НОВОСТИ
Основателю «Русского продукта» Ольге Миримской грозит двадцать лет
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

Мы домой не летим

Мы домой не летим

ФОТО: ДОНАТ СОРОКИН/ТАСС

Автор: Полина ДЕЛИЯ
05.08.2020

Пандемия поставила экономику на паузу. Мир замер в ожидании возврата к обычной жизни. Новости об открытии летних веранд кафе и ресторанов, возобновлении работы театров, кинотеатров и концертных площадок, перезапуску фитнес-клубов и бассейнов воспринимаются с воодушевлением не столько посетителями, сколько самими предпринимателями. Но пока одни теряли в деньгах от вынужденного простоя, другие умудрились заработать на этом ожидании. О том, с чем столкнулись пассажиры объявленных, но так и не состоявшихся рейсов, рассказывает корреспондент «Совершенно секретно».

Россия прекратила регулярное и чартерное авиасообщение с другими странами 27 марта 2020 года. Исключение составили вывозные рейсы для возвращения россиян из-за границы, а также отдельные полеты по поручению правительства. Известная в общем история. Но о том, как сейчас обстоят дела с международными пассажирскими авиаперевозками известно гораздо меньше.

ПЛАНЫ ВПЕРЕДИ САМОЛЕТА

Новости о возобновлении авиасообщения появились еще в начале июня этого года. По поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина ограничения на въезд и выезд из страны были сняты 8 июня. «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник сообщил о планах российских авиакомпаний возобновить рейсы за рубеж уже 15 июля. Позже о возможном возобновлении авиасообщения в июле сообщили РИА Новости со ссылкой на Минтранс. Даже отдельные комментарии, что авиасообщение будет возобновлено при условии стабильного сокращения числа зараженных и с соблюдением строгих санитарных правил на борту, не вызвали сомнений. В июле уж точно все должно было быть хорошо! Да и билеты на международные рейсы появились в продаже. Россияне, которых пандемия заставила остаться за пределами родины, засобирались домой, в Россию.

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ПРОДАЖ

Билет на рейс Мальпенса-Жуковский я купила у авиакомпании «Уральские авиалинии» как раз на фоне этих благополучных новостей. €24 – вполне обычная цена билета за месяц с лишним до вылета, вылет должен был состояться 14 июля этого года. За две недели до рейса авиакомпания прислала мне уведомительное письмо с информацией о полете. Согласно указаниям Минтранса России теперь пассажиры допускаются на борт только в медицинских масках и защитных перчатках, снимать которые не рекомендуется в течение всего рейса, но для полетов длительностью более трех часов предусмотрена замена масок через бортпроводников. Также пассажирам будут выданы антисептические салфетки. Отдельно авиакомпания уведомила о праве отказать в посадке на рейс пассажирам без средств индивидуальной защиты или с повышенной температурой тела. Новые рекомендации выглядели убедительно. Сомнений, что рейс может не состояться даже не возникло.

Накануне вылета я проверила онлайн-регистрацию, но быстро поняла, что она недоступна. Заглянула на сайт аэропорта – на электронном табло рейс не значился, перешла на сайт авиакомпании – там рейса тоже нет. Перетряхнула электронную почту – вдруг уведомление об отмене рейса завалялось в папке со спамом? – но снова ничего не обнаружила. Попробовала дозвониться до службы поддержки и не смогла, попыталась связаться через онлайн-консультанта – снова не получила ответа, отправила письмо через форму обратной связи – тишина. Все выглядело так, будто рейса не было и не планировалось. Но деньги за несуществующий рейс списали. И не только у меня.

Быстрый мониторинг социальных сетей авиакомпании тоже не принес результата. В своих последних постах в Instagram @ural_airlines, как ни в чем не бывало, пишет о нормах провоза багажа и ручной клади, но претензии несостоявшихся пассажиров игнорируют. «С вами вообще как-то можно связаться. Онлайн-консультант не отвечает, телефон прождал 15 минут – время ожидания не меняется. Вы умерли?» – еле скрывая свое отношение к поведению авиакомпании, по-черному иронизирует в Twitter пассажир отмененного рейса. «Надеюсь, что умерли. Это единственное оправдание для них», – мрачно вторит ему другая пассажирка, которая также не добилась ответа от авиакомпании.

Мне тоже не удалось добиться от «Уральских авиалиний» решения моего вопроса. Деньги за несостоявшийся рейс мне так и не вернули, ваучер вместо возврата денег за авиабилет мне тоже не прислали. Не пришло даже банального уведомления об отмене рейса, не говоря уже об извинениях от авиакомпании. Единственное, что мне удалось добиться от авиакомпании – получить короткий комментарий. «Данный рейс отменен в связи с закрытием границ», – ответили с официального аккаунта «Уральских авиалиний» на Facebook. Вопрос – зачем нужно было открывать продажи на отмененные рейсы? – так и остался открытым. Как и вопрос о возможности вернуть деньги.

А потом я обнаружила, что от преждевременного открытия продаж авиабилетов пострадали не только пассажиры «Уральских авиалиний».

