ПОДПИСКА Новости Политика В мире Общество Экономика Безопасность История Фото

Совершенно секретно

Международный ежемесячник – одна из самых авторитетных российских газет конца XX - начала XXI века.

добавить на Яндекс
В других СМИ
Новости СМИ2
Загрузка...

Октановое число мощности, динамики и экономности

Опубликовано: 2 Апреля 2018 14:31
0
9430
"Совершенно секретно", No.4/405, апрель 2018

На российских заправках появилось топливо, которое пришлось по вкусу даже самым дорогим иномаркам

Российский автолюбитель – существо с тонкой нервной организацией, поэтому традиционно очень остро и быстро реагирует на любую негативную информацию. Особенно если она касается качества бензина. Увы, тому есть вполне объективные причины – слишком часто мы слышим о «разбодяженном» топливе на АЗС, да и регулярные проверки контролирующих органов постоянно подтверждают наши опасения. В прошлом номере «Совершенно секретно» мы уже писали об этой проблеме в материале «Развели тут бодягу…» (№ 3/404, март 2018 г.), который вызвал живые отклики читателей, пострадавших от фальшивого моторного топлива. Среди этих откликов были и жалобы, и предложения, и, разумеется, «острые сигналы трудящихся». Например, один из читателей прислал нам вырезку из популярного автожурнала, в котором рассказывается о совершенно новой марке бензина АИ-100, появившейся на заправках крупнейшей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». В статье говорится о том, что лукойловская новинка не соответствует экоклассу К5 по доле олефиновых углеводородов: 23,2% при допустимом максимуме 18%. По мнению автора статьи, это может сократить ресурс моторного масла. «Так кому же верить?» – спрашивает нас читатель, который стал регулярно заливать в бак АИ-100 и его всё при этом устраивает. Чтобы разобраться с ситуацией, мы решили провести своё редакционное расследование – опросили экспертов, почитали соответствующие документы, поговорили с водителями. И вот какая нарисовалась картинка.

100 ЯВНО ЛУЧШЕ, ЧЕМ 98

Действительно, ещё год назад, в апреле 2017 года, на нефтеперерабатывающем заводе ЛУКОЙЛ в Нижнем Новгороде началось промышленное производство новой марки бензина ЭКТО 100, который пришёл на замену марки ЭКТО Sport 98. Даже не слишком сведущему в технологиях человеку понятно, что октановое число 100 явно лучше числа 98 и уж точно 95.

Как утверждают эксперты, бензин с таким октановым числом особенно хорош для современных высокофорсированных двигателей. При этом все эксплуатационные и экологические свойства нового топлива остаются на самом высоком уровне.

Любопытно, что оценку новому топливу давали не только в России: ЭКТО 100 получил положительное заключение лаборатории Intertek в Швейцарии на предмет соответствия международным стандартам. В России испытания нового топлива проводились в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ») на автомобилях самых различных марок – от нашей «Лады» до немецких спорткаров Porsche. По результатам выяснилось, что бензин ЭКТО 100 продемонстрировал серьёзный прирост по основным качественным параметрам работы двигателей. К примеру, после заливки в спортивный Porsche зафиксированы следующие результаты:

– повышение мощности двигателя до 10%;
– ускорение динамики разгона автомобиля до 7%;
– рост экономичности расхода топлива до 6%.

Как говорится, «выше только звёзды» – уж если движок легендарного и достаточно требовательного Porsche с удовольствием переварил новинку от ЛУКОЙЛ, то непонятно, откуда в статье, присланной нашим читателем, вообще появились утверждения, будто новый бензин не соответствует европейским стандартам? Похоже, эта реплика журналиста явно относится к рубрике «Гражданин, поздравляем вас соврамши». Возможно, в редакции упомянутого издания не в курсе, что компания «ЛУКОЙЛ» тем и известна на рынке, что в нашей стране она первой завершила модернизацию своих НПЗ и первой перешла на выпуск топлива стандарта Евро 5, качественные требования для которого мелкие и средние производители выполнить не в состоянии в связи с необходимостью значительных денежных инвестиций в модернизацию и строительство современных процессов нефтепереработки. Кстати, завод в нижегородском городе Кстово, где производят новый бензин, несколько лет назад прошел полную модернизацию. Благодаря новым технологиям из тонны нефти на этом заводе получают почти 300 литров бензина. Профессионалы знают, что это очень высокий результат для НПЗ. Сейчас производственные мощности в Кстово позволяют выпустить за месяц свыше 10 000 тонн или 13 миллионов литров бензина ЭКТО 100, который отправляется на заправки по всей России. А всего за год предприятие способно переработать 17 миллионов тонн ГСМ, причём линейка продукции расширена почти до 50 наименований.

Если же говорить о химическом составе нового бензина, то напомним, что ЭКТО 100 – многокомпонентная смесь. Одним из компонентов является алкилат – продукт установки получения бензинов кислотным алкилированием. Это сложный химический процесс, когда в молекулу органического соединения вводят алкильный заместитель. В результате получается уникальный вид топлива, которое сгорает достаточно быстро и при небольших температурах, а его октановое число превышает традиционное 95. Заметим, что алкилат при производстве ЭКТО 100 является идеальным компонентом для разбавления, поскольку не содержит в своём составе ароматических и олефиновых углеводородов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Так что информация, присланная нашим читателем, о якобы вреде для природы, который исходит от нового бензина, также не соответствует действительности.

Добавим к этому, что проверка качества топлива на заводе проводится в несколько стадий (поточные анализаторы, заводская лаборатория, паспортизация продукции).

Высококачественное топливо важно не только создать, но и доставить до потребителя в первозданном виде. В ЛУКОЙЛ для этого внедрена целая система: на нефтебазах отбираются контрольные пробы, на цистернах для перевозки устанавливаются запорно-пломбировочные устройства, применяются системы видеонаблюдения и спутникового сигнала, ведется автоматический мониторинг качественных характеристик. На АЗС все процессы – от приема до отпуска топлива также автоматизированы.

ПО СРАВНЕНИЮ С ЗАПАДНЫМИ АНАЛОГАМИ

Как разъяснили нам специалисты-химики, максимальную долю в ЭКТО 100 составляет бензин, полученный методом каталитического риформинга. На языке профессионалов это называется «катализат». Получают его из прямогонного бензина на установках первичной переработки нефти. В реакторах риформинга при температуре более 500 градусов октановое число бензина повышается до 100–102 – происходит это в результате протекания целевых реакций на платиносодержащем катализаторе. После того как эти компоненты смешиваются в необходимых пропорциях, в зависимости от рецептуры производства, в автоматическом режиме происходит смешение бензинов, а перед отгрузкой потребителю к ним добавляется комплект моющих присадок, которые защищают двигатель от износа и коррозии. Именно такой непростой путь проходит обычная нефть, прежде чем превратиться в инновационное автомобильное топливо ЭКТО 100.

Любопытны результаты сравнения нового бензина от Лукойл с его зарубежными конкурентами – к ним относятся BP Ultimate и Shell со своей линейкой V-Power Racing. К примеру, в сравнении ЭКТО 100 с BP Ultimate тесты показали одинаковое октановое число у обеих марок. Калорийность обоих видов топлива также примерно на одном уровне. А вот комплекс присадок в ЭКТО 100 гораздо проще, чем в Ultimate. Если же сравнивать ЭКТО 100 с «гоночным» высокооктановым бензином от Shell, то различия уже более очевидные. V-Power Racing уступает ЭКТО 100 на полпроцента от октанового числа. Правда, Shell намного плотнее, чем бензин от ЛУКОЙЛ, да и его калорийность топлива превосходит показатель ЭКТО 100 в 1,5 раза. При этом в высокооктановом бензине Shell почти в два раза больше различных присадок, чем в ЭКТО 100. И есть ещё одно приятное отличие: у отечественного инновационного бензина остаётся самое главное его преимущество – доступная цена.

(А для людей, которые для себя безальтернативно раз и навсегда решили, что «западное всегда лучше отечественного», скажем: а вы знаете, кто вообще изобрёл октановый бензин? Отвечаем: русский химик-органик Владимир Ипатьев. Читайте о его судьбе на стр. 38–39 в статье «Изобретатель октанового бензина».)

К ЭТОМУ ТОПЛИВУ У НАС НИКАКИХ ВОПРОСОВ НЕТ

Алексей Теренченко, директор Центра «Энергоустановки» ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», к.т.н., доцент:

– Испытание ЭКТО 100 проходили у нас в «НАМИ» – около года мы опробовали новое горючее как на двигателях «АвтоВАЗа», так и на двигателях немецкого концерна Porsche. Испытания проводились на стендах, на беговых «барабанах» в «НАМИ», а также на Сочинском автодроме «Формула-1». Могу подтвердить, что все заявленные производителями нового бензина характеристики были подтверждены в ходе этих испытаний. В тесте участвовали 3 машины Porsche – из одной мы вынули двигатель и установили его на стенд, плюс 4 двигателя «АвтоВАЗ», на которых мы проводили ресурсные испытания. Основной эффект достигается не при максимальной мощности, а на частичных оборотах – в режиме от 1000 до 3000 оборотов в минуту. В этом зазоре можно получить наиболее эффективные мощностные и экономические показатели. Проверяли мы новое топливо и на экологию – там также достигнуты все заявленные компанией «ЛУКОЙЛ» параметры. Так что к этому топливу у нас никаких вопросов больше нет.


поделиться: