Мусорный ветер или ветер в головах…
«Совершенно секретно»: По данным Росприроднадзора, к началу 2018 года в стране насчитывалось более 38 млрд тонн промышленных и бытовых отходов. Из них на переработку уходило только 4%, все остальное скапливалось на свалках, которые власти предпочитают красиво называть полигонами.
Мусорная реформа стартовала в России 1 января 2019 года. Ее необходимость вряд ли вызывает вопросы — решать накопившиеся экологические проблемы, заниматься утилизацией отходов и борьбой с незаконными свалками необходимо было уже давно.
Но, как и многое в нашей стране, нужную работу чиновники решили делать наскоком. Главное — не предварительные расчеты, а галочки в отчетах.
В большинстве российских регионов смогли найти региональных операторов по вывозу мусора, но не успели решить критически важные вопросы: подготовить контейнерные площадки, оборудовать современные и безопасные полигоны, наладить мусоропереработку и прочие «мелочи».
В итоге проблемы только усилились, а «пожарные» методы их решения привели к росту тарифов для населения. Не зря вопросы про мусор вошли в тройку самых часто задаваемых в ходе «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным — похоже, без прямого вмешательства главы государства снова ничего не будет работать.
Одним из самых классических примеров замены реальной работы на громкие декларации и суматошные действия в случае с мусорной реформой можно считать Краснодарский край. Проблемы здесь начались еще тогда, когда в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 всероссийский курорт Сочи объявили городом с «нулевыми отходами».
По идее МОК это должно было означать максимальную переработку мусора в условиях полной экологической безопасности. По идее кубанских чиновников — отправку мусора из Сочи туда, где МОК его не увидит. «Олимпийские» отходы эффективные управленцы решили вывозить за 300 километров на белореченский полигон.
Белореченск — небольшой кубанский городок, на 50 тысяч жителей. Местный полигон, куда свозили строительный мусор из Сочи, а также бытовые и коммунальные отходы самих сочинцев и гостей курорта, быстро заполнился.
Ни о каких современных технологиях речи не шло, не говоря уже о переработке. Не соблюдались даже условия хранения, из-за чего местные жители неоднократно жаловались на невыносимый смрад.
В 2013 году рядом с первым полигоном начали строить второй, вроде бы безопасный и технологичный. Но официально открыли его только в 2017-м, а все это время сочинские отходы продолжали везти в Белореченск.
В 2017 году первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко с гордостью заявил: «На самом деле этот перерабатывающий мусор комплекс мы можем назвать заводом, потому что здесь глубокая сортировка, отработка вторичного сырья. Все отходы, предназначенные для утилизации, будут опрессовываться, брикетироваться и утилизироваться по самым современным технологиям. Я уверен, что никаких запахов, а тем более разлетающегося мусора здесь уж не будет».
После старта мусорной реформы региональный оператор «Крайжилкомресурс» начал заполнять белореченскую свалку мусором не только из Белореченского района и Сочи, но и Горячего Ключа, а также Туапсинского и Апшеронского районов. И оказалось, что даже если что-то назвать заводом, то переработка от этого не начнется.
По словам местных жителей, мусор на полигоне практически никак не сортируется и захоранивается без соблюдения всех необходимых процедур.
«На полигоне есть сортировочная лента, но на ней работают по 11-15 человек, и то не всегда. С таким количеством работников невозможно обработать весь тот мусор, что идет к нам из других районов, особенно из Сочи — всего ежедневно приезжают по 30-40 тонаров, — рассказал порталу Юга.ру общественный активист Белореченска Дмитрий Островлянчик. — Единственные отходы, которые захораниваются на территории полигона правильно, — это белореченские. Из всех других районов к нам везут неотсортированные отходы, не соблюдают условия — привозят все подряд: покрышки, строительный мусор, мертвых собак. Все это сваливается в одну кучу, естественно, без брикетов».
Долгое время на возмущения белореченцев никто не обращал внимания. Доведенные до отчаяния люди, не дождавшиеся вразумительных ответов от чиновников, начали перекрывать дороги.
И только 14 января этого года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев поручил, наконец-то, обследовать полигон. Удивительно, но краевое министерство ТЭК и ЖКХ выяснило, что на Белореченском полигоне происходило захоронение мусора с нарушениями технологий.
«Складируемые на площадке отходы пересыпались грунтом несвоевременно, что привело к началу процесса гниения и распространению запаха. Также не соблюдались технологии сортировки мусора», — отчитались чиновники.
23 января Кондратьев лично провел в Белореченском районе знаменитое совещание по вопросу работы полигона, на котором почему-то сравнил горы зловонного мусора с Мамаевым курганом, вызвав законный гнев жителей Волгограда. Как говорят очевидцы, местных жителей губернатор практически не слушал, постоянно перебивал и лишал слова. На следующий день пресс-служба краевой администрации отчиталась, что в связи с нарушениями на полигоне уволили гендиректора эксплуатирующего полигон «Крайжилкомресурса» Валерия Дробота.
Против «Крайжилкомресурса» даже возбудили дело по ст. 6.3. КоАП РФ (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).
19 февраля Белореченский районный суд признал регионального оператора виновным в административном правонарушении и приостановил работу полигона. Но уже 25 февраля суд снова разрешил открыть свалку «Крайжилкомресурса», утверждавшего, что все нарушения устранены.
В курортных районах Сочи, Туапсе, Горячего ключа и Апшеронска вздохнули с облегчением, а жителям некурортного Белореченска снова стало нечем дышать.
Когда стало понятно, что быстро проблемы белореченского полигона не решить, а местные жители не готовы покупаться на очередные обещания чиновников и слушать успокоительные речи придворных экологов, власти Краснодарского края придумали нестандартное решение.
Вместо Белореченска мусор было предложено возить в Горячий Ключ, который гораздо ближе к Сочи и Туапсе. Но вот незадача — это тоже курорт, причем известный именно своими минеральными водами и свежим воздухом кавказского предгорья.
На продавливание этого уникального управленческого решения в Горячий Ключ был отправлен целый губернаторский десант из проверенных общественников, которые до этого пытались убедить белореченцев в безвредности огромной свалки.
Возмущенных жителей и удивленных местных чиновников должны были уговорить координатор Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха, член партии «Яблоко» Евгений Витишко и активист-общественник Роман Любименко. Звучит внушительно, если не знать, что первый руководит организацией, которую признавали иностранным агентом, а второй сидел за провокацию возле дачи бывшего краснодарского губернатора Александра Ткачева.
Третий «десантник» и вовсе был арестован и осужден за рэкет на рынке, после чего неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов за избиения людей. Остается только догадываться, какие силовые акции могли бы планироваться с участием такого ценного помощника.
«Убеждали, что полигон надо строить именно в Горячем Ключе. Не убедили. Я против, и наши общественники, которые тоже присутствовали на встрече, меня поддержали», — написал по итогам встречи глава муниципалитета Александр Кильганкин.
В результате такой работы кубанских властей на карте Краснодарского края помимо горячей точки в Белореченске появилась и вторая, в Горячем Ключе, где даже сам глава муниципалитета пообещал не допустить строительства нового полигона для чужого мусора. А судя по наличию в группе поддержки губернатора такого одиозного персонажа, как Любименко, инцидентов там можно ждать самых разных.
А пока мусор продолжают свозить десятками фур каждый день на старое место. При том, что в самом Сочи уже давно предлагают построить современный мусороперерабатывающий завод по лучшим мировым стандартам, но это местным чиновникам почему-то не интересно.
Продолжение темы в ближайшем номере газеты «Совершенно Секретно».
Владимир ЕРАНОСЯН, специально для «Совершенно секретно»
Комментарии