Тайные тропы Халхин-Гола
Совместно с:
15.05.2017
Почему упорные и кровопролитные бои развернулись именно на этом совершенно никому не нужном клочке пустыни?
11 мая 1939 года датируется как начало советско-японского конфликта на Халхин-Голе. Согласно канонической советской версии, в тот день отряд баргутской кавалерии совершил налёт на монгольскую пограничную заставу в районе Номон-Хан-Бурд-Обо. Баргуты – монголоязычная народность, близкая по культуре бурятам, проживающим во Внутренней Монголии. Баргутские территории тогда входили в состав двух созданных японцами марионеточных государств: Маньчжоу-Го и Мэнцзян. Из баргутов комплектовались кавалерийские подразделения армий этих псевдогосударств, командовали которыми японские офицеры. Фактически это были вспомогательные части японской Квантунской армии.
Со времён тех боёв прошло много-много десятилетий, но до сих пор ни один историк так и не удосужился внятно ответить на вопрос, почему столь упорные и кровопролитные бои развернулись именно на том, казалось бы, совершенно никому не нужном клочке пустыни? Отечественные учебники до сих пор твердят, что это была целенаправленно спланированная японцами агрессия, имевшая своей целью захват Монголии, выход к озеру Байкал и на Транссибирскую магистраль, а затем и захват советской территории от Иркутска до Владивостока. В агрессивности японцев можно не сомневаться, но невозможно предположить, что японские генералы могли планировать реализацию столь грандиозных замыслов именно там – это самый неподходящий плацдарм для развития какого-либо наступления. Неужели на всём протяжении границ с Монголией или СССР японцы не могли выбрать местечка в тактическом, оперативном и стратегическом плане получше? Ну как могли японские войска наступать через Халхин-Гол на Улан-Батор, до которого почти тысяча километров безводных, безлюдных степей и полного бездорожья? А уж Забайкалье тем паче отпадает.
Да и с боевой мощью у них было как-то не очень: даже 28 мая, когда на Халхин-Голе вовсю полыхали настоящие бои, японская группировка насчитывала
1680 штыков и 900 баргутских кавалеристов. А из относительно серьёзного вооружения – 18 орудий, шесть бронемашин и один танк. С такими силами – завоёвывать Монголию и громить СССР?! Даже если учесть находившиеся поблизости части усиления, всё равно получится никак не более 10 тысяч человек, что явно недостаточно для реализации приписываемых японцам замыслов. В ходе эскалации конфликта силы, конечно, основательно нарастили, но даже на пике боевых действий в районе Халхин-Гола их у японцев было недостаточно для проведения наступательных операций.
Есть ещё версия, что причиной конфликта стало строительство японцами железнодорожной ветки Солунь – Халун-Аршан – Хайлар, которая позволила бы перебрасывать войска прямо к советской границе. Но трасса проходила в нескольких километрах от границы, могла быть накрыта артиллерийским огнём, потому, мол, японцы и замыслили отодвинуть границу хотя бы на 20 километров. Концепция интересная, но опять-таки уж точно не с теми микроскопическими силами было отодвигать границу и держать новые рубежи!
Советскому руководству военный конфликт на монгольских рубежах тогда был абсолютно не нужен. О чём красноречиво свидетельствует хотя бы боевой состав советского 57-го особого корпуса, развёрнутого в Монголии.
К началу конфликта в 57-м особом корпусе числились три мотоброневые бригады и одна танковая, одна моторизованная дивизия и отдельная кавалерийская бригада: 284 танка, 370 бронеавтомобилей и около 200 орудий. Но самая удивительная компонента этого воинского контингента – автомобильные батальоны, точнее, их количество. По данным историка бронетехники Максима Коломийца, в составе корпуса было целых 16 автомобильных батальонов и четыре отдельные автороты. На 1 февраля 1939 года в этих автобатах числилось 5208 грузовых машин, 631 автоцистерна, 679 специальных машин, 245 автомастерских. К июню 1939 года Коломиец насчитал 4342 грузовые автомашины: 3622 бортовых грузовика и 720 цистерн. Так или иначе, но в одном месте сконцентрировали просто немыслимое для РККА образца 1939 года количество автомобильных батальонов, ни в какие существовавшие тогда штатные нормы и расписания не укладывавшееся! Явно столь избыточное – для корпуса, что возникает мысль: а может, не автобаты были приданы особому корпусу, а именно его и развернули в МНР для прикрытия и обеспечения этой автомобильной армады? Точнее, стратегической коммуникации, на которой были задействованы эти автобаты.
Это подтверждает хотя бы такая цитата из документа: «7, 8 и 9-я мотоброневые бригады по существу являются бронированной кавалерией, более подходящей для охраны границ и поддержания внутреннего порядка. Пехотный бой вести не умеют». Но если исходить из того, что задачей корпуса было прикрытие деятельности всей этой автомобильной армады, всё становится на свои места. Правда, возникают вопросы: чем занимались эти автобаты, что и для кого они возили?
С 1937 года на территории Китая развернулась масштабная Японо-китайская война, в советских интересах было, чтобы Китай сражался, сковывая японскую армию. Потому СССР оказал тогда Китаю масштабную и интенсивную военную помощь, поставив огромное количество оружия, боеприпасов, боевой техники, топлива и т. п. Наши историки пишут лишь про два пути этих поставок: морской – из советских портов через Гонконг, Бирму или Вьетнам, и сухопутно-воздушный – от Алма-Аты до Синьцзяна. Но вот про ещё один путь отечественные историки глухо молчат, хотя в литературе есть упоминания о перегонке самолётов для китайских ВВС ещё и через Монголию. Монгольская территория была удобна и для организации линии наземных поставок – с китайской стороны граница там была практически не прикрыта.
«Удобства» же района, где развернулся конфликт, тоже были существенны: там сходились границы МНР с марионеточными государствами Маньчжоу-Го и Мэнцзян, войска последнего границу с Монголией там не контролировали. Единственно оптимальное место для провода автомобильных колонн-конвоев со снаряжением для армии Чан Кайши. Трудно предположить, что эту возможность не использовали – иначе зачем вообще тогда были нужны в монгольской степи пресловутые 16 автомобильных батальонов с их почти 6 тысячами грузовиков?!
А вот японской армии, погрязшей в трясине войны в Китае, жизненно важно было перерезать все эти артерии подпитки китайского сопротивления. Дотянуться до Синьцзяна они не могли. Но можно было перекрыть путь в Китай советским автобатам, закупорив монгольский тракт ударом в его самой уязвимой точке. Это японцы, видимо, и попытались сделать поначалу руками баргутов, решив, что Москва не станет проливать кровь за этот клочок пустыни. Кремль решил иначе, и в данном случае Сталин был прав: показательный разгром японских войск на Халхин-Голе впоследствии уберёг СССР от вполне реальной угрозы войны на два фронта.
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии