НОВОСТИ
Бастрыкин потребовал разобраться с застройщиками и их рабочими-мигрантами, избившими пенсионеров из Люблино
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95014
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26185
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26537
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29266
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27488
sovsekretnoru
Биологическая катастрофа Волги

Биологическая катастрофа Волги

Биологическая катастрофа Волги

ФОТО: ДМИТРИЙ РОГУЛИН/ТАСС

Автор: Полина ДЕЛИЯ
31.07.2019

Астраханская область, где Волга впадает в Каспий – основное место нереста воблы, сазана, карася и другой частиковой рыбы. Ход на нерестилища очень прост: во время половодья разливаются реки, рукава и протоки, и рыба поднимается, чтобы отложить икру в образовавшиеся во время подъема воды полои (глубокая ложбина, где в половодье застаивается вода), мальки появляются на свет в прогретой на солнце воде, а освоившись, уходят оттуда на большую воду. Через несколько лет эта подросшая молодь возвращается на прежние места, чтобы пополнить популяцию водных биоресурсов. Вот почему любой сбой в заложенном природой цикле не просто аукнется спустя годы, а может поставить под угрозу всю экосистему.

Паводок 2019 года на Нижней Волге вошел в тройку самых маловодных – всего 68 кубокилометров при норме для нормального естественного нереста в 120 кубокилометров. Хуже ситуация наблюдалась только в 1975 году – 54 кубокилометра. В 2015 году уровень сброса также был невелик и составил 65 кубокилометров. Правда за ним последовал полноводный 2016 год, но вопреки прогнозам ученых высокие паводки не пришли на смену маловодью на Волге. И дело было не только в погодных условиях.

Естественному паводку в 2017 и 2018 году помешал чемпионат мира по футболу, точнее – подготовка к нему волгоградских властей. В 2017 году в Волгограде не успевали достроить стадион, привести в порядок набережную и провести по дну Волги подводную трубу к очистным сооружениям. В 2018 году Волжская ГЭС тянула со сбросом воды уже якобы в интересах футбольных болельщиков.

В начале марта 2019 года Росгидромет спрогнозировал обильное половодье, но в конце мая прогноз кардинально поменяли. Осенью прошло мало осадков и водохранилища просто не успели достаточно наполниться, ситуацию немного исправили зимние снегопады, но из-за случившейся в середине февраля оттепели часть снега просто сошла и вода ушла в почву. Получилось, что на некачественном прогнозе приточности сказался недостаток данных о влажности почвы, глубине ее промерзания и других характеристиках, которые влияют на таяние снега и приток воды.

В итоге был поддержан вариант режима работы Волгоградского гидроузла без выполнения рыбохозяйственной «полки» с постепенным уходом с максимальных расходов спуска воды на меженные к 22 мая. Говоря проще, был принят вариант фактического окончания паводка в самый разгар нереста рыбы. И это при том, что всю зиму удавалось сдерживать порывы волгоградских энергетиков сбросить воды: с учетом сложившихся погодных факторов был риск остаться и вовсе без весеннего паводка. Благодаря достигнутой договоренности весенние сбросы удалось начать на несколько дней раньше в самый благоприятный для нереста период. Для рыбы этот период в две недели мог оказаться достаточным для вывода малька и достижения им того возраста, когда он беспрепятственно может мигрировать вместе с уровнем воды. Однако при скудном режиме сброса вода не задержится в полоях, отложенная на нерестелищах икра высохнет, а успевшие вылупиться мальки либо будут обречены на гибель в отшнурованных водоемах, либо все-таки окажутся в холодной воде рек и проток, где их выживаемость будет минимальной. И это не считая той рыбы, которая не успела отложить икру до того, как вода пошла на убыль.

НА БЕРЕГУ ПРОТУХАЮЩЕЙ РЕКИ

Год проведения чемпионата мира по футболу в России запомнился не только задержкой со сбросом воды на Волжской ГЭС, но и попыткой задержать полчища мошки, которые традиционно обрушиваются на Волго-Ахтубинскую пойму в период половодья. Обычно местные жители спасаются от насекомых своими силами: в ход идут москитные сетки, смешанный с водой натуральный ванилин, реже гвоздичное масло или аптечные средства. Но в 2018 году от мошки впервые решили избавиться при помощи легкомоторной авиации. Власти закупили 70 т бактицида на 33 млн рублей, еще около 8 млн ушло непосредственно на услуги дельталетов и микросамолетов. Обработка водоемов рядом со стадионом «Волгоград-Арена» началась еще в середине мая и велась каждые четыре дня, за два дня до каждого матча и в ночь непосредственно перед матчем. Но эффект был недолгим, если он был вообще: мошка не только не исчезла, а наоборот устремилась в город. Мелкий гнус досаждал английским и тунисским футболистам и болельщикам, а во время трансляции матча камеры не раз выхватывали игроков, которые, морщась, отмахивали от себя облако мошек. После такого провала «антимошкариной» кампании власти решили не останавливаться и за два дня до следующего матча провели дезинсекцию водоемов в радиусе двух километров от стадиона и дополнительно обработали площадку болельщиков разведенным в воде ванилином. В итоге матч Исландия-Нигерия обошелся без назойливых насекомых, но уже на следующий день берега возле Астрахани заполнила мертвая рыба. На выложенном на Youtube видео очевидец отдельно демонстрирует несколько мертвых стерлядей, которых обнаружил в числе прочего частика, и предполагает, что именно травля мошки в Волгограде стала причиной массовой гибели рыбы. Но Россельхознадзор не нашел опасных веществ ни в рыбе, ни в воде. Правда, это официальное заявление не мешает астраханцам до сих пор придерживаться версии, что мор рыбы случился из-за травли мошки.

Еще годом ранее похожая картина наблюдалась во время цветения сине-зеленых водорослей – мощного загрязнителя Волги, от токсинов которого массово гибнет рыба. Берега у села Рассвет в Астраханской области были покрыты тонким слоем этих ядовитых водорослей: мертвая вобла, сельдь, гигантские сомы… Буйному росту опасной растительности способствуют смываемые дождями с полей минеральные удобрения, неочищенные стоки муниципалитетов и предприятий, жара…

В этом году также не обошлось без новостей о рыбе на берегу. В соцсетях астраханцы сообщают (орфография и пунктуация авторов сохранены. – Прим. ред.): «Верхнелебяжий весь в трупах. Там даже воняет не то, чтобы болотиной, а гниющей рыбой», «Вдоль берега микрорайона «10 лет октября» все в дохлой рыбе и дохлая мелочь осетровых, которых выпускали торжественно на прошедший праздник». Также в соцсетях делятся сообщениями не просто о мертвой рыбе, а рыбе больной, пораженной язвами: «Воды нет, обычно в это время приходилось репейник выдергивать, иначе к берегу не подойти, в прибрежном чаконе дорожки прорубать. С таким уровнем воды, течение там слабое, через месяц протухнет река. На жмых карась клюет, как бешеный, почти весь пораженный язвами, в руки брать страшно. Вот так отдохнул – на берегу протухающей реки, ловя больную рыбу и отпуская ее заражать еще здоровую».

РЫБА ГИБНЕТ ОТ УДУШЬЯ

Кандидат биологических наук и старший научный сотрудник Астраханского биосферного заповедника Степан Подоляко рассказывает, что гибель серебряного карася продолжается с 2014 года: «Точная природа этого заболевания до сих пор не установлена. Нам известно только, что оно носит вирусный характер. К тому же болеет только рыба в возрасте от трех лет и старше, что позволяет судить о том, что заболевание распространяется только среди взрослых половозрелых особей. У ослабленной вирусом рыбы начинаются сопутствующие заболевания аэромоноз или чума карповых. Для человека этот вирус не опасен, но могут быть опасны сопутствующие ему заболевания. Во избежание эпизоотии (широкое распространение инфекционной болезни на значительной территории. – Прим. ред.) пораженных язвами карасей лучше не отпускать обратно в водоем, а закапывать где-нибудь на берегу, чтобы возбудители инфекции не возвращались в воду. Исследованием вирусной природы возбудителя заболевания серебряного карася с 2014-2015 годов занимаются специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Ждем результаты». Причину заморов рыбы Степан Подоляко видит в маловодье, высокой температуре воды и обильном разрастании водной растительности в летний период: «Ночью водяные растения дышат кислородом, забирая его из окружающей среды, и под утро его уровень в водоеме сильно падает, а рыба гибнет от удушья».

Версии «рыбы могут погибать от удушья» придерживается и доцент кафедры биотехнологии, зоологии и аквакультуры Астраханского государственного университета (АГУ) Владимир Федорович: «Заморы обычно отмечаются в стоячих или малопроточных водоемах ночью, так как зеленые растения потребляют кислород только в ночное время. В маловодные годы гибель рыб в водоемах может наблюдаться также из-за гниения органических веществ при недостатке кислорода». На вопрос о нересте рыбы этого года Владимир Федорович отвечает, что условия сложились крайне неблагоприятные: «Наиболее массовая гибель икры и рыбы отмечена на нерестелищах. Почему это произошло? Сегодня Волга представляет собой каскад водохранилищ, где сток воды зависит как от природного фактора – количества выпавших осадков, так и от человеческого фактора – решение о сбросе воды из водохранилищ. Весной этого года в период нереста промысловых рыб произошла приостановка сброса воды из Волгоградского водохранилища. По нашим наблюдениям, вода на многих полоях держалась не более двух недель, а для того, чтобы молодь окрепла и благополучно скатилась в реку, должно пройти значительно больше времени. На обсохших нерестилищах наблюдалась массовая гибель как икры, так и молоди на ранних стадиях развития».

ВРЕМЯ ЛОВИТЬ РЫБУ, И ВРЕМЯ ЕЕ СПАСАТЬ

Последствиями низкого паводка пытаются противостоять своими силами активисты. Дело отрядов «Голубого патруля» еще живо и сегодня школьники из сел Астраханской области помогают малькам попасть в большую воду. Равнодушными не остаются и городские жители. Астраханец Антон Фокин рассказывает, что выезжает к отшнурованным водоемам уже третий год. В прошлом году они спасали малька вместе со школьниками из села Водяновка, в этом – собирает добровольцев по соцсетям сам.

Фото_17_13a.JPG

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ ВЫЛАВЛИВАЕТ РЫБУ 

РУКАМИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОТОМ ВЫПУСТИТЬ ЕЕ В ПРОТОЧНУЮ ВОДУ 

У ХУТОРА ЛЕЩЕВ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА. 

ФОТО: ДМИТРИЙ РОГУЛИН/ТАСС

Антон рассказывает, что за один выезд можно спасти тысячи мальков: «Все зависит от количества людей и, конечно же, их желания. Если у человека есть желание, он зайдет с бреднем не один раз, а потом приедет еще и позовет других добровольцев… Почему я не могу оставаться в стороне? У каждого рыбака есть любимые места, куда он выезжает сам, со своей семьей и друзьями на рыбалку, но нужно не только ловить рыбу, но и спасать ее».

Он подчеркивает, что проблема низкого паводка стоит ежегодно: «Рыба отнерестилась и ушла, малек окреп, а вот выйти у него уже нет возможности, так как все пересохло и остались одни лужи». Подобная картина наблюдается в Приволжском, Наримановском, Володарском и других районах области. Антон с командой работает только в границах Приволжского района, поскольку согласовал акцию только с главой этого района, а без разрешения, признается он, можно заработать штраф или, еще хуже, уголовную статью.

Эти опасения не напрасны. Польстившиеся на легкую добычу рыбаки сами рискуют быть пойманными бдительными сотрудниками. Так на ловле рыбы менее установленного промыслового размера был пойман пожилой житель Красноярского района: весь его улов весом в 40 кг был конфискован в пользу государства, а рыбаку назначили штраф в размере более 100 тыс. рублей.

Как оказалось, штрафы в сотни тысяч далеко не предел. На правах анонимного источника житель Камызякского района Астраханской области рассказал, как в этом году в один из ериков зашла вобла и не смогла оттуда выйти даже при помощи человека: «В ерик Чертык зашла вобла, но вода ушла и рыба осталась в этом Чертыке. Получилось так, что ерик начал мелеть и вобла осталась в яме. На селе все судачили, мол, что так нельзя и с этим надо что-то делать, приехал председатель и местные даже успели что-то раскопать, чтобы рыба смогла выйти в реку, но она все равно оставалась в этой яме. А потом яма пересохла. Несколько местных набрали там мешка два рыбы, но на обратном пути поймали их самих. Рыба была меньше положенного размера и ее пересчитали поштучно – улов обошелся в миллион с лишним».

У сельских жителей, для которых рыба зачастую является единственным источником дохода, такие случаи ничего, кроме раздражения не вызывают: «Рыба дохнет – это нормально, а если человек ловит рыбу, чтобы прожить – это нарушение закона. А кто заплатит штраф за рыбу, которая тоннами дохнет? Штраф надо накладывать на тех, кто допустил гибель рыбы! Позор тем рыбоохранникам, которые проплывают мимо тонн тухлой рыбы!»

ПАРАДОКСЫ НА ВОЛГЕ

В Астраханском биосферном заповеднике на вопрос о возможности оценить ущерб от низкого паводка ответили, что такой практики не существует, и подобных исков у них не было. Также там подтвердили, что из-за низкого паводка происходят изменения во всей экосистеме дельты реки Волга. Маловодье отрицательно влияет на качество воды, на возможность размножения большинства видов рыб, на некоторые виды птиц. Значительно ухудшается противопожарная обстановка, поскольку возможность пожаров на незатопленных паводковыми водами территориях увеличивается.

«Мастер-Фишер» со ссылкой на официальный источник в Генпрокуратуре России заявил о гибели в Волге 80% промысловых рыб. Согласно приведенной статистике безвозвратно утрачены природные акватории нерестилищ: севрюги – на 40%, осетра – на 80%, белуги – на 92%. Некоторые виды рыб, в числе которых, например, волжская сельдь, полностью исчезли из акватории Волги. Причина все та же – исчезновение нерестилищ из-за обмеления Волги.

Вот такая парадоксальная ситуация складывается на Волге в данный момент. Здесь штрафуют за лишние килограммы рыбы, а тонны погибающей молоди остаются без внимания. Осетровые под запретом лова уже давно, а нереститься им все равно негде. Наказывают местных жителей, а не виновных в обмелении реки в самый разгар нереста.

ПО ПОСЛЕДНИМ ДАННЫМ

На очередном заседании межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, посвященного катастрофическому состоянию уровня воды на Нижней Волге, было принято решение об увеличении сбросов. С 11 июня по 10 июля сбросы с Волгоградского гидроузла будут увеличены сбросы с 5000 до 5500 +/- 200 кубометров в секунду. По данным Федерального агентства водных ресурсов, такие меры должны прекратить снижение уровня воды, что позволит избежать неблагоприятных и опасных явлений на водных объектах Астраханской области.


Автор:  Полина ДЕЛИЯ

Комментарии


  •   , 25 августа 2024 в 14:20:55 #53674

    Кто ответит? Где уже Сталин?


  •   , 25 августа 2024 в 14:20:55 #53675

    Кто ответит? Где уже Сталин?


  •   суббота, 30 августа 2024 в 14:20:55 #54227

    Не умеют хозяйствовать на реке для сохранения рыбы и не хотят ! Но штрафовать научились лихо ! ! Реки надо чистить и следить за экосистемой ! Иначе рек просто не будет на Земле !


  •   четверг, 11 сентября 2024 в 14:20:55 #55861

    Не умеют хозяйствовать на реке для сохранения рыбы и не хотят ! Но штрафовать научились лихо ! ! Реки надо чистить и следить за экосистемой ! Иначе рек просто не будет на Земле !


  •   пятница, 10 октября 2024 в 14:20:55 #65446

    Кто ответит? Где уже Сталин?



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку