Сибирские учёные предложили заморозить Енисей за миллиард рублей
«Совершенно секретно»: на Красноярском экономическом форуме была презентована технология, которая позволит решить проблему незамерзающего Енисея в черте Красноярска. Автор проекта – член-корреспондент РАН, заместитель директора новосибирского Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Виктор Суслов.
Идея состоит в том, чтобы подавать на агрегаты Красноярской ГЭС воду с поверхности водохранилища, а не из его глубинных слоев. Летом эта вода самая тёплая, а зимой – самая холодная. Для этого предлагается «подвесить» перед водозабором плотины специальный экран, закреплённый на нескольких баржах, который будет выполнять роль селективного водозабора. Стоимость проекта оценивается в миллиард рублей.
Енисей перестал замерзать в черте Красноярска после строительства Красноярской ГЭС. Это произошло вопреки расчётам проектировщиков. Они ожидали, что река начнёт покрываться льдом примерно в 10 км выше границы города. На деле оказалось, что лёд на Енисее появляется примерно в 300 км ниже Красноярска.
Незамерзающая река – источник множества экологических проблем. «Климат в районе Красноярска резко-континентальный, – объяснил корреспонденту «Совершенно секретно» доктор биологических наук, эколог Дмитрий Алексеев. – Здесь бывают сильные морозы. При повышенной влажности они переносятся намного тяжелее, возрастает риск развития легочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Также стоит учесть, что Красноярск – промышленный город. Здесь очень много предприятий, и воздух они, мягко говоря, не озонируют. А вредные выбросы, попавшие в увлажненный воздух, становятся намного опаснее для человека. Постоянный смог, «неблагоприятные метеорологические условия» и «режим чёрного неба» – одно из следствий того, что река в черте города не замерзает».
Помимо того что Енисей не замерзает зимой, он ещё и не прогревается летом. Это разрушает экосистему реки. «До строительства Красноярской ГЭС Енисей в районе Красноярска летом прогревался до 20–25 градусов, – говорит директор Института биофизики СО РАН, академик РАН Андрей Дегерменджи. – Сейчас температура воды не превышает 8–12 градусов. Это подавляет активность микрофлоры, что приводит к снижению уровня самоочищения реки».
О том, что Енисею нужно вернуть естественный температурный режим, всерьёз заговорили в 80-х годах прошлого столетия. Тогда в Красноярском научном центре СО РАН была разработана программа «Чистый Енисей». Предполагалось создать математическую модель экосистемы реки, которая позволяла бы рассчитывать оптимальные режимы использования её ресурсов. Среди прочего, сотрудники Вычислительного центра КНЦ СО РАН смоделировали и действие селективного водозабора. Перспективы заморозить Енисей оказались столь же туманными, как воздух в Красноярске: из-за высокой турбулентности в нижнем бьефе ГЭС тёплая вода всё время перемешивается с холодной, что сводит на нет весь эффект от экранов, расположенных в верхнем бьефе.
Тем не менее многочисленные проекты по организации забора воды с поверхности Красноярского водохранилища продолжали создаваться. К одному из них приложил руку даже нынешний мэр города Эдхам Акбулатов. Изобретение под № 987017 – экран со вспомогательными устройствами – принадлежит группе инженеров, в состав которой он входил. Сегодняшний проект Виктора Суслова – «исправленное и дополненное» переиздание этого изобретения.
Впрочем, эксперты говорят, что перекрыть Енисей было проще, чем заставить его замерзать зимой и прогреваться летом. «Над задачей «замораживания» Енисея работала и «официальная» наука, и изобретатели-энтузиасты, – сообщил «Совершенно секретно» изобретатель, сертифицированный преподаватель ТРИЗ Сергей Дмитриев. – К началу девяностых было создано как минимум полтора десятка разных проектов. В 1992 году в Дивногорске прошла конференция, посвящённая этой теме. По её итогам был даже издан сборник «Можно ли заморозить Енисей». Участники конференции пришли к однозначному выводу, что сделать этого нельзя. Моё личное мнение по этому поводу таково, что селективный водозабор – бесперспективная история. Верхний слой воды, который имеет другую температуру, слишком тонкий. Поэтому на агрегаты всё равно будет поступать вода из нижних слоёв. Потом вода разной температуры будет перемешиваться, и это не даст реке замерзать зимой и прогреваться летом. Нужны другие подходы к решению этой проблемы».
Сергей ФЁДОРОВ, специально для «Совершенно секретно»

Комментарии