НОВОСТИ
13 июня 2025, 21:10
"Нужен человек с ружьем". Лукашенко выступил против "излишнего" увлечения БПЛА
234
13 июня 2025, 14:35
МВД обновило список преступников в розыске, за помощь в их поимке обещают 1 млн
384
12 июня 2025, 15:45
Крушение Boeing 787 в Индии стало первой авиакатастрофой для лайнеров этого типа
772
ЭКСКЛЮЗИВЫ
МИНСКИЙ БОНАПАРТ

КУДА ВЕДУТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МАНЕВРЫ ПРЕЗИДЕНТА БЕЛОРУССИИ?
«Хорошо ловить рыбу, где ток воды мутен…», писал Козьма Прутков. Писал 150 лет тому, а кажется, про одного из ведущих политиков постсоветского пространства. Президент Республики Беларусь (РБ) Александр Лукашенко, похоже, сумел в ходе украинского конфликта сохранить свой основной политический вектор – «минского бонапартизма». Он одновременно старается угодить Киеву, Москве, Евросоюзу, а также упрочить свое положение если не как крупного политика регионального масштаба, то хотя бы как поставщика в Россию целого ряда экспортных статей – от картошки до шасси «Тополей».
Лукашенко во всех сферах старается сохранить промежуточное положение, очевидно, свято веря, что оно и есть наиболее устойчивое. Это можно увидеть по его позиции в отношении Крыма, точнее, возвращения полуострова обратно в Россию. Довольно долго президент союзного (кстати!) России государства избегал любой политической оценки случившегося в марте геополитического события. Батька в своих публичных выступлениях говорил о чем угодно, съезжал на какие-то тактические моменты, на эмоциональные оценки, лишь бы не дать политического определения. То есть не занимать однозначно одну из сторон – Москвы или Киева.
Лукашенко тактически, как маршал белорусской армии, оценил, что «Украина сдала Крым без боя», затем назвал ситуацию «в целом противной» и даже высказался об «опасности» Крыма как «прецедента». Несколько позже, когда отмалчиваться далее стало невозможно, – Лукашенко уже рисковал показаться смешным, – признал Крым частью России де-факто. В общем, оказал Лукашенко Путину мощную союзническую поддержку в своем стиле, продемонстрировал Брюсселю и Вашингтону, что, когда необходимо, Минск выступает с Москвой единым фронтом. Кое-кто из российских экспертов в одной из соцсетей метко назвал поведение Лукашенко «в целом противным».
Однако с марта по июнь позиция Лукашенко нечувствительным образом изменилась. Точнее, «минский Бонапарт» повернул ее другим углом. Так, в интервью украинским СМИ в день инаугурации Петра Порошенко Батька прямо высказался, что Крым «де-юре остается территорией Украины». Мало того, он сообщил, что верит в возвращение полуострова в состав Украины, причем мирным, ненасильственным путем, «воздерживаясь от оскорблений в адрес России». Как уточнили киевские СМИ, после слов Порошенко о том, что Крым был и будет украинским, глава Белоруссии «встал и аплодировал».
КЛОНДАЙК БУДЕТ ВРЯД ЛИ
Отдельный и очень важный вопрос для Белоруссии – рынки сбыта ее товаров, преимущественно сельхозпродукции, текстиля, одежды, обуви, косметики. В меньшей степени – тяжелых машин, которые также производят в Белоруссии (МАЗ, БелАЗ). Естественно, что Лукашенко, в соответствии со своей обычной позицией, хочет усидеть на двух стульях. Точнее, на трех. То есть в момент разгоревшейся торговой войны между Россией и Украиной, сохранить оба рынка и не потерять рынок Евросоюза. Так, судя по «довоенным» цифрам 2012 года, более 60% белорусских товаров уходило на
экспорт. Естественно, первым по объему был и есть европейский рынок. Вторым – российский, РФ закупала у РБ товаров и услуг на 14,5 миллиарда долларов ежегодно. Украина – на 4,5 миллиарда.
Однако Батьке на руку европейские санкции – на одних овощах, поставляемых в Россию, Белоруссия сможет достигнуть невиданного ранее благоденствия. Об этом в Минске высокие чиновники говорят открыто. Так, на прошедшей неделе первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Леонид Маринич заявил: «Для нас это Клондайк. Мы готовы заменить западные страны по многим позициям в части продовольствия». Так что минские министры уже потирают руки, готовясь стать для России посредниками в поставке западных товаров, а по ряду позиций заменить их своими. В принципе вполне понятная экономическая политика – в Европе такую применяли со времен Столетней войны. Не раз так поступала и сама Россия: от торговли с Наполеоном в годы континентальной блокады Франции до поставок Тегерану и Пхеньяну в разгар санкций ООН и США.
Впрочем, по мнению замгендиректора Института стран СНГ Владимира Жарихина, Лукашенко не учитывает в этой позиции одного важного фактора. Белоруссия не Россия, и если чиновники Евросоюза надавят всерьез, применят все свои рычаги для того, чтобы Москва почувствовала всю прелесть экономической блокады, Батьке придется уступить и принять правила игры Брюсселя. Продолжать политику лавирования в такой ситуации ему вряд ли позволят.
1084 КИЛОМЕТРА ОПАСНОСТИ
Логика поведения Лукашенко объясняется и тем, что он явно не желает вовлечения Белоруссии в украинскую войну, считает минский политолог Юрий Шевцов. «У Белоруссии 1084 километра границы с Украиной, из них половина – с Западной Украиной, так что вовлечься в конфликт элементарно», – полагает эксперт. Кстати, похоже, это увидел и сам Лукашенко – в начале августа он подписал указ о модернизации белорусско-украинского участка государственной границы.
При этом политолог Шевцов обращает внимание, что все соглашения с Россией в военной сфере Лукашенко продолжает старательно выполнять. Так, данные Киеву гарантии невмешательства в конфликт не помешали ему запросить у России дополнительные самолеты в ответ на усиление войск НАТО в регионе. Кроме того, Александр Лукашенко пытается исполнить еще одну «голубую мечту» Минска: делает все, чтобы Белоруссия смогла занять место Украины для российского оборонно-промышленного комплекса, о чем свидетельствует повестка недавних переговоров вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина в Минске.
Минск в силу своего промежуточного положения и без украинского конфликта выступал давним и верным партнером предприятий российского ОПК. Что неудивительно – вся система ВПК РБ это просто «осколок» ВПК Союза, сохранившийся причем в едином ведомственном подчинении. Можно назвать ряд поставок в Россию изделий оборонных предприятий Белоруссии: прицельные системы для бронетехники (ОАО «Пеленг»), пилотажно-навигационные комплексы для самолетов Су-27УБ, Су-30, Су-33 (БПО «Экран»), аэрофотоаппаратура и комплексы высокоточных измерений параметров летающих аппаратов (БелОМО), мониторы для электронно-вычислительных комплексов, предназначенных для жестких условий эксплуатации (КБ «Дисплей»).
Впрочем, самой большой популярностью у Минобороны РФ по-прежнему пользуются шасси Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) для подвижных стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс». Также МЗКТ поставляет шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» и «Бал», а также различных транспортно-заряжающих и специальных машин для использования в ЗРК серии С-300П, РСЗО «Смерч» и подобных системах. Для концерна ПВО «Алмаз-Антей» в Минске разработали шасси под ЗРК «Оса-АКМ», «Тор-2МЭ» и «Бук-М2Э», а также для РЛС под ЗРК С-400.

Фото: Photoxpress
ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ
По мнению белорусских экспертов, Лукашенко не зря летал на инаугурацию Петра Порошенко и не просто так «вставал и аплодировал». Батька вполне может примерять на себя лавры хозяина площадки для международной посреднической миссии. То есть Минск видится ему – вполне возможно – как место переговоров представителей Киева, Москвы и Брюсселя (Вашингтона). Вероятно, Лукашенко не против допустить на свою переговорную площадку и представителей ДНР и ЛНР, однако он не может не понимать – если переговоры по ситуации на Украине с участием международных организаций все же состоятся, это будет означать, что с двумя островками федерализации на востоке Украины все кончено.
Кстати, о том, что в Минске (опять же, возможно) будет работать контактная группа Украина-Россия-ОБСЕ, заявляла в начале июля официальный представитель Порошенко Ирина Геращенко. Но с тех пор политическая ситуация успела измениться. В частности, произошло падение малайзийского боинга, а против России введены массированные санкции.
Однако это не значит, что Лукашенко перестанет предлагать себя в качестве посредника. Он это любит. Так, белорусский политолог Валерий Карбалевич напомнил, как в свое время глава Белоруссии признался, что когда-то был посредником между американцами и президентом Ирака Саддамом Хусейном. А в 2010-м Лукашенко приютил свергнутого президента Кыргызстана Курманбека Бакиева.
«Официальный Минск попытается воспользоваться этой ситуацией для создания имиджа властей и руководителя страны как влиятельных и авторитетных на международном уровне», – считает политолог.
Комментарии