НОВОСТИ
08.10.2024 07:18
Прокурор запросил 17 лет колонии для экс-главы департамента Минобороны за хищение и продажу леса в КНР
397
07.10.2024 11:48
Журналисты подали в суд на главу ЕК фон дер Ляйен из-за нарушений при закупке вакцин
547
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ДАРОМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Совместно с:
10.09.2015
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ УЧИТЕЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ
Начался новый учебный год. В российской системе образования продолжается реформа. Регионы отчитались перед Президентом России о выполнении его указа о повышении зарплаты учителям. «Совершенно секретно» выяснила, каково реальное положение дел по оплате труда педагогов в регионах.
ИРКУТСК: РАБОТЫ БОЛЬШЕ, ДЕНЕГ МЕНЬШЕ
Год назад комитет профсоюза педагогов устроил в центре Иркутска, прямо напротив здания областной администрации, пикет с требованием повысить зарплаты тех учителей, кто не попал под действие «майских указов» Президента РФ. В мае 2014 года пикетчики также требовали сохранить выплаты за работу классным руководителем, которые фактически отменили с начала прошлого года.
«Несмотря на постоянное и широкое обсуждение проблем с зарплатами педагогов, они так и не решены, – прокомментировала итоги протеста председатель иркутского профсоюза Валентина Федосеева. – Это ведь была не первая и не последняя акция протеста иркутских педагогов. Еще годом ранее мы требовали повысить зарплату учебно-вспомогательному персоналу школ. Их полностью проигнорировали в так называемых майских указах президента, когда обещали повысить зарплаты, в том числе и учителей, подняв их до средних по стране к 2018 году».
При этом к текущему 2015 году Минфин Иркутской области обещал, что средняя зарплата педагога в регионе достигнет уровня в 28–33 тыс. рублей. Для этого в казне области было отведено 23,9 млрд рублей еще год назад.
«В прошлом году средняя зарплата педагогов у дошкольников достигла 25,6 тыс. рублей, а в 2015 году на это уже заложено 28,3 тыс. рублей. В сфере общего образования в 2014 году средняя зарплата учителей составила 31,4 тыс. рублей, а в 2015 году на это заложено уже 33,7 тыс. рублей, – приводит цифры министр образования области Елена Осипова. – Напомню и общий объем финансирования госпрограммы в 2015 году – свыше 31,2 млрд рублей».
Но на деле, замечают опрошенные «Совершенно секретно» педагоги и члены профсоюза, выполнение тех же «майских указов» привело к тому, что рабочая нагрузка у педагогов выросла, а их доход, напротив, упал.
«И все это сопровождается оптимистичными отчетами местных властей о растущей средней зарплате учителей, – негодует преподаватель русского языка одной из иркутских школ Ольга Лунева. – На деле же мне пришлось взять еще троих учеников из других школ как репетитору, чтобы сравнять мои доходы с прошлогодними. Все вместе выходит 25 тыс. рублей в месяц. Раньше такую зарплату я получала, работая только учителем русского языка в старших классах, без всяких подработок».
Коллеги Луневой из двух других школ Иркутской области подтверждают, что по прежней ставке они стали получать в этом году даже меньше, чем в прошлом.
«Не знаю, может это зависит от того, что я не в иркутской школе работаю, а в соседнем Ангарске. Но вместо обещанного увеличения зарплат я и мои коллеги, напротив, стали получать меньше. Вместо 26 тыс. рублей год снова – 23,5. Отпускные уменьшились соответственно: теперь ни о каких путевках и не мечтаем, сидим все лето в городе. И как теперь верить обещаниям властей? – сетует педагог из Ангарска Ирина Семенчук. – Наш бухгалтер нам пыталась объяснить, что теперь перестали доплачивать за работу классным руководителем и еще некоторые изменения в надбавках появились. Но сути-то это не меняет! Работать приходится больше, чтобы просто остаться на уровне прошлогодних зарплат. Кроме того, такие перемены привели к негативу в учебном процессе. Никто не хочет лишней нагрузки в виде руководства классами. В итоге 9 «Б» у нас почти четверть учился без классного руководителя».
В пресс-службе областного правительства корреспонденту «Совершенно секретно» посоветовали посмотреть официальную статистику, а не отталкиваться от точечных данных конкретных учителей. Действительно, согласно данным Росстата по Приангарью, зарплата иркутских педагогов год от года растет, сезонно «проседая» лишь в два летних месяца. Так, по последнему отчету Иркутскстата, к июню 2015 года доход работников из сферы образования достиг среднего показателя в обещанные 33 858 рублей в месяц. Правда, именно в нынешнем году первые 4 месяца средние зарплаты педагогов сильно – почти на 20 % – снизились в сравнении с последним месяцем прошлого года. Тем не менее уже в мае средний показатель в отрасли достиг 30 948 рублей ежемесячно.
Примечательно, что сами участники рынка и аналитики к усредненным цифрам относятся с прохладцей, не считая их показательными.
«Средняя температура по больнице никогда не дает точной картины, – уверен директор рекрутингового агентства «ЭйчАр» Сергей Колесников. – Во-первых, в эту категорию собрали всех работников отрасли, а это не только педагоги, но и обслуживающий персонал школ и вообще всех образовательных учреждений – нянечки, повара, вахтеры и поломойки. Кстати, именно у обслуживающего персонала в последний год сильно подрос минимальный уровень заработка. Я не говорю, что это неправильно: они ранее получали у нас в регионе настолько мало, что, наверное, любое повышение тут будет недостаточным.
Однако речь не о том, а об искажении картины по доходам именно педагогов. В реальности их доходы выросли не настолько сильно, как отражают это цифры Иркутскстата в графе «Средняя начисленная зарплата работников отрасли образования».
Чтобы получить действительные цифры, нужно скинуть процентов 7–10 %. Согласно нашим рейтингам, средний доход педагога общего образования в Иркутске за первые 7 месяцев 2015 года находится в пределах 25,5–27 тыс. рублей. В сравнении с данными годом ранее диапазон сузился, и не сказать, что в лучшую сторону: в 2014 году он составлял 24,5–28 тыс. рублей. Так, педагоги высокой квалификации стали получать меньше. А вот молодые специалисты, напротив, стали в среднем зарабатывать больше.
Фото: Виктор Бартенев. Photoxpress
КРАСНОЯРСК: БОЛЬШЕ, НО МЕНЬШЕ
Красноярский край (и прежде всего региональная столица) по меньшей мере четверть века удерживает статус одной из главных экспериментальных площадок в российском образовании. Неудивительно поэтому, что в середине 2000-х именно в Красноярском крае – в одном из первых среди российских регионов – начали внедрять новую систему оплаты труда, основанную на начислении стимулирующих выплат.
«Не знаю, как в других регионах, но у нас получалось так, что именно из этих выплат, добавляемых к окладу, зарплата прежде всего и складывалась, – говорит Илона Михалева, завуч одной из красноярских школ. – По совокупности доплаты за проверку тетрадей, заведование учебным предметным кабинетом, ведение делопроизводства, разного рода премии, компенсации и т. д. уже тогда, в середине 2000-х, у многих педагогов и составляли основную часть заработка. Причем дополнительные выплаты были преимущественно региональными, из бюджета края.
Далеко не везде в России подобное было возможно! По статистике, средние зарплаты в краевом образовании после введения такой системы подросли на 17–20 %. Неплохо вроде бы. Но недостаток этой системы, считаю, был, во первых, в том, что в неравное положение ставились учителя городских и сельских школ, преподаватели разных предметов.
А кроме того, в приказе краевого Минобразования об установлении стимулирующих выплат прямо было сказано: размер персональных надбавок вправе устанавливать сам же руководитель образовательного учреждения с учетом мнения коллектива. Надо ли объяснять, к чему это могло привести, да и приводило?»
Осенью 2014 года красноярским бюджетникам в очередной раз чуть повысили зарплату, а заодно и пересмотрели систему оплаты. После ее корректировки оклад увеличился на 10 %, а стимулирующая часть настолько же уменьшилась – при сохранении размеров фонда оплаты труда (ФОТ). Как пояснили тогда в краевом Министерстве финансов, делается это для увеличения гарантированной части зарплаты бюджетников.
Кроме того, выплаты за работу в закрытых городах (в крае таковых несколько) и селах из разряда персональных надбавок были переведены в компенсационные, а доплату за квалификацию прибавили к окладу.
«Мы проанализировали применение разных систем оплаты труда в бюджетной сфере, собрали предложения самих бюджетников и в итоге пришли к названным изменениям», – комментирует краевой министр финансов Владимир Бахарь. Но учителя опять не всем довольны.
«Изменения, касающиеся работы в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и на селе, справедливы, – считает Арина Семенишина, преподаватель литературы. – Что касается перераспределения выплат в пользу оклада, а не «стимулов», то тут от педагога многое зависит. Да, вроде бы оклад стабильный – это хорошо. Но теперь и захочешь побольше заработать – уже не выйдет».
Что имеем в итоге? По состоянию на конец первого квартала в Красноярском крае средняя зарплата составляла 33,15 тыс. рублей, в образовании – около 34 тыс. (то и другое – данные Красстата). Но к концу полугодия средняя получка учителей практически не изменилась, притом что в регионе к этому моменту стали получать в среднем 37 097 рублей. Впрочем, эта цифра у самих красноярцев вызывает не только скепсис, но порой и возмущение. Во-первых, понятно, что это средняя температура по больнице: на добывающих производствах края люди зарабатывают более 75 тыс. в месяц, а в сельском хозяйстве – меньше 14 тыс. Ну и жить, понятно, стало дороже.
«Номинально зарплата в Красноярском крае выросла в среднем на 5 % с января по июнь, но фактически сократилась (с учетом роста цен) почти на 9 %. С начала года цены в регионе выросли на 6,5 %, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – на 13,3 %. Прожиточный минимум по отношению к тому же периоду 2014-го вырос на 25,9 % и для работающего населения составляет сейчас 11 219 рублей на человека в месяц», – сообщили нам в Красноярскстате.
«То есть ситуация очень хитро у нас складывается, – продолжает Арина Семинишина. – Повышения зарплат учителей не успевают за ценами, и даже как в сказке – бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте – у нас не получится: как я уже говорила, сейчас в крае зарплаты бюджетников «сориентированы» на оклады, а не на возможность заработать».
МАХАЧКАЛА: ДВА ГОДА БЕЗ ИНДЕКСАЦИИ
Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, среднемесячная зарплата работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) за январь – июнь 2015 года составляет 20 909 рублей. А средняя зарплата работников образования за тот же период составляет 18 654,7 рублей. В Дагестане, чтобы выполнить указ Президента РФ о повышении зарплаты учителей до уровня средней зарплаты по региону, нужно доплачивать каждому учителю ежемесячно около 2300 рублей. Согласно статистике, зарплата учителей выросла. Но возникает вопрос: за счет каких источников увеличили зарплату учителям, если надбавок или индексации не было?
Работников образования в Дагестане можно отнести к самой низкооплачиваемой категории населения. Большинство учителей, особенно молодые, реально получают менее десяти тысяч рублей. Они этим недовольны, но говорить открыто о низких зарплатах боятся. На августовском совещании работников образования с участием руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова и главы Дагестана Рамазана Абдулатипова тема заработной платы не была затронута.
«Официальная статистика средний уровень зарплат оценивает по фонду оплаты труда. Там есть стимулирующая часть, которой распоряжается директор школы. Статистики выводят среднее между зарплатами меньшинства получателей надбавок и большинства получателей «голых» окладов. Из стимулирующей части надбавки получают очень немногие, в основном приближенные директоров школ», – высказал свое мнение общественный деятель Руслан Расулов.
«18,5 тысячи рублей? У учителей такой зарплаты нет, конечно. Я получаю больше 20 тысяч, но я замдиректора. А у учителей средняя зарплата где-то 13–15 тысяч рублей», – прокомментировал заместитель директора средней общеобразовательной школы в селе Рубас Дербентского района Дагестана Салават Мусаев, преподающий физику.
Собеседник пояснил, из чего складывается зарплата учителя.
«В зарплату входит почасовая оплата, в зависимости от его нагрузки, проверка тетрадей, классное руководство, стимулирующая часть. Вот допустим, моя супруга, учитель химии, у нее 24 часа нагрузки, классное руководство, кабинет химии, и стимулирующая часть, плюс стаж работы 30 лет. И у нее зарплата 15 тысяч рублей», – приводит пример Мусаев.
В дагестанском сегменте блогосферы обсуждалась тема, что у молодых учителей совсем маленькая зарплата, где-то около 6 тыс. рублей. Поэтому относительно квалифицированные учителя вынуждены уезжать в другие регионы.
«Сельскому учителю установили минимальную зарплату в размере 8268 рублей. Мы доплачиваем молодому учителю за счет стимулирующих выплат, чтоб у него зарплата была нормальная», – уточнил Салават Мусаев. Собеседник не исключил, что молодые учителя в городах получат менее 8 тыс. У сельских учителей есть надбавки в размере 25 % от зарплаты. У городских учителей и этой надбавки нет.
Слухи об отмене выплат за классное руководство Мусаев опроверг: «Отменили президентские выплаты 1000 рублей. А за классное руководство 20 % от ставки учителям выплачивается». По его словам в этом и прошлом году учительская зарплата в Дагестане не индексировалась.
«В прошлом году, 7 октября, была встреча представителей школ, профсоюзов работников образования с председателем правительства Дагестана Абдусамадом Гамидовым. Там говорилось, что ежегодно бюджетникам повышалась зарплата (индексировалась) в размере инфляции. Гамидову задали вопрос, – будет ли индексация в 2014 году? Он сказал, будет. Но в прошлом и в этом году индексации не было. Последний раз зарплату учителей индексировали 23 октября 2013 года», – рассказал представитель профсоюза работников образования.
По его словам, в прошлом году выплачивались средства в рамках доведения средней зарплаты педагогических работников Дагестана до средней зарплаты по экономике. За 11 месяцев произвели разовую выплату в конце октября. Эти средства выплачивались только тем учителям, у кого зарплата ниже 20 тысяч рублей. Но некоторые интернаты не попали под эту раздачу. В этом году пока повышения не было».
Педагоги пригородных поселков Махачкалы возмущены отменой надбавок, положенных сельским учителям. Административно эти школы подчиняются Махачкале, а де-факто находятся в сельской местности. Но из-за дефицита бюджета Махачкалы им отменили сельские надбавки, то есть поселковых учителей сделали городскими. Об этом газете «Совершенно секретно» рассказал директор одного из пригородных поселков.
«После такого снижения реального уровня зарплат будет очень сложно удержать хороших педагогов», – утверждает директор школы.
Собеседник подтвердил: в прошлом и нынешнем году традиционной индексации не было.
«В конце года дали разовую дотацию на выравнивание заработной платы педагогическому персоналу, чтобы она стала средней по экономике. Дотацию распределяли по баллам, которые были определены учителям комиссией по стимулирующим выплатам. Это в среднем от 7 до 15 тысяч рублей на учителя. Если разделить эту сумму на 12 месяцев, то зарплату в прошлом году повысили где-то на 1000 рублей», – рассказал директор школы.
Учитель начальных классов с 20-летним стажем получает 10 600 рублей. В прошлом году отдельно получили 4 тысячи рублей.
«Мы спрашивали, что за деньги, – никто не мог ответить. Как перерасчет иногда бывает у нас 2 тысячи рублей. В ноябре прошлого года мы получили 5 тысяч рублей, надбавку. Президентскую надбавку 800 рублей тоже убрали».
Чтобы отчитаться об исполнении «майских указов» президента Владимира Путина, о том, что средняя зарплата учителей была такой же, как средняя по экономике, власти Дагестана подняли ее в основном к концу прошлого года, то есть октябре – декабре, когда нужно было отчитаться. Зарплата в номинальном выражении выросла, но реально зарплата уменьшилась, поскольку надбавка не компенсировала снижения доходов в результате инфляции, составившей, даже по официальным данным, почти 12 %.
НИЖНИЙ НОВГОРОД: ХИТРЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Заявления нижегородских чиновников о повышении зарплат учителям и о выполнении поручения президента не соответствуют даже тому, что заявлено в местном официальном банке вакансий. Учителям региона предлагают сегодня суммы раза в два, а то и в три меньше тех, что звучат с телеэкранов.
В прошлом году нижегородские чиновники радостно заявили, что среднемесячная зарплата учителя в областном центре составляет 27 348 рублей. При этом средняя заработная плата в экономике – 25 644 рубля. Прежде всего, отмечали в местном Минфине, это было связано с увеличением средств, выделяемых Нижнему Новгороду на образование: по сравнению с 2012 годом ассигнования выросли в 1,5 раза, с 2612,8 млн рублей до 4049,1 млн. Все это якобы пошло на увеличение заработной платы для педагогов, которая, по словам чиновников, также увеличилась с 2012 года примерно в полтора раза.
Двадцать семь, да в общем-то и 25 тысяч для обычного жителя Нижегородской области – это немало, такая зарплата далеко не у всех. В данной ситуации школа должна восприниматься населением как реальное место получения хороших денег, и с наличием педагогов в учебных заведениях проблем быть не должно. Однако банк вакансий, размещенный на официальном сайте областной службы занятости, показывает, что, во первых, учителей в средних школах не хватает (Нижнему Новгороду требуется около 60 педагогов, региону – 110), а во вторых, предлагаемая им заработная плата раза в два, а то и в три меньше официальной «среднемесячной заработной платы учителя».
В Балахнинском районе требуются учителя начальных классов с зарплатой от 9800 рублей, в Арзамасе – от 10 тыс., в Нижем Новгороде – от 12 тыс., правда есть и вакансии «стоимостью» в 20 тыс. Понятно, что молодые специалисты, которым с телеэкранов обещают одно и которые в банке вакансий видят совсем другое, будут, мягко говоря, разочарованы.
И все же почему такое несоответствие? Из чего складывается заработная плата учителя? Оклад нижегородского учителя зависит от часов (один час = один урок). Один час стоит 100 рублей. Одна ставка составляет 18 часов в неделю – это минимум, что может предложить молодому специалисту школа. В месяц получается 72 часа – это 7200 рублей. К этому добавляется премия – за активность, за позитивные публикации в газетах об учителе, за первые-вторые места на соревнованиях, которые занимают ученики. Она варьируется от 1000 до 3000 рублей. Допустим, в школу пришел новый учитель – он активен, но не успел организовать учеников, и будет получать премию в 1000 рублей. Это уже 8200.
За проверку тетрадей педагогам доплачивают 1800 рублей – итого 10 тыс. Это тот минимум, который реально ждет сегодня учителя. Все эти расценки не менялись с прошлого года, за исключением того, что в этом году в некоторых школах перестали доплачивать за проверку тетрадей по истории и английскому языку, хотя реально эта проверка продолжается. Но в некоторых школах педагогу дают больше часов, в некоторых (особенно в сельских, где детей мало) меньше.
Если молодому учителю повезет, ему дадут две ставки (36 часов в неделю) – так оно, как правило, и было пару лет назад, поэтому большинство учителей Нижнего Новгорода сегодня с двумя ставками, уходить они не собираются и отдавать часы тоже.
«Новобранцам» достается 20–25 часов в неделю, и получают они в среднем 15–16 тыс. Большинство же учителей областного центра имеет не только по 36 часов, у них еще и как правило первая категория (плюс 4 тыс. при условии двух ставок), и классное руководство (плюс 2–3 тыс.), и повышенная премия. Так набегает 25, а то и 27 тыс. рублей.
АСТРАХАНЬ: ЗАРПЛАТА ПЕРВАЯ МОЯ
Семь лет назад, когда Светлана Семёновна только пришла в школу, ее зарплата составляла 4121 рубль. Это было ниже прожиточного минимума.
«Зарплата учителя, – рассказывает учительница, так и не оставившая свою работу из-за крохотной зарплаты, – делится на огромное количество частей. Сейчас нас в школе максимально загружают разнообразной деятельностью – где-то чтобы сэкономить на оплате труда, а где-то для того, чтобы мы, возможно, получали более-менее нормальные деньги.
Основной частью является оклад. Оклад зависит от количества часов и количества учеников в классе. От оклада через проценты высчитываются надбавки, которые состоят из доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, а также повышающего коэффициента за категорию и образование. Но и это еще не все. Также на мне обучение при больнице и индивидуальное обучение для детей со слабым здоровьем. Еще одна значимая часть зарплаты – стимулирующая. Это часть средств, которую спускают школе «сверху», ее распределяет директор.
Процесс распределения проходит следующим образом: каждый учитель сдает бланки, в которых указывает свои достижения за полугодие, а специально организованная комиссия под руководством директора рассматривает эти бланки и распределяет баллы, в соответствии с которыми платят надбавку. Эта надбавка каждый раз бывает разная, на вопрос о причинах ответ всегда один и тот же – нет финансирования. Но я все равно хочу отметить, что без стимулирующей части было бы очень сложно жить, хотя и эти баллы в школе мы выбиваем с боями при том, что их часто целенаправленно урезают…»
Обычная рабочая неделя Светланы Семёновны – это 16 часов занятий, куда входит русский язык, чтение, математика, окружающий мир и технология, еще 6 часов при больнице, 6 часов на индивидуальное обучение и 4 часа на внеурочную деятельность. Итого в неделю получается 32 часа.
«Сначала зарплата была безумно низкая, – Светлана Семёновна вспоминает, как менялась ее зарплата с начала работы в школе, – потом со сменой директора у нас прибавилась стимулирующая часть. Благодаря нашему упорству в завоевании баллов, наша зарплата стала расти. Потом незначительно повысили оклад, но стимулирующая часть при этом незначительном повышении оклада начала грандиозно падать. Меня и коллег это, конечно, несказанно расстроило, поскольку именно стимулирующая часть составляла большую часть зарплаты.
Мой доход за последний месяц состоит из оклада в 6421 рублей, набранных баллов — 4290 рублей, доплаты за организацию горячего питания – 400 рублей, доплаты за проверку тетрадей – 639,4 рубля, доплаты за классное руководство – 920 рублей, оплаты за больницу – 2224 рубля, оплаты за индивидуальное обучение — 1303,13 рубля, повышающего коэффициента за категорию и образование — 1605,45 рубля. Итого начислено 17 802,98 рубля. Из этой суммы еще вычитают налоги и взносы в профсоюз, и получается моя зарплата».
При этом, по данным, предоставленным Управлением по образованию и науке администрации муниципального образования «Город Астрахань», среднемесячная заработная плата учителей в муниципальных общеобразовательных учреждениях, подведомственных управлению, по состоянию на 1 августа 2015 года составила 24 979,4 рубля из расчета средней заработной платы в экономике региона, вне зависимости от типа школы. И эта «средняя температура по больнице» уже ощутимо больше, чем реальная зарплата учительницы начальных классов.
По статистике же, предоставленной Министерством образования и науки Астраханской области, ее зарплата немногим выше средней заработной платы за 2012 год – 15 451 рубль. Тема средних заработных плат и их несоответствия реальным заработным платам существовала всегда, и тем интереснее узнать, что зарплаты разнятся не только, а точнее не столько по нагрузке учителя, сколько по типу школы, в которой он работает.
«Все зависит от стоимости ученико-часа, – рассказывает преподаватель русского языка и литературы Анна Степановна, – в разных школах он разный. Финансирование школ (а от объема финансирования зависит стимулирующая часть и премия) также разное, и естественно, что в лицеях и гимназиях зарплата значительно выше. Финансирование школы зависит от статуса школы и от количества учителей и детей. Если учителей мало, то и финансирование меньше.
Сейчас такая тенденция, что учителя берут больше часов, не понимая того, что зарплата от этого больше не станет, так как школа получит денег меньше. Все из-за того, что новых учителей уже не возьмут, так как им не хватит часов для ставки. А в Министерстве образования посчитают, что раз учителей 20 человек, то и денег на школу надо меньше, чем если бы там работало, например, 40 или 50 человек. Вот и рассчитают в среднем по 20 тыс. рублей на учителя – и все, а нагрузки при этом больше. В коллективе сейчас все недовольство состоит в том, что «мы работаем как лошади, а платят так же, как и раньше».
Согласно данным Министерства образования и науки Астраханской области, за последние три года средняя заработная плата работников образовательных учреждений общего образования в регионе увеличилась практически в два раза – с 15 451 рублей в 2012 году до 29 304 рублей в 2015 году, по данным за первое полугодие. При этом наибольший рост зарплаты произошел между 2012 и 2013 годом, когда средняя заработная плата возросла с 15 451 рублей до 22 597 рублей, в последующие два года средняя зарплата в регионе увеличивалась уже не такими резкими темпами.
Рост заработной платы произошел после того, как в мае 2012 года Президентом РФ был подписан ряд указов, касающихся социальной сферы, в том числе – увеличения зарплат бюджетникам. По плану до 2018 года у кого-то из учителей она должна была стать не меньше среднего показателя по региону, а у кого-то должна превышать его вдвое. Но уже спустя год после подписания этих указов стало понятно, что они выполняются не полностью, а если показатели и достигаются, то весьма сомнительными способами.
И основной из них – это увеличение зарплаты за счет сокращения числа сотрудников. Так, например, под сокращение попадали учителя пенсионного возраста, которые могли и хотели бы продолжать работу, но все равно были отправлены на пенсию. Также имело место и повышение зарплаты «на бумаге» – учителям повышали фиксированную часть, но одновременно снижали стимулирующую так, что в лучшем случае зарплата оставалась неизменной.
«Моя ставка по высшей категории составляла 4960 рублей за 18 уроков в неделю. К ставке идет небольшая прибавка 20 % за категорию и 20 % за стаж, если он больше 5 лет, – рассказывает преподаватель музыки Алёна Ивановна. – Потом ставку немного подняли, и сейчас она составляет 5170 рублей. Правда, фактически мне еще ни разу не заплатили с повышением, хотя предупредили об этом еще весной».
Уже в конце 2014 года было объявлено о сокращении дотаций регионам на поэтапное повышение зарплаты бюджетников. Повышение зарплат бюджетникам, которое и без того было не всем регионам под силу, станет едва подъемным еще и за счет сокращения дотирования от государства.
Автор: Егор ВЕРЕЩАГИН
Совместно с:
Комментарии