НОВОСТИ
Игра «Отряд 22: ZOV» появится уже в конце этого года
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Россия против наследства

Россия против наследства

Россия против наследства
Автор: Ирина ЧЕВТАЕВА
Совместно с:
25.02.2014

Как государство оставляет людей без имущества

В Конституции России сказано, что «право наследования гарантируется». На практике выясняется, что этой гарантией могут воспользоваться далеко не все граждане. И не всегда. Адвокат Вадим СЕМЕНИХИН в интервью газете «Совершенно секретно» рассказал о том, как многие жители России лишаются своего наследства, так и не узнав об этом.

– Как сейчас работает конституционная норма, гласящая, что «право наследования гарантируется»?

– Сейчас это просто декларация. В Гражданском кодексе России мы сталкиваемся с такими положениями, которые серьезно ограничивают эту норму. Например, согласно статье 1154 Гражданского кодекса право наследования гарантируется, но только в течение шести месяцев. То есть успел прибежать к нотариусу в течение полугода – получи наследство, не успел – свободен. Если спустя полгода претендентов на наследство не появляется, то считается, что их просто нет. Имущество становится выморочным и передается государству. Но ведь надо учитывать, что за это время узнать об открытии наследства могут только очень близкие родственники. А если их нет? По закону наследниками могут быть и родственники пятой степени родства – например, двоюродные дяди и тети. Они об этом знают? Нет. Но разве это справедливо – отдавать имущество государству, когда есть законные наследники? Для сравнения: самый маленький срок розыска наследников в Европе – 5 лет в Дании, в штате Калифорния в США – тоже 5 лет. При этом там можно истребовать имущество и после этого срока. У нас этого всего нет.

– Почему в России срок ограничен до полугода?

– Эта норма в наш Гражданский кодекс была перенесена из Гражданского кодекса 1964 года, а он, в свою очередь, строился на базе того опыта, по которому страна жила в послевоенный период. Но тогда практически ни у кого не было частной собственности, и 6 месяцев были введены в норму просто для того, чтобы указать хоть какой-то срок. Но как можно было сделать это нормой и для следующего века, когда сейчас у нас частная собственность превалирует и людям есть что оставлять?

– Не считаете ли вы, что эта норма была введена как раз для того, чтобы как можно больше имущества переходило государству?

– Если сравнить с доходами от продажи нефти, то, конечно же, это мелочь. Я обращался в Министерство финансов с вопросом о том, сколько денег таким образом попадает государству, но там мне ответили, что подобной статистики у них нет. К сожалению, закон писали люди, не являющиеся специалистами в этой отрасли права, поэтому в нем появились как смысловые, так и элементарные технические ошибки.

– При этом в статье 1155 Гражданского кодекса говорится, что если наследник пропустил срок принятия наследства по уважительным причинам, то он может получить имущество. Работает ли эта норма?

– Такая норма есть, но она пустая. Если человек уже спустя полгода узнал, что он является наследником, то он обращается в суд для продления срока принятия наследства. Суд продлевает этот срок, если у человека есть уважительная причина – был в экспедиции, например, или просто не знал. Он вообще мог быть не знаком с наследодателями. После решения суда человек обращается к нотариусу и получает право на свою долю в наследстве. Но между правом на наследство и наследством в натуре нельзя ставить знак равенства. Ведь, например, квартира к тому времени уже могла перейти муниципальным властям, а те сразу отдали ее очередникам. Очередники законно ее получили? Законно. Но и у наследника есть законные права на нее. Получается конфликт интересов. Или есть два брата, один из которых просто не знал о наследстве, например, на Севере работал. Он возвращается, идет в суд восстанавливать пропущенный срок, ему говорят: да, вы наследник и имеете право на свою долю в наследстве. А брат ему говорит: квартиру я продал, а денег больше нет – потерял, пропил, потратил – да все что угодно. Он законно получил имущество? Законно,  нотариус выдал ему свидетельство о праве на наследство. Он законно его потратил? Конечно! Получается, что да – ты наследник, но что толку?

– Кто должен искать наследников и сообщать им о том, что они могут претендовать на имущество?

– К сожалению, у нас в стране нет института розыска наследников, и поэтому никто никого искать не должен. Схема очень простая: нотариус получает дело и просто ждет. Если к нему никто не обратился, то он проводит мероприятия по передаче имущества государству. Приведу один распространенный пример. Открылось наследство, к нотариусу с заявлением о принятии наследства обращается двоюродный брат или сестра наследодателя. Нотариус в лучшем случае спрашивает: «Другие родственники есть?» Получает ответ: «Мне о них ничего не известно». «Ну и хорошо», – говорит нотариус и через 6 месяцев выдает обратившимся к нему гражданам свидетельство о праве на наследство. А эти «наследники» прекрасно знают, что в этом же городе живет племянник  наследодателя, то есть наследник более близкой степени родства, но они никогда не скажут об этом нотариусу, потому что в этом случае они ничего не получат. В результате надлежащий наследник остается без наследства, а люди, не имеющие права на это наследство, приобретают право на чужое имущество обманным путем. Это уже диспозиция статьи 159 УК РФ («Мошенничество»). И происходит это с молчаливого согласия нотариуса

– Могут ли на этом наживаться и сами нотариусы?

– Должность нотариуса подразумевает вполне достойную зарплату. Кроме того, существуют достаточно жесткие меры по отношению к недобросовестным нотариусам, включающие такие, как лишение статуса нотариуса и уголовную ответственность, хотя возможности для злоупотреблений имеются. Включение в новый закон «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ» нормы, обязывающей нотариуса расследовать родословную семьи наследодателя и принимать меры к розыску наследников, значительно улучшит ситуацию.

– То есть право наследования сейчас гарантируется только тем,  кто успел к нему вовремя прийти?

– Действительно, конституционные гарантии предоставляются только им. Остальные, а их сотни тысяч, лишены этих гарантий, то есть государство не гарантирует им права наследования. Надо все же признать, что нотариусы сделали первый шаг к розыску наследников. У них есть положение, согласно которому им рекомендуется выкладывать сведения о наследствах, где нет наследников, в Интернете. Для этого есть специальные ресурсы: сайт Московской городской нотариальной палаты, Московской областной нотариальной палаты. Но это один маленький шаг в нужном направлении. Розыск наследников – это целый комплекс мероприятий, и заниматься этим должны профессионалы. Даже когда эту работу выполняют специалисты, розыск может затянуться на несколько лет.

– Что нужно сделать, чтобы в России появился институт розыска наследников?

– Во-первых, нужно увеличить срок принятия наследства минимум до 5 лет – это достаточный срок для того, чтобы разыскать наследников. Сейчас только около 5% людей хорошо знают своих дальних родственников. В России в ХХ веке было много событий: революция, войны, освоение целинных земель, великие стройки – людей раскидало по стране. Кроме того, сейчас закон построен таким образом, что нотариусу все равно, кому передать имущество – наследникам или государству, а это неправильно. Я не говорю, что нотариусы сами должны бегать и искать наследников. Необходимо просто создать структуру, которая будет заниматься розыском наследников и куда смогут обращаться нотариусы. Я сам долгое время этим занимался – сначала в течение 10 лет в Инюрколлегии, а потом самостоятельно. То есть по запросу из-за границы мы искали наследников в России. Там ведь работает этот институт: например, нотариус во Франции не может закрыть дело и просто передать имущество государству, пока не проведет мероприятия по розыску наследников. В России я сам готов создать организацию, которая будет заниматься розыском наследников, для этого даже не понадобится никаких бюджетных денег.

– Вы пытались продвигать свою идею? Связывались ли вы с чиновниками?

– Донести что-то до наших законодателей – это вообще сложно. Я прилагал очень много усилий к тому, чтобы они хотя бы ошибки в законе исправили, это же очень просто сделать. Но реакции не было никакой. Мне на письмо ответили, что я не имею права законодательной инициативы. Так я это знаю! Я же пытался обратить их внимание на ошибку, но это никому не надо. Кроме законодателей, я обращался и в органы исполнительной власти, однако все мои письма отправлялись в Минюст, где они благополучно покоятся многие годы. И все это считают настолько мелочным, когда у нас Олимпиада, нефть и газ. Я уверен, что в нашей многомиллионной стране очень много людей остались без наследства. Но они об этом не знают и поэтому совершенно не волнуются. Если так с кем-то поговоришь, все отвечают – ну какое у нас наследство? Но мы все чьи-то наследники, у всех есть родственники, все живут где-то, у них есть квартиры или пусть даже дом в деревне – он же своих денег стоит. Все это нормальное наследство. Сейчас каждый оставляет какие-то деньги, которые могут потом сильно помочь его родственникам. Люди не для того работали, чтобы потом отдать все государству.


 


Автор:  Ирина ЧЕВТАЕВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку