НОВОСТИ
Основателю «Русского продукта» Ольге Миримской грозит двадцать лет
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ИХ РАЗЫСКИВАЕТ ИНТЕРПОЛ

ИХ РАЗЫСКИВАЕТ ИНТЕРПОЛ

ИХ РАЗЫСКИВАЕТ ИНТЕРПОЛ

ФОТО: TRIP-FOR-THE-SOUL.RU

Автор: Сергей МАНУКОВ
15.10.2023

Сейчас, во время смены мирового порядка и на пике противоречий между США и их союзниками, с одной стороны, и Россией с Китаем – с другой, трудно приходится всем международным организациям. И Интерпол, главной задачей которого является объединение усилий правоохранительных органов стран-участниц в борьбе с общеуголовной преступностью, конечно, не исключение. На Западе недовольны его ноу-хау – так называемыми «красными карточками», которые отдельные государства порой используют для сведения счётов с оппозицией и диссидентами. Много вопросов, в основном на всё том же Западе, вызывает и нынешний глава всемирной полицейской организации – бывший генеральный инспектор МВД ОАЭ, которого обвиняют в… пытках на родине и арестах по политическим мотивам.

В Интерполе не скрывают, что им приходится бороться за выживание, и говорят о многочисленных трудностях, с которыми в последнее время пришлось столкнуться организации. О них много рассказывал накануне юбилея в многочисленных интервью Генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток. Он, кстати, как нетрудно догадаться, уверен, что планете сейчас больше, чем когда-либо раньше, нужна всемирная организация по борьбе с преступностью, потому что количество вызовов, с которыми приходится иметь дело человечеству в XXI веке, за сто лет многократно выросло. В интервью изданию Politico Шток, например, заявил, что если бы Интерпола не было, то его следовало бы создать для борьбы с современной транснациональной преступностью. Ко всем давно известным старым вызовам сейчас навскидку можно добавить, к примеру, разгул педофилии, экологические преступления, торговлю людьми, хотя в ней ничего нового, конечно, нет, и, естественно, терроризм.

СТО ЛЕТ – ЭТО И МАЛО, И ОДНОВРЕМЕННО МНОГО

Предшественник Интерпола, Международная комиссия уголовной полиции (ICPC), была создана 7 сентября 1923 года в Вене. Однако идея создания международной полицейской организации родилась десятью годами раньше, на 1-м Международном конгрессе уголовной полиции, который прошёл в апреле 1914 года в Монако. Стражи порядка и адвокаты из 24 стран приехали на Лазурный берег Франции по приглашению монакского князя Альбера I обсудить сотрудничество в раскрытии преступлений. Конгресс имел большой успех, но планы по созданию глобальной полицейской организации пришлось отложить из-за Первой мировой войны.

Идею возродил шеф Венской полиции и трёхкратный федеральный канцлер Австрии Йохан Шобер, организовавший в столице Австрии 2-й Международный конгресс уголовной полиции. Именно он считается отцом Интерпола. Приехавшие в Вену представители 20 стран договорились создать ICPC. Президентом исполкома выбрали Шобера, который занимал этот пост до смерти в 1932 году, а секретарём (с 1932 г. Генеральным секретарем) – начальника Австрийской федеральной полиции Оскара Дресслера, занимавшего этот пост до 1946 года. Предшественники Национальных центральных бюро (НЦБ) появились после 4-й Генеральной ассамблеи (ГА) Интерпола, которая прошла в Амстердаме в 1927 году. После аншлюса Австрии в 1938 году работа Интерпола была фактически парализована. Поскольку президентами организации тогда по уставу были шефы полиции страны, на территории которой находится его штаб-квартира, то в годы Второй мировой войны Интерпол возглавляли генералы СС Рейнхард Гейдрих, Артур Небе и Эрнст Кальтенбруннер. Штаб-квартира Интерпола с 1941 г. находилась в Берлине. Вторая жизнь Интерпола началась в 1946 г., когда он переехал в Париж. В том же году вышел первый номер журнала International Criminal Police Review, официального печатного органа Интерпола. Третий и последний переезд состоялся в 1989 г., когда Генеральный секретариат переехал в Лион.

Фото_18_24_Инт.jpg

В 1947 году появилась первая красная карточка. Как следует из информации на сайте Интерпола, она была выпущена для розыска некого русского, убившего полицейского. Название этот документ получил благодаря красному уголку. Несмотря на то, что красная карточка не является ордером на арест, после её получения власти имеют право задержать подозреваемого в соответствии со своим национальным законодательством. Главное требование к ней – полное отсутствие в деле политики. В Интерполе утверждают, что неукоснительно выполняют это правило, но правозащитники с этим утверждением готовы поспорить.

В Интерполе, похоже, любят яркие цвета: жёлтые карточки применяют для розыска пропавших без вести, чёрные – для идентификации неопознанных трупов, оранжевые – для предупреждения о потенциальных угрозах и т.д.

Эмблема, глобус с оливковыми ветвями и мечом, а также флаг с эмблемой и четырьмя зигзагами молний в центре, были приняты в 1950 году. В 1956-м на ГА в Вене Интерпол обзавёлся Конституцией, устанавливающей правила и принципы деятельности организации. Там же он получил своё нынешнее название – Международная организация уголовной полиции (ICPO-INTERPOL). Интерпол – самая многочисленная международная организация. В неё входят 195 стран, на две больше, чем в ООН. Сто лет назад в Интерпол входили 20 стран. К 1955 г. их количество выросло до 50, а в 1967-м – увеличилось ещё вдвое. В 1989 г. в полицейской организации было уже 150 государств. Последнего, 195-го члена – Федеративные Штаты Микронезии приняли в 2021 году. После терактов в Нью-Йорке в сентябре 2001 года Интерпол перешёл на режим работы 24/7, то есть круглосуточно и семь дней в неделю.

СССР вступил в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии ГА в Оттаве. После распада Советского Союза его преемницей в полицейской организации стала Россия. Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ) было создано в 1991 году и располагается в Москве. Взаимодействие российского НЦБ с коллегами из других стран и Генеральным секретариатом Интерпола происходит исключительно в сфере борьбы с общеуголовными преступлениями и политики, как утверждают в МВД РФ, не касается. В 2020 г. по запросам российского НЦБ за границей при помощи Интерпола были задержаны 132 обвиняемых, скрывавшихся от правоохранительных органов. 74 из них в том же году были экстрадированы в Россию. Россия стала местом проведения одной из сессий Генеральной ассамблеи Интерпола: в Санкт-Петербурге в октябре 2008 года прошла 77-я сессия ГА.

В августе 2023 года после того, как в Госдуме обвинили Интерпол в «недружественности», российский МВД ограничил его деятельность на территории России.

ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ

«Вызовы огромные, поэтому наша организация сейчас нужна больше, чем когда-либо, – уверяет Юрген Шток. – Можете представить, что сейчас было бы без Интерпола? Нет, любой нормальный человек ответит, что человечеству нужна такая организация».

Самая большая проблема, по крайней мере, такое впечатление складывается из интервью Штока, это недостаток финансирования. На вопрос, сколько денег нужно Интерполу, Генсек уклончиво отвечает, что немало и что только, к примеру, внедрение и развитие новой базы данных и биометрического анализа обойдется в десятки миллионов евро.

«Не могу, к сожалению, сказать, что у нас достаточно (финансовых) ресурсов, – жалуется Генсек Интерпола. – Сейчас засилье преступлений, связанных с сексуальным насилием над детьми в Интернете. Пышным цветом расцвела киберпреступность, наркоторговля. Борьба с ними требует больших ресурсов».

Преступность сейчас, сожалеет Шток, растёт гораздо быстрее, чем бюджет. Бюджет полицейской организации в 2022 году составил 195 млн евро. Модель добровольного финансирования – одна из самых больших проблем Интерпола. До 2014 года, когда в организацию пришёл Юрген Шток и положил конец этой практике, Интерпол финансировали и транснациональные компании типа Philip Morris. Решение о прекращении такого финансирования было трудным, но необходимым, уверен он, для сохранения независимости. Конечно, Интерпол поддерживают и правительственные спонсоры. В марте 2017 года, например, Интерпол получил 50 млн евро от ОАЭ, а через три года его президентом был избран генерал-майор Ахмед Насер аль-Раиси. Скандал вспыхнул ещё до выборов. Накануне вступления в должность нового президента, который, кстати, выполняет в основном представительские функции, Франция и Турция обвинили его в пытках, якобы имевших место в 2018 году. Глава МИД ОАЭ гневно отверг эти обвинения и заявил, что они абсолютно беспочвенны.

Фото_18_23_Инт.jpg 

Юргена Штока, естественно, часто просят прокомментировать ситуацию с обвинениями в адрес президента Раиси. На все просьбы он всегда отвечает, что следует дождаться окончания официального расследования. Он также неизменно подчёркивает, что с 50-миллионным пожертвованием ОАЭ, которое недруги Раиси пытаются представить, как взятку, всё законно и прозрачно, и что Абу-Даби не ставил никаких условий относительно того, как и на что тратить эти деньги.

Срок полномочий Штока на посту Генсека Интерпола истекает в конце 2024 года. Не исключено, что его заменит исполнительный директор полицейской службы Интерпола Стивен Каван. Каван, к слову, считает, что организация вот уже сто лет сохраняет авторитет благодаря тому, что не привлекает к себе внимания и редко попадает на первые полосы СМИ и в выпуски главных новостей.

«Мы выживаем вопреки всем геополитическим конфликтам, потому что не давим на наших членов, – объясняет он. – Мы не можем приказывать входящим в Интерпол странам расследовать или не расследовать те или иные преступления»...

СНАЧАЛА РОССИЯНИНУ НЕ ДАЛИ ВОЗГЛАВИТЬ ИНТЕРПОЛ, А СЕЙЧАС РОССИЮ ПЫТАЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ ОРГАНИЗАЦИИ

На Западе красные карточки критикуют за то, что власти отдельных стран пытаются использовать их для преследования политических противников. В прошлом году Европарламент опубликовал исследование на эту тему и привёл в качестве примера арест украинского оперного режиссёра в Италии по запросу России.

Режиссёра (бывшего) Одесского театра оперы и балета Евгения Лавренчука задержали 17 декабря 2021 года в Неаполе перед пересадкой на транзитный рейс во Львов. В запросе утверждалось, что во время нахождения в России в 2014 году он якобы нарушил закон. В январе 2022 года неаполитанский суд сначала отправил Лавренчука под домашний арест, а в конце марта отказал Москве в экстрадиции, объяснив отказ опасениями, что в России с ним будут жестоко обращаться, и постановил освободить его.

Юрген Шток, который, кстати, называет себя «международным общественным служащим», утверждает, что после 2016 года, когда он ввёл систему тщательной проверки запросов, количество подобных случаев резко сократилось. Сейчас число таких сомнительных запросов снизилось до 5%. Он считает, что это очень мало, но, по словам правозащитника и адвоката Бена Кейта, ему известны десятки подобных случаев и после 2016 года. Причём почти половина из них приходится на Китай.

Показательна история первого китайского президента Интерпола Мэн Хунвэя. Мэн, избранный на пост главы полицейской организации осенью 2016 года, уехал 25 сентября 2018 года в Китай по делам, после чего… исчез. Его супруга Грейс сообщила, что он, очевидно, знал об опасности и отправил ей перед отъездом изображение ножа.

Гонконгская газета South China Morning Post сообщила, что сразу по прибытии в Пекин Мэн Хунвэя арестовали по обвинению в коррупции и нарушении партийной дисциплины. После ареста он написал в штаб-квартиру Интерпола письмо с просьбой об отставке.

Затем стало известно, что Мэна, кстати, одного из шести заместителей министра общественной безопасности КНР, исключили из КПК. В январе 2020 г. суд приговорил его к 13,5 годам тюрьмы с конфискацией всего имущества. Из заявления Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины следовало, что Мэн нарушал законы и не подчинялся решениям партии, а полученные в виде взяток свыше 2 млн долларов потратил на «экстравагантную жизнь» для себя и своих родных и близких. Его обвинили ещё и в злоупотреблении служебным положением в пользу жены, которая, кстати, получила политическое убежище во Франции. Какое-то время её с сыновьями даже охраняла французская полиция.

Юрген Шток считает арест своего бывшего шефа внутренним делом Китая. В досрочных выборах нового главы международной полицейской организации, к сожалению, неудачно участвовал и начальник НЦБ Интерпола в России, генерал-майор полиции Александр Прокопчук, вице-президент организации.

Возможность появления на высшем посту Интерпола полицейского из России вызвала панику на Западе. Об этом не высказался, наверное, только ленивый. Западные СМИ дружно предрекали, что генерал Прокопчук превратит полицейскую организацию в орудие борьбы Москвы с политическими противниками и инакомыслящими, живущими за пределами России. Киев решил забежать впереди паровоза и заявил, что в случае избрания россиянина Украина выйдет из Интерпола. Американские сенаторы сравнили выборы генерала Прокопчука президентом Интерпола с открытием двери курятника для лисы и призывали участников сессии ГА голосовать против него. Не последнюю роль в развёрнутой против него кампании сыграло и сравнение его с Петровым и Бошировым, якобы отравившими в Солсбери Сергея Скрипаля.

Украине покидать Интерпол не пришлось, потому что президентом Интерпола был избран представитель Южной Кореи Ким Чон Ян. Он проработал на этом посту два года, потому что именно столько не доработал Мэн Хунвэй.

Генерал Ахмед Насир аль-Раиси был избран новым главой Интерпола на 4-летний срок в конце ноября 2021 года. Генерал Прокопчук не мог составить ему конкуренцию, потому что за полтора месяца до выборов покинул пост главы НЦБ. Сейчас его возглавляет генерал-майор Валерий Калачёв. Недавно он рассказал о планах недружественных стран исключить Россию из Интерпола. Однако эти усилия бесполезны хотя бы потому, что в Уставе организации даже нет процедуры исключения членов.

ГЕНЕРАЛ РАИСИ Глава Интерпола.JPG

Действующий глава Интерпола до 2024 года генерал из ОАЭ Раиси


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОЛИЦИЙ И ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

В конце прошлого года список всемирных праздников пополнился Международным днём сотрудничества полиций, который, как нетрудно догадаться, отмечается 7 сентября. Юрген Шток не скрывает, что война на Украине, конечно, мешает сотрудничеству полиций.  

«Наша оперативная работа продолжается, – заявил он. – Глобальные конфликты, конечно, (негативно) влияют на нашу работу, но в целом статистика совершенно чёткая: у нас сейчас больше данных о преступниках и в наших базах больше информации, чем раньше».

У Интерпола нет собственной полиции, нет складов с оружием и даже нет вертолётов для погонь за преступниками. Так же, как сто лет назад, его главным оружием являются информационные ресурсы. Давно в прошлом остались времена, когда информация и архивы хранились на бумажных карточках. Сейчас всё находится в компьютерных файлах, количество которых давно перевалило за 100 миллионов. У Интерпола сейчас также есть оцифрованная картотека отпечатков пальцев и профилей ДНК преступников и неустановленных лиц, оставивших следы на месте преступления. На вооружении полицейской организации системы распознавания лиц и голоса и многое другое.

Интерпол очень внимательно следит за всеми научными открытиями, которые можно применить в борьбе с преступностью. Не остался без его внимания, естественно, и искусственный интеллект.

«Полиции никак не обойтись без искусственного интеллекта, – говорит Юрген Шток. – Преступники его уже используют. Значит, мы тоже должны им пользоваться».


Автор:  Сергей МАНУКОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку