НОВОСТИ
Парламент Абхазии проголосовал против захода российских строительных олигархов на территорию страны
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ДА БУДЕТ СВЕТ

ДА БУДЕТ СВЕТ
Автор: Елена ЛОМАКИНА
Совместно с:
14.03.2015
 
Светлые улицы в вечернее время суток стали настолько привычны, что мы обращаем внимание на фонари только тогда, когда свет гаснет. Выходя на улицу вечером, мы и не думаем о том, какая глобальная сеть освещения рассеивает темноту. Залитые светом фонарей улицы уже давно стали неотъемлемой частью жизни городов.
 
А вот увидеть по-настоящему темное, звездное небо можно только находясь в десятках километров от населенных пунктов. Это касается как пешеходов, так и водителей. 
 
То время, когда городская жизнь замирала с закатом солнца, давно прошло, но вот отголоски остались. 
 
Свернув с трассы на неосвещенную дорогу, а таких в России много, можно почувствовать себя не комфортно, когда возникают из темноты звери, пролетают птицы или проходят люди.
 
Кстати, с 1 июля текущего года пешеходов обязали светиться за городом по ночам. Прогуливаясь в темное время суток вне населенных пунктов, нужна не только удобная обувь, но и одежда со светоотражающими элементами, правда касается это только проезжей части. 
 
Обязательное ношение фликеров (светоотражающие элементы, которые крепятся к одежде) уже пять лет действует в Белоруссии. Про Европу, понятное дело, можно и не упоминать, там давно пошла мода на светящихся пешеходов, даже в населенных пунктах.
 
В России был принят закон о ношении светоотражающих элементов одежды, для того, чтобы водители могли увидеть человека на трассе. Хотя на мой взгляд, такой закон нужно было вводить и на проселочных дорогах, чтобы, как минимум, нервы сберечь. Тут речь не только о водителях, но и пешеходах: идешь себе вечерком домой, а навстречу шаги приближаются — жутковато. Хотя ночью и по неосвещенным участкам ходить не стоит. 
 
Освещение улиц — удовольствие не такое доступное как ручной фонарик работающий от батареек. Автоматическое включение и выключение уличного освещения, осуществляется либо по таймеру, либо ориентируясь на показания датчика освещенности, либо вручную диспетчером.  
 
Электроэнергия не дешевая, поэтому чтобы сэкономить, часть светильников может быть отключена на ночь. Вечером и в предутренние часы включены все линии. Линия, которая включена всю ночь, называется «ночной фазой», а отключаемая линия «вечерней фазой».
 
Для того, чтобы светлыми стали тротуары, парки, скверы и остановки общественного транспорта используется рассеянное освещение. Тут в игру вступает плафон, который рассеивает лучи. Такие плафоны обычно делаются в форме шара, либо в форме цилиндра. На них устанавливаются прозрачные кольца, которые имеют рельефную форму. Мощность используемых в таких фонарях ламп составляет от 40 до 125 Ватт, в зависимости от расстояния, на котором установлены фонарные столбы друг от друга.
 
А вот чтобы осветить магистрали или другие крупные автодороги используются фонари с рефлектором. Благодаря рефлектору свет не рассеивается, а концентрируется в направлении дороги, лампы тут помощнее — от 250 до 400 Ватт. Столбы высокие, ставятся на большом расстоянии друг от друга. Второстепенные дороги могут освещаться как рассеянным, так и рефлекторным освещением. В фонари вставляется рельефный прозрачный плафон, который рассеивает лучи на дальнее расстояние. Лампы имеют мощность 70-250 Ватт.
 
Вообще, уличные фонари имеют довольно интересную историю, так как на сегодняшний день, благодаря техническому оснащению и современным возможностям, думать о том, как работает свет, не нужно — за нас уже подумали. А вот представьте, каково было выходить на улицу в кромешную тьму.
 
Как же пришла идея вынести свет за пределы дома на улицу? 
 
СПАСИБО ЛОНДОНУ
 
Мэр столицы Великобритании Генри Бартон в 1417 году отдал распоряжение вывешивать на улицу зимними, темными вечерами фонари, в которых использовалось масло и обычные свечи. Света они давали мало, но это было лучше, чем ничего. Позже появился керосин, благодаря которому стало светлее, но только в 19 веке произошел настоящий переворот в уличном освещении. 
 
Благодаря изобретателю газовых фонарей англичанину Уильяму Мердоку, в 1807 году фонари новой конструкции были установлены в центре Лондона на улице Пэлл-Мэлл. Вскоре новшество, главным достоинством которого была способность освещать большие площади, покорило все столицы Европы.
 
«Светильный газ», производился с помощью пиролиза жира морских животных: китов, дельфинов, тюленей и др.  Позже газ производили в больших объемах из каменного угля на газосветильных заводах. Главным компонентом был бензол, который открыл в светильном газе Майкл Фарадей. 
 
Ацетилен используемый в газоосветительной промышленности, из-за склонности к возгоранию при относительно низких температурах не нашел широкого применения в уличном освещении и применялся в шахтерских и велосипедных «карбидных» фонарях. Кроме того, он был дороговат по сравнению со светильным газом.
 
Также совершенствовались способы сжигания газа. С открытием минерала монацита было обнаружено его свойство — при накаливании он давал очень яркий свет и способствовал полноте сгорания светильного газа. Для безопасного использования рабочего пламени, начали ограждать его металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы.
 
ОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ
 
Первым российским городом, где зажглись уличные фонари, стал Петербург. В день празднования победы над шведами — 4 декабря 1706 года, по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих к Петропавловской крепости, были вывешены фонари. 
 
Новшество пришлось по вкусу горожанам и фонари начали зажигать на все большие праздники. Так Петербург засветился по ночам. В 1718 царь Петром I был издан указ об «освещении улиц города Санкт-Петербурга». 
 
Осенью 1720 года 4 масляных фонаря, изготовленных на Ямбургском стекольном заводе, были установлены на набережной Невы рядом с Петровским Зимнем дворцом. Светильники были прикреплены прутьями к деревянным столбам. 
 
Уже через три года, благодаря генерал-полицмейстеру Антону Дивиеру на самых знаменитых улицах города зажглись 595 фонарей, которые обслуживали 64 фонарщика с августа по апрель, ориентируясь на «таблицы о темных часах». К 1794 году в городе работало уже 3400 фонарей. 
 
Газовые фонари, впервые появились в России в 1819 на Аптекарском острове. Позже по инициативе зарубежных предпринимателей сформировалось общество газового освещения с монополией на промышленное производство и продажу газа. В конце 19 века кроме Москвы и Санкт-Петербурга были газифицированы Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Одесса, Рига, Вильно, Тверь и Казань.
 
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ФОНАРЬ
 
12 декабря 1876 года русский инженер Павел Яблочков открыл так называемую «электрическую свечу», в которой две угольные пластинки, разделенные фарфоровой вставкой, служили проводником электричества, накалявшего дугу, и служившую источником света. Для использования в быту эти лампы были не очень удобны, а для освещения улиц вполне. Важную доработку в созданной Яблочковым лампе накаливания внес американец Томас Эдисон. Он поместил устройство в вакуумную оболочку, которая защитила контакты с электрической дугой от окисления, поэтому его лампа могла давать свет достаточно длительное время.
 
Двенадцать электрических фонарей зажглись на Литейном мосту в 1879 году. «Свечи» Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса. А уже 30 декабря того же года, 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки. Для нужд освещения к 1899 году, уже работало 4 электростанции и 213 светильников. 
 
Первое включение центральной электростанции на Раушской набережной Москвы состоялось в ноябре 1897 года. Окончательный переход на электрическое освещение был завершен в 1932 году.
 
НАШИ ДНИ
 
В Саду «Эрмитаж» есть светильник, который был установлен в 1913 году и сохранился в наше время. Самые старые электрические фонари находятся на Каланчевской улице, однако на данный момент, они всего лишь выполняют функцию столбов. В 1896 году к приезду императорской семьи на коронацию Николая II было построено здание станции Калачевская, а сквер перед ней осветили электричеством. Еще шесть старинных фонарей найти можно на Площади Борьбы в ансамбле памятника «Москва-Петушки».  
 
Несмотря на то, что на дворе 21 век, а технологии махнули далеко за пределы дорогостоящего газового освещения, многие российские города не могут похвастаться фонарями на каждой улице. 
 
Зачастую, в небольших городах, уличное освещение есть только в центре, свернув в переулок можно оказаться либо на “улице разбитых фонарей”, либо на улице где фонари не были установлены вовсе. 
 
Отсутствие освещения несет угрозу жизни, здоровью и кошельку, ведь не видно кто выскочит из-за угла, да и на реагирование времени не останется. В 90-е несколько моих знакомых подверглись ограблению именно в темных переулках. Преступники зачастую отслеживали жертву от светлого места, например, примечали плеер или часы в метро. Далее следовали за жертвой до первой темной улицы и отбирали ценности, при этом часто нанося вред здоровью.  Для жителей больших городов, подобные преступления остались в прошлом, а вот в 200-300 км от столицы, а может и ближе, неосвещенная улица по-прежнему несет в себе угрозу.  
 
Для того, чтобы на улице был установлен фонарь, необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые рассмотрят варианты установки освещения. 
 
Осветить улицу, по которой часто ходишь, можно и своими силами. Если нет желания заниматься бюрократией, фонарь можно оплатить и самим, скинувшись с соседями, тем более, если в сборе средств примут участие несколько домов, по кошельку такая затея сильно не ударит. 
 
В любом случае, освещение улиц – это безопасность, конечно не панацея, но все же. К сожалению, многие из нас привыкли отмахиваться, мол все равно ничего не сделают, только время за зря потрачу. Тут позволю себе не согласиться, для того чтобы жить в комфорте, нужно этот комфорт создавать самим, а не сидеть на печке и жаловаться, что власть плохая. 
 
Помните плакат с лозунгом, вывешенный в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где главный герой “12 стульев” Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках? Напомню: Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. За светлый город нужно бороться. 
 

Автор:  Елена ЛОМАКИНА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку