НОВОСТИ
15.10.2024 06:02
15.10.2024 06:18
Молдавского бизнесмена Платона обвинили в выводе из России более 48 млрд рублей
110
14.10.2024 22:05
Французу Лорану Винатье дали три года колонии за нарушение закона об иноагентах
326
13.10.2024 15:41
На съемках фильма в Ленобласти под актерами рухнул пол. Пострадавших госпитализировали
1015
ЭКСКЛЮЗИВЫ
Заря метательного оружия
Совместно с:
22.11.2018
Если первым оружием человека могло быть все, что попало ему под руку – камень, палка, рог и т. д, – то для усовершенствования средств нападения и защиты нужно было хорошо поработать головой и руками. «Совершенно секретно» продолжает рассказ о становлении оружия.
На территории нынешней Германии, на стоянке неолитического человека гейдельбергского, были обнаружены восемь заточенных кольев – копий, использовавшихся первобытными людьми. Сделаны они были из стволов молодых елей (одно из сосны) и носили явные следы обработки. Причем не просто сбивания торчащих сучков, а сознательной шлифовки древка с целью получения заведомо ожидаемого нужного результата. При всем своем несовершенстве, эти копья с вынесенным вперед центром тяжести позволяют современным метателям копья запустить точную их копию аж на 70 метров. Можно предположить, что такой результат для человека гейдельбергского был запредельным, но огромное множество останков убитых ими животных, найденных около стоянки, без сомнения говорит о том, что как минимум в вопросах охоты человек гейдельбергский был уже человеком умелым. Его добыча – дикие кони, благородные олени, зубры и туры отнюдь не были легкой добычей.
ОТ ЗАТОЧЕННОЙ ПАЛКИ К КОПЬЮ
Найденным копьям порядка трехсот тысяч лет. Они были созданы в ту пору, когда человек стоял на низшей ступени эволюционной лестницы и морщил низкий лоб, думая – подниматься по ней или же и так все неплохо. Да, это охотничье оружие еще примитивно, но имеет явные следы творческого подхода к решению поставленной задачи. Ведь для того, чтобы создать подобное метательное копье, нужно не только подмечать, запоминать и осмысливать реалии окружающего мира, нужно развивать абстрактное мышление! Сама по себе палка по воздуху не летает и дикого коня (особенно в движении) не ранит.
Следует обратить внимание на важный момент, коренным образом повлиявший на развитие человечества: желание не просто вооружиться, а улучшить имеющиеся под рукой средства боя (охота – тоже бой, только не с себе подобными). Заточенная палка не слишком хорошо поражала цель, стало быть, необходимо усилить ее проникающую способность. Для этого был совершен по-настоящему прорывной шаг – у копья появился каменный наконечник. При кажущейся простоте этого технического решения следует понимать, что прежде ничего подобного не делалось и вновь-таки никакого примера в окружающей природе у человека (на тот момент еще не слишком разумного) не было. Кроме того, наконечник следовало обработать, придать ему соответствующую форму и после этого закрепить на древке. Так вот, с этой непростой задачей человек справился уже 280 тысяч лет назад! Во всяком случае, каменные наконечники, обнаруженные при раскопках в Эфиопии, датируются именно этим временем. Возможно, мы еще просто не нашли более ранние образцы наконечников и они существовали намного раньше указанного времени, но ясно одно – еще в ту пору, когда человек не мог претендовать на высокий титул «разумного существа», он сознательно предпринимал немалые усилия для разработки и модификации образцов оружия.
Между тем модификация и специализация вооружения продолжалась, и очень скоро появились нетривиальные новшества, продиктованные особенностями применения оружия. Так, скажем, раненного копьем зверя можно было при желании отыскать по следам крови, а вот раненную обычным наконечником рыбу найти и поймать удастся не всегда. Для решения этой проблемы человек проявил творческий подход и сообразительность и соорудил острогу (возможно, глядя на скелет только что съеденной им рыбы).
Со временем кроме метательных копий наш древний предок решил обзавестись еще одним копьем – для нанесения колющего удара. Оставаться безоружным в поединке, все равно, с человеком или зверем, было весьма неуютно. И тут выяснилось, что для такого оружия вынесенный далеко вперед центр тяжести метательного копья не подходит – для рукопашной схватки нужно хорошо управляемое оружие. Оно не должно быть слишком длинным, а центр тяжести следовало перенести примерно туда, где руки удерживают древко. Новое копье получило крепкое толстое древко, утяжеленное со стороны, противоположной наконечнику, а человечество сделало еще один шаг вверх по эволюционной лестнице. Обретя функ-
ционально приспособленное оружие, человек, существо разумное, но сравнительно плохо вооруженное среди иных всеядных и хищников, сумел завоевать господствующие позиции в пищевой цепочке.
Но если все написанное выше может относиться как к охотничьему, так и к боевому оружию, то последующие усовершенствования прежде всего отнеслись к оружию боевому. Дело в том, что очень долгое время наши предки в Европе сосуществовали на одной территории с неандертальцами. Сейчас их называют представителями тупиковой ветви развития нашего общего древа, однако вполне вероятно, что при отсутствии у древних людей достаточно развитой оружейной культуры обломанной веткой могли бы оказаться именно мы. Непонятно, что послужило причиной острой вражды между кроманьонцами и неандертальцами: земли хватало на всех, охота и рыбная ловля были обильны, и о перенаселенности планеты еще никто не задумывался. Однако воевали жестоко, и бои явно шли на истребление. В этих условиях, несомненно, формировались единство рода, ощущение собственной значимости, понимание «свой/чужой» и сопричастность индивидуума к общему делу. Таким образом, в горниле неолитической войны ковались зачатки общественных отношений, а заодно и прообразы властных структур.
«Бой Давида и Голиафа». Осмар Шиндлер
Но чисто с оружейной точки зрения эта война потребовала «обновления арсеналов и, как следствие, решения непростых технологических задач». Естественно, не по прихоти неведомых первобытных генералов, а в силу настоятельной боевой необходимости. Дело в том, что неандертальцы были агрессивны и физически значительно более сильны, чем их противники. Тягаться с ними в рукопашной было делом глубоко бесперспективным. Однако они были довольно неуклюжи, поймать более подвижного и легкого кроманьонца им было затруднительно. Поэтому неандертальцев следовало поражать с дальней дистанции, на которой человек разумный мог метнуть как можно больше дротиков и, в случае неудачи, иметь возможность вовремя кинуться наутек.
Ведение боя на дальнем расстоянии было совершенно критично. Дело в том, что строение плечевого сустава не позволяло неандертальцу метать что-либо на значительную дистанцию. Именно эту особенность физиологии противника осмыслили и использовали наши предки. Результатом стало оригинальное устройство, получившее (значительно позднее) название «ататль», или попросту «копьеметалка». В принципе, к данной задаче подходили с разных сторон. Так, скажем, в будущих италийских землях к копью присоединяли специальную петлю – аментум. Свои копьеметалки были по всему миру. Их можно встретить даже у аборигенов Австралии.
Найденный во Франции образец этого приспособления вырезан из оленьего рога. Он значительно удлиняет руку метающего копье, что дает ему возможность бросать свое оружие намного дальше. Но кроме этого, можно видеть, насколько тонко вырезана фигура дикого коня на рукояти.
Сегодня нельзя сказать однозначно, было ли это просто украшением (что недвусмысленно свидетельствует о развитом эстетическом чувстве у древних людей), имело ли ритуальные функции (пусть дротик летит быстрее этого коня) или же свойства охотничьей магии (тебя убил конь, а не я). Но даже глядя на один этот предмет, можно заключить, что интеллектуальная составляющая в первобытном обществе была куда выше, чем принято изображать в школьных учебниках истории. И во многом развитие интеллекта связано как раз с взаимоотношением человека и оружия.
Из утилитарного приспособления, будь то охота или же нападение и защита, оно превращается в предмет, наделенный особой мистической силой. Предмет, отделяющий жизнь от смерти, дающий пропитание и защиту, и, несомненно, имеющий отношение к миру духов.
БУМЕРАНГ
Но копье, при всей своей распространенности, не было единственным оружием дистанционного боя. Сегодня во всех концах земли можно встретить милую игрушку – бумеранг. Пущенный умелой рукой, он неизменно возвращается к метателю. Но стоит вспомнить, что у этой «безделушки» грозное боевое прошлое. Он – прямой потомок метательной палицы все той же ранненеолитической поры. Первый из известных бумерангов относится как раз к эпохе кроманьонцев и вырезан из кости мамонта. Его обнаружили археологи во время раскопок в Польше. И это уже не просто кривая дубинка, это оружие вполне обладает той самой замечательной особенностью бумеранга – возвращаться. Конечно, если не попадает в цель. Тут стоит упомянуть, что это ценное качество в бою или на охоте почти не используется – просто нет времени подбирать брошенные бумеранги. Но жертву чаще всего поражали с одного броска.
Как можно видеть, бумеранг не является оружием специфически австралийским. Расхожее мнение, что оно возникло и развилось в замкнутом местном обществе охотников на кенгуру и вомбатов – миф. Бумеранги были широко распространены еще в Древнем Египте. Так, скажем, среди ритуального вооружения в гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены более тридцати ритуальных бумерангов, предназначенных для комфортного плаванья по подземному Нилу. Без них умерший властитель явно не мог управиться. Это было уже не просто оружие, а божественный артефакт. Ведь фараон для жителей страны был не просто человеком, но прежде всего – воплощением бога, «гостившим» на земле.
Свои бумеранги знали и в древней Индии. Там с древнейших времен имелось три отработанных способа закручивать бумеранг. Они делили популярность ручного метательного оружия с плоскими отточенными металлическими кольцами – чакрами. Индусы раскручивали их на пальце, затем с чрезвычайной меткостью и ловкостью метали в цель. Точно пущенная чакра сносит голову, как меч.
Некоторые исследователи считают, что именно из Индии, кочуя по островам, бумеранги и попали в Австралию. Может, и так, но все же это пока лишь гипотеза.
Бумеранги по сей день используются американскими индейцами племен навахо и пуэбло для охоты на птиц.
В среднем бумеранг не превышает длиной метра и несется к цели со скоростью 70 км/час. Метается – на расстояние до 200 метров. То есть способен поражать неприятеля на той же дистанции, что и современный пистолет-пулемет. Хотя скорость «выстрела» пониже, но прилетевшая в лоб увесистая дубинка не оставляет противнику, будь то зверь или человек, шансов. Чаще, конечно, бой велся на более короткой дистанции, на ней ловкий охотник мог поразить цель множеством разных способов по своему усмотрению. Для решения специфических задач использовались бумеранги разной формы.
Существовало, к примеру, отдельное оружие для охоты на водоплавающих птиц. Применялись бумеранги-мечи, не просто сбивавшие жертву с ног или ломавшие ему кости, а врубавшиеся в тело врага, насколько это позволяло дерево, из которого они были изготовлены. Были в арсенале и бумеранги с крюком специально против щитоносцев. При всей кажущейся простоте бумеранг стал шедевром аэродинамики того времени. И, конечно же, поиск его идеальной формы и оптимальных методов метания дали изрядный толчок человеческому мышлению.
ПРАЩА
Еще одним повсеместно распространенным оружием стала праща. Она тоже использовала принцип удлиненного плеча и требовала для изготовления совсем мало средств – длинный кусок кожи и камни (желательно одного размера и веса). В горах Адыгеи найдены снаряды для пращи, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры. Но, вероятнее всего, само это оружие появилось куда раньше. Все, что нужно было для ее изготовления, всегда находилось под рукой. В мировую историю праща, конечно, вошла благодаря описанию библейской схватки между великаном-силачом Голиафом и будущим царем – Давидом. Эта схватка во многом символична: точность и быстрота ума в этом бою возобладали над грубой силой. Она словно демонстрирует переход человечества на новый уровень. И этот переход обозначается силой оружия.
Реальная праща использовалась на поле боя вплоть до XVI века. Если прежде в качестве зарядов для нее использовали камешки, глиняные шарики, а в землях инков даже золотые «пули», теперь ей метали «полновесный свинец». Дальность выстрела была невелика, не более 90 метров, но кинетическая энергия, отдаваемая зарядом при попадании, достигала трехсот джоулей, примерно как у пули из пистолета Макарова. Прицельность выстрела из пращи оставляла желать лучшего, но тем не менее всегда находилось много стрелков (в древности ими особо славились Балеарские острова), которые доводили пользование пращой до уровня искусства. Другим путем пошли индейцы алеуты. Они стали обвязывать камень и бросать его, раскручивая веревочный «хвост». Для охоты и увеселения праща, как и бумеранг, используются и по сей день.
Наконечники для метательных копий из Эфиопии (280 000 лет)
САРБАКАН
Еще один вид метательного оружия, хорошо известный в древности и сохранившийся до сих пор, – духовая трубка. В разных концах света ее делали из разных материалов, но везде для изготовления духового оружия требовался кропотливый труд – внутри ствол должен иметь идеально ровную поверхность. В природе такой не встречался. Стало быть, технология обработки поверхности должна была появиться и развиться из ниоткуда. Задача непростая для древнего человека, однако, как показала практика, решаемая. Но приложить столько труда для того, чтобы получить маломощную плевалку – нелепо. Выдуть тяжелую пулю сколь-нибудь далеко человек чисто физически не в состоянии. Легкая пулька не причиняла заметного вреда противнику. Конечно, известны случаи, когда в качестве зарядов духовой трубки использовались маленькие глиняные шарики. В Туркмении такое оружие использовалось для охоты на птиц. И все же результат не окупает усилия. Если бы не одна существенная деталь: основным «боеприпасом» для такого оружия служили отравленные шипы. Легкие, острые, они все же не могли проникнуть глубоко и чаще парализовывали, а не убивали жертву. Однако сама идея метания поражающего элемента через ствол уже проникла в умы людей (как и использование отравляющих веществ в боевых целях). Оставалось лишь отыскать то, что разгонит его лучше, чем примитивный человеческий выдох. И хотя до этого часа оставалось много лет, начало было положено.
Фотоматериалы предоставлены автором
Автор: Владимир СВЕРЖИН
Совместно с:
Комментарии