НОВОСТИ
В результате ночной атаки БПЛА на Подмосковье есть погибшие и пострадавшие
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Минские соглашения: мир на острие ножа

Минские соглашения: мир на острие ножа

минские соглашения: мир на острие ножа 17.02.2015

Путин добился тактической победы, а вот стратегические перспективы лучше у Порошенко: если Россия добилась признания Киевом прав сепаратистов, то Украине дан шанс на проведение кардинальных реформ с финансовой поддержкой Европы и США, которую уже называют «вторым планом Маршалла

 
Почти 16 часов продолжались в Минске переговоры в «нормандском формате»: лидеры России, Украины, Германии и Франции до последнего спорили о пунктах мирного плана для украинского кризиса.
 
Итоговый документ уже через десять минут лидеры России и Украины трактовали по-разному: так, Президент России Владимир Путин отметил, что Киев наконец-то согласился начать конституционную реформу и политический диалог, а Президент Украины напирал на то, что ни о какой автономии юго-востока не может быть и речи, пишет журналист «Совершенно Секретно» Валентина Гладышева.
 
Неудивительно, что соглашение подвергается критике со всех сторон: споры идут даже о том, кто же в результате выиграл, а кто проиграл. Пожалуй, именно это и является признаком того, что заключенное соглашение справедливо.
 
Строго говоря, в Минске были созданы два документа.
 
Один: «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Его подписали члены трехсторонней контактной группы: представитель ОБСЕ Хайди Тальявини, посол России на Украине Михаил Зурабов, экс-президент Украины Леонид Кучма и лидеры самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий. При этом, как отметили наблюдатели, Захарченко и Плотницкий не были названы по должности.
 
«Комплекс мер» содержит 13 пунктов и предусматривает, в частности, прекращение огня с 00 часов по киевскому времени 15 февраля, отвод тяжелых вооружений обеими сторонами с созданием коридора безопасности в 50–70 км, обмен пленными по принципу «всех на всех», амнистию и помилование для всех сепаратистов, введение в действие закона «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и последующую конституционную реформу с децентрализацией и особым статусом мятежных районов, возвращение Украиной банковского обслуживания и социальных выплат в эти районы, а также меры по восстановлению Украиной контроля над участками границы с Россией в районе ДНР и ЛНР к концу 2015 года.
 
Что касается «нормандской четверки», то она приняла другой документ – Декларацию в поддержку этих мер. При этом никаких подписей под декларацией не стоит, а сам ее текст весьма расплывчат: «В этом контексте лидеры одобряют «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года всеми, кто также подписал Минский протокол от 5 сентября 2014 года и Минский меморандум от 19 сентября 2014 года».
 
Собственно расплывчатость формулировок, отсутствие подписей лидеров «нормандской четверки» и непонятный статус части подписантов «Комплекса мер» первыми попали под огонь критики.
 
Вторым очевидным недостатком принятого плана является прекращение огня не немедленно, а лишь через три дня. Дело в том, что отвод тяжелого вооружения только для сепаратистов предусмотрен от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г. Для украинских же войск расстояние для отвода будет считаться от линии фактического соприкосновения. Сразу стало понятно, что время до прекращения огня обеими сторонами будет использовано для захвата новых территорий.
 
И действительно, военные действия после оглашения «Комплекса мер» даже усилились. Прежде всего, в районе Дебальцево, где ополченцы заявили, что полностью замкнули окружение украинских войск, и у Мариуполя, где Киев заявил об отражении атак сепаратистов. Оба эти района важны: Дебальцево – для Украины, так как позволяет контролировать перевозки донбасского угля, а Мариуполь дает коридор в Крым.
 
Размытость формулировок, неясность многих положений дали пищу для спекуляций на тему, сколько времени продержится нынешнее перемирие, и кто его первым нарушит.
 
Первым нарушителем оказался лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош: он заявил, что не признает Минских соглашений и продолжит боевые действия. Однако вряд ли демарш украинского националиста станет концом перемирия.
 
Дело в том, отмечают эксперты, что оба лидера, и Путин, и Порошенко, получили то, за чем ехали в Минск. Президент Украины получил передышку и возможность получить финансовую помощь Запада, чтобы избежать дефолта. Российский лидер – приостановку ужесточения санкций и падения российской экономики.
 
При этом можно сказать, что Путин добился тактической победы, а вот стратегические перспективы лучше у Порошенко: если Россия добилась признания Киевом прав сепаратистов, то Украине дан шанс на проведение кардинальных реформ с финансовой поддержкой Европы и США, которую уже называют «вторым планом Маршалла».
 
Стоит отметить, что сразу после встречи в Минске внештатным советником украинского президента стал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили.
 
Получила, что хотела, и Европа: недаром, там переговоры назвали «проблеском надежды». В отличие от США, заявивших, что готовы начать поставки Украине оборонительного вооружения, европейцам совершенно не хотелось иметь летающие над головой ракеты. Благодаря Минским соглашениям опасность разрастания конфликта до полномасштабной войны как минимум отодвинута.
 
Насколько прочным окажется мир, заключенный в ходе «минского марафона», покажет время. Однако нельзя не отметить, что благодаря соглашениям каждая из сторон получила свой шанс выйти из ситуации с наибольшим достоинством. Это, наверное, и есть самое главное. За исключением, конечно, остановки кровопролития.
 


Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку