НОВОСТИ
03.12.2024 10:25
Мошенники начали представляться налоговиками и обманывать граждан с помощью QR-кодов
135
03.12.2024 08:55
Основатель крупнейшего даркнет-рынка по продаже наркотиков получил пожизненный срок
190
ЭКСКЛЮЗИВЫ
НЕОДЕРЖИМЫЕ
Совместно с:
30.09.2014
МИФ О СКЛОННОСТИ К МИСТИЦИЗМУ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА ПРИДУМАЛИ АНГЛИЧАНЕ
Многие убеждены, что нацисты практиковали оккультизм и апеллировали к темным демоническим силам. Черная форма, использование рунических знаков, сложные ритуалы и чудовищные – казалось бы, совершенно иррациональные – преступления, на первый взгляд, подтверждают это. Между тем «теория оккультного Рейха» не выдерживает исторической критики и построена исключительно на пропагандистских поделках, инсинуациях и сенсационных публикациях.
Вам наверняка приходилось слышать утверждение, что гитлеровский нацизм является результатом сверхъестественных и сатанинских влияний. Как кажется авторам, отстаивающим подобную точку зрения, объяснить нацистский феномен одними лишь социально-экономическими факторами невозможно. К этому мнению присоединяется и целая армия досужих публицистов: не только невозможно, но и неинтересно.
Сложно даже перечислить названия всех «трудов», целью которых является магическое, демоническое и оккультное толкование природы гитлеризма. Такая трактовка уверенно завоевала не только книжные полки магазинов, но и эфирную сетку некоторых телевизионных каналов, не говоря уже о печатной периодике.
ИСТОЧНИКИ ОККУЛЬТНОГО МИФА
Основу «оккультно-демонической» трактовки истории гитлеризма составляют несколько мифологем, согласно которым образование нацистской партии было инициировано оккультными кругами Мюнхена, а Адольф Гитлер был медиумом таинственных сил, имевших сатанинский характер. Именно они и внушили фюреру идею завоевания мирового господства и уничтожения целых народов. Кроме того, Национал-социалистическая немецкая рабочая партия Германии (НСДАП) с самого начала содержала в себе круг «посвященных», вынашивавших дьявольские планы.
Третий рейх был государством, объявившим войну христианству, провозгласившим новую религию, которая была смесью язычества и сатанизма. Наконец, Охранные отряды нацистской партии (СС) и их подразделения, такие как Общество по изучению наследия предков «Аненербе», были оккультными организациями. Иногда к этим базовым утверждениям добавляются и вовсе абсурдные сентенции о том, например, что после войны Гитлер со своими подручными, пользуясь помощью демонических сил и инопланетян, скрылся в Антарктиде или даже на Луне.
Повторим, подобному роду заявлений нет числа. Однако в основе оккультного мифа лежат лишь несколько работ, изготовленных непосредственно перед и во время Второй мировой войны британскими военными пропагандистами. Цель их, в общем-то, была понятной: убедить простых людей в зловещем характере германского противника. Дискредитация врага любой ценой вообще является распространенным приемом в ходе почти любого вооруженного конфликта. Ирония ситуации состоит в том, что в послевоенное время оккультная трактовка нацизма не сошла на нет, а обрела новую силу и значительное число восторженных адептов.
Первым автором, недвусмысленно заявившим о том, что у гитлеризма было некое «тайное демоническое учение», которое разрабатывалось в «определенных кругах весьма малочисленной элиты», а также о том, что Гитлер являлся «мастером великой магии», был некто Герман Раушнинг. Этот человек в 1920-х – начале 1930-х годов был убежденным национал-социалистом, президентом данцигского сената, однако по ряду личных причин порвал с коричневым движением и бежал за границу. Летом 1939 года, нуждаясь в деньгах, Раушнинг принял предложение антифашистского издателя Имре Ревеса, работавшего тогда в интересах британской военной пропаганды, написать в рекордный срок памфлет, разоблачающий нацизм под видом «мемуаров».
Обладая практически неограниченными средствами, Ревес предоставил в помощь Раушнингу большой штат своих сотрудников-переводчиков. В результате и появилась книга под заглавием «Гитлер сказал мне. Доверительные сообщения фюрера о его планах завоевания всего мира». Книга была тут же издана в 20 странах Европы и Америки огромными тиражами. Чуть позже Раушнинг написал и опубликовал еще ряд книг аналогичного содержания: «Революция нигилизма» (1939), «Голос разрушения» (1940), «Зверь из бездны» (1940) и «Время исступления» (1946).
«Произведения» Раушнинга были окончательно разоблачены как фальсификация швейцарским историком Вольфгангом Хенелем еще в 1983 году (хотя задолго до этого рядом исследователей высказывались серьезные сомнения в их достоверности). Хенель убедительно доказал, что утверждение Раушнинга о том, что он «более ста раз» лично беседовал с Гитлером, является ложью чистой воды. Согласно документам германских архивов, Раушнинг встречался с фюрером всего четыре раза исключительно по рабочим вопросам, постоянно в присутствии третьих лиц и ни разу с ним лично не беседовал!
Еще одним крайне сомнительным источником является знаменитая книга Луи Повеля и Жака Бержье «Утро магов» (впервые опубликована в 1960 году). Пятая часть книги – «Несколько лет в абсолютно ином» – посвящена различным аспектам потустороннего влияния на «медиума» Гитлера и верхушку нацистской партии. Французские авторы изрядно потрудились на ниве самой вольной трактовки событий, зачастую опускаясь до прямого подлога. Скажем, они совершенно неоправданно рисуют геополитика Карла Хаусхофера «магом», оказывающим на фюрера небывалое влияние еще со времен заключения Гитлера в крепости Ландсберг (1923–1924), необоснованно проводят прямую связь между псевдомасонскими организациями и рождением нацистской партии…
Достоверность всех этих «фактов» авторы никак не доказывают и доказать не могут, поскольку главным источником их в высшей степени сомнительной «теории» являются книги Германа Раушнинга.
«Утро магов» повлекло за собой целую волну работ, посвященных все той же тематике. О том, что нацизм был спровоцирован и руководился дьявольскими силами, пишет, к примеру, Д. Бреннан в книге «Черная магия Адольфа Гитлера». Бреннан предлагает читателю совершенно оригинальные объяснения ряда событий Второй мировой войны. К примеру, он убежден, что «ведьмы производили специальные действия, чтобы воспрепятствовать высадке Гитлера после падения Франции… Они собрались, создали колоссальный резервуар силы и послали в мозг Гитлера мысль: «Ты не сможешь пересечь море, не сможешь». Из этого мы можем сделать вывод, что Бреннан сам не до конца определился, на чьей же стороне выступали «силы зла» (судя по приведенному отрывку – все же на стороне союзников).
В 1972 году Тревор Равенскрофт опубликовал книгу «Копье судьбы», в которой описывает некоего Йоханеса Штайна, австрийского еврея и антропософа, близко знакомого с Гитлером в венский период. Вместе они якобы практиковали оккультизм, усиливая эффект употреблением наркотиков. А с сатанинскими магическими обрядами, по мнению Равенскрофта, будущего фюрера познакомил мюнхенский поэт Дитрих Эккарт. Кроме того, Равенскрофт утверждает, что Гитлер черпал свою силу от украденной им реликвии – копья Лонгина, с помощью которого римский легионер нанес «удар милосердия» распятому Христу.
В последующем число аналогичных по содержанию работ лишь росло, достигнув к настоящему моменту совершенно невообразимого массива публикаций.
На фото: ОСНОВАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ «АНЕНЕРБЕ» ПРОФЕССОР ГЕРМАН ВИРТ
Фото из архива авторов
ОККУЛЬТИЗМ И ГИТЛЕРОВСКАЯ ПАРТИЯ
Широкую популярность получила идея о том, что существует прямая связь нацизма с оккультными и эзотерическими доктринами, что само рождение НСДАП было прямо инициировано оккультистами из южногерманских и австрийских тайных обществ.
Следует заметить, что в Австрии и Германии в конце XIX – начале XX века всякого рода мистические кружки и союзы, наравне с разными теософскими, астрологическими и спиритическими группами, действительно получили довольно большое распространение. В идеологию некоторых псевдомасонских организаций входил сплав расизма, антисемитизма и романтического национализма. Наибольшую известность применительно к ранней истории НСДАП получило так называемое «Общество Туле».
Эта якобы тайная организация (ее, кстати, открыто рекламировали в баварских газетах), по мнению сторонников оккультного мифа, стала основой для внутреннего круга посвященных внутри нацистской партии, вооруженных тайной доктриной и целью изменения мира в угоду сатанинским силам.
«Общество Туле» входило в более крупное квазимасонское объединение – Германский орден, созданный в 1911 году. «Общество Туле» и Германский орден не являлись какими-то уникальными организациями. Подобных структур в Германии насчитывалось многие сотни. В 1916 году орден раскололся на две структуры. В одну из них вступил самозваный барон Рудольф фон Зеботтендорф, который и основал в конце 1917 года баварское отделение организации в Мюнхене.
Барон представлял собой весьма примечательную личность, но его облик, разумеется, имеет мало общего с той таинственной фигурой, которая предстает на страницах книг вроде «Утра магов». На самом деле, Зеботтендорф был типичным авантюристом и проходимцем.
Настоящее его имя – Адам Глауэр. Он родился в 1875 году в семье паровозного машиниста и так и не сумел получить высшее образование. В попытке заработать побольше денег, Глауэр не брезговал никакими методами, пока не предстал перед судом по обвинению в подделывании ценных бумаг и мошенничестве. В 1908 году он эмигрировал в Турцию. Перед войной Глауэр, имея при себе большую сумму неизвестного происхождения, вернулся в Германию под именем барона фон Зеботтендорфа, выстроил огромную виллу и женился на дочери богатого берлинского торговца. В 1917 году барон был арестован за проживание под чужим именем. Поскольку самозванец имел турецкий паспорт, его освободили.
В середине войны Зеботтендорф познакомился с главой Германского ордена Германом Полем, который поручил богатому авантюристу организацию баварского филиала ордена. Церемония открытия мюнхенского отделения состоялась 21 декабря 1917 года. Зеботтендорф арендовал для проведения собраний несколько больших клубных комнат в фешенебельной гостинице «Времена года», а также приступил к изданию оккультного журнала «Руны». Летом 1918 года мюнхенское отделение Германского ордена было переименовано в «Общество Туле» – в честь мифической прародины нордической расы.
К осени 1919 года в «Туле» состояло около 100 человек, это были в основном аристократы, промышленники, юристы, судьи и преуспевающие бизнесмены. Собрания проводились примерно раз в неделю. В целом это мистическое тайное общество представляло собой кружок довольно безобидных любителей пофантазировать на патриотические темы.
Деятельность «Туле» в ноябре 1918 – апреле 1919 года сводилась к вялым попыткам организовать контрреволюционное движение. В период недолгой красной диктатуры в Баварии несколько членов общества были взяты заложниками, а затем расстреляны. Это позволило консервативным кругам Мюнхена выдвинуть против барона ряд серьезных обвинений. В начале мая 1919 года Зеботтендорфа исключили из «Туле» его же соратники за потерю членских списков и утрату кассы общества.
В последующие годы Зеботтендорф издавал астрологический журнал, затем уехал в Швейцарию, а в 1924 году вернулся в Турцию. После прихода к власти нацистов барон ненадолго приехал в Мюнхен, опубликовал книгу «Прежде чем пришел Гитлер» и попытался воскресить «Общество Туле» в Третьем рейхе. В результате в начале 1934 года его интернировали и выдворили за пределы страны.
Возникает вопрос, мог ли этот авантюрист быть человеком, способным на некие магические действия? На наш взгляд, ответ вполне очевиден. Но даже если допустить такую возможность, надо доказать факт возможного влияния Зеботтендорфа на Гитлера и, в конце концов, на рождение нацистской партии.
Связь «Туле» с национал-социалистами доказывается, как правило, на основании трех тезисов. Во-первых, на базе «Туле» возникла Немецкая рабочая партия, ставшая предшественницей НСДАП, во-вторых, Зеботтендорф приобрел газету «Мюнхенский наблюдатель», которая впоследствии стала печатным органом нацистов, в-третьих, Гитлер и ряд будущих высокопоставленных руководителей нацистской партии состояли в обществе. Все эти тезисы в целом основаны на упомянутой книге Зеботтендорфа. При этом надо учитывать, что книга писалась в тот момент, когда было весьма выгодно афишировать свою связь с ранними нацистами.
По сообщению Зеботтендорфа, 18 января в помещении «Общества Туле», то есть в гостинице «Времена года», слесарь трамвайного парка Антон Дрекслер и спортивный журналист Карл Харрер решили создать национал-социалистический Немецкий рабочий союз (Deutsche Arbeiterverein).
Однако предшественником НСДАП был не Немецкий рабочий союз, а Немецкая рабочая партия, собрание которой Гитлер впервые посетил 12 сентября 1919 года. ДАП была основана вовсе не 18 января. Согласно достоверным источникам, Немецкую рабочую партию основали два с лишним десятка рабочих 5 января 1919 года. Ее председателем был назначен Антон Дрекслер, а Харрера на собрании не было. Имперским председателем его избрали позднее.
Подтверждений тому, что Немецкий рабочий союз был основан в помещениях «Общества Туле», нет, в том числе и у самого Дрекслера, который достаточно подробно описал раннюю историю НСДАП и свое участие в ней. Отсюда можно сделать вывод о том, что писанина Зеботтендорфа – выдумки чистейшей воды.
Газета «Мюнхенский обозреватель» действительно была приобретена Зеботтендорфом за 5 тыс. марок в июне 1918 года. После того как Зеботтендорфа выгнали из «Туле», газета несколько раз меняла владельцев, и в декабре 1920 года ее купили члены нацистской партии Франц Риттер фон Эпп и Дитрих Эккарт. После этого издание переименовали в «Народный наблюдатель» (Völkischer Beobachter), и газета стала официальным органом НСДАП. Таким образом, заявления Зеботтендорфа о том, что именно благодаря ему у нацистов появилось свое издание, мягко говоря, не вполне обоснованны.
Наконец, тезис о том, что Гитлер и будущие руководители НСДАП являлись членами «Общества Туле», верен лишь отчасти. Гитлер ни разу не встречался с Зеботтендорфом и никогда не состоял членом общества, хотя, возможно, и мог посещать некоторые ее открытые собрания. Впрочем, в «Туле» действительно входили некоторые будущие нацисты, в том числе Рудольф Гесс и Альфред Розенберг. Однако они никогда не оказывали на лидера нацистов никакого серьезного – тем более оккультно-мистического – влияния.
Но может быть на фюрера оккультно повлиял основатель германской геополитической науки Карл Хаусхофер, как об этом твердят многочисленные эпигоны оккультного мифа? Так, Повель и Бержье пишут в «Утре магов»: «Лишь под влиянием Хаусхофера «Туле» окончательно принимает вид тайного общества посвященных, находящихся в контакте с невидимым, и становится магическим центром нацизма… В «Обществе Туле» медиумом был Гитлер, а магом – Хаусхофер». Эти же авторы безапелляционно заявляют, что Хаусхофер получил посвящение в одном из влиятельных тайных буддистских обществ и обязался в случае провала его миссии совершить ритуальное самоубийство. Хаусхофер вместе со своим учеником Гессом ежедневно навещал Гитлера в Ландсбергской тюрьме, где они и внушили ему тайное учение.
Увы, Хаусхофер не являлся оккультистом, никогда не состоял в «Туле», ни разу не был в Тибете, и не мог посещать Гитлера «совместно с Гессом», поскольку Гесс сам был заключенным указанной тюрьмы.
Благодаря вполне достоверным данным и многочисленным свидетельствам, Гитлер отнюдь не был сторонником мистики, если конечно же не считать его веру в Божественное Провидение (к слову, довольно распространенную среди западноевропейских христиан).
Он полностью отрицал какое-либо значение для идеологии НСДАП неких тайных доктрин и прямо осуждал все проявления оккультизма: «У истоков наших программных требований стоят не таинственные и мистические силы, но ясное сознание и открытая рациональность».
Еще более откровенно Гитлер высказался на этот счет в своей книге «Майн кампф». Здесь он обрушивается с резкой критикой на всевозможных неоязычников, сторонников всяких тайных и псевдооккультных организаций.
Будущий коричневый диктатор буквально писал: «Самым характерным для этих натур является то, что у них всегда на устах примеры из эпохи старогерманского героизма, что они постоянно болтают о седой старине, о мечах и панцирях, каменных топорах и тому подобном, а на деле являются самыми отъявленными трусами, каких только можно себе представить. Размахивая в воздухе зазубренными жестяными мечами, натягивая на себя страшную шкуру медведя и напяливая на голову самый страшный головной убор, они для текущего дня проповедуют борьбу посредством так называемого духовного оружия и разбегаются как зайцы при появлении первой же группки коммунистов с резиновыми палками в руках…».
Надо отметить, что определенное количество людей, о которых пишет Гитлер, действительно примкнуло к нацистскому движению, но они никогда не имели прямого влияния на фюрера и не были его духовными инспираторами. Разного рода оккультисты оставались в своеобразной внутренней оппозиции, испытывая к Гитлеру самые отрицательные чувства, рассматривая его как человека, не имеющего ни малейшего представления об эзотерических знаниях. Эта оппозиция переросла в глухую ненависть после прихода НСДАП к власти (30 января 1933 года).
Ничего удивительного: уже 10 мая 1933 года перед зданиями университетов Мюнхена и Берлина запылали костры, в которые студенты и штурмовики кидали не только марксистские книги, но и труды теософов и оккультистов. Тогда же мистикам было запрещено выступать и публиковаться, масонские и эзотерические организации были распущены. В 1934 году шеф берлинской полиции объявил о запрете всех форм предсказания судьбы. Репрессии против оккультистов особенно усилились после присвоения правительственных полномочий на уровне министра рейхсляйтеру Мартину Борману 29 мая 1941 года.
На фото: ГЛАВА СС ГЕНРИХ ГИММЛЕР
Фото из архива авторов
ЧЕРНЫЙ ОРДЕН ГЕНРИХА ГИММЛЕРА
Впрочем, в нацистской партии был человек, обладавший серьезным влиянием на внутреннюю политику Германии, который до определенного момента живо интересовался разного рода псевдонаучными и таинственными идеями. Речь идет о рейхсфюрере СС и руководителе немецкой полиции Генрихе Гиммлере.
Еще в начале 1920-х годов Гиммлер вступил в неоязыческую группу «Артаманы». Апологетика крестьянского сословия совмещалась у артаманов с изучением этнографии, германо-скандинавской мифологии и немецкой истории.
Возглавив в 1929 году Охранные отряды НСДАП, Гиммлер задался идеей превратить СС в элитарную структуру. За основу для подражания он решил взять Тевтонский орден. Рейхсфюрер видел в тевтонских рыцарях «символ высшей немецкой культуры» и призывал своих подчиненных перенять такие черты, как «храбрость, неслыханную верность идее, способность к организации». Во время войны Гиммлер присвоил одному из элитных танковых подразделений войск СС имя великого магистра Тевтонского ордена – Германа фон Зальца.
К моменту прихода национал-социалистов к власти Охранные отряды в целом уже имели вполне законченное оформление именно в виде ордена, или своеобразной партийной гвардии. С целью укрепления корпоративного духа эсэсовцев и придания организации идеологического единства в Черном ордене практиковалось возрождение псевдогерманских народных обычаев. Той же цели служили знаменитая черная униформа СС, руническая символика и ритуалы.
Еще с конца 1920-х годов Гиммлер начал привлекать в СС некоторых мистически настроенных теоретиков. К слову, это весьма раздражало Гитлера, который заявлял: «Какая нелепость! Наконец-то нам удалось войти в эпоху, которая оставляет позади всякий мистицизм, а он начинает все сначала». Пожалуй, самой одиозной фигурой среди привлеченных Гиммлером в СС псевдо-мистиков стал Карл Мария Вилигут. Надо отметить, что сторонники оккультного мифа отводят ему совершенно незаслуженное место некоего серого кардинала (или Распутина?) при рейхсфюрере.
Вилигут родился в 1866 году в Вене. В 22 года он стал офицером австро-венгерской армии. На рубеже веков Вилигут сблизился с оккультными кругами Вены, в частности с Орденом новых тамплиеров Ланца фон Либенфельса. В Первую мировую войну он дослужился до полковника, однако после падения монархии был уволен с военной службы.
Крушение надежд на блестящую карьеру сказалось на душевном здоровье отставного полковника. Он начал утверждать, что «владеет родовой памятью, которая позволяет ему помнить события из жизни его племени более чем тысячелетней давности». Показательно, что в ноябре 1924 года Вилигута против собственной воли отправили в клинику для душевнобольных и квалифицировали как психопата. На основании всех симптомов Вилигуту поставили диагноз шизофрении с мегаломанией и параноидальными расстройствами, а суд Зальцбурга признал его неспособным к ведению собственных дел.
С Гиммлером Вилигута познакомил его старый друг, офицер СС Рихард Андерс. Это произошло в 1933 году, сразу после прихода нацистов к власти. Уже в сентябре Вилигут вступил в СС под псевдонимом Вайстор и начал активно мистифицировать рейхсфюрера в отношении «протоистории». В конце концов Вилигут-Вайстор сумел дослужиться до бригадефюрера. Он приложил руку и к разработке атрибутики СС.
Однако со временем выяснились подробности личной жизни Вилигута до 1933 года. Один из главных недоброжелателей мага в генеральском звании, прагматично мыслящий начальник личного штаба Гиммлера обергруппенфюрер Карл Вольф в ноябре 1938 года разыскал в Зальцбурге бывшую жену Вилигута и получил от нее документы, свидетельствовавшие о душевной болезни «серого кардинала рейхсфюрера». В итоге Гиммлер уволил Вилигута.
Постепенно из СС были вычищены или понижены в должностях и многие другие сторонники тайных знаний. Уже к началу войны склонности Гиммлера к псевдонаучным фантазиям окончательно уступили место рациональным действиям. В основе всех преступлений СС лежала не мистика, а чудовищный нацистский прагматизм.
ОБЩЕСТВО «НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ»
Наверное, наибольшее число мифов, касающихся оккультной трактовки СС, связано с Немецким обществом по изучению древней германской истории и наследия предков «Аненербе». Начиная с книги Повеля и Бержье «Утро магов», в соответствующей литературе господствует точка зрения, согласно которой «Аненербе» являлось «внутренним кругом посвященных внутри СС» и «оккультным мечом Третьего рейха».
Основатель и первый руководитель «Аненербе» профессор Герман Вирт был представителем неортодоксальной исторической науки и мистифицировал публику в отношении древнегерманского прошлого. Большинство представителей академических кругов критиковали его за использование псевдонаучных методик.
В 1933 году Вирт организовал в Мюнхене выставку «Германское наследие». Именно здесь он и познакомился с Гиммлером и его протеже, Вальтером Дарре. Последний предложил неортодоксальному ученому сотрудничество и поддержку. После создания общества «Аненербе» Вирт (он стал гауптштурмфюрером СС) получил пост президента организации, целью которой стало изучение истории древней духовности.
Во время своего непродолжительного президентства Герман Вирт успел организовать экспедиции общества в Скандинавию, лично возглавить отдел по изучению письменности и символики, подготовить к публикации внушительный по объему труд, посвященный обычаям немецкого крестьянства.
При Вирте в «Аненербе» довольно активно привлекались представители псевдо-научных знаний, а традиционно мыслящих специалистов, напротив, не хватало. Это вскоре и сыграло главную роль в том, что рейхсфюрер разочаровался в Вирте. Ученые, нашедшие приют в обществе, как выяснилось, отличались оппозиционной по отношению к нацизму политической активностью. Это особенно видно на примере Фридриха Хильшера.
Еще в 1920-е годы левацки настроенный теоретик и неоязычник-сектант Хильшер примкнул к движению «консервативной революции», параллельно пытаясь создать «Независимую свободную церковь». Хильшер всегда довольно скептически относился к коричневому движению; ему были чужды тоталитарный настрой нацистов и их направленность на плебейские массы.
С 1931 по январь 1933 года Хильшер собрал вокруг выпускаемого им журнала «Империя» целый ряд видных консервативных революционеров. Все они рассматривали Гитлера как своего политического противника. Один из идеологов этого направления, национал-большевик Эрнст Никиш опубликовал книгу «Гитлер – злой рок для Германии», в которой обвинил национал-социализм в использовании романо-христианского католического арсенала. В 1937 году Никиш был арестован гестапо и до конца войны находился в застенках Маутхаузена, после чего поселился в ГДР.
С приходом нацистов к власти Хильшер сделал ставку на подпольную борьбу с режимом. В качестве главной цели своей группы он поставил внедрение своих единомышленников и последователей в структуры Третьего рейха, в частности в СС. Благодаря первоначальным симпатиям Гиммлера к неортодоксальным теориям, а также поддержке ряда влиятельных фигур, вроде Дарре, такая возможность вскоре появилась. Будучи другом Германа Вирта, Хильшер получил пост в «Аненербе».
Сразу после окончания войны (июль 1945 года) Хильшер составил для англо-американских властей документ, озаглавленный «Доклад о подпольной деятельности, направленной против национал-социализма. Секретная помощь преследуемым евреям». Он писал: «До 1933 года между национал-социалистами и коммунистами существовало несколько промежуточных и немногочисленных течений и групп, которые замыкали собой полукруг, образуемый «национал-германцами», Народной германской партией, центристами, демократами и социал-демократами. В большинстве случаев эти группы не имели специального названия. […]
В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, […] мы решили работать в условиях полного подполья. […] Следуя разработанному заранее плану, мы проникли в партию, где старались занять важные стратегические посты […]».
Хильшер был уволен из «Аненербе» в 1936 году за неблагонадежность и неоязыческие фантазии. После неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 года он был арестован.
На фото: ЭМБЛЕМА «ОБЩЕСТВА ТУЛЕ». НЕКОТОРЫЕ АВТОРЫ УКАЗЫВАЮТ, ЧТО ФОРМА ЭСЭСОВСКОГО КИНЖАЛА ПОЗАИМСТВОВАНА ИМЕННО С ЭТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ. НА САМОМ ДЕЛЕ ЗА ОСНОВУ ПАРТИЙНЫХ СЛУЖЕБНЫХ КИНЖАЛОВ БЫЛ ВЗЯТ ШВЕДСКИЙ ОХОТНИЧИЙ КЛИНОК XVII ВЕКА
Фото из архива авторов
В ноябре 1936 года Гиммлер интегрировал «Наследие предков» в СС, структурно подчинив общество отделу культурных исследований своего личного штаба, при этом он задался целью превратить «Аненербе» в мощный научный институт.
К этому моменту резко обозначились разногласия Гиммлера с Дарре и его подчиненными по научным и идеологическим вопросам. Это привело к назначению специальным представителем рейхсфюрера в «Аненербе» штандартенфюрера Бруно Галке, перед которым Гиммлер поставил задачу дискредитировать псевдоученых и их покровителя Дарре.
Президентом «Аненербе» стал влиятельный в научных кругах профессор Мюнхенского университета, индогерманист и доктор философии Вальтер Вюсст, получивший чин оберфюрера СС. Летом 1937 года президентом общества стал лично Гиммлер, Вюсст был назначен руководителем попечительского совета и отвечал за научную деятельность.
За короткое время «Аненербе» практически полностью избавилось от представителей неформальных научных взглядов: были упразднены отделение исследований по оккультным наукам, учебно-исследовательские отделы по народной медицине, по народным легендам, сказкам и сагам.
К слову, именно существование отделения исследований по оккультным наукам в послевоенное время дало повод всяким шарлатанам трактовать «Аненербе» как «оккультный меч Рейха» и «сборище черных магов». Между тем подразделение фактически так и не начало свою работу, и значилось только на бумаге, да и то в течение короткого времени. Позднее в системе СС действительно существовал отдел, изучавший масонство, хиромантию, астрологию и оккультизм, но он подчинялся не «Наследию предков», а СД. Целью отдела была борьба с различными шарлатанами.
Лишь один из учеников и последователей Хильшера и Вирта, штандартенфюрер СС Вольфрам Зиверс, занимавший кресло управляющего делами «Аненербе», сумел избежать чистки рядов и даже упрочить свое положение (возможно, из-за того, что нового президента «Аненербе» Вюсста с Гиммлером познакомил лично он).
Выходец из протестантской семьи, Зиверс уже в юности присоединился к движению «Артаманы». В НСДАП Зиверс вступил в 1929 году. С Хильшером Зиверс познакомился в 1931 году в Штутгартском университете, будучи руководителем ячейки национал-социалистического студенческого союза. Найдя в молодом партийном функционере благодарного слушателя, Хильшер сделал его убежденным сторонником своих странных идей.
После прихода НСДАП к власти Зиверс подвизался в издательском деле, а в 1935 году – принял приглашение Вирта вступить в «Аненербе», получив пост имперского управляющего делами общества. Зиверс поддержал действия Вюсста по исключению Вирта из «Аненербе». Однако с учетом известных сегодня фактов, такое его поведение надо считать четко рассчитанной стратегией. Зиверс являлся членом законспирированной подпольной организации Хильшера и влиятельным ее агентом в СС. Для того чтобы эффективно решать задачи, которые ставило перед ним движение сопротивления, Зиверс вынужден был не только создавать видимость полной поддержки линии рейхсфюрера и руководства «Наследия предков», но и быть участником преступлений.
После войны Хильшер подтвердил, что Вольфрам Зиверс был одной из фигур, помогавших сопротивлению: он снабжал Хильшера информацией о деятельности СС, выписывал фальшивые паспорта и пропуска, организовывал фиктивные официальные поездки, финансировал деятельность группы Хильшера из бюджета «Аненербе».
Вернемся к довоенному периоду развития «Аненербе». К концу 1930-х годов общество состояло из трех управлений (административного, хозяйственного и научных исследований) и более двух десятков институтов, отделов и отделений, охватывавших широчайшую область научных знаний от археологии и лингвистики, до биологии и генетики. «Аненербе» организовало множество экспедиций. Так, учебно-исследовательский отдел по Центральной Азии в 1938–1939 годах провел три экспедиции в Тибет для того, чтобы сделать открытия в области альпинизма и этнологии. Не надо даже говорить о том, что, согласно фантастическим толкованиям эпигонов оккультной теории, эти экспедиции искали Шамбалу и контактов с таинственными «Высшими Неизвестными».
С медицинским аспектом деятельности «Аненербе» связано подавляющее число преступлений, которые были предъявлены обществу после войны. Весной 1942 года под руководством Эдварда Мая был создан Институт энтомологии, ставший составной частью Института научных исследований целевого военного значения, с целью выработки эффективных средств борьбы с эпидемиями.
С октября 1939 года в СС был прикомандирован врач Люфтваффе Зигмунд Рашер. Он проводил свои бесчеловечные опыты по переохлаждению и эксперименты в барокамере над узниками концлагерей. Профессор Страсбургского университета штурмбаннфюрер СС Август Хирт формировал коллекцию черепов «еврейско-большевистских комиссаров», а гаупт-штурмфюрер СС Йозеф Менгеле в Аушвице проводил эксперименты по «выведению» расы чистых нордических немцев. Все эти злодеяния были неоднократно описаны в литературе.
Все версии о том, что в обществе «Наследие предков» культивировались какие-то тайные знания, сенсационны и необоснованны. Действительно, «Аненербе» было создано группой лиц, интересовавшихся неортодоксальными псевдонаучными методиками. Однако весьма скоро всякое влияние этих людей было фактически сведено на нет. После того как «Аненербе» было интегрировано в структуру СС (через год после своего образования), практически все оккультисты были уволены, а их место заняли представители объективной науки и академической элиты (исключение составляет законспирированная группа Зиверса – Хильшера).
Таким образом, к началу Второй мировой войны Генрих Гиммлер полностью отказался от своих прежних симпатий к неоязыческим и оккультным идеям. Да и задачи, которые встали перед СС, не могли иметь ничего общего с фантазиями последователей Листа и Либенфельса.
Итак, оккультная трактовка нацистского феномена на поверку оказывается лишь фикцией. Доказать ее несостоятельность не составляет особого труда. Однако реальные факты, по всей видимости, мало интересуют нечистоплотных авторов и их восторженную аудиторию. Списывая все преступления нацистов на потусторонние силы, они не только фальсифицируют историю, но и превращают в карикатуру противостояние Третьего рейха и антигитлеровской коалиции.
Автор: Дмитрий ЖУКОВ
Совместно с:
Комментарии