БИЛЕТЫ НА НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕЙСЫ

Несинхронность в запретах на международные полеты, преждевременные новости о возобновлении полетов и запоздалое информирование в сфере международных авиаперевозок привели к ряду похожих друг на друга историй, которыми обманутые пассажиры делятся в соцсетях и создают чаты, где спрашивают друг у друга совета. Отдельно стоит отметить, что пострадавшие – это не какие-то нетерпеливые туристы, а люди, которые живут и работают в других странах. Для многих из них эти несуществующие рейсы, на которые авиакомпании без зазрения совести продавали билеты, испортили все планы.

Ольга З. рассказывает, что им удалось купить билет Милан-Москва с пересадкой в Кишинёве: «Приехали в аэропорт, пришли на регистрацию. Но нас не зарегистрировали, сказали, что с сегодняшнего дня летать транзитом через Молдову можно только с гражданством Молдовы, а остальным – нет». Решать их проблему в аэропорту никто не стал, с энной попытки дозвониться до службы поддержки авиакомпании Air Moldova им удалось выбить замену билета на ту же сумму, но на другую дату и направление. «Нас просто бросили на произвол судьбы с кучей чемоданов, – рассказывает Ольга, – с квартиры мы уже съехали, апартаменты сразу заняли, а мы остались в подвешенном состоянии...»

С проблемой на аналогичном направлении столкнулся и Егор К. Он приобрел билет на стыковочный рейс Москва-Кишинёв-Милан авиакомпании Air Moldova, но в итоге полет из Кишинёва в Милан отменили. Пассажир признается, что ему повезло выяснить это еще в Москве, а не уже по приезду в Молдову. «Я отдал за этот рейс 17500 рублей, но авиакомпания предложила вернуть сразу только 3500 рублей или as much as possible в течение трех месяцев», – говорит Егор. В качестве варианта ему предложили доплатить еще 26 тыс. рублей и получить рейс с тремя пересадками, но уверенности в том, что эти рейсы состоятся, тоже не было. Обманываться дважды несостоявшийся пассажир не стал и от «щедрого» предложения авиакомпании отказался. Он считает, что гарантий в это время никто дать не может, но не понимает, зачем надо было открывать продажи на заведомо отмененные рейсы. Вдобавок выяснилось, что номер его бронирования вообще не числится у авиакомпании, впрочем, как и у многих других пассажиров, которые покупали билеты через оператора kiwi.com. Но еще интереснее, что билеты через Кишинёв все это время продавались и продолжают продаваться.

Фрида Х. дважды предпринимала несколько попыток вернуться в Россию из Италии. Рейс Неаполь-Москва авиакомпании S7 Airlines переносили дважды, но вылет так и не состоялся. Переносить рейс в третий раз авиакомпания отказалась, но пообещала в течение месяца вернуть деньги. Правда, не полностью, а чуть больше половины от стоимости билета. Фрида вспоминает, что по их расчетам выходило «пять шестьсот за удержание, две девятьсот за комиссию на возврат». Это было еще в марте, деньги до сих пор не вернули. Фрида купила еще один билет, уже компании Air France, но и этот рейс также переносили дважды и в итоге отменили совсем. В службе поддержки пообещали оформить возврат суммы полностью, но так ничего не вернули. «Воюю с ними весь день, – жалуется Фрида, – отправляют в разные инстанции по кругу: продавец к авиаперевозчику, а авиаперевозчик туда, где купили... Очень хочу восстановить справедливость, но пока мне только мотают нервы».

 Фото_14_14.jpg

ФОТО: EFREM LUKATSKY/AP/TASS

ЧЕРЕЗ МИНСК С КОМФОРТОМ

Кажется, что в таких условиях покупать билеты на самолет не имеет смысла. Однако и здесь нашлась лазейка. В конце июня Наталия А. приобрела билет с багажом на рейс «Уральских авиалиний» за 6800 рублей. Рейс, кончено же, не состоялся, а уведомить пассажиров об отмене авиакомпания даже не удосужилась. С билетом она распрощалась, как и с возможностью вернуть за него деньги. Наталия выяснила, что из Милана спокойно летает авиакомпания Belavia и купила билет в Минск. Уже оттуда она планирует добираться до Москвы, а там и домой в Воронеж.

Маршрут оказался проверенным. Возможность вернуться в Россию через Минск – самая обсуждаемая тема в чатах наших соотечественников за границей. Там ищут попутчиков до российской границы, не теряют времени и гостеприимные белорусы. Стоит только закинуть туда вопрос о том, как лучше будет добраться из Минска до Москвы, как в «личку» десятками сыпятся сообщения от предприимчивых водителей: машина комфортная, работает Wi-Fi, остановки по требованию... Смущает только цена – от 15 до 18 тыс. рублей. До Смоленска, конечно, обойдется дешевле, а если нужно только до границы, то вообще за полцены. Но с учетом того, сколько можно потерять на отмененных рейсах, даже такси до российской границы обойдется дешевле.

Варианты возвращения домой через Вильнюс или Таллин также возможны, но пользуются меньшей популярностью. Хотя до того же Санкт-Петербурга из Таллина гораздо ближе. Дело в необходимости иметь открытый шенген, а для Белоруссии визы не нужны.

ПОПАСТЬ ДОМОЙ ЛЕГАЛЬНО

Единственная официальная возможность вернуться домой – вывозные рейсы, зарегистрироваться на которые можно через Госуслуги. Но и здесь есть свои нюансы. Например, оперативно узнать о вывозных рейсах из Италии в Россию можно в телеграм-канале @rome_rf_covid19. Однако на ближайший рейс, который состоится 30 июля из Рима в Москву, будут допущены не все, а только жители Москвы, Московской области и нескольких российских регионов. Что делать остальным россиянам, которым тоже нужно вернуться домой, не уточняют.

 Фото_15_14.jpg

ФОТО: ВАЛЕРИЙ ШАРИФУЛИН/ТАСС

Стоимость перелета — €200. Не самая выгодная цена на этом направлении, но выбирать не приходится. Вдобавок можно воспользоваться договоренностью о взаимозачете между авиакомпаниями и улететь в счет имеющегося билета S7 Airlines, «Уральских авиалиний» или «Победы». Во всех остальных случаях перелет будет платный.

Отдельно стоит отметить, что вывозные рейсы оказываются платными не на всех направлениях. Ксения Ж. делится своим опытом возвращения домой с Бали: «Когда мы окончательно решили, что хотим в Россию, муж поехал на встречу с консулом и оставили свои данные. Как только появился очередной вывозной рейс, мы заполнили анкету на Госуслугах, еще раз встретились с консулом, и он сообщил, что вывоз нашей семьи будет бесплатным, нам нужно только написать заявление. По прилету в Москву нас отправили на обсервацию в Подмосковье в Отель 4*, куда нас доставили сразу с аэропорта на мини-автобусе. Всей семьей нас определили в большой и красивый номер с чудесным видом из окна. Кормили трижды в день очень вкусно и разнообразно. Так мы провели ровно 14 дней».

Обязательную изоляцию для прибывших из-за рубежа отменили с 15 июля.

ЧТО ДОЗВОЛЕНО ЮПИТЕРУ….

Между тем во время прерванного международного авиасообщения из-за пандемии коронавируса полеты все равно совершались. Так власти предержащие, элита, топ-менеджеры и российские олигархи, хотя пресс-секретарь Президента РФ Песков утверждает, что последних в России нет, спокойно летали в другие страны и возвращались обратно. При этом билеты были, а авиакомпании пытались хоть как-то поправить свое экономическое положение за счет частных рейсов. Билеты стоили дорого на такие рейсы. И это при том, что границы были закрыты, а авиаперелеты запрещены. Как говорится: Quod licet Jovi, non licet bovi (Что позволено Юпитеру, не позволено быку). Так самолет Bombardier Global 5000 с бортовым номером M-SKSM, который принадлежит офшору из Белиза, во время пика пандемии «челночил» между Россией и Европой и другими странами. Как сообщает оппозиционное издание «МБХ медиа», на этом самолете передвигается супруга бывшего премьера РФ Дмитрия Медведева Светлана. По данным сервиса ADSB Exchange, отслеживающего полеты в режиме реального времени, 22 июля этот бизнес-джет вылетел из Москвы (Внуково) в 12:02 (мск) и приземлился в швейцарском городе в 14:59. И это несмотря на то, что на текущий момент авиасообщение между Россией и Швейцарией по-прежнему приостановлено.

Издание также отмечает, что 20 июля борт летал на Кипр и Милан, а затем вернулся в Москву. 1 июля самолет был в Барселоне.

СМИ многократно сообщали, что, несмотря на карантин из-за коронавируса, самолеты, связанные с главами госкомпаний и близким окружением Президента РФ Владимира Путина, продолжают летать за границу. В их числе называли бизнес-джеты, на которых передвигаются Игорь Сечин, Аркадий Ротенберг, Игорь Шувалов.

Так что вывод делайте сами.

* * *

Сейчас международное сообщение в России практически отсутствует. По сути, речь идет только о единичных рейсах, в основном частных, да и то вывозных. При этом внутреннее сообщение не прекращалось ни на день. Последние правила въезда в Россию, которые обнародовал Роспотребнадзор, гласят, что въезжать в страну можно либо уже со справкой, либо под обязательство в течение трех суток сдать тест на COVID-19 или отсидеть две недели на самоизоляции. Аналогичные правила касаются и россиян, отправляющихся за границу. Всевозможных ограничительных процедур придумано достаточно, но открывать границы не торопятся. В очередном списке стран, граждан которых Евросоюз готов допустить на свою территорию, России снова нет. Нет и ясности в сроках открытия границ для регулярного авиасообщения. Но билеты домой на август уже в продаже — и с пересадками, и прямыми рейсами. Гарантий, что они состоятся, все еще нет.


Автор:  Полина ДЕЛИЯ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку