НОВОСТИ
8 человек ранены после обстрела жилых районов Белгорода
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ДОЛЯ

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ДОЛЯ

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ДОЛЯ
Автор: Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с:
17.02.2015
 
ЧИНОВНИЧЬЯ КОРРУПЦИЯ В РЕГИОНАХ СТАЛА ВОПРОСОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 
Недавно глава Администрации Президента РФ (АП) Сергей Иванов провел для губернаторов и глав заксобраний антикоррупционный семинар. Он объявил, что теперь, в связи с кризисом, санкциями и прочим, «милые забавы» чиновников становятся вопросом национальной безопасности. «Совершенно секретно» приводит примеры «черной» и «белой» коррупции, которая до сих пор процветает как в столице, так и в регионах, а также в госпредприятиях – от монополистов до крохотных МУПов.
 
Глава Администрации Президента России Сергей Иванов провел такой обучающий семинар для губернаторов, глав областных дум и мэров столиц регионов, который они вряд ли забудут.
 
«Любой коррупционер – вор!» – отлил в граните Сергей Борисович.
 
Продолжение фразы («вор должен сидеть в тюрьме») произнесено не было, но витало в воздухе, как и призрак Глеба Жеглова, в реглане из черной кожи, с наганом и фирменным оскалом Высоцкого, который гримерам недавнего фильма «Спасибо, что живой» повторить не удалось. Как ни выдвигал челюсти актер Безруков, но напора пассионария Высоцкого в нем не было.
 
На фото: АНТОН АВЕРИН, ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Фото: Николай Цыганов. Коммерсантъ
 
МОЛНИИ С ОЛИМПА
 
Иванову выдвигать челюсть нужды не было. Он заявил собравшимся на семинаре о необходимости «полностью исключить практику государственных закупок у аффилированных с властью структур», в том числе у родственников, друзей, знакомых. Как говорится, Жеглов – персонаж мифический, а вот оперативники ФСБ и СКР, особенно не местные, а столичные, – очень даже реальные. И карьеру любого губернатора они смогут остановить на полном скаку, если на то будут соответствующие распоряжения. Это Иванов тоже не произнес, но явно подразумевал.
 
Зато он говорил, что регионам необходимо «вести грамотную кадровую политику», проводить ротацию кадров, чтобы «исключить образование кланов, где все друг друга знают и прикрывают».
 
«Плыть по течению нельзя, – заявил Сергей Иванов. – Коррупция крадет у нас всех, у страны, ресурсы для развития. Она снижает эффективность госуправления, тормозит развитие экономики. Коррупция несет угрозу суверенитету России».
 
Несколько сглаживает впечатление от грозного выступления Иванова то, что высшие чиновники и сами не святые. Правда, по данным экспертов «Совершенно секретно», подтвержденным информацией из баз «СПАРК-Интерфакс» и расследованиями различных СМИ, высшие чиновники выстраивают свои «империи» тоньше, чем местные и региональные «батьки». Так, например, сын или брат министра может работать на ключевой должности – только в другом ведомстве. И наоборот: близкий родственник высшего чиновника вдруг оказывается – в неполные 30 лет – главой (или первым замом) крупного банка с госучастием. Как говорится, формальные приличия соблюдены. Чего не скажешь о регионалах.
 
ЛУКАВЫЙ ГУБЕРНАТОР
 
Николай Цуканов, экс-глава города Гусева, стал губернатором Калининградской области в 2010 году. Начиная с 2011-го во многих тендерах, проводимых областью, победителем оказывалась фирма «Аматэл». По данным местного «Трансперенси интернешнл», уже подтвержденным областной прокуратурой, за три года компания выиграла много тендеров в самых разных отраслях деятельности. Самым крупным из них в 2013 году стала поставка шести модульных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), закупленных по максимальной цене на сумму 13,2 млн рублей.
 
Бывает, и в карты долго везет, и в госзакупках. Но не в этом случае: владельцами «Аматэла» оказались брат и мать губернатора (вместе – 100 % компании). Сам Цуканов, видимо, зная о планах областной прокуратуры передать собранную информацию в Генпрокуратуру (прокуроры усмотрели типичный конфликт интересов), попытался «отмазаться». Прежде всего он заверил местные СМИ, что эта фирма «больше ни в каких торгах участвовать не будет».
 
Дальше – больше: «Я не знал конкретно, участвует эта компания или не участвует, – заявил он прессе. – Вы же знаете, я могу жить в регионе и не общаться со своими родственниками. А их у меня очень много. <…> Может быть, их там 300 человек».
 
Все бы ничего, но в регионах своих руководителей знают: когда Цуканов не был не то что губернатором, а еще только баллотировался на пост мэра Гусева, фирма «Аматэл» принадлежала ему лично. Ну а с родственниками для получения или выведения прибыли встречаться не обязательно. «Не исключаю возможности замены Цуканова. Его шансы сохранить пост – 50/50. До губернатора такого сложного региона он явно не дотягивает», – заявил прессе эксперт-политолог Константин Калачёв.
 
ХОРОШО БЫТЬ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРОМ
 
Однако калининградские истории – мелочь в сравнении с коррупционным размахом недавно (с полгода как) уволившегося вице-губернатора Нижегородской области Антона Аверина. Еще два года назад депутат Госдумы Хинштейн отправлял в Генпрокуратуру запрос по поводу деятельности семейства Авериных, кипрского офшора Harena Тrading LTD и фирм ООО «Строймост», ОАО «Мостотрест» и ООО «Мостоотряд-1». В своем запросе Хинштейн перечислял ряд тендеров, которые выиграли эти компании – на суммы заказов от 440 млн рублей до 2,5 млрд. Причем случалось и так, что в конкурсе на полмиллиарда участвовали только указанные выше компании, аффилированные с отцом Антона Аверина.
 
Аверин-младший, кстати, стал известен коррупционными скандалами еще до назначения на должность вице-губернатора по строительству. Они преследовали его и во время работы начальником ГУ по строительству метрополитена, мостов и дорог Нижнего Новгорода. А в 2005 году Аверин попадал под суд за хищение средств через подставные фирмы, но ушел от наказания в связи со сроком давности.
 
Сейчас Аверин уволился, понимая, что ему, очень возможно, придется отвечать на вопросы суда. Однако вопрос, почему опытнейший Валерий Шанцев, многие годы руководивший строительной отраслью Москвы при Лужкове и назубок знающий все схемы увода средств, взял себе в замы (по строительству!) такого чиновника, остается. Кстати, уже много лет крупнейшие строительные компании региона держат свои счета в АКБ «Международный банк реконструкции и развития», которым руководит супруга губернатора Шанцева.
 
КОГДА ОППОЗИЦИЯ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ
 
Иногда польза бывает и от несистемных оппозиционеров, давно и прочно вычеркнутых из рядов элиты. Так, депутат Ярославской облдумы Борис Немцов обнаружил, что тендеры, связанные с закупкой медицинских препаратов, в области все время уходят к одной и той же компании «Р-фарм», в которой «менеджером зарубежных проектов» работает дочь губернатора Сергея Ястребова Елена. В октябре подал в отставку (в области утверждают – добровольно) глава регионального Департамента здравоохранения и фармации Сергей Вундервальд. Именно он распоряжался областными тендерами в своей отрасли. И, как считает тот же Немцов, по вине этого чиновника с 2011 года по май 2014-го «Р-фарм» получил 639 (!) контрактов на сумму почти 800 млн рублей. Эксперты, проанализировав эти закупки, выяснили, что в части случаев у «Р-фарм» не было конкурентов, в другой части конкурс не проводился вообще – есть такое положение, по которому можно отдать заказ в случае необходимости срочного медицинского вмешательства.
 
Недавно Ярославскую область, известную своими коррупционными скандалами (чего стоит один только ярославский мэр под стражей. – Ред.), проверяла Комиссия управления по противодействию коррупции АП. Вот выдержка из отчета: «Нуждается в совершенствовании работа по урегулированию конфликта интересов на государственной службе. Деятельность совета по противодействию коррупции при правительстве Ярославской области требует дополнительной активизации. <…> Недостаточная профессиональная подготовленность работников управления по противодействию коррупции правительства Ярославской области и, как следствие, низкая эффективность работы данного подразделения также повлекли за собой ряд упущений в антикоррупционной деятельности. В этой связи губернатору области Сергею Ястребову предложено принять исчерпывающие меры по устранению вышеуказанных недостатков».
 
Губернатор, опасаясь более серьезной меры – увольнения с формулировкой (как Лужкова или Денина), «принимает меры»: чистит свое окружение. Так, за 2014 год уволился вице-губернатор Александр Сенин, уволился глава Департамента здравоохранения Сергей Вундервальд. В 2013 году арестован за взятку мэр Рыбинска Юрий Ласточкин, обвинялся во взяточничестве экс-глава Облизбиркома Денис Васильев, уволены или находятся под судом ряд чиновников Ярославской городской администрации.
 
ВЫБРАЛ СТРОИТЕЛЬСТВО
 
Сын губернатора Тамбовской области Олега Бетина Вячеслав Бетин является заметной фигурой в строительной отрасли и ЖКХ региона. Он гендиректор ООО «Тамбовская инвестиционная компания», ему принадлежат различные доли в ООО «ДСК-Тамбов» (бетон и цемент), ООО «Реал» (реклама), ООО «Тамбовкапиталпроект», ООО «Тамбовская строительная компания», ООО «Тамбовская птицефабрика», ООО «ТТК» (производство строительных конструкций из бетона) и еще в нескольких других компаниях. Естественно, при таком числе строительных подразделений надо и в тендерах участвовать. И они участвуют: за 2014 год «Тамбовская инвестиционная компания» и «Тамбовская строительная компания» выиграли областных заказов на общую сумму 2,4 млрд рублей.
 
Мы не отрицаем деловые таланты Вячеслава Бетина – не будь их, он бы тихо сидел депутатом областной Думы, вот только решения по госзаказам и конкурсам принимают подчиненные его отца. А с губернаторами в российских регионах спорить и ссориться не принято: до Бога высоко, до царя далеко. Кстати, выборы губернатора Тамбовской области запланированы на единый день голосования в начавшемся году. О том, как его ценят в области, свидетельствует сайт «Бетин.нет»: 95 % участников голосования считают, что региону нужен другой глава. Кстати, это бы исчерпало конфликт интересов, в котором сейчас живет и работает со всеми своими компаниями Вячеслав Бетин, сын губернатора.
 
НЕ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ
 
Наталья Бочкарёва, дочь пензенского губернатора, владеет долями в десятках компаний, которые даже нет смысла перечислять – от автосервисов до телеканала. Среди ее активов – 76 % Пензенского подшипникового завода. Соответственно, ее компании и канал время от времени участвуют в тендерах и их выигрывают. Так, канал недавно выиграл областной тендер на информационную поддержку на 15 млн рублей. Впрочем, дочь губернатора не только активно занимается бизнесом, но и возглавляет областной Фонд развития детского спорта. То есть напрямую, без всяких госзакупок, распоряжается государственными средствами.
 
Другая «деловая девушка» обнаружилась не в далекой Пензе, а на Кубани. «Клан Ткачёвых» (краснодарских) сделал ставку на племянницу губернатора Анастасию Краттли (Ткачёву). И если лет восемь назад ее дядя-губернатор называл девушку «просто студенткой, которая решила попробовать себя в бизнесе», то сейчас детские игры остались в прошлом. Краттли стала крупным девелопером. Ей принадлежит 30 % компании «Мастерстрой», которая застраивает микрорайон «Московский» в Краснодаре. Естественно, все через госзаказ, но выиграть тендер при дяде-губернаторе и отце – депутате Госдумы труда не составляет. Конкуренты галантно уступают первенство даме. Компания уже возвела 11 из 16 запланированных в микрорайоне домов.
 
Также предприимчивая леди из клана Ткачёвых контролирует ООО «Дельта», которое занимается дорожным строительством и два года назад выиграло тендер на ремонт и строительство двух автомобильных дорог на сумму 117 млн рублей. Ну и наконец, девушка не бросила и то направление, на которое когда-то пришла в бизнес: она владеет 22,5 % компании «Югптицепром». Это крупнейший в двух федеральных округах (!) птицекомплекс, ежегодно дающий 108 тысяч тонн птицы. Причем построен он в рамках и на средства нацпроекта «Развитие АПК», однако, по данным базы «СПАРК», почему-то приносит одни убытки.
 
Например, в 2011 году убыток составил 233 млн рублей – какие уж тут налоги на прибыль? Был в активе клана и трубный бизнес, однако там доли г-жи Краттли составляли по 10 % в двух заводах, и она от них давно избавилась. Возможно, сочла невыгодным, а возможно, продала монополистам трубного бизнеса, которые, как известно, обладают большим властным ресурсом и как раз в те годы (2010–2012) сосредотачивали хозяйство. Кстати, эти заводы уполномочены «Газпромом» и входят в число его постоянных поставщиков.
 
КОГДА «ОТЖИМАЮТ» БЛИЗКИХ
 
О том, что случается, когда родственников губернаторов каким-то случайным образом (или с применением особых, силовых ресурсов) «отжимают» от тендера, который был у них, по сути, в кармане, свидетельствует скандал в Амурской области. На Амуре, как известно, основным ресурсом считаются рыба и другие водные обитатели – тот же краб.
 
Два года назад территориальное управление Росрыболовства провело три аукциона по квотам на добычу в Приморской подзоне трех видов краба – камчатского, синего и волосатого четырехугольного. И вот тут-то и случилось то, чего сейчас добивается от чиновников глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов: заявки «Преображенской базы тралового флота» не были допущены к торгам! А эта компания, согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», принадлежит сестре и жене главы региона Олега Кожемяко.
 
Перевесил губернаторский ресурс (в двух аукционах из трех): приморский предприниматель Дмитрий Дремлюга – тоже родственник. Но не губернатора, а бывшего руководителя УФСБ по Приморью и члена Совета Федерации генерала Виктора Кондратова. Как писали местные СМИ, крабовый аукцион проводился не без личного участия тогдашнего главы Росрыболовства Андрея Крайнего, который в итоге и оказался под следствием и судом из-за коррупционных скандалов.
 
Сам ли Крайний или юристы Дремлюги нашли ход против Кожемяко, но компанию близких ему женщин отстранили под формальным законным предлогом: оказывается, «Преображенская база» не добывала краба до 2008 года по договорам с научными организациями. Этот «исторический принцип» – типичная лазейка в законе, вроде бы призванная снизить коррупцию, а в реальности повышающая ее за счет установления выдуманных и необъективных барьеров допуска к тендерам и аукционам.
 
Однако оскорбленный в лучших чувствах губернатор Кожемяко сумел задействовать и другие ресурсы. Сразу же после объявления итогов аукциона по крабу в штыковую атаку пошла Приморская прокуратура, которая, само собой, в ходе проверки законности аукционов выявила существенные нарушения. Прокуратура тут же подала иск в защиту интересов всех недопущенных к краевому управлению Росрыболовства.
 
Причем, если прокуратура частенько медлит и не желает идти до конца в защите интересов граждан, то в этом случае работники надзорного ведомства проявили похвальную оперативность, принципиальность и бдительность. Вот только спешила бы так прокуратура, не окажись грубо нарушены интересы сестры и жены амурского губернатора? После столь четко выраженной прокурорской позиции был отправлен в отставку ответственный за проведение аукционов глава Департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморья.
 
Но суд отменил это решение (возможно, по ходатайству стороны победителей аукциона. – Ред.). Прокуратура решение обжаловала, чиновники судятся, краб добывается, а у «Преораженской базы тралового флота» дела тоже идут неплохо. Безо всякого краба, на одной рыбе, она по итогам 2013-го заработала 175 млн рублей чистой прибыли, как сообщили в самой компании ресурсу Fishnews.
 
Выборы губернаторов возвратили – официально – в мае 2012 года. Но идея созрела и прошла все стадии принятия гораздо раньше. Однако в годы исполнения полномочий президента Дмитрий Медведев не раз говорил, что выборы очистят регионы от грязи, снизят вал коррупции, увеличат благосостояние граждан. Прошло почти три года, что в итоге? Все осталось на своих местах или стало только хуже. И это с учетом того, что в нашем материале мы даже не стали останавливаться на тех губернаторских родственниках-бизнесменах, кто получает скромные госзаказы (до 10 млн рублей совокупно) или вступает в тендеры в тех краях, которыми их отцы руководили раньше или даже никогда не руководили.
 
Такие «честные» (а скорее осторожные) предприниматели среди них тоже есть. Мы также не изучали ситуацию в национальных республиках, где все просто и сложно одновременно: главой правительства или крупнейшим бизнесменом может быть старший брат губернатора, а может и 20-летний сын, если он уже проявил себя как храбрый воин и почтителен к старшим.
 
МНЕНИЕ
 
Кирилл КАБАНОВ, председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ:
 
Глава Администрации Президента РФ вмешался в этот вопрос после проверок, проведенных администрацией, которые выявили явный непорядок в этих вопросах в нескольких регионах. Недавно (в конце 2014-го. – Ред.) в связи с утратой доверия были уволены губернаторы двух областей – Брянской области Николай Денин и Новосибирской области Василий Юрченко. Последнему уже предъявили обвинение по уголовному делу.
 
На самом деле губернаторы лишились своих постов не в связи с утратой доверия, а в связи с конфликтом интересов. Активно бороться с коррупцией сейчас необходимо, потому что любые антикризисные меры не дадут результата, если коррупционные схемы повсеместно продолжат свое существование. Это уже действительно вопрос национальной безопасности. Кроме того, надо учитывать негативную реакцию в обществе на проявления коррупции. Когда человек может украсть несколько миллиардов, напугать его, отвести от этого очень сложно или невозможно.
 
Президент дал Совету по противодействию коррупции поручение разработать механизм, и мы это сделали. Будет, кроме других мер, предложена очень серьезная уголовная ответственность для государственных гражданских служащих – от 10 до 25 лет без всяких условно-досрочных освобождений. Уже началось обсуждение положений нашего документа, он уже опубликован и доступен для ознакомления.
 

Автор:  Михаил ВИНОГРАДОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку