НОВОСТИ
В Ахматовском районе Грозного прогремел сильный взрыв. Есть погибшие
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Экраноплан наступления

Экраноплан наступления

Экраноплан наступления
Автор: Александр КРУГЛОВ
Совместно с:
14.09.2016

После 2020 года на вооружение Российской армии могут поступить боевые гибриды самолёта и корабля

В конце июля в Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению заявили, что в случае заключения контракта с Минобороны РФ готовы начать проектирование экранопланов. Это сообщение снова привлекло внимание к уникальным машинам, объединяющим в себе качества самолёта и корабля. Первые экранопланы были разработаны ещё в Советском Союзе, некоторое время находились в опытной эксплуатации в Советской армии, однако затем их выпуск был прекращён. В последние годы все чаще звучат заявления о необходимости возродить этот проект, «Совершенно секретно» разбиралась в перспективах возрождения этого неоднозначного транспортного средства.

Экранопланы являются, пожалуй, уникальным и до сих пор непревзойдённым проектом советской военной промышленности. Это высокоскоростные транспортные средства, которые поддерживаются в воздухе за счёт так называемого экранного эффекта – воздушной подушки, которая образуется путём нагнетания воздушного потока, набегающего на низкой высоте. Эффект экрана связан с тем, что на маленьких высотах рост давления от крыла достигает поверхности, отражается и успевает дойти до крыла. Разработчики утверждают, что аппараты этого типа объединили в себе лучшие качества – скорость самолёта и грузоподъёмность корабля. При этом экранопланы выгодно отличаются от скоростных кораблей, оснащённых подводными крыльями, тем, что способны развивать запредельную скорость – до 500 км/час. При этом экраноплан способен летать не только над морем, озером и рекой, но и над болотистой местностью, участками, покрытыми льдами или снегом, а если нет значительных перепадов высот, то даже над сушей.

 

Американцев испугал «Каспийский монстр»

Разработчики утверждают, что перед кораблями у экранопланов существенное преимущество – аппараты почти не обнаруживаются с помощью радаров и не поражаются противокорабельными минами, поскольку находятся над поверхностью воды. В отличие от самолётов при неисправности экраноплан способен совершить мягкую посадку на воду. К тому же самолёты-корабли относятся к безаэродромной авиации – для взлёта и посадки им не нужна специально подготовленная взлётная полоса, требуется только достаточная по размерам акватория или ровный участок суши. Это позволяет осуществлять высадку крупных десантов на практически необорудованный берег. Для Российской армии это актуально, если потребуется провести быструю переброску войск, например, с материка на удалённые территории, с которыми нет наземных коммуникаций, например, на Сахалин, Камчатку, Курильские острова или в Крым.

Первые экранопланы разрабатывали в Центральном конструкторском бюро в Горьком, которым руководил Ростислав Алексеев. Наибольшее развитие получили десантные экранопланы. Самым знаменитым из них стал КМ, эта аббревиатура означает «корабль-макет». Его в КБ разрабатывали в 1965–1966 годах в условиях строжайшей секретности. Этот огромный аппарат массой 544 тонны был спущен на воду в Горьком в июне 1966 года. Почти месяц его в полуразобранном и замаскированном виде по ночам сплавляли по Волге в Каспийское море. Потом американцы неожиданно с помощью спутников обнаружили гигантский объект и долго не могли понять, что это такое: 92-метровый аппарат носился над водой в Каспийском море на высоте 3–4 метров со скоростью 500 километров в час. После того как американская разведка выяснила, что это экраноплан, американские пропагандисты расшифровывали аббревиатуру КМ как «каспийский монстр». КМ стал крупнейшим летательным аппаратом в мире, и по большому счёту этот экраноплан демонстрировал достижения советской науки, но не был по-настоящему функциональной разработкой.

Десантный экраноплан «Орлёнок»

Фото: Виталий Белоусов/тасс

Позже было создано несколько более функциональных моделей экранопланов, самым успешным по сегодняшний день считается десантный экраноплан «Орлёнок», разработанный в начале 1970-х годов. Этот аппарат развивает скорость до 500 километров в час и способен перевозить десант и грузы на расстояние до 1,5 тыс. километров. Аппарат предназначался для быстрой переброски войск и техники, которая загружалась через откидывающийся нос самолёта-корабля. На учениях в него с запасом грузились подразделения морской пехоты – 200 бойцов и две бронемашины. Отличительной особенностью «Орлёнка» была способность переходить в самолётный режим, а также осуществлять посадку не только на воду, но и на сушу, что значительно облегчало проведение десантных операций. «Орлёнок» летал в 2–3-балльный шторм, при этом держался на высоте от 1 до 10 метров, а в испытательном режиме поднимался и на 100 метров

В 1980-х годах в составе Каспийской флотилии был создан 236-й дивизион кораблей экранопланов, состоящий из транспортно-десантных экранопланов «Орлёнок», с местом базирования в городе Каспийске. Это часть просуществовала до 2008 года, правда только номинально. Ещё раньше, сразу после распада Советского Союза, аппараты были законсервированы в сухом доке судостроительного завода, который размещается на территории завода «Дагдизель», вся его секретная электроника сдана на склады. Окончательно от этого уникального вида вооружения было решено полностью отказаться во время последней «сердюковской» реформы. В 2008 году экранопланы исключили из состава Каспийской флотилии, тогда же было заявлено, что все, находящиеся на хранении экранопланы будут утилизированы. Такое решение объяснялось дороговизной и неоднозначностью этого проекта.

Выдающийся советский конструктор Ростислав Алексеев

Фото: Л.Громов/тасс

Экранопланы Черноморского флота

В ЦКБ Ростислава Алексеева занимались созданием целого ряда проектов различных экранопланов, в том числе ударного экраноплана «Лунь». Первый полёт этого аппарата состоялся в 1985 году, его максимальная скорость составляла 463 км/час, это был экраноплан, который нёс на борту вооружение, шесть управляемых противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит», поражавшими цели на дальности до 250 километров. «Лунь» мог покрыть расстояние в 2 тысячи километров, имея на борту несколько сотен морских пехотинцев с тяжёлым вооружением. Планировалось, что плацдарм для высадки десанта аппарат будет расчищать управляемыми ракетами. Также «Лунь» предназначался для борьбы с кораблями противника. После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию. Однако распад Советского Союза привёл к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота, для которой предназначалась эта машина.

Министерство обороны СССР планировало использовать экранопланы для решения множества задач, в том числе для десантных и логистических операций, в противолодочной и противокорабельной борьбе. Всего было построено около 30 различных модификаций экранопланов. Например, рассматривалась возможность задействовать экранопланы в борьбе с подлодками. Советский авиаконструктор итальянского происхождения Роберт Бартини предложил проект стратегического экранолёта-бомбардировщика А-57. Существовали и проекты экранопланов-авианосцев, а также кораблей, способных служить и стартовой, и посадочной площадкой для космических «челноков».

Сегодня эксперты считают, что применение этих экранопланов не выдерживает конкуренции с возможностями боевых кораблей и самолётов. По их мнению, конструкторы сильно преувеличивают достоинства экранопланов. При теоретической красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными, главная проблема, которая не решена по сей день, – критическое отсутствие надёжности. Стать универсальным средством экранопланам не позволяет целый ряд существенных недостатков. Экраноплан довольно велик по размерам, при этом не имеет средств ни активной, ни пассивной защиты, что делает аппараты этого типа весьма уязвимыми, их можно вывести из строя противотанковой управляемой ракетой или даже ручным гранатомётом. Во взлётном режиме аппарат расходует большое количество топлива. Недостатком этой машины является и то, что они являются сложными для пилотирования, техника управления этим летательным аппаратом кардинально отличается от того, как управляют, например, самолётами. Первый экземпляр экраноплана «Орлёнок» разбился в августе 1992 года из-за ошибки управления, тогда погиб бортмеханик. Сегодня в России практически не осталось лётчиков, обладающих навыками управления экранопланами, как нет и школы подготовки таких специалистов.

 

Нереализованный потенциал

В начале 1990-х годов отрасль экранопланостроения практически полностью прекратила свою деятельность. По оценкам экспертов, утратило уникальный научный потенциал и ЦКБ имени Р. Е. Алексеева в Нижнем Новгороде. Последним, кто мог спасти экранопланы, был Сергей Иванов, в ту пору министр обороны, который в 2007-м объявил, что Правительство РФ планирует запустить целевую госпрограмму, в рамках которой в Нижнем Новгороде развернётся производство кораблей, использующих эффект экрана, но спустя девять лет судьба экранопланов по-прежнему покрыта бюрократическим туманом.

Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев, пик интереса к экраноплану пришёлся где-то на период 1970–1980 годов, когда были построены, действительно, крупные экранопланы. Спад интереса в первую очередь вызван тем, что те боевые задачи, которые должен решать экраноплан, успешно выполняет боевая авиация или флот. Причём каждый – в своей сфере более эффективно. Последние годы интерес к экранопланам в основном связан с постройкой небольших машин, главным образом транспортных. Причин неудач экранопланов несколько: сложно обеспечить безопасность полёта, практически невозможно применить технологию «Стелз» (Stealth), что весьма важно для современного вооружения. Допускаю, у экранопланов есть какой-то нереализованный потенциал, возможно, если будут применены новые технологии при их производстве они получат шанс. Но тот факт, что интерес военных к этой технологии значительно спал, говорит о том, что они не видят глобального потенциала, значит, будущее экранопланов не вызывает оптимизма»

 

Гордо Реет «Буревестник»

В прошлом году Министерство обороны объявило, что после 2020 года в России будет возрождено производство экранопланов. Перед разработчиками стоит задача создать платформу для экранопланов грузоподъемностью до 240–300 тонн к 2020 году. В штабе ВМФ конкретизировали, объявив, что Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами. Сообщается, что Минобороны уже выдало конструкторам тактико-техническое задание и ожидается, что концепт современного экраноплана будет представлен в самое ближайшее время. В последнее время периодически появляются сообщения о создании новых видов экранопланов, так недавно на одной из специализированных выставок был представлен проект «прибрежной зоны» со взлётной массой 60 тонн. Теперь же ведутся работы по созданию проекта экраноплана «океанской зоны» со взлётной массой примерно 500 тонн. Над реализацией этих проектов совместно работают ЦКБ имени Р. Е. Алексеева и концерн «Моринформсистема – Агат». В прошлом году появились сообщения, что в России завершена работа по проектированию нового морского экраноплана А-050, который будет укомплектован полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным НИИ авиационного оборудования (НИИАО). В начале июня этого года было заявлено, что на воду спущен новейший трехтонный экраноплан «Буревестник-24М» улучшенной конструкции из композитных материалов, с новой системой управления и жизнеобеспечения.

Мнения в экспертной среде относительно будущего экранопланов разделились: одни по-прежнему считают их весьма перспективным оружием, другие обзывают «экзотикой». Однако обе стороны сходятся во мнении, что сегодня вряд ли можно говорить о возрождении проекта по массовому выпуску экранопланов. Подтверждением тому служит отсутствие реальных заказчиков. Да, разговоры идут, но ни одно ведомство пока что не объявило о готовности заказать даже какую-то минимальную партию этих аппаратов. Сообщения о проектах весьма отрывочные и неофициальные, поэтому эксперты сомневаются, что решение о возрождении проекта уже принято. Скорее всего, сейчас идут лишь опытно-конструкторские работы, всерьёз проработка находится в ранней стадии. Большинство аналитиков уверены, что в связи с тяжёлыми экономическими условиями планы Минобороны в итоге так и останутся лишь на уровне идей.

Сомнений добавляет и тот факт, что сегодня не одна страна не занимается проектами экранопланов. В 2000-х конце корпорация Boeing предложила концепцию военного экранолёта Pelican для переброски войск и техники. По некоторой информации, он был способен взять на борт около 17 танков М1 Abrams и осуществлять полёт на высотах до 6000 м. Однако, представленный проект так и не получил развития. Последнее упоминание о «Пеликане» датируется 2003 годом, и никаких сведений о продолжении работ над экранолётом более не публиковалось. Сегодня разработкой экранопланов занимается Китай. Китайцы закупили у России технологии и наладили производство небольших аппаратов – для военных и для пограничников, но лишь в качестве грузового транспорта между маленькими островами. Перед китайцами стоит задача борьбы за многочисленные маленькие острова в Южно-Китайском море. Там есть острова, имеющие стратегическую важность, но такие маленькие, что на них невозможно построить даже маленький аэродром. Базой для аппаратов служит остров Хайнань.

Член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при Правительстве России Виктор Мураховский уверен, что экранопланы никогда не будут приняты на вооружение Российской армии: «Не являюсь оптимистом в отношении этой технологии, у экранопланов остаётся множество недостатков, которые не перекрывают их достоинств. При дикой стоимости, по сравнению, например, с обычными кораблями у них – существенные ограничения по погодным условиям применения. Например, нельзя летать даже при незначительном шторме. Есть существенные ограничения по скрытности, по параметрам применения. Этот тип вооружения можно использовать в достаточно узком диапазоне. Главная беда – высокая опасность пилотирования даже в небоевых условиях. У западных стран тоже были исследования и попытки создать такой вид вооружения, но они тоже оказались неудачными, поэтому не в одной стране мира экранопланы не стоят на вооружении и это самая красноречивая оценка этой технологии.

В прессе периодически появляются сообщения о возрождении подобных проектов, но это не более чем попытка ЦКБ имени Р. Е. Алексеева возродить интерес, причём не столько военных, сколько гражданских судов. Конструкторы бюро периодически строят какие-то опытные образцы в единичных количествах. ЦКБ показывает их представителям Минобороны, МЧС, погранслужбы, другим силовым структурам. Но когда дело доходит до конкретных параметров применения, то заказчики отворачиваются. У них есть проекты использования экранопланов в интересах МЧС, различных спасательных служб, вплоть до пассажирских перевозок. Но на это никто в здравом уме никогда не пойдёт».


Автор:  Александр КРУГЛОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку