НОВОСТИ
19 июля 2025, 15:10
Власти ЯНАО требуют реального срока для главаря таджикской диаспоры за организацию нелегальной миграции
274
19 июля 2025, 06:20
Постояльцев пансионата для престарелых в Уфе пытали, избивали и морили голодом
475
18 июля 2025, 15:40
По делу о беспорядках в аэропорту Махачкалы вынесли приговоры 135 фигурантам
604
18 июля 2025, 14:00
За разлив 79 тонн дизтоплива в Енисее власти Красноярского края потребовали у пароходства 1,2 млрд руб.
662
18 июля 2025, 11:40
Зампред новгородского правительства Шульцев арестован в Москве по делу о крупной взятке
672
18 июля 2025, 10:35
Зампрокурора из Татарстана Карабышев оформил квартиры для малоимущих на своих детей
709
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Выдержит ли малый бизнес введение очередного бюрократического барьера?

На фоне успехов Российской армии в Сирии в экономике страны порой происходят вещи, абсолютно несовместимые с нормальным развитием оборонного комплекса России. Вместо того чтобы упрощать жизнь предприятий, работающих на гособоронзаказ, правительственные чиновники создают новые барьеры и рогатки.
К примеру, поправки в закон «О гособоронзаказе», подписанные 29 июня и вступившие в силу практически немедленно, 1 июля 2015 года, требуют от предприятий открытия отдельного специального счёта для каждого оборонного контракта по всей технологической цепочке, вплоть до производителей сырья. Соответствующие требования российские предприятия начали получать уже в августе.
Подчинение коммерческого процесса удобству проверяющих структур вопреки производственной целесообразности представляется тяжким бюрократическим извращением, которое способно блокировать выполнение оборонного заказа и нанести невосполнимый вред ОПК.
Ведь многие незначительные по стоимости и объёму, но совершенно необходимые для разного рода вооружений детали производятся малыми предприятиями, для которых выполнение этого требования оказывается запретительно дорогим. Они просто не могут позволить себе роскошь открывать отдельные счета по копеечным контрактам, суммы которых часто сопоставимы со стоимостью обслуживания этих счетов. Между тем ни на какие другие счета оплату гособоронзаказа перечислять не будут: вы можете выполнить все свои обязательства, но без отдельного специального счёта не получите ни копейки.
Введение спецсчетов вменяется предприятиям в обязанность распространить «по всей кооперационной цепочке», что в принципе невозможно. Ведь многие предприятия (в том числе и не малые) получают сырьё для производства своей продукции у гигантских корпораций, и без того мало заинтересованных в незначительных на фоне своих экспортных операций проектах.
Получив требования открывать отдельные счета для обслуживания расчётов в отношении малых по объёму контрактов, они уже сейчас просто отказываются выполнять их и выражают готовность полностью прекратить сотрудничество. В результате работа ряда малых предприятий по выполнению гособоронзаказа уже застопорилась, масштаб выполняемых работ уменьшился.
Резкое увеличение издержек производственного малого бизнеса, и без того, как правило, дышащего на ладан, ставит его в крайне тяжёлое положение. В этом году выполнение гособоронзаказа всё же в целом продолжится, так как взятые на себя обязательства по уже заключённым контрактам придётся выполнять: вряд ли российские суды в массе своей согласятся признать форс-мажорным обстоятельством пусть и внезапно принятый, но российский же закон.
Однако начиная со следующего года, насколько можно судить, многие представители малого бизнеса России просто откажутся от сотрудничества с российскими предприятиями оборонного комплекса, а некоторые и вовсе закроют свои предприятия.
Весьма существенно, что крупные корпорации, которые, возможно, стоят за очередным этапом очищения российской экономики от малого бизнеса, гарантированно не смогут (даже если захотят) компенсировать возникающий из-за этого провал в производстве.
В результате оборонный комплекс страны может внезапно, без бомбардировок и даже терактов, остаться без ряда необходимых изделий и просто лишится возможности выполнять свои задачи, несмотря ни на какое увеличение финансирования.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации
Комментарии