НОВОСТИ
Рынок отмывания денег в России  оценили в 2 трлн рублей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

ПЕРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ

ПЕРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ
Автор: Арам ТЕР-ГАЗАРЯН
Совместно с:
29.07.2014
НАТО ОТДАЕТ НОВЫМ СОЮЗНИКАМ ОРУЖИЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ УТИЛИЗАЦИИ
 
Афганистан, Ирак, Ливия, Вьетнам, Камбоджа, Сомали и многие другие страны наводнены старой военной техникой. Мировые лидеры с охотой передают им морально устаревшее вооружение в порядке союзнической помощи – за символическую плату или вообще без таковой. Выгода здесь не только политическая, но и экономическая: расходы на хранение и утилизацию, к примеру, танков середины прошлого века непомерно велики. А у государств третьего мира своя логика: им, строго говоря, не нужно самое современное вооружение: важнее количество – чтобы не испытывать дефицита оружия в критических ситуациях – и, соответственно, цена.
 
Какие бы войны ни велись в мире, самое современное оружие еще ни разу не попадало в руки местных военных. США с союзниками, как и СССР, предпочитали и предпочитают не делиться самыми современными разработками, поэтому, когда речь идет о сильных армиях в Африке, на Ближнем Востоке (за исключением Израиля), необходимо учитывать, что это оружие отстает на два-три поколения. Хотя от этого количество жертв меньше не становится. Война в Корее 1950–1953 годов унесла жизни почти 10 миллионов человек. Во Вьетнаме погибло 3 миллиона жителей. В Кампучии еще 3 миллиона. В Судане – около 2 миллионов человек. В Сомали – около миллиона человек. В Ираке и Афганистане – столько же. Все эти люди были убиты из устаревшего оружия советского или натовского производства.
 
ПОСТАВЛЯЯ ОРУЖИЕ, США ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ РАСХОДОВ НА ЕГО ХРАНЕНИЕ
 
Фактически в каждой стране, где при активной поддержке сверхдержав были сметены прежние политические режимы, есть районы, в которых царит безвластие, а окраины дорог завалены подбитыми бронетранспортерами и артиллерийскими орудиями – подарками, оставленными в качестве жеста доброй воли «старшими братьями». Танки и пушки, переданные дружественным режимам или их оппонентам, по несколько раз переходят из рук в руки и используются не только для уничтожения вооруженного противника, но и против мирного населения во время набегов на города и деревни.
 
Поставляя оружие странам третьего мира, США не только помогают своим сторонникам в борьбе за власть, но и  избавляются от огромных расходов на хранение техники дома.
 
По данным американских экспертов, танковые ангары Пентагона забиты под завязку машинами производства середины прошлого века. Эта разваливающаяся техника ни разу не была использована, и с момента своего производства находится на консервации. Никакого интереса ни для американской армии, ни для фирм, занимающихся утилизацией, она не представляет. И в результате танки, самолеты и другие военные машины ежедневно «вытягивают» из американского бюджета сотни тысяч долларов на протяжении десятков лет.
 
СССР также практиковал «дарение» в годы своей наибольшей военной активности. Вьетнам, Сомали, Ангола, Камбоджа, Судан, Куба, Афганистан и десяток других стран получили от советского командования на безвозмездной основе десятки тысяч боевых единиц техники.
 
В конце XX века тысячи единиц отечественной боевой техники были просто оставлены в Восточной Европе, в Африке и странах Юго-Восточной Азии. Сегодня, когда последние воплощенные в жизнь разработки советских конструкторов уже устарели, чтобы не держать на балансе Минобороны, их отправляют в государства Центральной Азии – Таджикистан и Киргизию. Военные этих стран уже успели познакомиться и с натовской техникой во время операции союзников в Афганистане. Сейчас на балансе той же Киргизии находится несколько сотен танков американского производства, подаренных военным ведомством США в качестве жеста доброй воли: чтобы не тратиться на транспортировку домой.
 
ЭМБАРГО И САНКЦИИ ЭФФЕКТИВНЫ ТОЛЬКО В 25% СЛУЧАЕВ
 
Последние три года по миру продолжает катиться волна гражданских войн и восстаний. Были сметены политические режимы в Йемене, Тунисе, дважды в Египте. Ливия практически перестала существовать как государство. Попытки смены власти и протесты не прекращаются в Ираке, Бахрейне, Иордании, Кувейте, и даже в Саудовской Аравии. Всем этим странам в свое время были переданы устаревшие танки, пушки и стрелковое оружие.
 
Меры, которые принимает ООН, – всевозможные эмбарго и санкции – не оказывают ожидаемого эффекта. К примеру, полные или частичные запреты ООН на поставки оружия действуют в отношении Сирии, Ирака, стран, где активны «Аль-Каида», «Талибан», а также Ливана, Ливии и Сомали. И, несмотря на это, военное противостояние в этих государствах возрастает. Это говорит о том, что за последние десятилетия сверхдержавы настолько активно «утилизировали» свое устаревшее оружие, что его хватит еще на долгие годы войны.
 
Доклады ООН показывают, что запреты на экспорт оружия в страны, где идут гражданские войны, не останавливают конфликты. Противостояние поддерживается или за счет перехода от одной стороны к другой, что происходит в Ираке и Афганистане, или за счет игроков черного рынка оружия. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира, международные санк­ции и запретительные меры эффективны только в 25% случаев.
 
«По моему опыту пребывания в Судане во время проходившей там двадцатилетней гражданской войны оружия у местного населения было в избытке, и хотя источники поставок неизвестны, встречалось и советское оружие, и «калашниковы» китайского производства. Но это еще ни о чем не говорит – купить через третье лицо и привезти в место назначения партию оружия может любое государство, – говорит заместитель председателя Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Анатолий Соловьев. – Во всех этих странах складывается схожая ситуация – войны длятся десятилетиями, и с автоматами в руках вырастают целые поколения. И сдавать оружие никто не собирается».
 
СРОК РАБОТЫ ТАНКОВ ИСЧИСЛЯЕТСЯ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ
 
Жители всех стран, где когда-либо сталкивались интересы сверхдержав, имеют опыт обращения с оружием разного производства. Армия наводненной в свое время советскими автоматами, пушками и танками Камбоджи (Кампучии) до сих пор применяет для локальных задач танки выпуска 70-х годов прошлого века.
 
«Такое оружие может использоваться долгие годы и используется до сих пор. Что касается подвижной техники, то самыми долгоживущими здесь являются танки, срок работы которых, если они не горели, может исчисляться десятилетиями. Это касается и боеприпасов. Советское и российское оружие пользуется наибольшей популярностью из-за своей простоты в обращении. Достаточно бывает поверхностного инструктажа по использованию, чтобы любой человек мог начать стрелять из него, – говорит эксперт по стрелковому вооружению, главный редактор журнала «Калашников. Оружие, боеприпасы, снаряжение» Михаил Дегтярев. – Это касается в первую очередь оружия на основе системы Калашникова – оно настолько неприхотливо и работает в настолько разных условиях, что альтернативы ему фактически нет».
 
«Иракцы, несмотря на то, что последнее десятилетие страна наводнена американской техникой, все-таки предпочитают российскую. Об этом говорит и тот факт, что иракское правительство покупает оружие в России. Наше оружие просто в управлении, а для овладения американскими машинами и комплексами нужна долгая кропотливая подготовка. Но американцы полностью вооружили иракскую правительственную армию своими машинами и оружием – тем, которое использовалась солдатами армии США. Обычно подобные решения – оставлять в другой стране свое оружие или нет – определяются политическими задачами, а не экономическим обоснованием. Конечно, если в стране переизбыток оружия, его можно и оставить в государстве, где проводилась спецоперация, но все же эти вопросы решаются политическим руководством, – комментирует ситуацию президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Но думаю, что российское оружие там будет пользоваться большей популярностью. И не факт, что в Ираке вообще появятся новые американские боевые единицы».
 
На решение оставить часть военной техники в местах проведения военных операций, безусловно,  влияет экономический фактор. Часто попросту бывает невыгодно транс­портировать вооружение обратно, например, в США или европейские страны НАТО. «Все это оружие, которое оставляется воюющими странами местным властям или пов­станческим группировкам, сколько бы оно ни стоило, как правило, является морально устаревшим и не подходит для решения военных задач с серьезными противниками. Но при этом оно эффективно для борьбы с террористическими группами, с политическими противниками, – отмечает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Как мы знаем, сегодня Россия безвозмездно поставляет танки и артиллерию в Киргизию и Таджикистан. Это оружие подходит для решения властями этих государств своих локальных задач – борьба с радикалами и наркотрафиком, что соответствует интересам России. Все определяется задачами той или иной страны».
 
Дарить устаревшее оружие – практика поч­ти всех крупных военных держав. Франция поставляет за символическую сумму технику в Африку. Англия – в ряд государств Юго-Восточной Азии. Россия оставила в Восточной Европе такое количество танков, самолетов и артиллерийских установок, что полвека назад их хватило бы на создание самой мощной в мире армии. За последние 25 лет США, претендующие на роль мирового полицейского, сумели оставить свои следы на всех континентах: везде, где проводились их спецоперации и войны, местное население, повстанческие группировки и правительственные армии вооружены до зубов.
 
Очевидцы конфликтов в странах, куда «списывается» устаревшее оружие, говорят о том, что все войны сводятся к попыткам насадить свою идеологию. «В том же Судане многие успели поучаствовать в разжигании конфликта. Это происходило в том числе и во время проведения миссии, – говорит Анатолий Соловьев. – Был опыт, когда мы патрулировали один горячий район и, прилетев туда, увидели там  человека, похожего на американца. Во всяком случае, он был одет в форму Армии США. Документов его мы не видели, пообщаться с ним местные товарищи не дали, несмотря на то, что у нас был мандат ООН.
 
Может быть, он просто купил форму в первом попавшемся магазине, но нам отказали в общении с ним и, скажем так, настоятельно порекомендовали скорее покинуть эту зону, в противном случае не гарантировали нашу безопасность». Как отмечает директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, «когда речь идет о политической целесо­образности, экономический фактор становится вторичным».

Автор:  Арам ТЕР-ГАЗАРЯН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку