НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Творческий Гарвард Советского Союза

Творческий Гарвард Советского Союза

Творческий Гарвард Советского Союза

Текст по фото

Автор: Александра ИВАНОВА
01.07.2019

За почти 50-летнюю историю Большого детского хора (БДХ) Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством Виктора Попова через него прошло огромное количество девочек и мальчиков. Имена некоторых из них в свое время знала вся страна, это были солисты, исполнявшие детские хиты тех лет. Многие из этих песен популярны до сих пор. В одном из прошлых номеров мы с бывшим солистом БДХ, а ныне известным певцом, лауреатом Международных конкурсов, президентом Фонда поддержки национальной культуры им. П.И. Чайковского Дмитрием Галихиным говорили об истории прославленного коллектива. А сегодня решили вспомнить его знаменитых солистов. Хор был одной большой семьей, поэтому и воспоминания, наверное, получились такими теплыми, семейными и искренними. А более подробно узнать о хоре, его истории, солистах, концертах, гастролях можно будет из книги Дмитрия Галихина «Пионерское детство, или Солист – один из миллиона», над которой он сейчас работает.

ЛЕНА МОГУЧЕВА

Фото_14_10.JPG

ФОТО: BDH.RU

«Висит на заборе, колышется ветром, колышется ветром бумажный листок. Пропала собака, пропала собака, пропала собака по кличке Дружок». В конце 70-х – начале 80-х прошлого века эта трогательная песня Владимира Шаинского звучала из радио и телеприемников чуть ли не каждый день. Солировала маленькая девочка, которая пела так искренне, что не поверить ей было просто невозможно. Это была Лена Могучева. Лена пришла в хор в шестилетнем возрасте в 1976 году. Уже через два года в популярной программе «Песня года» малышка спела «Песню Красной шапочки», а в 1979 году в той же передаче прозвучала легендарная «Пропала собака». Еще один хит – «Наташка-первоклашка» – Лена пела вместе с Димой Галихиным.

Дмитрий Галихин: «Леночка Могучева… Замечательная девочка, миленькая, скромная, очень аккуратненькая. Помню, что премьера песни «Пропала собака» состоялась в Колонном зале Дома Союзов. А второй песней мы с ней вместе исполняли «Наташку-первоклашку» Юрия Чичкова. После этого мы записали ее в Государственном доме радиовещания и звукозаписи с оркестром Юрия Силантьева. Такие теплые воспоминания остались от этой записи. Было впечатление, что записывалась огромная дружная семья – оркестр, Силантьев, Попов, дети и супруга Силантьева, которая сидела с термосом. Было ощущение такого семейного сотворчества. Поэтому и песня такая получилась. Старший брат ведет в школу свою младшую сестренку. Я и был воспитан так, что девочку надо опекать. Мальчик должен ее защищать, вести в первый класс, изначально быть каким-то наставником. Думаю, в нашем исполнении этой песни мы смогли все это передать.

Когда мы были на гастролях в Японии, там во всех гостиницах стояли автоматы, которые выдавали конфетки, карамельки, водичку. Это сейчас для нас само собой разумеющееся, такие автоматы на каждом углу. А в 1980-м году мы даже об этом не знали. Кто-то нам подсказал, что туда можно опускать советские монеты, 20 копеек, и срабатывает. Лена мне говорит «ой, а у меня как раз есть несколько этих монеток». Мы их опустили, получили взамен шоколадку и съели ее вдвоем».

Лена Могучева пела в хоре до 1986 года. После школы поступила на русское отделение филологического факультета МГУ. Окончила факультет с «красным дипломом». Летом 1999 года она успешно сдала вступительные экзамены в один из престижных английских университетов. Но учиться ей там уже было не суждено. 19 августа 1999 года Лена Могучева умерла от пиелонефрита (болезнь почек). Ей было всего 29 лет…

Дмитрий Галихин: «Лена была маленькая, но очень взрослая, мудрая. Я, например, у нее подсмотрел, как она вела себя со звездами, с которыми мы выступали. Как-то пели с Дином Ридом. Американец, звезда. Открыв рот, смотрю на него, потом перевожу взгляд на Лену и понимаю, что она стоит рядом с ним как равный партнер. И я думаю «а чего это я рот-то открыл?» Я считаю, что Господь вложил в ее голос счастье, доброту, любовь, детскую непосредственность, детскую радость. И она осталась с нами. Счастье, что у нас есть эти записи».

АНДРЕЙ КОБЗОН

Фото_15_10.JPG

ФОТО: VIDEOFREE6.SITE

В Интернете можно найти трогательный ролик – на фоне многочисленных фотографий и видео с Иосифом Кобзоном звучит «Песенка про папу» в исполнении Большого детского хора, а солирует Андрей Кобзон. Да, сын знаменитого певца тоже, хоть и недолго, пел в хоре.

Дмитрий Галихин: «Была очень забавная история в Колонном зале Дома Союзов. Попов попросил, чтобы я проследил за маленькими мальчиками, мы пели какую-то общую песню. Среди малышей был и Андрюша Кобзон. И он то ли штаны описал, то ли еще что с ним приключилось. Я, естественно, расстроился и разозлился, и у меня, видимо, было такое выражение лица как будто я его ругаю. И в этот момент заходит его мама и одергивает меня. Мне было очень обидно, зачем она лезет в наши детские дела. И вот уже спустя много лет я выступал в одном концерте с Иосифом Давыдовичем. Я спел, тут ко мне подходит Нелли Кобзон и говорит «Дмитрий, у меня ощущение, что я вас очень давно знаю, но не помню, где мы виделись, такое ощущение, что это даже какая-то семейная история». Я говорю «да, вы угадали, семья Большого детского хора». И она вспомнила этот эпизод, вместе посмеялись. Потом говорит «надо было оставить Андрея в детском хоре подольше, потому что это была очень сильная школа, рано мы его забрали».

ЛОЛА СЕМЕНИНА

Фото_16_10.JPG

ФОТО: BDH.RU

Большой детский хор считался самодеятельным коллективом, тем не менее, пели там пусть юные, но уже профессионалы. А для некоторых из них хор стал самой настоящей стартовой площадкой, и свою дальнейшую судьбу они тоже связали с творчеством, с музыкой. Лола Семенина окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных. Была солисткой Московского камерного хора под руководством В. Минина и оперной труппы Большого театра. В 2012 году удостоена звания народная артистка Российской Федерации.

Дмитрий Галихин: «Лолой я восхищался, слушал, как она красиво поет, голос у нее как звучащее серебро. Она фантастически пела «Лесного оленя». Виктор Сергеевич Попов взял нас с ней в Берлин, в Восточную Германию поздравлять детский хор германского телевидения под управлением Манфреда Роста с юбилеем. Лола была очень серьезная, все время говорила «Дима, не смейся. Дима, почему ты такой смешливый, будь более серьезным». Это было очень забавно. Самое главное, я ж не обижался. Наоборот «да, Лола, как ты скажешь, что ты считаешь нужным». Уже тогда понимал – в разговоре с женщиной отойди на шаг назад. Тем более, что в хоре преобладали девочки, это был такой цветник. Уже тогда было видно, что Лола классическая певица. Как она стала в детском хоре такой гранд-дамой, так ей и осталась».

ДИМА МАШНИН

Фото_17_10.JPG

ФОТО: BDH.RU

Одна из самых известных песен в исполнении Дима Машнина – это, конечно, «Сигнальщики-горнисты». А вообще солировал он очень много. В жизни Димка был обычным мальчишкой, можно сказать, немного сорванцом. В общем, нормальным ребенком, не пай-мальчиком. Но на сцене, особенно когда пел соло, абсолютно преображался. Вот, допустим, концерт где-нибудь в Омске, Владимире или Кургане. Объявляют песню «Разговор со старой фотографией» (мальчик обращается к фотографии деда, погибшего на войне). Маленький Дима стоит на авансцене, солирует, поет так проникновенно, так артистично, правдиво. Зрители в зале не сдерживают слез. Песня окончена, аплодисменты. Димка возвращается в хор, хитро улыбается и спрашивает у стоящих рядом «ну что, сколько там народу сегодня плакало?»

Дмитрий Галихин: «Дима Машнин был очень вредный. Я знал, что если я накосячу или сделаю что-то не так, старшего участника хора, которому поручили меня опекать, будут ругать. А я опекал Диму, и мне было очень обидно, что он этого не понимал. Наоборот делал так, чтобы ругали меня. На гастролях в Японии мы жили с ним в одном номере. И вот нам уже надо собираться на концерт, а он вдруг закрылся в ванной. Там всегда лежали одноразовые бритвы, и вот этот маленький мальчик решил побриться. Стучу в дверь, он открывает, у него на лице пена и кровь, порезался. А нам на концерт. Я понял, что живым из Токио не выберусь. Как на это реагировать? Бить его по голове стулом? Получил я за это по полной программе. А Диме хоть бы что, даже не извинился.

А вообще это было очень правильно – такой момент опекунства. Это очень обязывало. У ребенка воспитывался элемент взрослости. Нормальные товарищеские отношения. Где ты мог пройти школу товарищества? В пионерском лагере и в детском хоре. Но лагерь – это максимум три месяца. А детский хор – это года. Это дружба, это плечо товарища. И в то же время проверка на прочность».

Сейчас Дмитрий Машнин живет в Канаде. Занимается дизайном для полиграфии, церковной музыкой, работает в музыкальной школе. Продолжает заниматься вокалом (под именем Dema Machnine), выпустил собственный диск.

РИТА СУХАНКИНА

Фото_18_10.JPG

МАРГАРИТА СУХАНКИНА ФОТО: BDH.RU

Еще одна музыкальная звезда, взращенная Большим детским хором – Рита Суханкина. Она окончила Московскую консерваторию, пела в Большом театре. И, конечно, вся страна знает Маргариту как «золотой голос» группы «Мираж». Сохранились и записи Большого детского хора с сольными партиями Риты. И, честное слово, огромное удовольствие услышать, как она тогда пела «Соловьи Хатыни», «Песню о мечте» или же «Прощание со школой» (кстати, эту песню пели вместе две солистки – Рита Суханкина и Лола Семенина). Все эти записи есть в Интернете, и при желании их очень легко найти.

Дмитрий Галихин: «Рита Суханкина была для меня, если можно так сказать, «свой парень». Попов поручил меня ей, она меня опекала. И она брала меня в свои хулиганские проделки. Помню, была такая «страшная-страшная» история. Мы плыли на гастроли в Японию на корабле. В качестве подарков японцам везли с собой по бутылке водки и бутылке шампанского. И вот в каюте я, Рита, еще кто-то из девчонок. Рита говорит «а не выпить ли нам шампусика?» Стали думать, как быть, ведь нас спросят, куда делась бутылка. И тут я выступил с предложением «давайте выпьем, а потом ее разобьем, и скажем, что она от качки взорвалась». Рита сказала, что я гений, очень креативный человек. Мы ее открыли, сделали по глотку, ну что такое одна бутылка на пятерых! Но встал вопрос – а как же, собственно, реализовать момент ее взрыва. Начал я бить эту бутылку, а она не разбивается категорически. В конце концов, я как-то ее шмякнул о кровать, получилось такая «розочка», какие делают из бутылок в бандитских фильмах. Ударил со всего маху, осколки разлетелись, мы долго их собирали. Естественно, нам сначала никто не поверил, что она взорвалась. Но когда кто-то из хормейстеров стал возмущаться, Рита сказала «а что, вы мне не верите?» И они сразу «ладно, верим, верим».

Я Рите за многое благодарен. Она меня научила правильно читать ноты, быстро запоминать музыкальный материал. Это было необходимо, так как мы много гастролировали, и надо было великолепно знать весь репертуар, а он у хора был огромным.

С Ритой Суханкиной мы тепло общаемся до сих пор. Недавно вместе записали песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Звездопад» в современной аранжировке. Периодически встречаемся на разных ток-шоу. У нас с ней постоянный контакт. Она взяла из приюта двоих замечательных детишек. Уникальная женщина! Своих-то воспитывать сложно, а уж брать таких непростых ребят. Я был у нее дома, видел все эти взаимоотношения, ей памятник нерукотворный надо ставить. Любовь, которую Рита несет в себе, она передает детям.

Фото_19_10.JPG

ДИМА ГАЛИХИН ФОТО: BDH.RU

У Риты вообще интересная судьба. Попала в Большой театр, полное отсутствие ролей, реализации. Ведь что такое театр? Как поет Альфред в опере «Травиата» – «Тысячи змей, которые нас окружают». Вот театр – это те самые «тысячи змей». Ей было жутко некомфортно. Потом «Мираж», где использовался ее голос, а она за это ничего не получала. И во всем, безусловно, Рите помогала детская хоровая закалка. Именно та детская закваска помогла ей выстоять в борьбе за поиск собственного творчества.

Я же одним из первых услышал «Мираж», конечно, понял, что это она поет, не узнать Риткин тембр было невозможно. Хотя, естественно, она все скрывала, ведь училась тогда в Московской Консерватории, а за такое баловство могли и отчислить.

Когда выходит Суханкина, ей есть, что сказать и спеть, ее воспитывали лучшие педагоги страны. Профессионализм ведь не только в том, что ты закончил консерваторию, училище и так далее, плюс ко всему это еще работа на сцене. Рита вроде ничего не делает, а глаз оторвать нельзя. Боюсь, что сейчас детям негде почерпнуть такую школу. В детской музыкальной школе этому не научат, и маленькие хорообразования так не смогут воспитать. Локтевский коллектив, Большой детский хор – это был творческий Гарвард Советского Союза! Мы с Ритой часто это обсуждаем, и я ей говорю: «посмотри на всех наших выпускников, неважно, кто поет, кто не поет, но каждый в своем деле добился значительно большего, чем их обычные сверстники».

Наш опыт изучают за рубежом. А у нас почему-то нет. А ведь это очень важно. Надо создавать большой детский коллектив. Это дело не стоит пускать на самотек, оно должно быть инициировано в Министерстве культуры, по меньшей мере, а по большей мере – в правительстве. Пение – это только вершина айсберга. Основное – существование этого коллектива, правильное воспитание. Иначе у нас просто больше не будет солистов Большого театра, солистов эстрады с ТАКИМ ОПЫТОМ. Будут мальчики и девочки из «звездных» проектов. Очень хочется, чтобы эту идею воспитания детского коллектива страны подхватили. Есть же у страны своя футбольная команда, сборная России. И пусть будет такой хор, который, кроме всего прочего, сможет достойно представлять Россию на всех музыкальных площадках мира». 

Автор:  Александра ИВАНОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку