НОВОСТИ
Экс-следователя Тамбиева приговорили к 16 годам за рекордную взятку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА

КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА

КИТАЙСКАЯ ГРАМОТА

ФОТО: ANDY WONG/AP/TASS

Автор: Андрей БЕРЕЦ
15.03.2023

24 февраля в годовщину начала специальной военной операции на Украине МИД КНР опубликовал план мирного урегулирования конфликта. Многие пункты плана кажутся больше общими словами. Какую цель преследует Пекин, выдвигая мирную инициативу? Может ли китайское предложение стать шагом на пути к прекращению боевых действий?

С самого начала конфликта на Украине Китай занял нейтральную позицию. При этом из Пекина многократно звучали заявления о том, что КНР понимает причины, по которым Россия начала СВО и обвинения в адрес западных стран, что именно Запад спровоцировал начало конфликта, игнорируя российскую озабоченность в сфере безопасности. В первую очередь имеется в виду продолжающееся расширение НАТО на Восток.

В Москве такую позицию китайских партнеров ценят и благодарят за взвешенный подход. Китайские дипломаты в ответ заявляют о том, что российско-китайские отношения прочны как скала и находятся в высшей точке своего развития.

Показательна в этом плане была встреча Президента России Владимира Путина и председателя ЦК КПК Си Цзиньпина в июне 2022 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде. Российский лидер тогда вновь поблагодарил китайского коллегу за взвешенный подход к конфликту на Украине, отметил, что Россия твердо придерживается принципа одного Китая (подразумевающего суверенитет КНР над Тайванем. – Прим. ред.) и осудил провокации Запада на тайваньском направлении, а также в Южно-Китайском море. Си Цзиньпин же, в свою очередь, проявил пресловутый «взвешенный подход» и в ходе самой беседы, речь его была взвешена, осторожна и туманна. Он не стал касаться конфликта на Украине, отделавшись размытой фразой о том, что Китай готов вместе с РФ в столь непростую эпоху перемен в качестве ответственных держав вести мир в сторону позитивного и устойчивого развития. Забегая вперед, стоит отметить, что китайский план мирного урегулирования на Украине выдержан в том же больше декларативном, нежели практическом ключе.

Тезисы о прочности российско-китайских отношений находят подтверждение в торгово-экономическом измерении. На фоне рекордного в истории количества западных санкций, наложенных на РФ, резко увеличилась торговля с Китаем. В 2022 году товарооборот России и Китая увеличился почти на треть и составил рекордные 190 млрд долларов. Китай входит в пятерку стран, помогающих РФ обходить западные санкции. Однако не стоит смотреть на это, как на братскую помощь. Исключительно холодный расчет. Там, где китайские производители рискуют попасть под вторичные санкции западных стран за сотрудничество с РФ, сотрудничество ограничено и если и ведется, то окольными путями. Как отмечают специалисты, правила игры в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве сильно разнятся в зависимости от отрасли экономики и региона.

К чему это? К тому, что и в политике, и в экономике Китай не является безусловным союзником России, а взаимодействует с Москвой лишь в тех сферах, и в том объеме, в котором это выгодно самому Пекину. В этом контексте и стоит рассматривать китайский план мирного урегулирования конфликта на Украине.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Незадолго до публикации китайского плана по мирному урегулированию конфликта на Украине Россию 21–22 февраля посетил глава канцелярии Комиссии по иностранным делам Центрального комитета Компартии Китая, член Политбюро Ван И. В ходе визита Ван И, ранее занимавший пост главы МИД КНР, провел встречи с Путиным, а также министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и секретарем Совбеза Николаем Патрушевым.

Конкретное содержание переговоров неизвестно, в МИД РФ по итогам встречи Лаврова и Ван И сообщили, что Ван И представил подходы к урегулированию конфликта на Украине, отметив при этом, что сам план не обсуждался. Звучит странно, особенно, учитывая, что и сам план, на поверку оказался скорее набором постулатов, нежели более-менее детальной дорожной картой.

Осмелюсь предположить, что китайский функционер все-таки рассказал детали плана своим российским коллегам. Если учитывать этот факт, то прозвучавшая после презентации китайской инициативы фраза пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова о том, что план требует тщательного изучения, звучит как дань вежливости. Судя по всему, российская сторона не в восторге от предложения и поэтому не стала давать позитивных оценок, отделавшись лишь фразой, что, мол, инициатива достойна внимания. Не более того. Затем Песков отметил, что ситуация «на земле» и позиция Украины не дает возможности говорить о мирных переговорах и повторил мантру, что СВО продолжится до достижения всех целей. То есть план планом, спасибо, что представили, но ничего это, мол, не меняет. В принципе странно было бы ожидать чего-то другого.

ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ, ПРОТИВ ВСЕГО ПЛОХОГО

Давайте разберемся, в чем же заключается сам план. Китайская инициатива состоит из 12 пунктов:

– уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран,

– отказ от блоковой ментальности времен «холодной войны»,

– прекращение боевых действий,

– возобновление мирных переговоров,

– разрешение гуманитарного кризиса,

– защита гражданских лиц и военнопленных,

– защита ядерных объектов на Украине,

– снижение угрозы применения ядерного оружия,

– обеспечение условий для реализации зерновой сделки,

– отмена односторонних санкций,

– защита цепочек производства и поставок,

– постконфликтное восстановление.

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в разговоре с «Совершенно секретно» отметил, что предложенную Пекином инициативу скорее можно рассматривать, как некий набор принципов, нежели конкретный план действий.

«Китайское предложение трудно назвать каким-то детальным конкретным планом, тем более дорожной картой. Скорее речь идет о наборе принципов, которыми, с точки зрения китайской стороны надо руководствоваться для урегулирования конфликтов. Они разные, там есть и общие принципы и какие-то конкретные вещи, касающиеся зерновой сделки и обеспечения безопасности ядерных объектов на территории Украины. Это скорее некая фиксация общих подходов к различным аспектам этого конфликта, которые при наличии интереса противоборствующих сторон могут быть конвертированы в какие-то предметные шаги», – отметил эксперт.

«Это своего рода предложение сесть за стол переговоров. Оно адресовано и международному сообществу, потому что, конечно, от Китая давно ждали того, что он артикулирует свою позицию, выражали озабоченность, что Китай устранился от решения украинского кризиса. И вот Китай высказался. Если предложенные принципы в целом рассматриваются, как разумные и подходящие, они могли бы стать основой для какого-то переговорного процесса. А роль Китая может определиться в ходе самих переговоров», – добавил аналитик.

Как мы видим это набор общих постулатов, которые можно применить практически к любому межгосударственному вооруженному конфликту, кроме двух практических исключений – пунктов о зерновой сделке и защите украинских ядерных объектов. Текст инициативы максимально нейтральный. Многие из пунктов кажутся заведомо неприемлемыми для каждой из сторон. Например, Россия и Украина в данном случае принципиально по-разному понимают территориальную целостность. Киев говорит о границах 1991 года с Крымом и Донбассом, Москва провела референдумы на находящихся под контролем российских войск территориях, и включила в состав РФ новые регионы. Прекращение боевых действий также не устроит ни одну из сторон. Россия ведет наступление и многократно заявляла, что, учитывая нежелание оппонентов вести переговоры, боевые действия продолжатся до достижения всех целей СВО. Где эта отсечка сказать сложно. Украина заявляет, что перемирие зафиксирует категорически не устраивающие ее реалии на земле, а также даст РФ возможность перегруппировать силы и наступать с новой мощью. Защита ядерных объектов и вывоз зерна кажутся логичными и необходимыми шагами, но стороны видят их реализацию также принципиально по-разному.

Обращает на себя внимание призыв к отказу от блокового мышления времен «холодной войны». С одной стороны, это может быть назидание Западу, хватит, дескать, свои союзы плодить и НАТО расширять. А с другой, можно посмотреть на это, как на желание Китая дистанцироваться от конфликта, и показать, что Пекин, действительно, не собирается в обязательном порядке занимать чью-то сторону. Мышление предлагается внеблоковое, без «обязаловки» выбора свой-чужой.

Также важен пункт о снижении риска применения ядерного оружия. С началом конфликта на Украине эта тема приобрела новую актуальность. Еще объявляя о решении начать СВО утром 24 февраля 2022 года, Путин напомнил о российском ядерном потенциале и возможности его применения в случае агрессии против РФ. Несколько дней спустя были приведены в боевую готовность российские силы стратегического назначения. В послании к Федеральному Собранию в феврале 2023 года президент заявил о том, что РФ приостанавливает участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). На прошлой неделе в журнале «Военная мысль», издаваемом Минобороны РФ появилась статья о том, что США намерены нанести стратегическое поражение России и для этой цели собираются использовать свой ядерный арсенал. В ответ на эту угрозу Москва разрабатывает военные операции нового типа с применением ядерного оружия. Пару дней спустя в Исландию прибыл американский «самолет судного дня» – летучий командный пункт на случай ядерной войны.

Новости, мягко говоря, тревожные. Последние два из перечисленных событий произошли уже после публикации китайского плана, но сама тенденция к возрастанию риска ядерной эскалации налицо уже не первый месяц. В этой связи, Китай и решил четко высказать свою позицию о неприемлемости сценариев с использованием ядерного оружия. Американцы, в свою очередь, обвиняют КНР в развитии стратегических сил.

Таким образом, как мы видим, разобрав пункты, едва ли китайские предложения могут быть стартом для переговорного процесса. Стороны чересчур по-разному смотрят на ситуацию, не имеют точек соприкосновения. До тех пор, пока принципиально не изменится баланс сил на фронте, вряд ли кто-то готов будет садиться за стол переговоров. Каждая из сторон уверена в своей победе и не собирается участвовать в дипломатическом торге, пока не нанесет военное поражение противнику. В Москве говорят, что не достигли поставленных целей, в Киеве утверждают, что пока российские войска находятся на территории Украины (в границах 1991 года) о переговорах даже о перемирии, не то, что устойчивом мире, не может быть и речи.

Фото_05_09_Кит.jpg 

«Я думаю, что конфликтующие стороны будут выбирать из китайских предложений то, что непосредственно соответствует их интересам. Украинская сторона будет делать акцент на территориальной целостности, вопросах суверенитета. Российская сторона, по всей видимости, будет делать акцент на тех аспектах, которые касаются односторонних санкций Запада и прекращения поставок оружия со стороны НАТО Украине. Любопытно, что на Западе и в Киеве эти предложения уже были подвержены критике. Москва заняла более позитивную позицию. Трудно сказать, насколько это повлияет на ход конфликта. По крайней мере, сейчас можно сказать, что Китай не остался в стороне и какие-то свои идеи высказал», – говорит Кортунов.

Поэтому даже мнение такого авторитетного игрока, как Китай вряд ли способно в одночасье остановить боевые действия. Однако ставило ли перед собой такую цель китайское руководство, представляя свой план?

В ЧЕМ ФИШКА?

Председатель совета Фонда международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий в разговоре с «Совершенно секретно» указал на то, что предложенный Китаем план надо рассматривать не как конкретное предложение по урегулированию конфликта, а как часть более широких глобальных процессов.

«Китайский план не надо рассматривать линейно в рамках вот этих заявленных пунктов. На мой взгляд, это некоторая интенция Китая сыграть большую роль в решении этого конфликта и тем самым в создании новой общемировой конфигурации. Очевидно, что мы сейчас видим некоторого рода тупик. Страны Запада настроены на эскалацию конфликта, и они сами открыто об этом говорят, – сказал Быстрицкий. – И тут мирная инициатива Китая. Если бы Китаю удалось создать определенную коалицию, в которую вошла бы большая часть государств мира, то китайская позиция создала бы новую конфигурацию».

«Рассматривать эту инициативу надо, с одной стороны, в рамках линейной конфигурации конфликта России и Украины, а вместе с тем как формирование новой конфигурации мирового порядка. А самое главное даже не самой конфигурации, а как эта конфигурация будет возникать, как эта конфигурация будет строиться, кто с кем будет разговаривать», – добавил специалист.

Долгие годы Китай, несмотря на стремительно увеличивающуюся экономическую мощь, старался оставаться в стороне от глобальных политических проблем. В последние годы эта тенденция, очевидно, меняется. И представление этого плана, пусть и не слишком конкретного, является еще одним шагом в данном направлении. Таким образом, сама по себе инициатива, вне зависимости от ее содержания, уже становится заявлением.

«Это некое международно-политическое заявление. Китай демонстрирует, что не стоит в стороне. В Пекине все видят, приглядываются к ситуации, имеют свой план, и они вовсе не считают, что у кого-то в мире есть карт-бланш на решение конфликтов. Де-факто это означает, что точка зрения Запада – это всего лишь их позиция, и она не имеет никакого отношения к единой мировой позиции. Поэтому все страны тут равны с точки зрения разрешения конфликта, – продолжил Быстрицкий. – Я бы не сказал, что это какая-то прям принципиально важная веха с точки зрения позиционирования Китая на мировой арене, но она достаточно существенная. Это сигнал по поводу готовности, желания и возможности Пекина выступать на международной арене в качестве очень существенной влиятельной силы, у которой есть своя точка зрения и которая не собирается никому уступать и следовать в фарватере кого бы то ни было. У китайцев есть свои интересы и свое понимание, что такое хорошо, что плохо».

СВОЯ ИГРА

Со своей стороны предложу взглянуть на ситуацию с еще одного ракурса. Эта версия нисколько не оспаривает предыдущие, лишь дополняя их. Более того, они все могут сосуществовать и быть верными одновременно. Китай предложил мирную инициативу не потому, что не хотел оставаться в стороне от глобальных проблем, а потому что не мог. Слишком велика стала роль Пекина в мире за последние десятилетия, и теперь его желания остаться в стороне просто не поймут, а может, и вовсе воспримут как слабость. Китай должен был что-то представить и представил этот план, приурочив его публикацию к годовщине начала СВО.

Фото_05_10_Кит.jpg 

А в самом плане некоторые пункты, пусть и изложены в контексте конфликта на Украине, на самом деле отражают китайские озабоченности по другим проблемам, непосредственно относящимся к самому Китаю. Пункт о территориальной целостности и суверенитете относятся к Тайваню, и недаром именно он идет первым. Риск ядерной эскалации тоже КНР наверняка видит не только в отношении украинского конфликта. Вопрос односторонних западных санкций также известен Пекину и может представлять угрозу для китайской экономики в будущем.

Говоря про санкции в отношении Китая и в целом об отношении КНР к текущему конфликту, всплывает тема западных спекуляций насчет возможных поставок китайских вооружений российским войскам. США грозят китайцам санкциями, если это произойдет. Об этом же говорят и в ЕС, хотя менее решительно и настойчиво. При этом и в Брюсселе, и в меньшей степени в Вашингтоне признают, что никаких четких доказательств существования таких намерений у Китая нет.

«Доказательной базы, подтверждающей заявления стран Запада, что Китай поставляет или собирается поставлять вооружение России, на данный момент не создано. Здесь как раз находится возможная точка расхождения позиций США и стран Европы, поскольку Вашингтон рассматривает такие предположения о поставках оружия, как некую данность и оперируя таким инструментарием, как highly likely (в переводе означает весьма вероятно. – Прим. редакции) и готовы уже начать новый раунд санкций в отношении Пекина. А вот позиция европейских стран по этому вопросу принципиально отличается. Они считают, что доказательств поставок серьезных вооружений Китаем России нет. Кроме того, очевидно, что европейцы не хотели бы слишком сильно втягиваться в американо-китайское противостояние.

Я думаю, что в Китае это прекрасно понимают. И одна из задач китайской инициативы, возможно, и заключается в том, чтобы предложить нечто, что будет импонировать европейской элите», – отметил Кортунов.

Однако поставки китайских вооружений РФ не кажутся слишком вероятными. Непонятно, зачем это может быть нужно Китаю. Ущерб от потенциальных санкций, наверняка значительно перекроет возможный доход от продажи вооружений. Не появлялось и каких бы то ни было разоблачительных публикаций на этот счет, в отличие, например, от ситуации с иранским оружием, от которой все заинтересованные стороны открещиваются. А если бы были реальные основания, то эти разоблачения появились бы.

Уже все крупные мировые игроки представили свои планы по урегулированию конфликта на Украине, однако приблизить завершение конфликта этими предложениями не удалось. Китайская инициатива встала в тот же ряд.


Автор:  Андрей БЕРЕЦ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку