НОВОСТИ
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КУРОРТНЫЙ СЕЗОН В МАЗУТЕ

КУРОРТНЫЙ СЕЗОН В МАЗУТЕ

КУРОРТНЫЙ СЕЗОН В МАЗУТЕ  - Совершенно Секретно
05 июня 2025

В декабре прошлого года в Керченском проливе потерпели крушение два танкера с мазутом. Авария спровоцировала экологическую катастрофу: топливо разлилось, и в море попало более девять тысяч тонн нефтяного битума.

ЧС регионального характера объявили на Кубани и в Крыму, в Севастополе — федеральный режим чрезвычайной ситуации. Мэр Анапы Василий Швец и глава Темрюкского района Краснодарского края Федор Бабенков подписали постановление, где определили опасные зоны в местах проведения работ по ликвидации экокатастрофы.

Роспотребнадзор признал пляжи Анапы и Темрюкского района непригодными для купания. Курортный сезон в знаменитой детской здравнице накрылся медным тазом.

3 июня Арбитражный суд Краснодарского края принял к рассмотрению иски Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора к собственникам и эксплуатантам танкеров. Но кто является владельцем, грузоотправителем и грузополучателем нефтепродуктов, как будут возмещать ущерб окружающей среде? Газета «Совершенно Секретно» провела своё расследование «дела нефтетанкеров».

КРУШЕНИЕ ТАНКЕРОВ И РАЗЛИВ МАЗУТА В ЧЁРНОМ МОРЕ

15 декабря 2024 года два танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть 239» во время шторма потерпели крушение в Керченском проливе. Один человек утонул в море, остальных удалось спасти. В результате бедствия произошел разлив нефтепродуктов. Танкеры суммарно перевозили около 9,2 тысячи тонн мазута, большая часть которого попала в воду.


«Основные причины аварийных случаев, по данным заключения комиссии — невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания судов в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Кроме того, экипажи судов не были укомплектованы квалифицированными кадрами в соответствии с правовыми актами Минтранса России», - сообщил министр транспорта РФ Роман Старовойт.

Глава ведомства добавил, что материалы расследования крушения нефтетанкеров будут переданы в Следственный комитет России.

Генпрокуратура начала проверку всего танкерного флота страны после ЧП с разливом мазута в Чёрном море.

«БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК» В КЕРЧЕНСКОМ ПРОЛИВЕ

У танкера «Волгонефть-212» первого в 8 км от берега оторвало носовую часть, «Волгонефть-239» получил повреждения и сел на мель в 80 м от берега.

Позднее сигнал бедствия возле порта Кавказ подал танкер «Волгонефть-109», однако обошлось без происшествий. Что это за «Бермудский треугольник» танкеров?

Ветеран флота со стажем более 45 лет, капитан, заместитель директора по безопасности мореплавания одной из судоходных компаний Сергей Барзамашвили раскрыл газете «Совершенно Секретно» истинные причины крушения:

«ЧП произошло в результате превышения сроков эксплуатации судов. Конструктивный срок службы таких танкеров 25 лет. Максимальный — до 40. Однако «Волгонефть-212» спустили на воду в 1969 году. То есть на момент аварии ему было 56 лет. А «год рождения» "Волгонефть-239" — 1973-й (судну 52 года). То есть оба танкера эксплуатировались на 10-15 лет дольше положенного предельного срока. Строились они для выхода в реки и водохранилища, где высота волн не достигает двух метров. Впоследствии суда переквалифицировали: вначале в класс «ОПР» — это речной и морской прибрежный район. Впоследствии их переквалифицировали в класс «МПР» — морской прибрежный район. То есть допускается плаванье в прибрежных морских водах не далее 50 миль от ближайшего порта. В Керченском проливе в ночь на 15 декабря и утром в ветер усилился до 25 метров в секунду, последовал накат волны высотой до 4 метров.

Волгонефть танкер.jpeg

Потерпевшие крушения танкеры в свое время укоротили, чтобы они могли заходить в морские районы. Центральную часть вырезали, потом кормовую и носовую части сваривали. Видимо, сварные швы уже не выдержали штормовых нагрузок. Плюс их долго «мурыжили» с разгрузкой. 6 ноября танкер прибыл в порт Кавказ, после чего фрахтователю было передано сообщение о готовности к выгрузке. В течение восьми дней, с 6 по 14 ноября, инструкций от фрахтователя по месту разгрузки не поступало. Предполагая, что очередь может не позволить судну разгрузиться до истечения разрешённого сезона плавания в данном районе… Там, куда они должны были сливать топливо, приоритетное обслуживание отдавали танкерам «Роснефти». Хотя капитаны танкеров Волгонефти предупреждали, что у них технические неполадки, включая неисправность котла. Дело в том, что мазут зимой надо подогревать, тогда он легче льется в накопители».

НА КУБАНИ ОПРЕДЕЛИЛИ ОПАСНЫЕ ДЛЯ КУПАНИЯ ЗОНЫ ПОСЛЕ КРУШЕНИЯ ТАНКЕРОВ

Мазут, разлившийся после крушения двух танкеров «Волгонефть», вынесло на пляжи Анапы. Зона загрязнения мазутом побережья Краснодарского края стала резко увеличиваться. Последствиям экокатастрофы присвоили статус федеральной чрезвычайной ситуации, ЧС регионального значения объявили в Крыму и Севастополе. Мазутные пятна достигли и берегов Евпатории. В конце декабря в Краснодарском крае шторм унёс в море мешки с мазутом и выбросил на берег мёртвых дельфинов.


По словам руководителя МЧС России Александра Куренкова, специалисты не прекращают ежедневный мониторинг обстановки в зоне чрезвычайной ситуации. Затонувшие фрагменты танкеров постоянно обследуются водолазами, при помощи телеуправляемых аппаратов исследуют дно в километровой зоне от побережья, для контроля обстановки акватории задействуются технологии космического мониторинга, беспилотники, а также патрульные группы спасателей на катерах. Но мазут и ныне там. Потому Роспотребнадзор уже дважды признал непригодными для отдыха пляжи Анапы и Темрюкского района. По предварительной оценке, предстоит восстановить 280 гектаров прибрежных территории.

«Мы каждый день отбираем на каждом из 150 пляжей песок и воду. Пока эти пляжи не могут быть использованы, там проводятся работы по их очистке», — сказала глава ведомства глава Роспотребнадзора Анна Попова.

В январе глава Минприроды Александр Козлов доложил президенту РФ Владимиру Путину, что восстановление пляжей Анапы начнётся только в четвёртом квартале 2025 года, а завершится в мае 2026 года. При этом он пообещал, что сам мазут с пляжей уберут к началу летнего сезона. Но в итоге стартовавший 1 июня в Анапе курортный сезон впервые проходит без купания в море.

анапа 4.webp

В Темрюкском районе «опасной зоной» местные власти определили территорию вдоль береговой линии Черного моря от поселка Волна до Веселовки включительно. В Анапе – вдоль береговой линии Чёрного моря в границах города-курорта (от Веселовки до заповедника Утриш).

Запрещено как купание в море, так и посещение жителями прибрежной территории, пляжей в границах опасных зон. Кроме того, не разрешено рекреационное использование территорий всеми пользователями. Подчеркивается, что это касается всего спектра услуг для туристов. Соблюдение требований документа будет на контроле мониторинговых групп из числа сотрудников мэрии, полиции, ГИМС и казачества, которые должны патрулировать пляжи. Только туристов очень много, и патрулей на всех купальщиков не хватает.

«Добавили табличку опасная зона. Кстати, новой табличкой опасная зона заклеили слово уважаемые, символично получилось. Лайфхак на лето! При обнаружении полиции кричим «шухер», и убегаем в море!» - заметил местный блогер Макс Анапских, который с первого дня разлива мазута следит за ситуацией.

ЭКОКАТАСТРОФА ИМЕЕТ ЦЕНУ

Через пару недель после крушения танкеров советник губернатора Краснодарского края Андрей Зайцев, который также является председателем Совета при администрации по развитию институтов гражданского общества и правам человека, приехал на пляж посмеяться над волонтёрами, которые собирают мазут. Прогуливаясь вдоль моря в чистом костюме в окружении чиновников, он громко смеялся и хвастался миллиардом рублей, который получила Анапа на ликвидацию последствий разлива мазута в Чёрном море.

На закономерный вопрос добровольцев, где собственно деньги, потому как приезжают они за свои средства, гостиницы требуют оплату за проживание, техники катастрофически не хватает, Зайцев ответил: "Вам его наличными показать?".


В Анапе приостановили сбор туристического налога, чтобы помочь курорту, пострадавшему от разлива мазута в Чёрном море. Это решение принято для «поддержки лиц, осуществляющим деятельность в сфере санаторно-курортного и гостиничного комплекса, которые пострадали от последствий чрезвычайного происшествия, вызванного крушением танкеров в Керченском проливе». Спасёт ли это турбизнес? Ведь Анапа без моря, как баня без пара.

«Сейчас глухой нокаут у бизнеса, которого не было даже в ковид, высокая ставка ЦБ (не дают на Анапу кредиты отелям чтобы выжить), нет бронирований новых, отмена бронирований, которые были сделаны до катастрофы, нет программ поддержки, хотя бы на сохранение коллективов и отсрочки по кредитам и налогам. Осенью начнутся массовые банкротства и распродажа имущества, массовые увольнения, которых не было никогда», - признаются отельеры в соцсетях.

«РОСНЕФТЬ» НЕ ПРИ ДЕЛАХ?

Тем временем арбитражный суд Краснодарского края принял к производству два иска к компаниям-владельцам танкеров, потерпевших крушение в Керченском проливе в декабре прошлого года, сообщается в картотеке арбитражных дел.

Рассмотрение первого иска, где ответчиком выступает ЗАО «Волгатранснефть» (владелец танкера «Волгонефть 239»), назначено на 25 июня.

Судебное заседание по второму иску — к ООО «Кама Шиппинг» (фрахтователь танкера «Волгонефть-212») и ООО «Каматрансойл» (собственник судна) — состоится 24 июня.

В конце мая Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направило исковые заявления к владельцам танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые не компенсировали в добровольном порядке экологический ущерб. Общая сумма требований превышает 84,9 млрд рублей.

Сумма исчисленного вреда в отношении ООО «Кама Шиппинг» и ООО «Каматрансойл» солидарно составила 49,4 млрд рублей. Сумма вреда, подлежащая возмещению ЗАО «Волгатранснефть» — более 35 млрд рублей.

Одновременно в Арбитражном суде Краснодарского края также рассматривается иск администрации Анапы о солидарном взыскании с владельцев потерпевших крушение танкеров расходов за ликвидацию разлива нефтепродуктов в размере 546 млн рублей. Именно такая сумма была оплачена муниципалитетом по контрактам, касающимся ликвидации последствий ЧС.

Кроме того, ФГБУ «Морспасслужба» солидарно взыскивает через суд с владельцев танкеров расходы за проведение работ по ликвидации разлива нефтепродуктов. Сумма требований составляет 314,5 млн рублей и не является окончательной.

При этом суд отказал владельцам потерпевших крушение танкеров в создании фонда на сумму свыше 1 миллиарда рублей для компенсации ущерба в результате ЧП.

анапа 1.webp

Здесь возникает закономерный вопрос, который в прессе скромно замалчивают. А мазут-то чей? Его депутат Госдумы Алексей Куринный задал Минтрансу РФ. В ведомстве ответили, что владельцем, грузоотправителем и грузополучателем нефтепродуктов является ПАО «Нефтяная компания "Роснефть"». Но почему многомиллионные штрафы распространяются только на перевозчиков? А заказчик остается в тени? В компании не знали о том, что их мазут транспортируют на танкерах, которые давно уже устарели и морально и физически? Хочется верить, что на эти вопросы ответят компетентные органы. И «отдуваться» за нанесённый природе ущерб будут не только судовладельцы, но и их партнёры по бизнесу.

ЧЕМ ОПАСЕН НЕФТЯНОЙ БИТУМ

Какой конкретно нефтепродукт везли в трюмах танкеры «Волгонефть»? На этот вопрос газете «Совершенно Секретно» ответил руководитель комиссии проблем Чёрного и Азовского морей, заместитель председателя Краснодарского регионального отдела Русского географического общества, доктор биологических наук, кандидат географических наук Борис Елецкий. Он обратил внимание, что это — нефтяные битумы — остаточные продукты переработки нефти, имеющие твёрдую или вязкую консистенцию и состоящие из углеводородов и гетероатомных (кислородных, сернистых, азотистых, металлсодержащих) соединений. В состав нефтяных битумов входят следующие группы веществ: асфальтены, асфальтогеновые, нейтральные смолы, нефтяные масла, карбены и карбоиды:

«Мазутный битум - это тяжелые фракции нефти, которые остаются после переработки её в бензин и керосин. Самое главное: сейчас в море находится источник загрязнения. И пока он там, всякие разговоры о том, что это «не опасно» или «не совсем опасно», они ничего не значат. До тех пор, пока не уберут источник загрязнения, и морская среда, и пляжи являются опасной зоной, потому что битум, который находится в затонувших танкерах, и те сгустки, которые попадают на пляж, они действительно канцерогенны. Те, кто неконтролируемо лезет в воду, может получить ожог сгустком мазута. Это особый класс нефтепродуктов, который может принести вред организму.

Когда уберут источник загрязнения, экосистема может восстановиться сама. Моллюски и планктон со временем сделают свое дело.

В Мексиканском заливе несколько лет назад произошла всемирная катастрофа, там вылились миллионы тонн тяжёлых нефтепродуктов. Всё, что попало в океан, разнесли течения. В Чёрном море со временем произойдут те же самые процессы, то есть часть нефтепродуктов утилизируют микроорганизмы. Основную часть выкачают. А всё, что останется, мидии, водоросли, фито- и зоопланктон отфильтруют. В течение года всё может стабилизироваться при условии ликвидации источника загрязнения. Это авария ни первая и ни последняя, если не будут приняты жёсткие меры в отношении судов, не приспособленных к морским перевозкам нефтепродуктов».

А пока «мазутные» пляжи Анапы полны туристов. Некоторые отдыхающие заявляют, что планируют купаться «несмотря ни на что».


Роспотребнадзор дал разрешение на работу 80% детских лагерей на Кубани. Санитарно-эпидемиологические заключения получили, в том числе, учреждения для отдыха подростков в Анапе и Темрюкском районе. Однако им запретили использовать пляжи и морскую акваторию из-за продолжающихся выбросов мазута. Лето — в бассейне, и море — за забором. Российский парадокс. Так и живём: на черноморских курортах сейчас либо каску надо надевать, либо маску.


05 июня 2025

Комментарии

Оставить комментарий

 

Возврат к списку