ОТМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
ФОТО: СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС
23.07.2024
Споры о том, не пора ли отменить мораторий на смертную казнь, не смолкают уже много лет. И вот недавно эта тема снова стала одной из главных в информационной повестке дня. Инициатором очередной волны дискуссии стал председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Выступая на Петербургском международном юридическом форуме, он призвал законодателей вернуть смертную казнь. По мнению главы Следкома, в последнее время в России наблюдается заметный рост числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых, в том числе мигрантами, а потому единственное средство остановить этот вал – отменить мораторий на смертную казнь.
Аргументы сторонников и противников смертной казни давно хорошо известны. И у тех и у других есть своя правда, которую они пытаются донести до оппонентов. Один из главных доводов в пользу смертной казни – чувство социальной справедливости, которое, дескать, должно стоять во главе угла при вынесении судебных приговоров. По мнению сторонников высшей меры, несправедливо, когда маньяк-убийца или террорист, жертвами которого становятся десятки человек, отделывается лишением свободы. Наказанием за такого рода преступления должно стать не лишение свободы, а лишение жизни. Это гуманно по отношению к жертвам преступника и их родственникам. Вот и Александр Бастрыкин, рассуждая на заданную тему, привёл в пример недавний террористический акт в «Крокусе».
«Я сторонник смертной казни. Будет очень гуманно, когда маньяк убил 70–100 человек, и он приговорён к высшей мере наказания», – заявил глава Следственного комитета РФ. Ещё один серьёзный довод в пользу высшей меры заключается в соображениях экономического порядка. Пожизненное содержание заключённых слишком дорого обходится казне.
«15 обвиняемых по делу теракта в «Крокусе» получат пожизненное. Это что значит? Трёхразовое питание, двухчасовые прогулки. А вы знаете, во сколько обходится содержание одного заключённого?», – задался вопросом Александр Бастрыкин. И сам же ответил: примерно в тысячу рублей в сутки. Из этой тысячи на питание зэка уходит не более сотни, а всё остальное – это инфраструктура самой колонии, коммунальные расходы, зарплата персоналу и т.д.
А теперь простая арифметика. В России в настоящее время в семи колониях особого режима для содержания пожизненных заключённых находятся около двух тысяч человек. Значит, ежегодно не менее полумиллиарда рублей тратится на то, чтобы всякие маньяки и террористы сидели на шее у государства в течение минимум 25 лет, до тех пор, пока закон не позволит им подать прошение об условно-досрочном освобождении.
С ОГЛЯДКОЙ НА АМЕРИКУ
Ещё одним аргументом в пользу смертной казни её сторонники называют опыт США. Дескать, в самой демократической стране мира, тем не менее, от смертной казни до сих пор не отказались, и при этом никому в голову не приходит считать США недемократическим и неправовым государством.
Впрочем, при внимательном изучении американского опыта становится понятно, что и в США в этом вопросе не всё так однозначно. Уже в 1776 году, сразу же после объявления независимости США, в некоторых штатах были смягчены законы о смертной казни. А в Пенсильвании в 1794 году смертная казнь вообще была отменена за любые преступления, кроме предательства. Спустя почти полвека примеру Пенсильвании последовал и штат Мичиган: там смертную казнь отменили за все преступления, за исключением военных. В настоящее время смертную казнь применяют в 27 американских штатах, правда, в восьми из них на неё наложен мораторий. Чаще других смертную казнь применяют в Техасе. За последние полвека там казнили 579 человек.
На федеральном уровне смертная казнь сохраняется, но так было не всегда. Например, с 1972 по 1976 год в Америке существовал мораторий на смертную казнь. Вернулись к использованию этой меры наказания только после того, как в суде штата Джорджия рассматривалось дело некоего Леона Грегга. Суд присяжных признал его виновным в убийстве двух человек с целью ограбления. Так вот, Верховный суд США, рассмотрев обстоятельства дела, признал, что суд штата Джорджия может применить к обвиняемому высшую меру. Тем самым, мораторий фактически был отменён на федеральном уровне.
Справедливости ради следует признать, что высшую меру к Леону Греггу так и не применили. Дело в том, что он сбежал из тюрьмы вместе с четырьмя подельниками, подпилив решётки в камере и использовав униформу надзирателей. Правда, долго на свободе Грегг не проходил: вскоре его тело со следами физического насилия было обнаружено в озере. По одной версии, беглец стал жертвой криминальной разборки, по другой – его убил жених официантки одного из баров, где Грегг предавался радостям жизни. В какой-то момент он явно перебрал алкоголя и начал приставать к официантке. За девушку вступился её бойфренд. В результате Грегг был убит, а его тело сброшено в близлежащий водоём.
ОШИБОЧКА ВЫШЛА?
Одним из самых убойных аргументов против смертной казни всегда была вероятность судебных ошибок, жертвой которых может стать невиновный человек. И действительно, такие случаи имели место быть. Так, например, в знаменитом деле Чикатило, которого ростовская милиция искала четырнадцать лет, к высшей мере был приговорён житель города Шахты Александр Кравченко. Его обвинили в убийстве девочки и в 1978 году расстреляли.
Однако затем выяснилось, что никакого отношения к этому преступлению Кравченко не имел, а девочку убил всё тот же Чикатило. Правда, и невинной овечкой Кравченко тоже не был: ранее он уже был судим за убийство и изнасилование. Это обстоятельство и дало повод сыщикам подозревать своего давнего знакомого в аналогичном преступлении. Кстати, впоследствии, когда выяснилось, что Кравченко был обвинён необоснованно, в отношении следователей также было возбуждено уголовное дело, которое, впрочем, прекратили за истечением срока давности.
Всего же по делу ростовского маньяка в процессе следствия были задержаны три жителя Ростовской области, которые провели в камере предварительного заключения по несколько месяцев каждый, пока не выяснилась их непричастность к убийствам. Задержанных, разумеется, выпустили.
Андрей Чикатило один из самых известных маньяков бывшего СССР. В процессе его поимки подозрение в жестоких преступлениях падали на другого человека
С тех пор прошло почти сорок лет. Но вряд ли кто-то возьмётся утверждать, что современная российская Фемида столь безупречна, что какие-либо ошибки в принципе исключены. А коли так, возвращение смертной казни в судебную практику чревато непредсказуемыми и весьма печальными последствиями.
По словам члена Совета по правам человека при Президенте России Евы Меркачёвой, в колонии для пожизненных заключённых сегодня может оказаться любой человек. В качестве примера Ева приводит историю одного московского предпринимателя, который стал пожизненным зэком по роковому стечению обстоятельств: случайно застрелил полицейского при исполнении им служебных обязанностей. И такие примеры далеко не единичны.
Противники смертной казни настаивают также на том, что в XXI веке ценность человеческой жизни должна быть абсолютной. Даже если речь идёт о маньяке или террористе. В противном случае, уверяют правозащитники, мы рискуем вернуться в те времена, когда основой судопроизводства был принцип «око за око, зуб за зуб», что неприемлемо в цивилизованном обществе. К тому же большинство маньяков и террористов – люди с явными психическими отклонениями. Понять, что движет такими людьми, и по возможности принимать превентивные меры – в этом, по мысли правозащитников, и заключается задача государства и его пенитенциарной системы.
Кроме того, правозащитники уверяют, что наказание в виде пожизненного лишения свободы многими преступниками воспринимается как более страшное, чем смертная казнь. И отчасти это так. Быт в колониях для пожизненно приговорённых отличается суровостью и аскетизмом, но ещё больше угнетает отсутствие какой-либо надежды оттуда выбраться – по крайней мере, в течение ближайших 25 лет.
БЫТЬ В ТРЕНДЕ
В качестве весомых аргументов против смертной казни приводится и такой: в последние годы в международной правовой практике явно наметился тренд на гуманизацию наказания, и попытки возродить смертную казнь негативно отразятся на имидже России.
Так, ещё в 1977 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию № 32/61 «Вопрос о смертной казни». В этом документе содержится призыв ко всем государствам-членам ООН сократить количество преступлений, за которые может назначаться смертная казнь. Аналогичные правовые акты принимались и в дальнейшем. В качестве примеров можно привести Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 15 декабря 1989 года, Резолюцию о моратории на применение смертной казни от 18 декабря 2007 года и ряд других.
Во всех этих документах недвусмысленно говорится о том, что в международном правовом пространстве формируется представление о смертной казни как об унижающем человеческое достоинство явлении, что свойственно государствам с недемократическим политическим режимом. Так стоит ли России идти вразрез с общемировыми тенденциями?
ОТ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» ДО СОВЕТСКОГО УК
Традиционно считается, что Россия – страна отсталая, патриархальная, во всём уступающая передовой Европе. Но вот парадокс: в сфере моратория на смертную казнь Россия в отдельные периоды истории явно шагала впереди просвещённых европейцев.
Например, в знаменитой «Русской Правде» Ярослава Мудрого смертная казнь вообще отсутствовала. Зато активно применялась система штрафов, конфискация имущества и продажа виновного в рабство. Так, за убийство боярина, княжеского дружинника или другого представителя высших сословий полагался штраф (или вира, как его называли) в размере 80 гривен. Жизнь простого человека стоила дешевле: всего сорок гривен, жизнь женщины – двадцать. За убийство холопа взимался чисто символический штраф в размере пяти гривен. Даже за такие преступления, как разбой или поджог чужого дома, которые в то время считались особо тяжкими, виновный подлежал «потоку и разграблению», то есть конфискации имущества и продаже в рабство. Смертная казнь как наказание за некоторые виды преступных деяний появилась в российском законодательстве лишь в конце XV века – в Судебнике Ивана III в редакции 1497 года.
Даже в советскую эпоху, которую вообще принято считать временем беззакония, были периоды, когда смертная казнь не применялась. Например, сразу после прихода к власти, осенью 1917 года, большевики объявили о моратории на смертную казнь. И действительно, почти год эта мера наказания в Советской России не применялась.
Следующий всплеск гуманизма пришёлся на начало 1920 года. 17 января 1920-го Всероссийский центральный исполнительный комитет (иначе говоря, советский парламент) и Совнарком (советское правительство) выпустили совместное постановление «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)». Это вдвойне удивительно, если учесть, что постановление появилось в самый разгар Гражданской войны. И тем не менее, почти четыре месяца высшую меру действительно не применяли. Вернули смертную казнь 11 мая того же года. Известно несколько случаев, когда люди, приговорённые к высшей мере, благодаря этому постановлению ВЦИК и СНК сумели избежать смерти.
В следующий раз смертную казнь отменили после Великой Отечественной войны. 26 мая 1947 года вышел Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР, который так и назывался: «Об отмене смертной казни». В преамбуле Указа говорилось о том, что победа в войне показала преданность советской власти абсолютного большинства граждан страны, а потому «…применение смертной казни больше не вызывается необходимостью в условиях мирного времени». Вместо казни, Указ предлагал назначать за особо тяжкие преступления лишение свободы на срок 25 лет. И такая норма просуществовала в СССР два с половиной года.
Однако в начале 1950-ых смертную казнь вернули. Это было связано с раскруткой так называемого «Ленинградского дела» – о злоупотреблениях высших партийно-государственных чиновников в городе на Неве. Обвинения против некоторых из них были столь серьёзны, что даже 25-летнее заключение рассматривалось как слишком мягкое наказание. И тогда, 12 января 1950 года, был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам». И первыми, кто лишился жизни за преступления против Родины, стали 26 основных фигурантов «Ленинградского дела».
После этого на протяжении полувека смертная казнь в СССР активно применялась по нескольким статьям Уголовного кодекса: например, за умышленное убийство двух и более человек, за хищения в особо крупных размерах, за измену Родине и ряд других прегрешений. Кстати, список деяний, за которые можно было расстаться с жизнью, постоянно расширялся. Так, в 1960-е годы расстрел стали применять за совершение диверсий, бандитизм, изготовление и сбыт поддельных денег, нарушение правил о валютных операциях, изнасилование, повлекшее тяжкие последствия, и изнасилование малолетней, получение взятки в особо крупном размере, а также за воинские преступления.
Всего в период с 1962 по 1989 год в СССР вынесли 24 тысячи 422 смертных приговора. В отношении 22 тысяч 67 человек приговоры были приведены в исполнение. Из них три приговора в отношении женщин. Так, по приговору суда были расстреляны Антонина Макарова, военная преступница, известная как «Тонька-пулемётчица», Берта Бородкина, крупная спекулянтка и расхитительница социалистической собственности, и Тамара Иванютина, отравившая детей в одной из школ города Киева, где она трудилась посудомойкой.
Так что в течение многих лет, начиная с 1950 года, в нашей стране смертная казнь как исключительная мера наказания применялась за разные виды преступлений, и ни у кого такая практика не вызывала особых сомнений.
В ФАРВАТЕРЕ ЕВРОПЫ
Разброд и шатания начались в конце 1990-х, когда Российская Федерация вступила в Совет Европы. Согласно условиям вступления, Россия подписала Протокол № 6 об отмене смертной казни к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 6 августа 1999 года тогдашний Президент РФ Борис Ельцин внёс проект федерального закона о ратификации этого протокола на рассмотрение Государственной думы. Однако Госдума в те годы ещё не была абсолютно лояльной Кремлю и иногда позволяла себе всякие вольности. Вот и в случае с Протоколом № 6 большинство депутатов пришли к мнению о том, что его ратификация преждевременна, и приняли соответствующее постановление.
Возникла странная коллизия. С одной стороны, Россия стала полноправным членом Совета Европы и была обязана подчиняться общеевропейским правовым нормам. Но с другой, Госдума фактически отказалась отменять смертную казнь как высшую меру наказания, что противоречило Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. И тогда возникший юридический казус разрешили следующим образом: смертная казнь в России сохранялась, но на применение этой нормы был введён мораторий. То есть вроде бы «вышка» и есть, но применять её нельзя. В качестве исключительной меры наказания стали применять пожизненное лишение свободы.
Поскольку Россия в 2022 году вышла из Совета Европы, то и необходимость соблюдать европейские правовые нормы вроде бы отпала. Но мораторий на смертную казнь, тем не менее, до сих пор действует. И вот дискуссия на эту тему разгорелась с новой силой. И мощный импульс к её обсуждению дали трагические события последних месяцев, например, теракт в «Крокусе» и кровавые вылазки боевиков в Дагестане. Оба эти преступления сопровождались большим количеством жертв, что и дало повод сторонникам смертной казни снова вернуться к этой неоднозначной теме.
Автор: Сергей ХОЛОДОВ
Комментарии