НОВОСТИ
8 человек ранены после обстрела жилых районов Белгорода
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru

МАГАЗИНИАДА

МАГАЗИНИАДА
Автор: Андрей КОФМАН
Совместно с:
30.12.2014
 
ОБВАЛ РУБЛЯ ВЫЗВАЛ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БУМ
 
«Любая история в России повторяется трижды: один раз как трагедия и потом еще два раза для тупых», – писал юморист Андрей Кнышев. Очередной обвал рубля, случившийся 16–17 декабря, еще раз подтвердил эту грустную закономерность. Россияне, вспомнив август девяносто восьмого, побежали скупать все, что продавалось по докризисным ценам – начиная от бытовой техники, мебели и одежды и заканчивая квартирами и автомобилями.
 
После «черного вторника» население страны разделилось на две части: одни побежали скупать валюту, другие – товары, пока цены на них не успели вырасти. 16 и 17 декабря валюты не хватало практически во всех российских банках, но потом ситуация в большинстве регионов постепенно выровнялась. Яркими исключениями стали два региона: Крым и Дальний Восток.
 
Жители Симферополя всю неделю испытывали затруднения с покупкой долларов и евро, при этом обменный курс в местных банках превышал курс ЦБ на 9–10 рублей. Возникшая паника еще больше подогревала спрос, и возле обменных пунктов выстраивались огромные очереди. Нехватку долларов и евро в Крыму эксперты объясняют проблемами логистики – их просто не привезли в местные банки в необходимом количестве. Валюта в Крым, как правило, доставляется самолетами, и потребовалось заказать несколько дополнительных рейсов.
 
НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ СКУПАЛИ ЮАНИ
 
На Дальнем Востоке возник ажиотажный спрос на юани. Запастись китайской валютой поспешили, в первую очередь, владельцы торговых предприятий, которые закупают товар в Китае. Практически во всех банках Благовещенска, Хабаровска и Владивостока купить юани было невозможно. Однако банкиры заверяют, что «речь не идет о долгосрочном дефиците китайской валюты», и ее отсутствие в обменниках – лишь временное явление.
 
Впрочем, повышенный спрос на валюту – ничто по сравнению с покупательским бумом, начавшимся после обвала рубля. В московской IKEA люди в буквальном смысле дрались за дешевые товары, а в екатеринбургской случилось настоящее побоище за места в кафе. Видимо, многие пришли в последний раз поесть шведских тефтелек…
 
Хиты продаж по всей стране – импортная одежда и обувь. Спрос на них резко возрос после того, как некоторые зарубежные компании объявили о временном прекращении поставок в Россию. В частности, о «перерыве в отношениях» заявили концерн Inditex, которому принадлежат торговые марки Zara, Oysho и Bershka, а также BNS Group, управляющая сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors и TopShop.
 
В разы выросли продажи бытовой техники и электроники. Сотрудники крупных федеральных сетей отмечают резкое повышение спроса на самые дорогие позиции: плазменные телевизоры с большим экраном, холодильники, стиральные машины, электроплиты. Покупатели берут товары из верхней части линейки, спасая свои сбережения от гиперинфляции. Покупки, которые планировались «на потом», совершаются оптом, на все имеющиеся деньги.
 
Резкий рост продаж наблюдается и в интернет-магазинах. Многие из них предупреждают об увеличении срока доставки, поскольку уже не справляются с возросшим объемом заказов. Цена на один и тот же товар у разных продавцов может отличаться в 2–3 раза, что тоже ощутимо подогревает спрос. Больше всего интернет-пользователей интересуют компьютерная техника и дорогие мобильные телефоны.
 
Айфоны и планшеты массово скупают не только россияне, но и иностранцы. В Санкт-Петербурге магазины электроники основательно почистили финны. Пока цена на электротовары в рублях не поднялась, в пересчете на евро они стоят  значительно дешевле, чем в Еврозоне. Попутно жители Финляндии заправляются дешевым бензином и скупают импортные продукты в супермаркетах. В Пскове то же самое делают эстонцы, в Хабаровске и Благовещенске – китайцы.
 
В БОЛЬШИНСТВЕ РЕГИОНОВ ОБВАЛИЛСЯ РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ
 
За несколько дней Россия стала дауншифтерской страной. Британская газета Daily Mail рекомендует своим читателям закупать у нас рождественские подарки. «Если вы оставили покупки к Рождеству на последний момент, то лучшим местом для шопинга в этом году, несомненно, станет Москва, где можно сэкономить огромные средства на ведущих брендах в результате сильного ослабления российского рубля», – отмечает издание. Ювелирные изделия, айпады и дорогие фотоаппараты вполне окупают перелет.
 
Российские дауншифтеры, наоборот, массово возвращаются домой. 30–40 тыс. рублей, которых хватало на сносную жизнь в Таиланде или Вьетнаме, перестали быть тысячей долларов. Зимовщики покидают теплые страны и вселяются в свои российские квартиры, выгоняя арендаторов. Страны третьего мира оказались не по карману несуществующему российскому среднему классу.
 
В большинстве регионов обвалился рынок недвижимости. Аренда жилья встала потому, что нет спроса, продажа – из-за отсутствия предложения. Владельцы квартир, сдающихся внаем, привыкли получать постоянный доход в долларовом эквиваленте. Поэтому они не хотят заключать договоры по фиксированной цене в рублях, опасаясь, что через пару месяцев полученных денег не хватит даже на один поход в магазин. Арендаторы, в свою очередь, стремятся найти более дешевые варианты, стоимость которых не будет привязана к доллару.
 
Рынок продажи впал в летаргическое состояние из-за того, что цена недвижимости в пересчете на валюту упала вдвое. Судя по опыту предыдущих финансовых кризисов, соотношение стоимости квадратного метра и доллара со временем выравнивается, но процесс этот долгий и может растянуться на 2–3 года. Владельцы «инвестиционного» жилья, вступившие в долевое строительство в расчете на маржу между стоимостью квартиры «на сваях» и готового жилья, обычно не могут позволить себе заморозить оборотные средства на длительный срок.
 
Поэтому они продают квартиры, чтобы вернуть инвестиции. При этом в большинстве регионов и практически во всех городах-миллионниках в рублях жилье дорожает каждый день. Одно из немногих исключений – Красноярск, где оно незначительно подешевело. Местные риелторы объясняют это тем, что рынок и так был «перегрет», и каждая вторая квартира в городе покупалась для последующей сдачи в аренду. Впрочем, большинство специалистов по недвижимости не верят, что такая ситуация будет продолжаться долго – по их словам, в первом квартале следующего года цены все равно поднимутся.
 
Ведущие столичные застройщики и девелоперы объявили о замораживании новых проектов на неопределенный срок. Вслед за ними то же самое сделали региональные игроки. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что строительный рынок замрет до того момента, пока не будет найдена новая точка равновесия между ценой готового жилья и стоимостью кредитов. Строительная отрасль – одна из самых закредитованных, поэтому для строителей новость о повышении ставки Центробанка прозвучала, как смертный приговор.
 
Фото: Василий Шапошников. Коммерсантъ
 
ГАСТАРБАЙТЕРЫ ОТПРАВИЛИСЬ ПО ДОМАМ
 
Падение рубля принесло строителям еще один неприятный сюрприз. Большинство рабочих на любой российской стройке – это гастарбайтеры из Средней Азии и Закавказья. Они содержали свои семьи, отправляя на родину валюту. Как только их доход в долларовом эквиваленте упал, они стали массово покидать Россию. Строительные компании буквально за несколько дней лишились большей части рабочих. То же самое произошло со всеми предприятиями, которые нанимали на работу жителей сопредельных стран.
 
«У меня работала бригада киргизов, – рассказывает владелец новосибирской компании по производству брусчатки Алексей Буткеев. – И в один момент они вместе с бригадиром снялись и уехали домой, на родину. Когда я их брал на работу, нужно было всех официально оформить, платить за каждого деньги, решить кучу организационных вопросов. А теперь получается, что все деньги и усилия пропали зря. Но главное – непонятно, где искать новых рабочих. Русские за эти деньги работать не хотят, а из тех, кто соглашается, 90 % работают по схеме «получил аванс – ушел в запой». Может, из-за кризиса кто-то потеряет работу в других отраслях, требования к зарплате у людей станут не такими высокими – по крайней мере, я надеюсь только на это».
 
Самое удивительное, что для экспертов финансового рынка падение рубля вовсе не было неожиданностью. Еще два месяца назад многие банки заказали пятизначные табло для пунктов обмена валюты. То есть все понимали, что если не доллар, то, по крайней мере, евро будет стоить дороже ста рублей. Повышение ключевой ставки Центробанка РФ в ночь с 16 на 17 декабря стало уже шестым по счету с начала года. В целом за год ставка поднялась более чем втрое: с 5,5 до 17,5 %.
 
Профессиональные игроки знали, что падение рубля неизбежно, однако до последнего пытались «поймать волну» и заработать на валютных парах. Вопрос был только в сценарии девальвации российской валюты: будет она падать медленно и плавно, или обрушится в один момент, как в девяносто восьмом.
 
«Фундаментальной причиной падения руб­ля стало снижение цен на нефть на фоне экономических санкций Европы и США, – уверен соучредитель и исполнительный директор брокерской компании Exante Владимир Масляков. – В принципе, тренд уже был очевиден в начале осени. Возможные сомнения профессиональных участников рынка окончательно развеялись после отказа ОПЕК сокращать квоты добычи нефти. Однако никто не мог предсказать, будет девальвация рубля плавной или произойдет резкий скачок. Тревожной новостью стал отказ Центробанка поддерживать валютный коридор. Скорее всего, в правительстве понимали, что девальвация неизбежна, и не хотели топить валютными ассигнациями биржевую печку».
 
ВСЕ КРЕДИТЫ В СТРАНЕ ПОДОРОЖАЮТ КАК МИНИМУМ ВДВОЕ
 
Многие эксперты считают финансовый кризис в России спланированной акцией «внешних врагов». По мнению конспирологов, добыча сланцевой нефти в США, отказ ОПЕК сократить квоты и газовая программа Ирана – звенья одной цепи. Прозвучали даже заявления, что обвал рубля – следствие организованных спекулятивных атак. Основной аргумент сторонников этой версии – то, что рубль вошел в штопор сразу после открытия торгов на Лондонской бирже. Если повышение ставки Центробанка могло сбить спекулятивную волну на внутреннем рынке, то против внешних игроков эта мера оказалась бесполезной.
 
«Для меня совершенно очевидно, что есть какая-то атака на рубль. Внутренняя или внешняя, но на ослабевающей нефти и всех этих историях с санкциями идет игра против рубля», – заявляет управляющий директор банка «Ренессанс Капитал» Наталья Лебедева.
 
Либеральное крыло российских экономистов придерживается мнения, что внешние воздействия на рынок если и сыграли какую-то роль, то уж точно не главную – для резкого обвала рубля хватило и внутренних игроков.
 
С тем, что значительная доля вины за девальвацию рубля лежит на российских экспортерах, согласен председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин:
 
«Сейчас в страну твердая валюта поступает только по одному каналу – экспорт нефти, газа и так далее. Компании получают эти деньги и могут продавать их за рубли, а могут не продавать. Поскольку все ждали, что рубль будет падать, не продавали. А люди, у которых есть рубли, я имею в виду состоятельных людей, они решили, что надо купить доллары по любому курсу. Это означает, что люди не доверяли просто никому».
 
По мнению Владимира Маслякова, «естественный отток» валюты из страны резко возрос, в частности, из-за того, что для многих компаний оказался перекрыт доступ к внешним заимствованиям, особенно к «длинным» деньгам, либо процедура получения займов значительно усложнилась из-за санкций. В то же время в декабре уходящего года начинается пик выплат по еврооблигациям. На их погашение нужна валюта, что породило ажиотажный спрос.
 
Повышение ключевой ставки Банка России в долгосрочной перспективе ничего хорошего российской экономике не сулит. Регулятор обменял призрачную надежду на экономический рост на краткий миг стабилизации. В ближайшее время все кредиты в стране подорожают как минимум вдвое. Это означает, что целые отрасли, в первую очередь, наиболее чувствительные к кредитным ставкам, окажутся на грани коллапса. В частности, экономисты предрекают скорую смерть импортерам.
 
«В России сейчас невозможно купить Range Rover, потому что все уже раскуплены, – пишет в своем блоге Слава Рабинович, руководитель Diamond Age Capital Advisors. – Их раскупили потому, что машины до какого-то момента продавались по старым рублевым ценам… А потом импортные товары будут стоить на российском рынке столько же, сколько стоят в валюте, наступит страшное похмелье, при котором богатые уже смели все, что смог­ли… В скором времени наступит коллапс рынка продаж, магазинов, сетевых магазинов, транспортных компаний, логистических компаний, складских помещений импортеров. Все импортеры разорятся».
 
Многие эксперты считают, что повышение ключевой ставки может спровоцировать банковский кризис.
 
«С такой ставкой Центробанка кредитование реального сектора станет практически невозможным, – уверен Владимир Масляков. – Даже те, кто согласится брать кредиты под такие проценты, будут для банков высокорисковыми должниками, ухудшающими качество кредитного портфеля. Поэтому банковский кризис вероятен, если правительство и ЦБ вовремя не примут превентивных мер».
 
МНЕНИЯ
 
Многие эксперты считают, что катастрофы можно было избежать, если бы Банк России принимал решения более оперативно. «В динамике курса рубля есть субъективный фактор – какой водитель сидит за рулем и как он управляет авто: как ЦБ воздействует на курс рубля, – говорит член экспертно-консультативной группы Счетной палаты РФ экономист Яков Миркин. – Если сохранится такой же неадекватный, ученический стиль вождения, то рубль может провалиться еще глубже».
 
Многие профессиональные участники финансового рынка обвиняют Центробанк в том, что регулятор не проявил достаточную жесткость, когда рубль только начинал падать.
 
«Я не понимаю, почему, имея 400 миллиардов золотовалютных резервов, нельзя было использовать хотя бы 10–20 из них? – недоумевает авторитетный российский трейдер Григорий Исаев. – Этого вполне хватило бы на то, чтобы остановить девальвацию. Еще я не понимаю, почему Банк России и правительство не устают повторять, что не хотят вводить административные меры регулирования. По-моему, сейчас это единственный шанс стабилизировать ситуацию. Ведь рыночные механизмы, на которые российская экономика опиралась последние 15 лет, в сегодняшних условиях перестали работать, в том числе из-за санкций и недоступности кредитов. А значит, бессмысленно пытаться решить возникшие проблемы рыночными методами. Начинать надо хотя бы с продажи валютной выручки экспортеров». «Возврат валютной выручки может быть хорошим решением, но не уверен, что у правительства хватит на это сил и смелости», – сомневается Владимир Масляков.
 
«В принципе ЦБ сделал правильный шаг, – полагает Олег Вьюгин. – Но, думаю, ставку он поднял недостаточно. И, естественно, эффект тоже проявляется не сразу. Эффект проявляется сразу, когда есть доверие к Центральному банку, а его сейчас нет. Поэтому нужно, чтобы фактически эта ставка работала. Ведь что делали экспортеры? Надо, скажем, продать доллары, чтобы заплатить налоги, а они брали кредит в коммерческом банке и платили налоги, но доллары не продавали. А банк финансировался Центральным банком. Теперь ставка выше, и брать кредит дорого, может быть, уже выгоднее продать доллары, чтобы заплатить налоги».
 
«Действия ЦБ носили реактивный характер – говорит Владимир Масляков. – Это подтверждается тем, что ставку подняли ночью. По опыту той же Турции, это вполне адекватная мера, но ее применили с большим опозданием».
 

Автор:  Андрей КОФМАН
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку