НОВОСТИ
11.11.2024 07:00
12.11.2024 06:30
Экс-гендиректор ГК «Салюс» Егор Иванков получил условный срок за вывод из России более 200 млн руб.
158
11.11.2024 13:55
Мосгорсуд отменил приговор экс-послу Украины в Казахстане Петру Врублевскому, обвиненному в разжигании вражды
1217
11.11.2024 09:30
Верховный суд: наследники умершего осужденного должны сами компенсировать ущерб
814
10.11.2024 12:30
Ректора петербургского вуза арестовали по делу об организации незаконной миграции
1081
ЭКСКЛЮЗИВЫ
РЕЙСОВАЯ ВОЙНА
Совместно с:
07.09.2015
ПОЧЕМУ МЕЖДУГОРОДНИЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ СТАЛИ ОПАСНЫМИ ДЛЯ ЖИЗНИ
В России этим летом произошло несколько страшных ДТП, в которых погибли десятки человек – пассажиров рейсовых автобусов. Хотелось бы думать, что после того как водители-нарушители понесут наказание, под этим трагическим перечнем будет подведена черта раз и навсегда. Однако полученные следствием факты говорят о другом: причина случившегося – не невнимательность и не лихачество конкретных людей, а система. И справиться с причинами аварий будет не так просто, как кажется на первый взгляд. Почему в нашей стране автобусы массово попадают в смертельные ДТП — разбирался корреспондент «Совершенно секретно».
5 августа в Хабаровском крае, на автодороге между столицей региона и Комсомольском-на-Амуре, жертвами лобового столкновения двух автобусов стали 16 человек, пострадали более 60.
Двумя неделями ранее в России произошли еще две страшные аварии. Поздно вечером 21 июля в Чечне в пропасть рухнул автобус. Погибли 11 пассажиров. 22 июля в Красноярском крае при столкновении междугороднего автобуса и грузовика погибли 11 человек, 44 пострадали.
9 июля в Красноярском крае в 4 часа утра на федеральной трассе М-54 столкнулись автобус «Хёндай», следовавший из Кызыла в Красноярск, и микроавтобус «Мерседес», направлявшийся из Лесосибирска в Шушенское, на фестиваль «Мир Сибири» (в микроавтобусе находились участники фестиваля). Погибли 11 человек, включая водителя «Мерседеса». Шофер, находившийся за рулем «Хёндая» и выехавший на встречную полосу, задержан и помещен под стражу.
24 июня в Омской области за сутки, с перерывом всего в несколько часов, случается сразу две аварии: в первой, с участием легковых автомобилей, погибли 8 человек. При столкновении пассажирского автобуса и КамАЗа, груженого кирпичом, – 16 (в том числе и оба водителя), 11 получили ранения. Следствие сразу же устанавливает: автобус на большой скорости выехал на «встречку» и столкнулся с грузовиком.
Во всех случаях выжившие водители, по результатам доследственной проверки признанные виновниками ДТП, были арестованы, в их отношении возбуждены уголовные дела по статье 264 УК РФ – «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее гибель двух и более лиц».
Однако вскоре оказывается, что лишь происшествие в Чечне было, если в данном случае можно так выразиться, «однозначным»: водитель не справился с управлением на опасном участке дороги, что и привело к трагедии. По всем остальным фактам возбуждены вторые (и последующие) уголовные дела – по статье 238 УК РФ – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Их фигурантами становятся уже руководители предприятий-перевозчиков и местные чиновники.
Кроме того, ряд уголовных «хабаровских» дел, возбужденных по ДТП, были изъяты из производства Следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю и переданы для дальнейшего расследования в Управление по расследованию организованной преступной деятельности СД МВД России.
Расследование дел еще не завершено, и в правоохранительных органах информацию широкой огласке пока не предают. Однако кое-какие данные обнародовать уже можно. Осторожно начинают делиться информацией и сами перевозчики.
ИЗ 60 АВТОБУСОВ ТЕХНИЧЕСКИ НЕИСПРАВНЫ 50
В МВД по Красноярскому краю рассказывают о водителе – виновнике ДТП, случившегося 9 июля. «Водитель рейсового автобуса – это 59-летний красноярец. За последний год административных правонарушений у него как у водителя не было, стаж у него достаточно большой, и на рейсовых автобусах он работает на протяжении нескольких лет. В общем характеризуется положительно», – говорит и. о. начальника Следственного отдела по расследованию ДТП Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю Лариса Осипова.
Сейчас водитель находится под стражей, ведется расследование уголовного дела, возбужденного в его отношении. Есть версия, согласно которой (она, правда, пока не подтверждена официально) он без отдыха совершил несколько рейсов подряд.
А вот что касается предприятия «Автоколонна 1967», которому принадлежали автобусы, попавшие в обе смертельные аварии (и 9, и 22 июля), то проведенная там внеплановая проверка показала: из 60 автобусов, принадлежащих перевозчику, технически неисправны 50. Они были немедленно сняты с рейсов. Кроме того, «Автоколонна 1967» не имела документов на медицинское освидетельствование водителей.
Руководитель автопредприятия Михаил Ильянков с прессой сейчас отказывается общаться, зато ситуацию комментируют в следственных органах.
«В настоящее время выявлен ряд нарушений в организации перевозок. Это дает повод утверждать, что у дела по статье 238 УК РФ есть судебная перспектива. В данном случае уголовная ответственность предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до полумиллиона рублей. И должностные лица, не обеспечившие безопасность людей должным образом, обязаны понести соответствующее наказание», – сообщает начальник Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю Игорь Напалков.
Многочисленные нарушения были выявлены и на предприятии, которому принадлежал автобус, устроивший ДТП под Омском. По итогам проверки отстранены от поездок 9 автобусов. Кстати, по одной из версий, причиной аварии стала неисправность колесной системы автобуса, врезавшегося в грузовик. По другой – водителю стало плохо, когда он находился за рулем. Это и стало причиной смертельного маневра. Можно ли было до рейса выявить у него проблемы со здоровьем? Скорее всего…
«В рамках расследования уголовного дела были получены сведения о грубейших нарушениях на пассажирском предприятии, которому принадлежал автобус, требований трудового законодательства и безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В связи с этим задержан директор муниципального предприятия города Омска «Пассажирское предприятие № 4» Александр Чертоляс, подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ.
По мнению органов следствия, директор пассажирского предприятия, в должностные обязанности которого входили организация выполнения требований безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и осуществление личного контроля за соблюдением этих требований и трудового законодательства, ненадлежащим образом исполнял свои служебные обязанности и не обеспечил неукоснительное соблюдение на предприятии требований безопасности перевозок и трудового законодательства, а также надлежащий контроль за состоянием здоровья водителей», – прокомментировали «Совершенно секретно» ситуацию в Следственном комитете РФ по Омской области.
ВИНОЙ ВСЕМУ – РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
Как рассказывает представитель Омского следственного комитета полковник Лариса Болдинова, на пассажирском предприятии систематически нарушались нормы времени труда и отдыха водителей: они нередко работали не просто сверхурочно, а с превышением вообще всех мыслимых пределов, и на элементарное восстановление сил у них времени не было.
«По данным следствия, – говорит Лариса Болдинова, – водитель пассажирского автобуса, на котором следовали рабочие птицефабрики, в день дорожно-транспортного происшествия более 12 часов находился за рулем, в течение длительного времени не имел полноценного отдыха, вследствие чего из-за накопившейся усталости у него, возможно, была снижена концентрация внимания за дорожной обстановкой. Это и обусловило выезд на полосу встречного движения с последующим столкновением с автомобилем КамАЗ».
21 августа владельцу предприятия Чертолясу мера пресечения была изменена с содержания под стражей на домашний арест. При этом, подчеркивает Болдинова, ему запрещено встречаться с потерпевшими и свидетелями, покидать место жительства, можно гулять в течение двух часов в день, но нельзя уходить дальше 500 метров от дома по месту жительства.
Но владелец автопредприятия – не единственный, кем сейчас занимаются следователи. В сферу их внимания попали также должностные лица – сотрудники Управления государственного автодорожного надзора по Омской области, которые по долгу службы должны были знать (и, как выясняется, знали!) о беззаконии, творившемся в компании-перевозчике. Знали – но никак не отреагировали на обнаруженные нарушения.
«В связи с этим, – говорит Лариса Болдинова, – органами следствия в отношении сотрудников Управления государственного автодорожного надзора по Омской области возбуждено еще одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц»). В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления и должностных лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Срок следствия продлен в связи с проведением экспертиз».
Но круче всего оказался завернут «хабаровский сюжет». Здесь виновниками аварии числятся самые разные персонажи – от шофера до министра. Водитель автобуса, выехавшего на «встречку» и столкнувшегося с другой машиной, Юрий Михейкин, заявил, что не нарушал правил дорожного движения: виной всему – ремонтные работы на трассе, о которых до дня трагического происшествия никто не сообщал. Не было на дороге и знаков, предупреждающих о ремонте. В итоге шофер, огибая опасный участок, просто не смог сориентироваться в ситуации.
После проведенной по данному факту проверки в отставку был отправлен хабаровский министр промышленности и транспорта Виктор Лемеха, занявший этот пост всего за месяц до трагедии. Но на этом дело не кончилось. Как показала экспертиза автобуса, «устроившего» аварию, номера у него были перебиты, установленный в машине двигатель оказался мощнее заявленного в документах, обнаружились и другие «неродные» детали. Кстати, и у второго автобуса, попавшего в ДТП и принадлежащего другому перевозчику, – тоже. Первый же незадолго до трагедии прошел техэкспертизу в организации, которой руководит… владелец автопредприятия.
«В рамках расследования уголовного дела мы начали проверять полностью автобус, и сразу, еще на дороге, бросилось в глаза, что имеется разница в цвете автобуса – между тем, что есть в нашей картотеке, и тем, как он выглядит в реальности. Сделали визуальный осмотр, и оказалось, что номера кузова автобуса перебиты. Значит, вносили изменения в конструкцию. Неизвестно, откуда вообще взялся этот кузов. На обоих автобусах стоят неродные двигатели – не те, которые шли по карточкам. Это допускается, но в одном автобусе стоит двигатель, который по маркировке, по лошадиным силам больше, чем был при регистрации», – рассказывает начальник УГИБДД УМВД РФ по Хабаровскому краю Игорь Петряшин.
Дальше – больше: проверка показала, что для ИП Ефимова, владеющего автопредприятием, такой случай – не исключение, а норма: практически во всех его автобусах выявлены подобные нарушения. Понятно, что такие вещи невозможно было «провернуть» в одиночку. Итог – 12 (!) уголовных дел по хабаровскому ДТП, часть которых сейчас взята на расследование отделом по оргпреступности МВД России.
ЧАСТНИКИ НЕ БЕЗОПАСНЕЕ
«Я помню, однажды ехала по той же трассе, где все эти ДТП произошли, на юг края, к родственникам, – рассказывает красноярка Татьяна Ильчева. – Вначале автобусный рейс до Шушенского был отложен на час – без объяснений. Как потом оказалось, водитель отказывался выходить в рейс из-за неисправности техники, а начальство со скандалами и угрозами его заставляло.
Это он нам сам потом рассказал, когда автобус, чуть не перевернувшись, застрял в 200 км от Красноярска на трассе, где даже сотовой связи нет. Кому-то на владельцев предприятия выйти тогда все-таки удалось, за нами, так и быть, три часа спустя прислали дополнительные автобусы. Водители их гнали на полной скорости, пассажиров по пути (кому надо было) отказывались и высаживать, и для еды или туалета останавливаться, а ведь ехать около восьми часов.
Люди возмущаются, а они нам: «Вы нас тоже поймите: мы только из такого же восьмичасового рейса вернулись, сейчас вот вас отвозим, а потом нам сразу же из Шушенского в Красноярск возвращаться, без перерыва». Кстати, тогда, во время нашей вынужденной «стоянки» кто-то пытался начальнице этого автопредприятия претензии предъявить – мол, возвращайте деньги за билеты. А она в ответ: ну, если вы от поездки отказываетесь и здесь остаетесь, так пожалуйста, вернем».
Татьяна Ильчева завершает свой рассказ тем же выводом, к которому сейчас приходят многие красноярцы: уж лучше ездить с частниками – небольшими микроавтобусами, которые работают сами по себе и никакой фирме не принадлежат. Мол, так быстрее, дешевле и, в общем, комфортабельнее… Но именно на таком частном микроавтобусе ехали на Шушенский международный фестиваль жертвы аварии 9 июля. Пассажиры «большого» «Хёндая» получили травмы – все 11 погибших, включая водителя, находились в маленьком «Мерседесе».
От самого автобуса не осталось вообще ничего, а проверка позже показала: фургончик попросту не был предназначен для перевозки пассажиров, сиденья в салоне прикручивал, как мог, сам его владелец, и в момент столкновения их попросту оторвало от пола и выбросило на дорогу. Сам хозяин «Мерседеса» ранее «отметился» несколькими штрафами за нарушение ПДД, а разрешения на перевозку людей у него не было.
Как не было его и у водителя «Газели», ехавшей по маршруту Красноярск – Богучаны, который день спустя (!) после трагедии был задержан дорожными полицейскими с 9 пассажирами в салоне, зато без документов, ремней безопасности, тахографа, спутниковой системы слежения и т. д. Но ехать с ним было дешевле и быстрее.
И таких случаев – множество. Получается замкнутый круг: с автобусами, принадлежащими крупным перевозчикам, ездить опасно, но с частниками – опасно не менее. То есть пассажирам остается фактически выбирать меньшее из двух зол. Они это и делают, голосуя в конце концов рублем. И вот парадокс: именно такую «конкуренцию» автобусники и называют едва ли не главной причиной всех своих бед. У мелких – ни особых расходов, ни ответственности. К крупным – требований много, а возможностей их выполнить минимум.
ВЫНУЖДЕНЫ ЭКОНОМИТЬ НА ВСЕМ
«В советское время автобусные перевозчики финансово поддерживались государством, а сейчас (если, конечно, речь не о муниципальном транспорте) мы фактически предоставлены сами себе. А это неправильно: ведь и железнодорожные, и авиаперевозки так или иначе государством дотируются.
А в Сибири на поездках внутри региона (да и между регионами) автобусы – не менее значимый вид транспорта, – рассказывает «Совершенно секретно» Владимир Ключников (фамилия по его просьбе изменена. – Ред.), руководитель автопредприятия из Омской области. – Теперь давайте посчитаем: нормальные автобусы (то есть импортные, будем прямо говорить) из-за кризиса подорожали вдвое, и сейчас вряд ли один стоит меньше 10 млн рублей.
Плюс оборудование, страховки и прочее. Если всем этим честно заниматься, как то нормативы предписывают, так уж лучше вообще бизнес закрывать. Все вложения получаются в никуда и никогда не отобьются, поймите меня правильно».
Владимир признается: и он сам, и большинство его коллег вынуждены экономить – на техосмотрах и ремонте (тем более покупке!) транспорта, на соблюдении режима труда и отдыха водителей, на численности штата и т. д., – просто чтобы заплатить тем же водителям зарплату. В то же время с мелких перевозчиков спроса нет, а они составляют крупным серьезную конкуренцию.
«Я думаю, что у крупняков они минимум половину рынка отбирают. Призвать их к ответственности возможности почти нет. Часто они набирают попутчиков по объявлениям в соцсетях, а люди, если инспектор такой «микрик» остановит, что угодно подтвердят, лишь бы добраться побыстрее: например, что они семьей путешествуют. Поскольку у таких частников расходы минимальные, то и цены они могут позволить себе особо не поднимать, а прибыли получают такие, что в случае чего и штрафы им не страшны. В среднем сейчас поездка на одно и то же расстояние у них стоит вдвое меньше, чем у нас. А мы тарифы задрать не можем: при таком раскладе вообще всех клиентов растеряем», – говорит Владимир.
Примерно то же рассказали нам и в Красноярске: здесь нелегальные перевозчики в открытую стоят на центральном автовокзале рядом с автобусами «официальных» перевозчиков. На большие автобусы цена билетов в кассах до того же Шушенского – порядка 1200 рублей, на микроавтобусы – 500–700… Садитесь, куда пожелаете.
«Кроме того, в городе есть еще несколько мест, откуда можно при желании уехать в любую точку: рядом с ТЦ «Метрополь» традиционно стоят микроавтобусы, следующие в направлении Кызыла, у железнодорожного вокзала – в сторону Шарыпово и Ужура. При этом чтобы кто-то их проверял, документы спрашивал – на моей памяти такого не было», – говорит красноярский турист Александр Беляев.
Каков может быть выход из подобной ситуации? На данный момент это риторический вопрос. Может быть, произошедшие трагедии заставят ответить на него конкретнее и определить, кто, как и за что может и должен спрашивать с водителей, хозяев больших автопредприятий, полулегальных мелких перевозчиков и чиновников разного масштаба. Пока же людям предоставлен небогатый выбор: из двух зол.
Автор: Ирина МИХАЙЛОВА
Совместно с:
Комментарии