НОВОСТИ
Администрация президента дала отмашку губернаторам формировать «образ победы»
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
США ГОТОВЯТ УДАР ПО СОЮЗНИКУ РОССИИ ИРАНУ

США ГОТОВЯТ УДАР ПО СОЮЗНИКУ РОССИИ ИРАНУ

США ГОТОВЯТ УДАР ПО СОЮЗНИКУ РОССИИ ИРАНУ
Автор: Сергей БАЛМАСОВ
11.11.2022

Официальные представители США заявляют о приготовлениях Ирана к удару по Саудовской Аравии (по данным американской газеты Wall Street Journal, этой информацией с ЦРУ поделились саудовские разведслужбы – Прим. ред.). И Вашингтон предупреждает, что не допустит этого. 

Так, Совет национальной безопасности США обещает: «Мы без колебаний защитим наши интересы и партнеров в регионе». А американский президент Джо Байден пошел еще дальше, заявив 3 ноября о намерении США «освободить Иран». 

Этому предшествовало заявление 31 октября спецпредставителя США по Ирану Роберта Малли, согласно которому Вашингтон не смог добиться подвижек относительно заключения ядерной сделки с этой страной («заморозка» атомной программы Тегерана в обмен на снятие с него санкций – Прим. ред.). Также он указал на недовольство США передачей иранского оружия России, используемого в украинском конфликте (БПЛА-«камикадзе» - Прим. ред.). И если прогресса не будет, то для недопущения появления у Тегерана ядерного оружия против него может быть применена военная сила.

По иранским же данным, переговоры сорвали еще 3 января 2020 г. американские военные, убившие генерала Касема Солеймани, руководившего спецназом «Аль-Кудс» элитного иранского формирования – Корпуса стражей Исламской революции (КСИР).

Корпус стражей исламской революции.JPG

Корпус стражей иранской революции готовится и к отражению американских угроз и к «операции возмездия»   


И на угрозы он отвечает подъемом 1 ноября над куполом мечети Джамкаран священного города Кум «красного знамени возмездия». Это равносильно объявлению войны.

Американские СМИ утверждают, что Иран обещал отомстить США, Великобритании, Израилю и Саудовской Аравии за «инспирирование усилившихся антиправительственных беспорядков» на его территории.                

Заметим, что последний раз красное знамя там поднимали после убийства Солеймани. Иран отомстил за него ударами ракет и беспилотников-«камикадзе» по базам США в Ираке и объектам энергетики в ОАЭ и Саудовской Аравии. За это ожидаемого «возмездия» не последовало, поскольку американские политики не изжили идею договориться с Тегераном по ядерной сделке. Соответственно, чего-то похожего следует ожидать и теперь.   

САУДОВСКОЕ БЕСПОКОЙСТВО 

В Эр-Рияде же иранские угрозы вызывают большое беспокойство. Ведь армии саудитов и их союзников, как показали события последних лет, оказались не готовы даже к войне с «младшими иранскими братьями», йеменскими хуситами, не говоря уже о столкновении с самим Тегераном. Способным обрушить многие десятки тысяч ракет и дронов на энергетические объекты Саудовской Аравии и ОАЭ. Те же, как показали события последних лет, не в состоянии гарантированно сбить даже одиночные иранские боеприпасы. 

Так, в 2019 – 22 гг. вооруженные им хуситы нанесли по ним серию болезненных ударов, поразив авиабазу Хамис-Мушаит, два крупнейших завода нефтяной компании Aramco и минимум три нефтяных танкера.

БОРЬБА БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ТИТАНОВ

Происходящее в регионе, богатым нефтью и газом, вызвано противоборством Ирана и Саудовской Аравии за доминирование. Эту бескомпромиссную борьбу они вели еще при существовании прозападного шахского режима, выдвигавшим арабским монархиям территориальные претензии (особенно Бахрейну – Прим. ред.), дескать, предоставившие независимость этим странам британцы тем самым «отторгли» иранские земли. 

Там же проживают представители шиитских меньшинств, служащие проводниками политики Тегерана. Нередко на их основе он создает вооруженные группировки, действующие против саудитов и их союзников. Особенно активны йеменские хуситы, с которыми в последние годы Эр-Рияд и его союзники воевали, не добившись успеха.

Еще одну неудачу саудиты потерпели в Сирии, где финансируемые ими оппозиционеры неудачно пытались с 2011 г. свергнуть поддерживаемый Россией и Ираном режим Башара Асада. 

НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА ПРОТИВ ИРАНА

Опасаясь до сих пор бросить открытый вызов Ирану, против него с момента свержения там прозападного шахского режима и прихода к власти шиитского духовенства – аятолл в 1979 году ведется необъявленная война. В том числе используются санкции, ограничивающие добычу и продажу углеводородов.       

Поскольку быстрого эффекта они не дали, в ход пошли подрывные методы, включая попытки организации мятежей и вывода на улицу оппозиции. Не случайно, что, обещая Ирану «освобождение», Байден допустил показательную оговорку: «Они сами освободят себя очень скоро». А Малли был еще более откровенен, открыто заявив, что США окажут поддержку «мирно протестующим». 

Протесты в иране 1.JPG

Массовые протесты в Иране после смерти 22-летней Махсы Амини в полицейском участке, задержанной полицией нравов. Сентябрь 2022 года


Практические шаги на данном направлении усилились в последние два месяца. В результате в стране ширятся протесты населения, вызванные его «усталостью» от правящего режима. Претензий к нему накопилось много. Это и «искусственное сохранение» «средневековых норм морали» вроде запрещения женщинам следовать современной моде и обязательствам соблюдать нормы шариата в жизни. Так, их нарушители (например, за супружескую неверность) могут быть забиты камнями. 

Не случайно, что в протестах видную роль играют женщины. Показательно, что они начались в сентябре из-за гибели 22-летней курдской девушки Махсы Амини после ее задержания «религиозной полицией» за «неправильное ношение хиджаба» и усилились после заявленного оппозицией изнасилования полицейским 15-летней белуджистанки.

Причем активное участие женщин в этих протестах – вещь крайне неприятная для Тегерана. Напомним, что практически во всех революциях последних столетий женщины играли самые яркие роли, чьи действия нередко становились «запалом» к началу этих «громких» событий, в результате которых «слетали» правящие режимы и в куда более крупных странах, чем Иран.

В провоцировании женских выступлений, согласно иранским источникам, активно участвуют не только американские, но и саудовские спецслужбы, финансирующие местных феминисток в духе «снести женоненавистнический религиозный режим». 

Причем в результате наносится удар по одному из самых больных для Ирана мест – патриархальной мусульманской семье, одной из основ исламского общества, без которой не будет и власти аятолл. Впрочем, саудиты забывают, что ситуация в их собственной стране в этом отношении схожая. 

Аятола Хаменеи.JPG

Духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Хаменеи

Главной причиной протестов служит резкое ухудшение экономического состояния иранцев. Западные санкции всё же дают свой эффект. Одним из соответствующих проявлений служит высокий уровень инфляции (52.5 процента за минувший год - Прим. ред.), способствующий бесконечному удорожанию продуктов первой необходимости и услуг. 

Одной из движущих сил протестов являются представители национальных меньшинств, особенно исповедующих суннизм. и недовольных властью «шиитских аятолл» (особенно в местах проживания белуджей, части арабов и курдов – Прим. ред.) – в Систане и в Белуджистане, в Мазандаране, в Курдистане и в Гиляне. 

И, наконец, в протестах участвует часть городской молодежи. Благодаря Интернету она знает, что у его соседей – врагов качественно иной, более высокий уровень жизни. И этой части хочется «вольностей», «драйва», развлечений, путешествий, западного уровня потребления. От этого всего их «оберегает» «престарелое духовенство».

Однако вызов ему брошен серьезный. Так, 1 ноября Представительство религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи в иранских университетах объявило, что согласно проведенным опросам 55% населения страны сочувствует протестам.

Между тем, рассчитывать на то, что именно сейчас иранский режим «обвалится», сложно. На протяжении существования нынешних властей страны такие «всплески» бывали неоднократно и едва ли не по нескольку раз в год. Однако всякий раз их подавляли. 

Главная причина – в отличие от 1979 г., когда «снесли» шаха – то, что оппозиция не смогла добиться перехода на свою сторону силовиков, хладнокровно расстреливающих протестующих боевыми патронами, которых они считают «наемниками Израиля, США и саудитов», действующих за «личиной Исламского государства» (запрещено в РФ). 

Так, по данным иранских правозащитников, за два месяца силовики убили свыше 300 оппозиционеров. Один из секретов сохранения ими верности правящему режиму состоит в том, что сами протестующие скандируют лозунги, угрожающие им смертью.

Протесты в Иране 2.JPG

В протестах в Иране большую роль играют женщины


БУДЕТ ЛИ ВОЙНА?

Между тем, усиление протестов создает благоприятную почву как для иностранного вмешательства, так и для жесткого ответа Тегерана против «провокаторов беспорядков». Об этих перспективах «Совершенно Секретно» рассказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Юрий Лямин. «Вероятность реального столкновения существует. В регионе очень хрупкий баланс сил. Иран готов на угрозы отвечать выверенно, но жестко, вплоть до ракетных ударов и пр. Степень участия Израиля и США в вероятном конфликте сильно зависит от обстоятельств. Наверное, в руководстве Израиля многие надеются, что ситуация дойдет до полномасштабной войны против Ирана с участием Вашингтона и его региональных союзников. 

С учетом отсутствия сухопутных границ с ним его противникам сложно осуществить масштабное вторжение по суше. Поэтому в случае конфликта противники будут пытаться сочетать стратегию нанесения авиаударов и ограниченных десантов с попытками поджечь ситуацию внутри страны с помощью сепаратистов, контрреволюционных групп и пр.

Однако для них это не лучший сценарий. Иранский военный потенциал позволяет наносить мощные и болезненные удары по всему региону. Причем нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и транспортные мощности монархий Персидского залива крайне уязвимы для многочисленных иранских средств поражения - баллистических и крылатых ракет, БПЛА и прочего. 

Дорого такой конфликт будет стоить и Западу. Даже временное выбытие с мировых рынков нефти и газа из района Персидского залива, помимо взлета цен на них, поставит вопрос, откуда он будет физически брать необходимое количество энергоносителей». 

По мнению же эксперта Российского совета по международным делам Кирилла Семенова, «Прямое столкновение Ирана с его региональными  противниками и США по-прежнему маловероятно. Они предпочитают действовать «чужими руками», в то время как его оппоненты также не готовы к эскалации.

Точно также и их поддержка иранских протестов будет дозированной – они опасаются, что Иран охватит хаос, который распространиться на весь регион.

Однако существует риск перехода к более активной фазе повстанческих и сепаратистских движений в Иранском Курдистане, Хузестане и Белуджистане, которым могут оказать поддержку арабские страны и США. Цель – парализовать Иран, заставив его сосредоточится на внутренних проблемах, вместо продолжения экспансионистской политики в регионе». 

АМЕРИКАНСКИЕ ВЫГОДЫ ОТ ВОЗМОЖНОЙ ВОЙНЫ

Заметим, однако, что эскалация конфликта выгодна США. Да, государства Персидского залива имеют огромную значимость для мировой экономики, и он способен вызвать катастрофу на нефтяном рынке. Основная часть «черного золота» и значительная часть СПГ отсюда по-прежнему вывозится танкерами и Иран сможет без особого труда перекрыть их проход через узкие проливы, как он уже это делал в 1980-е гг. в момент Ирано-иракской войны.   

Но для Вашингтона этот сценарий не столь мрачный. Да, его зависимость от ближневосточной нефти остается высокой – до 25 процентов от его потребления. Но он в будущем может снизить ее долю за счет разработки прежде экономически невыгодных месторождений «черного золота» в Канаде, снятия санкций с Венесуэлы или расконсервация своих источников на Аляске.

Еще меньшая зависимость от ближневосточной нефти у Евросоюза – на 2020 год порядка 10 процентов его поставок.

Главный же удар в этом случае будет нанесен по конкуренту США – Китаю, получающему из ближневосточного региона 47.1 процент своих нефтяных поставок. 

Также заметим, что у другого американского экономического конкурента – Евросоюза – были большие планы на Иран. Сейчас он находится под западными санкциями, но в результате планируемой их отмены он получал доступ к его огромным углеводородным богатствам.   Прежде всего – к газовым. А Иран претендует на первое место по запасам голубого топлива, конкурируя за него с Россией и США. Их наличие позволяло Европе надеяться, что в условиях непростых отношений с Москвой заменить дешевый российский газ таким же дешевым иранским. 

Таким образом, втягивание Ирана в военный конфликт помогло бы Вашингтону добиться сразу нескольких целей – лишить Россию его оружия и ударить по экономическим конкурентам – Китаю и ЕС. И, кроме того, сделать Саудовскую Аравию «шелковой» после ее недавних «демонстраций» с нежеланием соблюдать пожелания Вашингтона увеличить производство нефти. С помощью этого он рассчитывал поставить на колени Россию.

Также США требуется серьезный внешнеполитический успех, чтобы отвлечь электорат от внутренних проблем и поднять рейтинг «правящей» Демократической партии в США перед выборами в Сенат и Конгресс и приближающейся схватки 2024 г. за президентское кресло. Для этого Вашингтону действительно может понадобиться новая «маленькая победоносная война», которой не было уже столько лет на фоне его бесславного ухода из Афганистана. 

Активно работает и саудовское лобби в США, пытающееся «купить американский удар по Ирану». Это отвечает и интересам набирающих популярность республиканцев, рассчитывающих усилить контроль над ближневосточными энергоресурсами и одновременно «придавить» своих конкурентов и противников по всему миру.

И в случае своего усиления после выборов они могут только усилить нажим на Иран.

Однако как представляется, Запад уже упустил время, чтобы с наименьшими потерями разделаться с Ираном, способным, как показывает украинский конфликт, противостоять и продвинутой западной военной технике.

40 годовщина исламской революции в Иране.JPG

40 летняя годовщина исламской революции в Иране показала, что антиамериканские настроения в стране все еще сильны


«ПОТЯНУТ» ЛИ ШТАТЫ ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ИРАНОМ?

Заметим, что в условиях украинского конфликта и усиления противостояния с Китаем из-за Тайваня вооруженное столкновение с Ираном – явно не самая лучшая идея. ВПК США работает на износ, пытаясь обеспечить Украину оружием и боеприпасами. 

Поэтому в ближайшем будущем Вашингтон будет давить на Иран чужими руками, но при активном участии своих спецслужб. Которые не исключают снабжения «протестующих» и вооруженных групп терминалами спутниковой связи Starlink для обеспечения бесперебойного общения с ними, и ведения ими более эффективной работы. Причем даже если эта новая попытка его «расшатывания» кончится неудачей, затягивание внутреннего конфликта в Иране ослабит его. 

Заметим, однако, что в Тегеране к угрозам США уже привыкли и не боятся их. И потому рассчитывать на его капитуляцию не приходится. Недаром его открытым лозунгом служит «Смерть США», который там заметен на самых видных местах.

В Тегеране хорошо знают свои возможности – при желании он способен «воспламенить» центр мировой энергетики – Персидский залив, перекрыть выход из того же Ормузского пролива, устроив нефтегазовый коллапс на планете.


Автор:  Сергей БАЛМАСОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку