НОВОСТИ
По делу замминистра обороны Иванова арестован предполагаемый взяткодатель
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
94784
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
25914
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26295
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29021
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27248
sovsekretnoru
Ангарский суд «пришил политику» байкальским экологам

Ангарский суд «пришил политику» байкальским экологам

ангарский суд «пришил политику» байкальским экологам 02.02.2016

«Совершенно секретно»: Суд Иркутска рассмотрел административное дело, открытое на иркутскую региональную общественную организацию «Байкальская экологическая волна» (БЭВ) и трёх её сопредседателей – Марину Рихванову, Максима Воронцова и Виталия Рябцева. Суд признал экологов виновными. На заседании присутствовал корреспондент «Совершенно секретно».

Напомним, претензии Минюста РФ к «Байкальской экологической волне» начались в октябре 2015 года, после проведения внеплановой проверки. Минюст обнаружил у организации иностранное финансирование и «признаки политической деятельности». «Политической деятельностью» представители посчитали проведение НКО мероприятий и конференций, участие в общественных слушаниях и обращения к органам госвласти с призывами закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) и другие опасные химические и радиоактивные производства вблизи озера Байкал.

По итогам проверки Минюста от 10 ноября 2015 года, «Байкальская экологическая волна» была принудительно включена в реестр «иностранных агентов», а 10 декабря 2015 года Минюстом было составлено четыре протокола за отказ добровольного включения в реестр – один на организацию и три на каждого из сопредседателей. Минюст вменяет «Волне» 7 эпизодов, которые он рассматривает как политическую деятельность. А известные в Приангарье экологи не только не считают эти действия сколько-нибудь политическими, они в принципе не согласны считать себя иностранными агентами. Экологи обращают внимание на тот факт, что закон об «иностранных агентах» исключает из области политической деятельности защиту растительного и животного мира и настаивают, что их деятельность не носит политического характера.

После того как 10 ноября Минюст внёс «Байкальскую экологическую волну» в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, «Волна» подала возражения в само ведомство, которые там отклонили. Спустя месяц экологическая организация подала иск в Кировский районный суд с просьбой отменить итоги проверки Минюста. Решение суда было не в пользу экологов, как и результат их аналогичного иска в суд области.

Напомним, 13 июля 2012 года Госдума приняла поправки (ФЗ N 121-ФЗ от 20.07.2012) к закону «О некоммерческих организациях». В соответствии с законом, статус «иностранного агента» получило большинство российских некоммерческих организаций, финансирование которых осуществляется в том числе из зарубежных источников. Согласно закону, признанные иностранными агентами должны зарегистрироваться в специальном реестре и маркировать все свои публикации в СМИ и в Интернете. Значительная часть ведущих российских правозащитных, экологических и благотворительных НКО отказались добровольно маркироваться ярлыком «иностранный агент» и оспаривают действия госорганов в российских судах и ЕСПЧ.

На судебных заседаниях судья Наталья Алексеева внимательно выслушала каждого из «правонарушителей» на тему, почему они себя таковыми не считают. Для этого защита экологов первым делом спрашивала каждого из трёх сопредседателей БЭВ, организовывала ли их НКО митинг «Закроем БЦБК!» 13 января  2013 года .

«В первом и главном эпизоде, указанном Минюстом как политическая деятельность БЭВ, наша организация вообще не участвовала. Во-первых, митинга с таким лозунгом вообще не было. Была акция – шествие и митинг в защиту Байкала. Во-вторых, организовали её три частных лица – я и ещё двое иркутян, – дала самый развёрнутый ответ Марина Рихванова. – «Волна» здесь никак не участвовала: ни публикаций о сборе не давала, ни помощь никакую не оказывала».

«Да и какая помощь тут вообще может понадобиться? Собрались примерно сто человек — и всё. Никаких технических средств на это не нужно, если уж продолжать тему какого-то финансирования, в том числе иностранного», – дополнил Воронцов.   

Вторым эпизодом, вменённым БЭВ как политический, оказалась организация публичных слушаний по делу о запуске центра плавления радиоактивных отходов АЭХК на промплощадке спецкомбината «Радон».

«Это даже не смешно. Как Минюст мог не знать, что организация любых публичных слушаний – это дело, которое по плечу лишь муниципалитету. И уж никак не общественной организации. Эти публичные слушания БЭВ не мог в принципе организовать. Да, я там был. Как частное лицо, эколог и житель, которого волнует строительство любого вредного производства в родном городе, регионе, – заявил Максим Воронцов. – Даже поучаствовал. 2 минуты доказывал, что запускать подобное производство опасно для всех местных жителей. Приводил пример аналогичного центра в Ленинградской области, на котором произошла авария. От лица «Волны» заявлений я не делал, но, даже если предположить, что меня априори считают представителем «Байкальской волны», это разве политическая деятельность – сходить на публичные слушания, высказать своё мнение, привести исторический факт?»

По третьему «эпизоду» эколог Воронцов дал ещё более интересные комментарии. Оказывается, Минюст отнёс к политическим его личное порицание на публичных слушаниях по проекту реконструкции полигона ТБО в Иркутске. Проект выдвигала вполне себе коммерческая компания – ООО «Геотехпроект» из Красноярска. Причём делала это с большими нарушениями, по убеждению эколога.

«Из описания географии и геологии проекта, становилось очевидным – проект делали для Ханты-Мансийского округа, там даже название местной реки приводится, видно, забыли поменять. Как ещё можно реагировать на проект, который очевидно готовили по реалиям другого региона, а теперь пытаются продать нам? Это ведь опасно: у нас другие грунтовые воды и остальные показатели расходятся. К тому же проект предполагал сжигание мусора под Иркутском. Не знаю, как вы, а я не намерен дышать этими отходами», – категоричен Воронцов.

К концу этого пассажа даже бесстрастное лицо судьи перекосило от возмущения. Тем не менее к обсуждению «четвёртого случая политической активности Волны» судья отнеслась явно иронически. На некоем ресурсе оказалось опубликовано закрытое письмо эколога Воронцова правительству РФ.

«Я написал его на имя президента и председателя правительства. В нём я просил обратить внимание на один законопроект, который посчитал очень полезным. Это было закрытое письмо, я нигде его не публиковал, поэтому назвать его каким-то политическим жестом, как это пытается представить Минюст, нельзя, – сказал эколог. – Да, потом мне на него ответили. Чисто теоретически мне смысла его выкладывать в Сеть не было. Его ведь опубликовали в августе, к тому времени законопроект уже был отложен. Как мне писали из правительства, из-за того, что он противоречил уже принятым законам. Требовалась его доработка».

«То есть у вас с президентом завязалась переписка», – саркастически заметила судья.

«Можно и так сказать», – вполне серьёзно ответил Воронцов.

Остальные комментарии и заявления, приведённые Минюстом в акте, «нарушители» опровергали схожим образом – частное высказывание, личное мнение в собственном блоге и т.д.

Для одного из таких мнений, высказанных Рихвановой по поводу закона о НКО как об иностранных агентах, защита даже привела письменное объяснение одного иркутского редактора, подтвердившего, что её журналист беседовала с Мариной Петровной в частном порядке и привела в материале её должность в БЭВ без её согласия.

«Я не понимаю в принципе того, в чём меня обвиняют, – резюмировал на рассмотрении своего дела Виталий Рябцев. – Буквально Минюст обвиняет каждого из нас, сопредседателей, в том, что мы не внесли нашу организацию в список иностранных агентов. При этом основанием для того, чтобы посчитать «Байкальскую Волну» этим самым агентом, служат несколько статей, которые были опубликованы на посторонних ресурсах, а также частное высказывание моей коллеги, Марины Петровны Рихвановой, о котором я даже не слышал вплоть до этого обвинения. То есть меня обвиняют в том, что я недостаточно долго и внимательно искал в Сети подобные документы и высказывания, на основании которых мог бы сам себя признать таким агентом. Эта трагикомическая ситуация заставляет меня чувствовать себя героем одного известного произведения русской литературы, в котором вдова сама себя высекла…»

Судья Наталья Алексеева понимающе закивала, подсказывая: «Унтер-офицерская вдова». Однако, несмотря на сочувствующие ремарки, судья не преминула спросить каждого из сопредседателей «Байкальской эковолны» о том, знакомы ли они с тремя пунктами из устава своей организации, согласно которым все трое являются руководителями ИРОО и несут равную ответственность как юрлица за её деятельность.

Отдельное время судья уделила в ходе заседаний источникам финансирования БЭВ, выяснив, что у организации было несколько проектов, поддержанных деньгами иностранных фондов. Так, на один из выигранных грантов ИРОО удалось построить биотуалеты в прибайкальском посёлке Листвянка, провести благотворительную акцию в помощь детям Аршана и реализовать просветительские проекты по энергосбережению.

«В 2015 году нами был выигран один грант иностранного фонда. На эти деньги мы провели подготовку к международной конференции экологов Сибири, на которой обсуждались вопросы и программа конференции. Всё-таки конференция планировалась серьёзная, нужна была подготовка, всех собрать заранее. Международной конференция была неспроста: там обсуждалось состояние и развитие рек Сибири и Дальнего Востока. А поскольку многие наши реки берут своё начало в других странах, то логично было привлечь к обсуждению страны Средней Азии, Китай», – подсчитала нужным уточнить Рихванова. Также эколог в ответ на вопрос судьи добавила, что российские фонды и общественные организации также регулярно финансировали БЭВ: так, новосибирская организация «Сибирское здоровье» ежегодно спонсировала одну из конференции «Волны», но в 2015 году не смогла этого сделать в условиях кризиса. Сейчас, по оценке Марины Рихвановой, на счетах БЭВ находится не более 11 тысяч рублей, валютные счета организации закрыты.

Защита «Байкальской эковолны» и её сопредседателей зачитала внушительный список наград, медалей и других знаков отличия, полученных организацией за более чем 25-летнюю историю существования. К слову, и уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин в очередной раз заявил, что с включением Байкальской экологической волны в реестр иностранных агентов категорически не согласен и считает, что эта организация «одна из немногих, кто реально защищает экологию в Прибайкалье». Омбудсмен региона уверен, что работа экологов «сугубо позитивна» и признаков политики не имеет.

Тем не менее активисты уже решили, что если и продолжат свою экологическую борьбу, то уже в другом виде. БЭВ решено было закрыть буквально две недели назад, 18 января, на общем совете сопредседателей.

«Мы всё равно не можем толком работать из-за этого акта Минюста. Всё время уходит на написание отчётов, а не на реальные дела», – признался Воронцов.

29 января суд всё же признал экологов виновными в «осуществлении политической деятельности без подачи заявления о внесении в реестр НКО «иностранных агентов» (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ). 25-летнюю организацию региона оштрафовали на 150 тыс. рублей, а каждого из её сопредседателей на 50 тыс. рублей каждого. К слову, максимальный штраф, который грозил экологам по упомянутым статьям, достигал в общей сложности 1,4 млн рублей.

Это решение суда экологи намерены обжаловать в вышестоящей инстанции.

Мария ЧЕРНОВА специально для «Совершенно секретно».

 



Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку