и оранжевого цветов. В состав насвая входит табак, махорка или табачная пыль, зола стеблей льна и хлопчатника, различных деревьев, гашеная известь или же птичий помет и кизяк, вода или растительное масло, порой добавляются приправы.
В Россию насвай завозят с 1994 года. Первая партия в 20 тонн предназначалась для казахов Астраханской области. Спустя десять лет выяснилось, что потребители этого дешевого зелья – не только гастарбайтеры из Средней Азии, Казахстана и Киргизии, но и российские ребятишки в возрасте от 12 до 16 лет. Цепкие щупальца насвая захватили Поволжье, Башкирию, Оренбургскую, Кемеровскую, Новосибирскую области, Красноярский край, Бурятию, Якутию, Амурскую и Магаданскую области и даже Кам-чатку.
В Москве «нас» можно приобрести как на крупных рынках, так и на стихийных базарчиках. На Домодедовском рынке торговцы приправами, узнав, что мне нужен насвай, общаются со мной, как с горячо любимой родственницей.
Объясняю, мол, муж хочет бросить курить, ему посоветовали насвай, но я опасаюсь, что он вреден для здоровья. «Дорогая моя, «нас» абсолютно безвреден, он полезен для здоровья, я сам его использую, – молодой торговец оттягивает нижнюю губу, за которой в обильной слюне плавают черные зернышки. – Вот увидите, ваш муж отвыкнет от никотина, зубы у него станут белые. Насвай можно использовать и при простуде, его в нос надо закладывать».
Покупаю 25-граммовый пакетик за 30 рублей. «Берите больше, этого хватит только на неделю», – уговаривает торговец. Дома нюхаю содержимое пакетика. На мой взгляд, положить в рот это зловонное зелье можно только под страхом смертной казни.
Рекламируя свой товар, торговец забыл предупредить меня о главном: зернышки насвая и образующуюся при его употреблении слюну ни в коем случае нельзя глотать. В противном случае отравление обеспечено. А это – тошнота, рвота, желудочные боли, непроизвольное мочеиспускание и понос.
По наблюдению врачей-наркологов, при первоначальном приеме насвая человека тошнит, но со временем подобная защитная реакция организма исчезает. Вместо нее появляется непродолжительная (5-10 ми-
нут) эйфория – помутнение в глазах, легкое головокружение, покалывание в руках и ногах, веселость. Желание вернуться к этому состоянию приводит к увеличению приемов насвая, вместо 1-2 раз в неделю человек употребляет его 7-10 раз в день.
Вопреки уверениям приветливого торговца, насвай наносит серьезный вред здоровью.
По мнению киргизских наркологов, «нас» вызывает сильную наркотическую зависимость. Длительный его прием приводит не к отбеливанию зубов, а к пародонтозу и кариесу. Поражается слизистая оболочка рта и пищевода, во рту и на губах могут появиться язвочки. Потребители насвая нередко страдают гастритом и язвой желудка. Врачи-инфекционисты утверждают, что при употреблении насвая, в состав которого входят экскременты животных и птиц, велики шансы заразиться сальмонеллезом и птичьим гриппом.
По мнению киргизских наркологов, насвай можно отнести к психотропным препаратам, действующим в первую очередь на головной мозг и центральную нервную систему. Его ежедневный прием приводит к психологической зависимости – дети становятся раздражительными, невнимательными, у них ухудшается память и работоспособность.
Согласно исследованиям Института медицинских проблем Национальной академии наук Киргизии, употребление насвая оказывает негативное воздействие на репродуктивную функцию мужчин. Независимо от длительности его употребления прекращается выработка спермы. Восстановить нарушенную детородную функцию практически невозможно.
Специалисты Республиканского онкологического научного центра минздрава Узбекистана установили, что 80 процентов больных с диагнозом «рак ротовой полости» и «рак гортани» употребляли насвай.

Наркотик для бомжей
Популярность насвая среди подростков объяснима. Сигареты, пиво и водка стоят дорого, к тому же несовершеннолетнему их могут и не продать. А 25-граммовый пакетик насвая в регионах стоит 10-20 рублей, в Москве – 25-30, купить его может даже 10-летний. Родители, как правило, узнают о пагубном пристрастии детишек к насваю, когда те на него прочно «подсели».
В целях рекламы торговцы утверждают, что продают традиционный насвай, который употребляли их отцы, деды и прадеды. Но это неправда. Сошлюсь на мнение знающего человека.
55-летний таксист-частник Эргаш употребляет насвай 35 лет. Умереть от рака не боится. «Мой дедушка умер в 102 года, отец – в 88 лет. Но использую я только насвай, который изготавливают у меня на родине, в Самарканде, мои хорошие знакомые. В нем 30 процентов табака, 70 процентов золы дерева, похожего на вашу березу, – Эргаш демонстрирует мне баночку с темно-зеленой смесью. – Обычно 2 килограммов мне хватает на три месяца. Когда у меня раньше времени заканчивается насвай, я чувствую себя так же, как курильщик, у которого закончились сигареты: все валится из рук, злюсь, думаю только о насвае. Но покупать его на московский рынок никогда не пойду – в тот «нас» и краску добавляют, и еще что-то. Поэтому я занимаю насвай у земляков и жду, когда мне самолетом передадут с родины пакет».
На любой пачке сигарет есть информация о производителе, ГОСТе, о количестве содержащихся вредных веществ (смолы и никотина). Пакетики с насваем девственно чисты. Где, кто произвел, кто поставил – неизвестно. Тайной является и состав зелья. Ситуация парадоксальная – 15 лет насвай продается в России, но его лабораторные исследования можно пересчитать по пальцам.
Несколько раз насвай проверяли в лабораториях Госнаркоконтроля. Запрещенных наркотиков не нашли, на том и успокоились.
В мае 2005 года в Курганской области после задержания 100 килограммов контрабандного насвая его исследовали в лаборатории, где обнаружили огромное количество кадмия и свинца. Если бы не таможенники, потребителям не избежать отравлений, приводящих к поражению головного мозга, параличу конечностей, поражению почек, размягчению костей. Гражданин Таджикистана, доставивший эту отраву в Россию, сел на нары на 12 лет.
Об опасности отдельных ингредиентов насвая предупреждают врачи-наркологи из Средней Азии, Казахстана и Киргизии. Так, врач Самаркандского наркологического диспансера Вадим Юсупов в интервью сайту «ЦентрАзия» объяснил, что некогда при изготовлении насвая использовали золу верблюжьей колючки, а теперь – стеблей хлопчатника (гузопаю). Хлопчатник обрабатывается ядовитыми химикатами, зола, полученная после сжигания гузопаи, – сильнейший канцероген.
В прошлом году сотрудники Южно-Казахстанского филиала ГУ «Центр судебной медицины» министерства здравоохранения Республики Казахстан провели анализ нескольких видов насвая, приобретенных на рынках Чимкента. И установили, что при его изготовлении для усиления наркотического эффекта добавлялась произрастающая в горах трава семейства эфедровых. Эфедрин и эфедрон, содержавшиеся в насе, вызывают быструю зависимость. Чтобы избавиться от нее, необходимо месяцами лечиться у специалистов.

Когда руки коротки
В 2001 году 8-я статья директивы ЕС №2001/37 запретила в странах Евросоюза производство и продажу любого жевательного табака, кроме классического. В 2003 году в ряде штатов Индии запретили продажу табака, употребляемого так же, как и насвай.
В августе 2004 года указом президента Туркменистана Ниязова было запрещено употребление насвая в государственных учреждениях, общественных организациях, на предприятиях, в образовательных, культурных и дошкольных учреждениях, в воинских и пограничных частях, в общественном и индивидуальном транспорте. Насвай разрешили продавать в определенных местах. (В Ашхабаде таким местом стал рынок, где торгуют скотом.) За употребление насвая в перечисленных местах был назначен большой штраф – около 85 долларов, за незаконную торговлю – 170 долларов.
В мае 2008 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов (бывший министр здравоохранения) в рамках программы «Здоровье» издал новый указ по насваю. Теперь за его изготовление, потребление, хранение, приобретение, перевозку и пересылку с целью сбыта придется уплатить штраф от 50 до 500 долларов. Лица, привлеченные к административной ответственности дважды, в третий раз будут выплачивать штраф от 8,6 до 17,3 тысячи долларов, или же будут наказываться исправительными работами на срок до 2 лет или лишением свободы до года.
Нашествие насвая в регионах России встретили по-разному. Местные власти – на стороне школ и родителей, борющихся с насваем, но дальше моральной поддержки дело не идет. Правда, в СМИ я неоднократно встречала упоминание о том, что в Татарстане торговлю насваем запретил сам президент. Позвонила в республиканское министерство здравоохранения и в УФСКН по Татарстану. Увы, информация не подтвердилась.
В Роспотребнадзоре (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) о насвае ничего не знают. Пресс-секретарь г-на Онищенко заявила, что этим должно заниматься МВД.
А МВД давно уже расписалось в бессилии. Родителей, которые обращались в милицию за помощью, которые надеялись, что она защитит их детей от насвая, уверяют, что оснований для пресечения торговли не существует. Хотя при желании законные основания найти можно – это и отсутствие регистрации, санитарной книжки, накладных с указанием поставщика, торговля вблизи школы. За все перечисленные нарушения можно назначить штрафы и как-то приструнить торговцев. Бездействие милиции заставляет отчаявшихся родителей устраивать самосуды. Такие случаи уже были.
Что до управлений ФСКН РФ, единой позиции по отношению к насваю у них нет. В Бурятии, Башкирии, Амурской области, Якутии наркополицейские вместе с наркологами, педагогами, священнослужителями выступают в СМИ с разъяснениями о том, какой вред приносит насвай, просят сообщать о местах продажи, пытаются законными методами воздействовать на торговцев.
А в большинстве регионов страны наркополицейские умыли руки: нет насвая в списке наркотических веществ, вроде как не их головная боль. А был и вовсе вопиющий, на мой взгляд, случай. В интервью газете «Молодость Сибири» начальник УФСКН РФ по Новосибирской области Владимир Ильин заявил: «В насвае нет никакого вреда для здоровья. У меня есть знакомые, которые употребляют насвай, и я не считаю их наркоманами. Они вполне адекватные люди. Насвай – это то же, что и сигареты, о вреде которых все знают, но все равно дымят».
 
Найти управу на насвай
В настоящее время в Россию завозится насвай из Казахстана, Киргизии, Таджикистана. По неофициальным подсчетам, в год легально поставляется 200-250 тонн. Сколько ввозится контрабандой – поди подсчитай. Коль в состав насвая входит табак, его следовало бы отнести к табачным изделиям и обложить акцизным налогом. Однако ввозится он в Россию под видом сельхозпродукции. (В 2000 году Минсельхоз РФ присвоил насваю ОСТ 10263200).
За что такие льготы? Я попыталась выяснить это у генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Вадима Желнина.
– Я не могу уверенно говорить, что насвай нужно запрещать, потому что этот продукт употреблялся в Средней Азии веками, там есть какая-то культура. Но контроль ввести за ним необходимо. 26 декабря 2009 года вступит в силу «Технический регламент на табачную продукцию», принятый Государственной думой. По нему на всю табачную продукцию, в том числе и на насвай (он впервые упомянут в нашем законодательстве), должны быть поданы в определенные органы декларации соответствия, где прописан производитель. По этому же регламенту данные о составе табачных изделий должны ежегодно подаваться в Минздравсоцразвития. Нормативов на нюхательный и сосательный табак не существует, но на пакетиках насвая должно быть название производителя, место производства и предупреждение о вреде употребления. Если торговцы насваем не выполнят этих требований Технического регламента, то они могут быть удалены с рынка. Правда, я не очень понимаю, как они будут подавать декларации о соответствии, и еще меньше понимаю, как будет подаваться список ингредиентов. На мой взгляд, есть много оснований к тому, чтобы начать рассматривать вопрос о запрете или ограничении употребления насвая. Но делать это надо на законных основаниях».
По Техническому регламенту при изготовлении насвая могут использоваться только пищевые продукты и добавки, а также ароматизаторы, законодательно разрешенные для использования в российской пищевой промышленности. При подаче декларации о соответствии в первую очередь будут обращать внимание на протоколы испытаний продукта, проведенных в специальной аккредитованной лаборатории. На стадии продажи продукта предусмотрено проведение госконтроля. На упаковках насвая или вкладышах появится информация о подтверждении соответствия, наименование и адрес изготовителя, а также надпись: «Это табачное изделие вредит вашему здоровью». Но проблема не только в пробелах законодательства. О вреде насвая для здоровья подростков мы знаем лишь из выступлений иностранных наркологов и сотрудников их министерств здравоохранения. Наше Министерство здравоохранения и социального развития помалкивает. Чтобы подвигнуть его на какие-то шаги, звоню первому заместителю председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Николаю Федоровичу Герасименко.
Рассказываю о том, что мне удалось узнать о распространении насвая в стране, о ребятишках, подсевших на это зелье, о водителях столичных маршруток, которые с насом за губой возят пассажиров. Герасименко понимает проблему с полуслова:
– Комитет Госдумы по охране здоровья перерабатывает Закон «Об ограничении потребления табака», принятый в 2001 году. Скоро появится его новая редакция под другим названием – «Об употреблении табака». В правилах продажи будут введены ограничения по возрасту, и насвай, как и другие табачные изделия, запретят продавать лицам младше 18 лет. Кстати, вы первый журналист, который поднял эту проблему.
– Да нет, в регионах коллеги много писали о насвае, только вот их статьи в Москве, видимо, не читают.
– Проблема действительно серьезная. Мы обязательно обсудим ее с членами рабочей группы, занимающимися переработкой закона.
– Сегодня насвай никого не интересует: ни Роспотребнадзор, ни Госнаркоконтроль, ни МВД, ни Минздравсоцразвития. 15 лет его ввозят в Россию, а мы не знаем ни его состава, ни влияния на психику детей. Давно назрела необходимость закупить насвай в разных регионах и провести серьезное исследование данного товара.
– Напишите мне письмо. На его основе я составлю запрос в Министерство здравоохранения и социального развития. Надеюсь, что после этого насвай изучат.

P.S. 1 июля, в час дня, я вновь появилась на Казанском вокзале. Милиции – видимо-невидимо. Вероятно, шла какая-то операция. Но узбекская тетушка была на своем рабочем месте. Правда не с огромными сумками, а с двумя скромными пакетами. Рядом с тетушкой торговал насваем паренек лет шестнадцати. Остальные офени невдалеке дожидались окончания милицейской операции. Сфотографировать тетушку анфас не было никакой возможности. Решила заснять ее с тыла. Тут же появилась верная охрана – вначале четверо, потом еще двое. Делая вид, что осваиваю фотоаппарат, снимала голубей, толпу пассажиров. Когда гости столицы принялись буравить меня взглядами, поняла, что неприятностей не избежать. Пошла к метро. У входа – чумазый паренек лет двенадцати: нижняя губа оттопырена, в глазах – муть, время от времени лихо плюется во все стороны. «Вот еще одна жертва насвая», – с тоской подумала я. И тут перед глазами всплыла картинка с торговцами-офенями. «Не может быть», – подумала я и быстро вернулась на площадь. Нет, зрительная память меня не подвела! Офени, рекламирующие насвай как лучшее средство от курения, смолили сигареты.


 Таисия Белоусова

Автор:  Таисия БЕЛОУСОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку