НОВОСТИ
Арестован бывший подчиненный экс-замминистра обороны Иванова Антон Филатов
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95144
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26330
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26666
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29401
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27613
sovsekretnoru
ДСНВ ПОСТАВИЛИ НА ПАУЗУ

ДСНВ ПОСТАВИЛИ НА ПАУЗУ

ДСНВ ПОСТАВИЛИ НА ПАУЗУ
Автор: Андрей БЕРЕЦ
26.02.2023


В Москве подчеркивают, что решение обратимо и Россия готова вернуться к выполнению ДСНВ при ряде условий. Произойдет ли окончательный слом системы контроля над вооружениями, работавшей десятилетиями? Что будет означать на практике приостановка участия РФ в соглашении? 

Эпоха двусторонних договоров между Москвой и Вашингтоном по контролю над стратегическими вооружениями началась на стыке 1960–1970-х. Переговоры о подписании соответствующего соглашения начались в 1968 году, но шли медленно и тяжело из-за разногласий сторон как по положениям документа, так и многочисленным сторонним проблемам. В конце концов, 26 мая 1972 года было подписано Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I). 

Стороны брали на себя обязательства не увеличивать количество пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования, не строить новых шахт для баллистических ракет, а также ограничить число пусковых установок морского базирования и подводных лодок уже имеющимися. Вместе с этим был подписан Договор об ограничение систем противоракетной обороны, согласно которому каждая из сторон могла защитить системой ПРО не более двух регионов страны радиусом 150 км. Договор  об ограничение систем противоракетной обороны призван был рассеять иллюзию возможности победы в ядерной войне. Имея ограниченные средства обороны, не станешь и нападать, поскольку знаешь о неминуемом ударе возмездия. 

Договор  о ПРО с исторической точки зрения важен не только тем, что в момент подписания стал (наравне с ОСВ-1) важным вкладом в укрепление глобальной безопасности и взаимного доверия между конкурирующими ядерными гигантами, но и тем, что впоследствии сыграл обратную роль. В 2001 году, занимавший тогда пост Президента США Джордж Буш уведомил об одностороннем выходе американцев из соглашения. Вашингтон посчитал, что соглашение не отвечает современным реалиям, и заявил о намерении укреплять национальную систему противоракетной обороны. 

Этот неосмотрительный шаг стал первым ударом по глобальной системе стратегической стабильности. Решение о выходе из соглашения вызвало негодование в РФ. Недовольство выразили и страны Европы. Поскольку на их территории и предполагалось разместить системы ПРО, они становились потенциальными целями для российских сил стратегического назначения. 

Но вернемся в 1970-е. Переговоры о новом соглашении по контролю над вооружениями начались сразу после подписания первого. В 1979 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и Президент США Джимми Картер в Вене скрепили подписями Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-II). Документ фиксировал разрешенное число носителей и боеголовок. Однако вскоре после подписания началась война в Афганистане, и США отказались от ратификации соглашения. Договор так никогда и не вступил в действие, но стороны придерживались его параметров. 

Джимми Картер и Леонид Брежнев .jpg

Президент США Джимми Картер и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписывают в Вене договор ОСВ-2, ставший предшественником ДСНВ. 18 июня 1979 год.

Последним договором в области стратегической стабильности, заключенным в советскую эпоху стал Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), который был подписан президентами СССР и США Михаилом Горбачёвым и Джорджем Бушем старшим в июле 1991 года в Москве. Соглашение предусматривало сокращение боеголовок, состоящих на вооружениии у каждой из сторон, на уровне 6000 единиц.  Однако из-за различий в системах подсчета на практике СССР мог обладать 6500 боеголовок, а США 8000. Недовольство этой диспропорцией всплывало в дальнейшем на российско-американских переговорах по новым договорам. 

В действие соглашение вступило в 1994 году и закончилось в 2009. 

Буш старший Горбачев.jpg

Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев подписывают в Москве договор СНВ-1. 31 июля 1991 год 

Чем важны эти договоры? В первую очередь укреплением доверия между подписантами – двумя крупнейшими ядерными державами, потенциал, каждой из которой позволяет уничтожить человечество. Прописанные в договорах механизмы инспекций и контактных линий позволяют постоянно держать руку на пульсе и отслеживать действия оппонента. Таким образом, они снижают риск нанесения удара по ошибке, например, из-за неверного толкования намерений противоположной стороны. Кроме того, как мы уже упоминали, Договор ПРО подталкивал подписантов к более осмотрительному поведению, исключал возможность самоубийственного инициативного нанесения удара. Благодаря действию соглашений, значительно сократились общие запасы боеголовок. В 1986 году в мире насчитывалось более 70 тыс. ядерных боеголовок, в 2021 – около 13 тыс. 

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН?

СНВ-III, он же ДСНВ, был подписан в 2010 году президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой в Праге. Стороны обязались сократить число боеголовок до 1500, а носителей до 700. 

Подписание столь важного соглашения в области контроля над вооружениями стало важным проявлением укрепления доверия между Москвой и Вашингтоном. Однако это с политической точки зрения. На практике все было не так гладко, поскольку США продолжили развивать свою систему ПРО. 

Обама Медведев.jpg

Барак Обама и Дмитрий Медведев подписывают договор СНВ-III. Пражский Град 8 апреля 2010 год

Действие договора должно было истечь 10 февраля 2021 года. Россия долго выступала за его продление на 5 лет без дополнительных условий, как предусмотрено соглашением. Республиканская же Администрация США с Дональдом Трампом во главе активно боролась за разрушение международно-договорной системы в различных сферах, считая, что соглашения больше сковывают американцев обязательствами, нежели дают прав. Тот же подход применялся в отношении ДСНВ – американцы не демонстрировали ни готовности, ни желания его продлевать. Россия проявляла значительную гибкость, Путин предлагал без предварительных условий продлить договор на один год, который предполагалось использовать для согласования позиций. Пока Трамп был на посту, ничего не работало. 

Однако, после того как американским президентом стал демократ Джозеф Байден, 5 февраля, за 5 дней до истечения срока договора, он был продлен еще на 5 лет. Российская сторона тогда высоко оценила конструктивную позицию Байдена. Спустя 2 года, Россия уже сама заявляет о приостановке участия в ДСНВ. 

ЧТО МЕНЯЕТСЯ?

Что означает с практической точки зрения приостановка Россией участия в соглашении? Как заморозка обязательств развяжет Москве руки в плане укрепления стратегических сил в краткосрочной перспективе? Фактически никак. 

У России в арсенале сейчас 1500 боеголовок из 1550 разрешенных, а вот носителей 530 из 700. По оценкам экспертов, РФ в любом случае не смогла бы к 2026 году (окончание действия ДСНВ - Пим. ред.) превысить даже разрешенное число носителей.

Взаимный мониторинг стратегических объектов тоже не осуществляется. Требования западных партнеров в рамках соглашения возобновить допуск наблюдателей Путин назвал «театром абсурда». Говоря о возможности ядерных испытаний, Президент РФ также сказал, что они  будут предприниматься только в качестве ответной меры на такие испытания в США. 

Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в беседе с «Совершенно секретно» отметил, что окончательное отмирание механизмов взаимного контроля станет первым практическим последствием приостановки участия РФ в соглашении. «Первое, сейчас зависают механизмы верификации соблюдения ДСНВ – не будет инспекций. Кроме того, по всей видимости, сейчас невозможны другие консультации, касающиеся ядерных вооружений – стратегическая стабильность или попытки найти основу для следующего договора, который должен прийти на смену СНВ», – констатировал аналитик. 

Списаная американская техника дальней авиации.jpg

Разобранные стратегические бомбардировщики В-52. Распиленная техника остается на открытом есте хранения, чтобы дать возможность российским техническим средствам контроля произвести их фотографирование. База ВВС США Девис-Монтен в Аризоне.

МОТИВ

Принятое Путиным решение скорее несет в себе не столько изменение баланса в безопасности, сколько политический посыл. И трактовать его можно как минимум с двух точек зрения.  

Это предостережение – в то время как Запад продолжает наращивать поставки вооружений для ВСУ, надо нарисовать новую «красную черту», чтобы сбить решительность центров принятия решений о передаче оружия. Упоминание ядерного оружия, приостановка участия в ключевом договоре в этой сфере должны выглядеть для представителей Запада, как еще один аргумент против поставки Киеву новых видов вооружений, например, самолетов. В целом такая тактика пока действует лишь отчасти. Западные страны медленно и с трудом, но все-таки регулярно принимают решения об отправке все новых и новых видов вооружений на Украину, которые раньше отправлять опасались. Тем не менее, все-таки российские предостережения, по всей видимости, серьезно влияют на темпы и объемы западных военных поставок. 

Второй ракурс – призыв к переговорам по контролю над вооружениями, эдакая эскалация для деэскалации. Путин сказал, что Россия лишь приостанавливает участие, из соглашения не выходит. Кроме того, прозвучали и стартовые условия, что для возвращения к диалогу надо понять, как оно будет регулировать ядерные потенциалы Великобритании и Франции, входящих в НАТО. Вряд ли Лондон и Париж намерены участвовать в таких переговорах. 

«Это сигнал другим ядерным странам, что двусторонняя система контроля над вооружениями уходит в прошлое. На данный момент другие страны не демонстрируют готовность участвовать в переговорах по стратегическим вооружениям. Франция и Великобритания подчеркивают, что они независимые державы и не могут рассматриваться просто как придаток к американскому ядерному потенциалу. Китай же заявил, что пока Россия и США не спустятся до уровня арсенала, сопоставимого  с китайским, Пекин ни в каких переговорах участвовать не будет. А уровень этот неизвестен, Китай таких данных никогда не публиковал», – говорит Кортунов.  

«Поэтому здесь предстоит очень большая и длительная работа по привлечению третьих стран к обсуждению вопросов глобальной стратегической стабильности. Но эта работа возможна только, если будут, хотя бы в целом, контуры взаимопонимания между РФ и США. Этого мы пока не видим», – добавил эксперт. 

Пока обе стороны заявляют о готовности к диалогу при наличии аналогичной готовности у оппонента.  То есть реальных признаков переговоров не просматривается. Москва и Вашингтон лишь пеняют друг на друга. 

Демонтаж ракет с американской подводной лодки.jpg

Демонтаж ракет UGM-96A с американской подводной лодки Огайо. 2004 год

КОНЕЦ ЭПОХИ ДОГОВОРОВ?

Существует вероятность того, что скоро система контроля над вооружением в ее нынешнем виде исчезнет окончательно. И, кажется, что обе стороны хоть и винят в этом оппонента, но сами рады изменению архитектуры стратегической стабильности, изменению состава ее участников. Россия, как подчеркнул Путин, считает необходимым учитывать ядерные потенциалы Великобритании и Франции. США убеждены, что в любых дальнейших соглашениях должен участвовать Китай. Когда в Вашингтоне объявили о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), то мотивировали свое решение, в частности, тем, что стратегические оппоненты в Пекине не связаны никакими обязательствами в этой области. Так ли страшен мир без договоров о стратегических вооружениях? 

Путин Буш.jpg

Владимир Путин и Джордж Буш подписывают договор о СНП (стратегических наступательных патенциалов). Москва 24 ммая 2002 год.

«Вопрос заключается в том, что останется, когда перестанут действовать договоры в области контроля над вооружениями. Останутся ли какие-то каналы обмена информацией, механизмы консультаций, горячие линии? Если да, то ущерб от разрушения договорной системы удастся снизить. А если отказ от контроля над вооружением будет сопровождаться отказом от коммуникации, контактов, тогда, конечно, риски ядерного конфликта, в том числе в результате технической ошибки или ложной интерпретации намерений другой стороны будут возрастать», – резюмировал Кортунов. 

Пока, однако, сохраняется надежда, что жесткая риторика ядерных держав - это скорее заявления стартовых позиций для будущих переговоров.  


Автор:  Андрей БЕРЕЦ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку