НОВОСТИ
06.10.2024 11:00
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ЯБЛОГЕР ИЛИ ЯБЛОГГЕР?
Совместно с:
16.08.2014
Новый закон призван упорядочить и цивилизировать интернет-среду
С 1 августа 2014 года все мы, пользователи сети Интернет, особенно участники социальных сетей и имеющие свою персональную страницу/сайт, попадаем в ситуацию мультипликационного героя советского времени: «Мама, он меня посчитал!»
Вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года. Под действие новых правил попадают блоги и сайты, посещаемость которых составляет от трех тысяч уникальных пользователей в сутки. Речь идет именно о посещаемости, а не о количестве друзей в соцсетях. В народе нововведения окрестили «законом о блогерах». Все активные интернет-пользователи должны пройти регистрацию. Умиляет тот факт, что знак «Яблогер» (разработанный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и которым будет украшена страница) каждый регистрирующийся может выбрать сам – с одной или с двумя «г», а также его цвет.
ДОСТИГ ЛИ РУНЕТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ?
Двадцать лет Рунет (российский сегмент Интернета) жил и развивался хаотично. Да, безусловно, были и есть акулы сетевого рынка, топовые порталы, рейтинговые страницы, но вот правил поведения до этого закона не было как таковых. Все зависело от личности и чистоплотности участников виртуального пространства. Впервые в российском законодательстве появилось понятие «блогер» как субъект права. В новом законе «блогер» – лицо, размещающее открытую для всеобщего доступа массовую информацию на персональном сайте (странице) в сети Интернет, если суточная аудитория доступа к такому сайту (странице) составляет более трех тысяч посещений». При этом понятие «блог» не определено, но подозреваю, что авторы закона имели в виду, что персональный сайт/страница – это и есть тот самый блог. К сожалению, точных юридических определений оказалось сложно добиться, поэтому еще какое-то время народ будет заниматься трактовками и домыслами.
Например, пресловутые обозначения «16+», «18+», «21+». Привычные всему миру цифры на видеокассетах и книгах, для россиян оказались в новинку – зачем ставить на информацию что-то? Какие такие ограничения по возрасту? Или ненормативная лексика – «в Сети пишу так, как разговариваю во дворе, я так хочу, мое право». Или жалобы на конкретного человека, рассказы о своей личной жизни с другим и прочие интимные моменты. Хочется же рассказать. Или призывы к непослушанию… Многие первые шаги в Рунете делали уже тогда, когда были сформированы и рекламные сайты, и информационные порталы, и социальные сети. При этом их никто не обучал журналистскому искусству и этике.
Люди же старшего возраста, владея культурой общения, слабо разбираются в виртуальных доктринах. Вот и получилось, что сегодня при попытке контроля Рунета так много вопросов о «свободе слова». Зачастую свободу путают с анархией. Именно для таких случаев и предусмотрен механизм блокировки сайтов (видимо, аналогично будут действовать и со страницей). Блогеру запрещается публиковать сведения, которые содержат государственную тайну, публичные призывы к террору, насилию, пропаганду насилия, нецензурную лексику. Запрет распространяется на частную жизнь каждого отдельного человека, а также информацию, способную опорочить гражданина или некоторую категорию граждан по половым и иным признакам. В таких случаях будет приходить просьба «убрать данную информацию».
МАТ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ – НАЧИНАЮТСЯ ШТРАФЫ
Часть молодежи уже вывесила объявления в своих сообществах «ВКонтакте» и на «Фейсбуке», где слишком резко выражали свои эмоции: «С этого дня мат карается: первый раз – предупреждение, второй – профилактический бан на день, третий – пожизненно! И никаких «Простите, не сдержался». Так что, надеюсь, что Рунет очистит себя сам, не дожидаясь драконовских санкций государства.
Ответственность за неисполнение требований этого закона предусмотрена прежде всего для организаторов распространения информации – интернет-площадок, предоставляющих возможность самовыражаться (форумы, социальные сети, поисковые системы). Предусмотрена административная ответственность в виде штрафов от 10 до 500 тысяч рублей, доступ к ним может быть ограничен операторами связи. Роскомнадзор же будет осуществлять систематический мониторинг блогосферы на предмет соблюдения действующего законодательства.
Правила не затрагивают тех, кто использует сайты в личных, домашних и семейных целях (статья 10.1 закона). Блогер же становится «полу-СМИ»: он может направлять запросы в различные инстанции, и ему не должны отказывать в праве получения информации (как это происходит по закону «О СМИ»). Он может искать, передавать, получать и распространять допустимую информацию любым способом. Свое личное мнение, суждение и оценку можно излагать, но при этом появилось обязательство указывать авторство. Размещать рекламу на сайте и получать за это деньги не запрещается.
СПРАВКА
Как стать зарегистрированным блогером?
Михаил Воробьев, сотрудник пресс-службы Роскомнадзора:
Процедура наполнения реестра блогеров достаточно проста. На специализированном интернет-портале размещена форма, посредством которой блогер может подать заявку на внесение его сайта или страницы сайта в реестр. В заявке блогеру необходимо указать ФИО, имя пользователя или логин, адрес электронной почты. Помимо этого, нужно указать адрес сайта или страницы сайта и суточное количество посетителей. Специалисты Роскомнадзора проверят предоставленную информацию (возможен запрос о посещаемости в адрес интернет-площадки) и внесут сайт или страницу сайта в реестр. Блог может быть внесен в реестр и без подачи заявки самим блогером. Это может сделать Роскомнадзор самостоятельно как по результатам мониторинга сети Интернет, так и в связи с поступлением обращения гражданина или организации, которые считают, что данный ресурс должен быть внесен в реестр. В этом случае по результатам проведенной проверки (посещаемость плюс идентификация блогера) блогеру также будет направлено уведомление о внесении в реестр.
По данным на 6 августа, к нам поступило 456 заявок на регистрацию в реестре, в том числе 171 от самих блогеров и 284 – от граждан.
Уже внесены: страница в социальной сети «ВКонтакте» «Типичный Екатеринбург», аккаунты главы Минкомсвязи России Николая Никифорова в «Твиттере» и «Инстаграме», страницы «ВКонтакте», в «Твиттере» и «Инстаграме» депутата Госдумы Марии Кожевниковой, страницa в «Твиттере» исполнительного директора медиахолдинга NewsMedia Ашота Габрелянова, страница в сети «Фейсбук» директора компании Liveinternet Германа Клименко, также страница Роскомнадзора в «Твиттере», страница «Живого журнала» генерального директора ОАО «ВымпелКом» Михаила Слободина и страница в социальной сети «Фейсбук» директора по внешним коммуникациям компании Rambler&Co Матвея Алексеева.
В связи с тем, что поступает значительное количество недостоверных заявлений на регистрацию, в адрес администраторов интернет-площадок направлены запросы о подтверждении подлинности ряда аккаунтов.
Автор: Анна АСТАХОВА
Совместно с:
Комментарии