НОВОСТИ
Байден: разрешать Украине бить вглубь РФ нет смысла
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ОПЕК + ИЛИ ОПЕК –

ОПЕК + ИЛИ ОПЕК –

ОПЕК + ИЛИ ОПЕК –

ФОТО: ZUMA/TASS

Автор: Сергей БАЛМАСОВ
02.11.2022

США готовят беспрецедентные наказания для своих ближневосточных союзников – Саудовской Аравии и ОАЭ за их «подыгрывание» России. Президент Байден обещал им за это «наказание». Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности США Джон Кирби заявил о подготовке Вашингтона пересмотреть с ними отношения. А влиятельные представители Демократической партии в американском парламенте (чей ставленник Джо Байден занимает президентский пост этой страны), конгрессмены Том Малиновски, Шон Кастен и Сьюзан Уайлд разработали законопроект, подразумевающий вывод с их территории американских войск.

Причина – «Резкое сокращение добычи ими нефти…, враждебный акт против США, служащий четким сигналом выбора ими стороны России в конфликте с Украиной».

Американский сенатор Роберт Менендес также призвал Вашингтон остановить им продажу вооружений, а его коллеги призвали разработать соответствующий законопроект.

Возмутившее Вашингтон сокращение добычи «черного золота» нефтяным картелем ОПЕК (ключевую роль играет Саудовская Аравия) в «сговоре» с не входящими в него странами на два миллиона баррелей в сутки было объявлено 5 октября. Это ударило по планам США и ЕС уменьшить доходы Москвы от продажи нефти введением на них ценового потолка, что должно было подорвать ее возможности продолжать боевые действия на Украине.

САУДОВСКАЯ «ПОДСТАВА»

Данный замысел Вашингтон пытался «подстраховать» запросом на увеличение ОПЕК ее добычи. Однако вместо этого он получил снижение его производства, что стало шоком для Запада – такого «обвала» не было с 1984 г. и минимизировало опасность для России. Ведь если он ограничит стоимость российской нефти, то ударит сам по себе. Это вызовет рост цены на «черное золото» в ожидании выполнения Москвой угроз не продавать его странам, диктующим на него расценки. Она же сможет оперативно перебросить нефть на азиатские рынки, откуда данное сырье будет перепродаваться Западу с серьезной «накруткой».

КРАХ БЫЛОГО СОЮЗА?

Произошедшее ставит под сомнение сохранение многолетнего военно-политического союза США с Саудовской Аравией и ОАЭ в стратегически важном регионе Персидского залива, где добывается значительная часть потребляемых в мире нефти и газа. Причем Вашингтон считает эти страны обязанными своим существованием его «щиту» – размещенным на их территории американским военным.

Саудовская аравия США.jpeg

Однако саудиты и Эмираты не считают себя «нахлебниками», поскольку они достойно платят за такую «крышу». Они ежегодно закупают американского оружия на десятки миллиардов долларов (так, только в 2017 г. тогдашний Президент США Д. Трамп договорился с Эр-Риядом поставить ему вооружений на 110 млрд долларов, а в течение последующего десятилетия этот объем должен был увеличиться до 350 млрд долларов. – Прим. ред.).

Также они обеспечивают значительную часть потребностей Вашингтона в нефти и нефтепродуктах. Так, ежегодно только Саудовская Аравия продает их Америке на сумму до 128 млрд долларов (20 % потребностей США, не считая поставок из ОАЭ. – Прим. ред.).

Так покупалась гарантия безопасности, которую они сами обеспечить не могут. Да, их армии благодаря закупленному американскому и вообще западному оружию обладают отличным техническим оснащением. Однако, как показывает конфликт 2017–2022 годов в Йемене с проиранскими хуситами, оно не гарантирует победы: коалиция ОАЭ и Саудовской Аравии не смогла их разгромить и испытывала досадные поражения. Также хуситы неоднократно наносили чувствительные удары иранскими ракетами и БПЛА по нефтяной отрасли Королевства Саудовской Аравии и даже Эр-Рияду.

Йемен хуситы.jpeg

Хуситы протестуют против авиаударов, наносимых ВВС Саудовской Аравии, в Сане, Йемен

Причем без поддержки США (в том числе транспортной, информационно-разведывательной и прочей) саудиты и Ко могут оказаться в куда более тяжелом положении. Заметим: в зоне Персидского залива, одном из мировых центров добычи углеводородов, растет напряженность. Противник саудовского блока – усиливающийся Иран, имеющий к его представителям массу территориальных претензий. Он поддерживает шиитские формирования, враждебные Эр-Рияду, щедро снабжает их своими военными новинками, включая ракеты, ударные БПЛА и ЗРК.

От прямого нападения Ирана на саудитов и их региональных союзников (ОАЭ, Кувейт и Бахрейн) удерживало лишь американское военное присутствие на их территории.

Однако прежние гарантии Вашингтона этим странам могут быть забыты, поскольку с его точки зрения действия саудитов являются «предательским ударом в спину», и вступлением в войну на стороне России, когда решаются вопросы жизни и смерти.

Ведь речь в представлении западных элит идет о вещах глобальных, связанных с дальнейшим выживанием, чему препятствуют такие «союзники». Они видят происходящее на Украине так, что якобы в 2013 г. РФ решила изменить между ней и Западом негласные правила взаимоотношений, подразумевающих сохранение этой страной нейтрального «буферного» статуса. Они соблюдались, пока режим В. Януковича не попытались затянуть в пророссийский интеграционный проект ЕАЭС. И тут же он и получил Майдан.

Россия в их представлении ответной «контратакой» установила контроль над Крымом и «отколола» от Украины две области – ЛДНР (повторимся, это «квинтэссенция общего видения ситуации Западом, и автор статьи его категорически не разделяет). И с 2014 г., на фоне тлеющего донбасского конфликта, стороны готовились к решающей схватке за Украину.

Недавние же референдумы в четырех бывших областях Украины, включая Запорожскую и Херсонскую, лишь усилили подозрения Запада относительно попыток ее «поглощения» Москвой.

Однако вопрос о территориях вторичен. Запад усматривает в произошедшем более ощутимую для себя угрозу. В его представлении «какой-то выскочка» самовольно меняет установленные в 1945 г. правила взаимоотношений в мире, замахиваясь на сферу глобальной безопасности, создав проблему с нерушимостью послевоенных границ. Причем вспоминаемый в этой связи косовский «случай», завершающий раздел бывшей Югославии, считается на Западе «исключением», которое не может быть использовано в случае Украины.

Соответственно, в действиях там РФ Запад усматривает покушение на свое влияние на планете, чреватое повторением подобного по всему миру, угрозу самому его существованию.

За подобные деяния, как и за соучастие в нарушении подобных послевоенных правил международных отношений «светит» вендетта. В том числе зависимым от США странам. Срок жизни которых, как видится из Вашингтона, без американской помощи будет исчисляться месяцами, если не неделями.

Таким образом, угроза оставить без «прикрытия» и оружия должна не на шутку встревожить Саудовскую Аравию и ОАЭ. Это особенно ощущается после полученного в Йемене «урока», когда их армии там бывали биты даже не самим Ираном, а лишь его вспомогательными легковооруженными «прокси»-силами.

НАКОПИВШИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ

Однако пока саудиты не демонстрируют желания пересмотреть принятые «нефтяные» решения.

Заметим, что разлад между былыми союзниками начался не вчера. Так, долгие годы Эр-Рияд настаивал на получении от США ударных наступательных вооружений, чтобы минимизировать исходящую от Ирана опасность, особенно ударных БПЛА Predator, способных бить по всей его территории.

Однако Вашингтон долгое время игнорировал саудовские запросы, ведь такое оружие он поставляет лишь своим проверенным союзникам вроде Израиля. Эр-Рияд считал, что он достоин подобного же, учитывая объемы закупок им американского оборонного «железа» и продаж своей нефти. Но Вашингтон давал понять, что до такого уровня тот не дотягивает. В результате саудиты чувствовали себя его приниженными «младшими партнерами», а не реальными союзниками.

Дальше – больше. В последние годы саудовские элиты были возмущены попытками США договориться за «спиной Эр-Рияда» с их заклятым врагом Ираном по его ядерной программе. Эр-Рияд не исключает, что Вашингтон готовится снять с Ирана санкции в обмен на «ничем не гарантируемое» обещание отказаться от обладания атомной бомбой.

иранский дрон-камикадзе 1.jpeg

Иранский дрон-камикадзе 2.jpeg

Работа иранских дронов-"камикадзе" по целям, обозначающим ПВО

При этом саудиты подозревают, что истинной его целью является направление гигантских нефтегазовых ресурсов Тегерана на внешний рынок для снижения энергетического влияния не только Москвы, но и их самих. К этому добавились и усилившиеся попытки США «нанести удар по устоям Саудовского государства» – патриархальной семье в виде настойчивых призывов улучшить «приниженное» положение женщин, и защиты представителей сексуальных меньшинств (там за это полагается смертная казнь). Серьезные последствия имел и скандал с вовлечением в убийство проамериканского саудовского журналиста Хашогги представителем местной королевской семьи в 2018 г. Подконтрольные демократам СМИ выставили Саудовскую Аравию «людоедским режимом», подводя к размышлениям о невозможности «иметь таких союзников».

О нездоровой ситуации в двусторонних отношениях говорило и открыто демонстрируемое самим президентом Байденом пренебрежение к представителям саудовского руководства. Который в представлении саудитов, в отличие от них, «наместников Бога на земле», является лишь временным менеджером с ограниченной властью и потому такое его поведение выглядит вдвойне недопустимым.

Аналогичным образом в Эр-Рияде отнеслись и к недопуску представителей саудовской королевской династии на недавние похороны скончавшейся британской королевы Елизаветы II, считая британскую позицию определяемой американской.

«Для Саудовской Аравии разрыв этих теснейших многолетних органических связей (с США. – Прим. ред.) критичен, но сделать это крайне сложно, – уверен преподаватель Школы востоковедения «Высшей школы экономики», российско-египетский корреспондент газеты «Аль-Араби аль-Джадид» Рами Эль-Кальюби, – Ведь они напоминают отношения супругов после католической свадьбы – как говорится, раз и навсегда. Да, намерения демократов серьезны, но цикла их правления – 4, максимум 8 лет, недостаточно для внесения коренных изменений по глобальным вопросам. Пример – в президентство Барака Обамы американо-саудовские отношения также заметно ухудшились из-за его отказа в 2013 г. ударить по Сирии с целью свержения Башара Асада, которого Эр-Рияд считал воплощением зла. Однако краха их отношений не случилось и при Дональде Трампе. Они вернулись в привычное русло. И подобные «качели» с их попеременным ухудшением и улучшением наблюдаются периодически, в зависимости от того, кто получает доминирование в американской власти – демократы или республиканцы. Причем «просаудовскую» позицию последних не смогло поколебать даже вызывающее для элиты США убийство Хашогги. Так, Трамп заявил, что это все печально, но мы не можем из-за этого пойти на меры, после которых я не смогу смотреть в глаза представителям военных корпораций. И конечные решения в столь чувствительных сферах принимаются, исходя из принципа America First. Что касается России, то она, судя по последней сделке в рамках «ОПЕК+» с сокращением добычи нефти, вовсю пользуется этими разногласиями. Но чтобы она смогла заметно влезть в святая святых американо-саудовских отношений – оборонную сферу – сомнительно».

ПЕРСПЕКТИВЫ ССОРЫ

Итак, взаимных претензий у сторон накопилось достаточно. Насколько далеко они зайдут и что ждать от этого России? Эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов в разговоре с «Совершенно секретно» считает, что «пока говорить о готовности США сократить военное взаимодействие с Саудовской Аравией рано. Все инициативы пока остаются в Конгрессе и могут там и остаться. Существует два подхода, один из которых предусматривает усиление давления на Эр-Рияд, а второй наоборот, служит продолжением нормализации отношений. И пока не ясно, какой из них будет преобладать, но, скорее всего, нынешняя динамика отношений сохранится до окончания каденции Байдена. Какие-то меры будут приниматься, но в объеме, который не обрушит отношения двух стран на еще более низкий уровень.

Для Саудовской Аравии также важно не обрушить отношения с США. Но там уверены, что с Байденом у них ничего не выйдет, поэтому никаких ожиданий от него они не испытывают, их задача – дождаться усиления республиканцев и с ними восстанавливать партнерство. Поэтому Москва должна использовать это окно возможностей, чтобы вывести отношения с Эр-Риядом на новый уровень партнерства, сделать российское направление в его внешней политике необратимым, чтобы в случае прихода республиканцев, он не был заинтересован в пересмотре уровня взаимодействия с РФ».

Востоковед Турал Керимов уверен: «Саудовская Аравия не хочет быть частью рестрикций, которые в перспективе могут быть применены против неё самой. Этот подход распространяется на все монархии Персидского залива, и страны Ближнего Востока. Еще в марте 2022 г., после применения широкомасштабных экономических санкций против РФ, Эр-Рияд начал переоценивать целесообразность ориентации на своих западных партнёров. Санкции, введенные против российской энергетики, арест российских активов и резервов, стали для него неприятным сюрпризом как одного из главных мировых экспортеров нефти, хранящего свои золотовалютные резервы на Западе. Отключение российской финансовой системы от SWIFT, и запрет на финансовые операции с российскими банками и компаниями также вызвали у Саудовской Аравии, привязавшей свою торговлю нефтью - основной источник пополняющий государственный бюджет - к доллару США, острое чувство незащищенности. Возможное применение данных санкций против Королевства, в случае отказа с его стороны от уступок в вопросах, касающихся защиты своих национальных интересов, заставило Эр-Рияд предпринять робкие, но практические шаги по реставрации собственного суверенитета, долгие годы остававшегося в «залоге» у Вашингтона в обмен на защиту от возможных внешних угроз. Тем более что эта схема также дала сбой после заключения администрацией Обамы ядерного соглашения с Ираном в 2015 г. и последовавшей жесткой критики со стороны США и Запада из-за убийства оппозиционного журналиста Хашугджи в 2018 г. Смена администрации Трампа на администрацию Байдена, с его непростительно хамским отношением лично к наследному принцу и фактическому правителю королевства Мухаммаду бен Салману, постоянные спекуляции Вашингтона по поводу причастности Саудовской Аравии к терактам 9/11, вынудили Эр-Рияд срочно пересмотреть всю концепцию партнерства в США. Еще один концептуальный момент связан с тем, что новое поколение правителей Аравийских монархий, включая президента ОАЭ и кронпринца Саудовской Аравии не чувствуют себя связанными обязательствами своих предшественников перед Вашингтоном в парадигме «нефть в обмен на безопасность». Диверсификация политических и экономических связей, самостоятельная политика в стратегическом планировании на глобальном энергетическом рынке, модернизация транснациональных проектов соперников Запада – Москвы и Пекина выходят на первый план».

«Из «мировой бензоколонки», обеспечивающей стабильных рост и процветание экономики Запада за счет дешевых ближневосточных энергоресурсов, Саудовская Аравия и страны Персидского залива превращаются в глобальных инвесторов и драйверов развития высокотехнологичных областей мировой экономики и науки. Это подразумевает более широкую международную кооперацию, более несовместимую с евроатлантическим однополярным мироустройством.

Смещение центра тяжести мировой экономики, органическое сопряжение ресурсной базы, инновационного запроса и финансовых возможностей стран Персидского залива, с предлагаемой Россией и Китаем парадигмой многополярного мира, делает полный отказ от прежних форм сотрудничества данных государств с США и Западом вопросом ближайшего времени» - выражает свое мнение в разговоре с «Совершенно секретно» Турал Керимов.

ВНУТРИАМЕРИКАНСКИЕ РАСКЛАДЫ

Однако на реализацию планов демократов влияет исход политической борьбы в самих США. Ведь они, желая проучить саудитов и Ко, покушаются на бизнес оружейных «ястребов» США, что чревато самыми серьезными последствиями для внутренней стабильности страны.

Впрочем, им это необходимо, чтобы лишить своих политических конкурентов республиканцев «оружейной кормушки» и таким образом ослабить их, рвущихся к реваншу за поражение Трампа от Байдена на последних президентских выборах.

Однако сделать это сложно. Мощное республиканское просаудовское лобби уже активно работает по торпедированию таких инициатив. Не случайно, что Байден, видимо, не чувствуя достаточной силы для начала «порки» саудитов, отложил ее до завершения выборов в Сенат, намеченных на 8 ноября 2022 г. Это явный признак нежелания идти на полную конфронтацию с республиканцами, усиливающими популярность у американского избирателя.

Однако даже в лучшем случае произошедшее надолго отравит американо-саудовские отношения. Заметим: с учетом сохранения важности нефтяных поставок Эр-Рияда для США, «манипуляции» с их ценами больно бьют по американским интересам и усиливают позиции демократов, призывающих снижать зависимость от ближневосточного «черного золота». Но альтернатив здесь немного. Собственных запасов, как и поставок из Канады и Мексики, для их замены не хватит. Остается Венесуэла, отношения с которой у США еще более сложные, чем с Саудовской Аравией как «диктаторским государством». И «размораживание» с ней связей означало бы признать крах американских попыток ее «демократизации».

Фото_20_09_Опе.jpg 

Причем подобное «замахивание» элитами этих стран на критически важные отрасли – энергетическую и оружейную – усиливает между ними взаимное недоверие. В Эр-Рияде растет убеждение, что полагаться в жизненно важных для его существования вопросах только на США невозможно, когда власть там переходит из рук его сторонников к его противникам. Тем более, если Штаты выполнят свои угрозы, в ход саудиты могут пустить «энергетическое оружие» – отказ продавать свою нефть США с отправкой ее в Азию. Поскольку они фактически контролируют около четверти потребляемого там «черного золота», это может быть весьма чувствительным шагом.

АРАВИЙСКИЙ ДРЕЙФ К РОССИИ И КИТАЮ

Причем разрыв экономических отношений не будет для аравийских монархий катастрофой, ведь основным их торговым партнером уже 10 лет назад был Китай (19 % саудовского товарооборота при 7,19 % с США, занимавшими лишь четвертое место). И этот разрыв увеличивается. Соответственно, резкими действиями Вашингтон способен лишь еще больше толкнуть своих недавних союзников в объятия России и Китая, в том числе, и по оружию («наметки» по этой части в плане контрактов на самоходные огнеметные системы «Солнцепек» и гранатометы уже имеются. – Прим. ред.), и последние визиты представителей их руководства туда служат наглядным тому подтверждением.

В частности, саудитов интересуют российские системы ПВО, с помощью которых они рассчитывают минимизировать угрозы от иранских БПЛА и ракет. Тем более что ими довольны их союзники из ОАЭ, успевшие их купить и опробовать в Ливии и не только.

Во всяком случае, трещины в отношениях между аравийскими монархиями и США расширяются, что отвечает интересам Москвы. И в истории имеется немало примеров, когда растущие разногласия приводили союзников к вражде.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку