НОВОСТИ
Президент РФ Владимир Путин официально вступил в должность
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
96753
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
28081
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
28325
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
31080
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
29268
sovsekretnoru
«Бомба замедленного действия». Кому космические отходы «бесплатно»?

«Бомба замедленного действия». Кому космические отходы «бесплатно»?

«Бомба замедленного действия». Кому космические отходы «бесплатно»?
Автор: Евгения НЕКЛЮДОВА
17.12.2021

Между Приморским краем и Амурской областью до сих пор идет «война» из-за утилизации «космических пестицидов» с космодрома Восточный. Главным действующим лицом стал экс-руководитель Приамурья, а ныне глава Приморья Олег Кожемяко. Тем временем ядохимикаты до сих пор остаются в Надеждинском районе – недалеко от приморской столицы, а ведь именно здесь предполагается строительство нового города-миллионника. Кто поедет обживать и работать туда?

Дальневосточная столица и Благовещенск до сих пор «играют в «пинг-понг с вредными отходами с космодрома Восточный – ни Кожемяко (губернатор Приморского края), ни Василию Орлову (губернатор Амурской области) не удается уговорить своего коллегу принять «такой дар», который может вызвать народные бунты – люди говорят о том, что может произойти настоящая катастрофа сродни чернобыльской.

ГЛАВА ПРИМОРЬЯ УЗНАЛ О СМЕРТЕЛЬНЫХ ОТХОДАХ ПОЗЖЕ ВСЕХ

Оказалось, что приморский руководитель был не в курсе того, что делается у него, практически, «перед глазами». Об амурских отходах он узнал только по сообщениям местных жителей.

Только после того, как возмущенные жители начали буквально закидывать письмами чиновников администрации Приморского края, руководитель Кожемяко выделил время в своем плотном графике и прибыл для осмотра полигона в Надеждинском районе.

Оказалось, что районные чиновники планировали сжечь мешки с ядохимикатами «дикими методами» – просто на полигоне, где их бросили, и на глазах местного населения. Губернатору не удалось скрыть свое нервное состояние, а местные СМИ уже начали потирать руки, сообщая о скорой отставке. На вопрос, как глава смог пропустить опасные яды в край, да еще и оставить их буквально в несколько десятков километров от дальневосточной столицы, ответа не последовало.

Но «постановочный» выезд Кожемяко удался: он выдвинул ультиматум – в срочном порядке необходимо вывезти отходы в то место, откуда они прибыли». Представители надзорных органов Приамурья «встали в позу» – «не допустим возвращения ядохимикатов назад», так как область не имеет ни одного полигона, где можно было бы проводить утилизацию.

«Наши отходы нам не нужны, у нас нет, и никогда не было полигонов и специальных мест для уничтожения опасных веществ. Нет специально обученных людей, нет ни одной организации, которая бы взялась за такое непростое дело», – заявил Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Олег Зюбин.

«ИГРА В ОДНИ ВОРОТА»

Опасность миновала Приамурье и осталась в Приморье, мешки до сих пор лежат там, куда их привезли. Но заместитель председателя правительства Приморского края Елена Пархоменко, по всей вероятности, не разобравшись в ситуации, начала поиски дельцов, которые отходы готовы вывезти обратно и избавиться от них. Как ни парадоксально, но такие нашлись. На призыв «вывезти и утилизировать отходы» откликнулись представители общества с ограниченной ответственностью «Система». Ушлые дельцы нашли площадки в Приамурье, куда можно вывезти опасный груз и там же избавиться от него.

Но природоохранная прокуратура Амурского края не дремлет и уже приготовилась к встрече с представителями «Системы». Вторые, недолго думая, стали искать способ направить «подарок» в Хабаровский край, расположенный между Приамурьем и Приморьем. Хабаровские чиновники хором заявили, что этого они уж точно не допустят.

Идея «воюющих» чиновников обоих дальневосточных регионов о вывозе отходов на другую территорию пока не воплотилась, теперь они придумали увезти 900 тонн ядовитого яда в Красноярский край. Местом складирования и уничтожения, было выбрано село Зыково (Берёзовский район). Жители села «забили тревогу» и стали вести борьбу, как могли, своими силами: писали просьбы, выходили на митинги.

«Село у нас небольшое, людей всего наберется с несколько тысяч, кругом поля, на которых выращиваем овощи, с продажи которых и живем; рядом море и рыба», – рассказывает «Совершенно секретно» местный житель Макар Егорович.

«Кто после такого (имеется в виду утилизация ядовитых отходов. – Прим. ред.) здесь будет жить? Кто станет покупать наши овощи?» – задает он риторический вопрос.

Сельчане начали писать в местные газеты, заявляли о проблеме в социальных сетях. Результатом их активной деятельности стали действия чиновников, которые наотрез отказались принимать опасный груз и избавляться от него, подвергая опасности жителей целого поселения.

Чиновники Министерства экологии Красноярского края подтвердили, что в документах отправки были неточности и множество нарушений, касающихся транспортировки. Местное отделение Росприроднадзора подтвердило, что «класс опасности отходов определен неправильно, способы транспортировки не соответствуют заявленной».

С мертвой точки дело невозможно сдвинуть и подвинуть: Приморье приняло опасные грузы, но ни подарить, ни вернуть пока нет никакой возможности.

НОВАЯ ПАРТИЯ

Буквально неделю назад была обнаружена еще одна партия груза с космодрома Восточный – всего 100 тонн. Партию опасных химикатов обнаружили местные жители поселка Ярославский в Хорольском районе.

Глава поселения Елена Акимова рассказала, что она провела собственное расследование, но выяснить, кто привез и оставил опасный груз, не удалось. На ее просьбу в поселок приехала рабочая группа, возглавил которую министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Константин Андронович.

Главой Хорольского района Алексеем Губайдуллиным было дано распоряжение об охране объекта. Пока ядохимикаты круглосуточно охраняют сотрудники полиции.

В РЕЖИМЕ «ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

Пока опасные пестициды не утилизированы и лежат на прежних местах. Несмотря на то, что, вредные грузы находятся в закрытых специальных мешках, жители Ярославского обеспокоены. Они не верят в обещания главы района вывезти ядохимикаты в ближайшее время.

Чиновники всех ведомств проводят работы, связанные с отменой решений об утилизации вредных веществ на территории края. Куда вывозить и где «хоронить» этот «подарок» пока никто не знает.

Росприроднадзором было возбуждено дело об административном правонарушении. Группа сотрудников ведомства работает на местах складирования: берут пробы грунта и воздуха. Пока проводят экспертизы. Юридические лица получили предостережения, возбуждены дела об административных правонарушениях. Дело об опасных химикатах взято под контроль Министерством природных ресурсов и экологии России.

Местным жителям от этого не легче. Кто смог, покинули дома и увезли своих детей подальше от злополучного места. Те же, кто не может уехать, уверены, что «эта бомба замедленного действия однажды заявит о себе». В поселке объявлен «негласный режим военного времени». Жители, как могут, как думают, так стараются обезопасить себя, и даже напали на одного из сотрудников ООО «Система».

НАЗРЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Общественники и экологи Приморья в один голос заговорили об экологическом кризисе, и сразу было выявлено множество системных проблем. «Ядохимикаты с амурского космодрома в Приморье сжигать не будут! Над тем, чтобы их увезли с территории региона, сейчас активно работают краевые власти. Кроме того, мы побывали на местах хранения ранее ввезенных объектов. Но пока обещания властей на словах», – рассказал инженер-эколог компании ООО «Система» Сергей Шипов.

«На экологию в Дальневосточном регионе давно махнули рукой. Любой коммерсант может ввезти что угодно и как угодно. Если бы Митволя (Олег Митволь – российский политик, бывший заместитель руководителя Росприроднадзора. – Прим. ред.) не лишили контракта на утилизацию, и он бы не поднял «хай», весь груз бы доставили в Новый (поселок в Надеждинском районе. – Прим. ред.) и благополучно бы сожгли», – пояснил эколог.

По словам Шипова, ни представительства федеральных ведомств Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Природоохранной прокуратуры не могут помочь, хотя очень стараются.

«Там пришлось раскрыть несколько мешков, чтобы провести экспертизу. Но ни один чиновник Приморского края не приехал, хотя мы ждали несколько дней министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Константина Андрановича», – продолжил свой рассказ собеседник. «Система региональной власти в Приморье не может ничего решить без Кожемяко. Как только губернатору стоит куда-нибудь отлучиться, все начинает рушиться. Региональное правительство не способно оперативно реагировать на вызовы», – с негодованием добавил Шипов.

Справка

В России с 1998 года на применение гранозана (этилмеркурхлорида) был введен запрет, поскольку это вещество обладает повышенной токсичностью. Это вещество нельзя сжигать и дезактивировать. При попадании гранозана в организм человека летальный исход неизбежен. Симптомы поражения развиваются постепенно: пропадает аппетит, появляется неприятный вкус во рту, жажда, вялость, бессонница, головная боль, нарушается зрение, появляются галлюцинации, кожа становится одутловатой и обвисает – птоз, возможен эпилептический синдром, появляются признаки токсической нефропатии и гепатопатии.

«Всей приморской верхушке, на самом деле, плевать на решение экологических проблем. Эти чиновники готовы лишь зарабатывать деньги, говоря о вырубке лесов под точечную застройку или об угольной пыли в Находке. Решать реальные проблемы наши чиновники не способны», – подвел итог собеседник, добавив, что «вся эта история с утилизацией ртутьсодержащих отходов внушает пессимизм по поводу жизни в Приморье».

«ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД»?

Между тем на Дальнем Востоке планируют строить новый город-спутник Владивостока, в который планируют пригласить жителей со всех регионов России – от Центра до Урала и Сибири. Всего в планах чиновников пригласить на работу и ПМЖ не менее 300 тысяч человек.

Как ранее отмечал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков, застраивать планируется Надеждинский район, который расположен между Владивостоком и Артёмом (именно в этом районе пока остается 900 тонн космических отходов. – Прим. ред.). Станет ли после скандала с опасными химикатами с космодрома Восточный город-спутник желанным городом для переезда? Этот вопрос пока не рассматривается, поскольку главное сейчас для приморских властей – избавиться от мешков с ядохимикатами.

SPUTNIK MOMENT

В дело об опасных ядах вмешались представители межрегиональной экологической общественной организации «Зелёный фонд». Руководитель фонда Олег Иванов рассказал, что, хранящиеся в 35 километрах от Владивостока ядохимикаты не что иное, как гранозан, содержащий ртуть.

«Наши эксперты узнали некоторые нюансы договоренностей об отправке мешков с ядами с космодрома Восточный в Приморье. Просроченные ядохимикаты планировалось сжигать в рамках контракта Амурской области и компании «Зелёный город». По документам в технических заданиях фигурировал 2–3 класс опасности в смеси пестицидов», – рассказал Иванов.

Он подчеркнул, что на самом деле «власти Амурской области слукавили и сделали паспорта отходов на просроченные пестициды уже после заключения контракта на приемку и утилизацию».

«Более того, – подчеркнул собеседник, – наша независимая экспертиза выявила подлог в определении класса опасности. Оказалось, что в Приморье привезли гранозан – опасное вещество 1 класса опасности». Выдержки из документа (имеется в распоряжении «Зелёного Фонда». – Прим. ред.): «Книга 2 стр. 39. Обзор идентификации компонентов проб. Проба 1: «Гранозан – порошок фиолетового цвета нерастворимый в н-гексане, частично растворим в метаноле, присутствует нерастворимый осадок. При термическом разложении выделен минеральный остаток, возможно тальк (до 80%). Атомно-абсорбционный анализ показывает наличие в пробе до 1,5% ртути. По указанным признакам с высокой вероятностью можно идентифицировать препарат как протравитель семян, этилмеркурхлорид, техническое название «гранозан», который обычно имеет состав 1,8% этилмеркурхлорида, остальное минеральный наполнитель».

Фото_18_23.jpg 

«Мы послали в администрацию приморского губернатора Кожемяко документы нашей экспертизы и письмо, в котором содержится опасение, что при утилизации отходов с космодрома Восточный, Владивосток и его окрестности – Надеждинск, Артём и другие близлежащие населенные пункты могут превратиться в эдакую газовую камеру с примесью паров ртути. Власти Приморья пока молчат», – подвел итог Иванов.

СТРАШНЫЙ ЯД

В мешках с космодрома, хранящихся в Приморье, обнаружен еще более страшный яд. Это стало известно буквально перед выходом этого материала.

Лаборатория в Новосибирске, наконец, выдала результаты экспертизы содержимого мешков с пестицидами с космодрома Восточный, которые до сих лежат под открытым небом в поселке Западный Надеждинского района и поселке Ярославский Хорольского района Приморского края.

В этих пестицидах оказался гексахлорциклогексан – это опасный яд политропного действия, который поражает, в первую очередь, центральную и вегетативную нервную систему человека, печень и почки. Это вещество еще токсичнее, чем содержащий ртуть гранозан, который предполагается в мешках. Мешки с опаснейшим содержимым так и продолжают лежать под открытым небом, а приморские циклоны, ветра, снега и дожди их треплют и поливают.

Никаких обещаний властей о вывозе опасных пестицидов за пределы территории края больше не слышно. В документах, (документы имеются в редакции. – Прим. ред.) пришедших 4 декабря, специалисты заключают, что «в пробах амурских пестицидов с промплощадки ООО «Система» в Надеждинском районе Приморья действительно нашли сильнейший яд – гексахлорциклогексан, а утечка копий протоколов произошла на уровне дальневосточного подразделения ЦЛАТИ (Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Дальневосточному федеральному округу». – Прим. ред.), которое не имело собственных возможностей определить точный качественный и количественный химический состав смеси пестицидов, завезенных для сжигания из Амурской области в Приморский край красноярской компанией «Зелёный город».

В документе отмечается, что процентное содержание гексахлорциклогексана, который гораздо опаснее гранозана, в отдельных пробах составило около 27%, что означает – «если бы мешки со смесью пестицидов были загружены в инсинератор (по-простому – печь для сжигания отходов), отравиться могли сотни тысяч человек». В первых числах декабря губернатор Приморья Кожемяко, выступая в эфире программы одного из местных ТВ, клятвенно пообещал, как можно скорее избавиться от разлагающегося яда в Надеждинском районе. Но тут опять произошла неожиданность – выпал снег, дороги замело, да и вывозить отходы некуда, в принципе. Что будет дальше с «бесценным грузом», пока непонятно.

P.S. Между тем, директор ООО «Система» добивается возобновления деятельности комплекса по обезвреживанию промышленных и твердых бытовых отходов на территории поселка Западный Надеждинского района. В густонаселенном районе, где и так много лет в тайне от жителей, но с ведома администрации района и поселения, жгли тонны чумных свиней, их загоны и пропитанные ядовитым креозотом железнодорожные шпалы.

Фото из архива автора


Автор:  Евгения НЕКЛЮДОВА

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку