«Царская невеста» цыганского барона
Совместно с:
04.04.2016
В этом году знаменитому светскому персонажу застойных времён, другу Галины Брежневой Борису Буряце могло бы исполниться 70 лет
О нём писали и пишут без устали уже много лет. Журналисты, историки, просто знакомые и даже не знакомые с ним. Он – это широко известный в своё время в криминальных кругах под именем Бриллиантович, а в богемной среде как «бриллиантовый тенор» и «цыганский барон» Борис Буряца. Судьба словно запрограммировала его для создания образа героя криминальных очерков, статей и даже фильмов. Как писал о нём историк Рой Медведев, «это был красивый брюнет с серо-зелёными глазами, довольно полный для своего возраста. На безымянном пальце сверкал перстень с огромным бриллиантом, а на шее – толстая кручёная золотая цепь с крестом, которую он не снимал, даже купаясь в море». Один из его коллег по сцене вспоминает, как однажды в Сандунах узнал Бориса как раз по этому кресту, «который у намыленного Буряцы болтался на шее».
Почитательница талантов Бориса Буряца — Галина Брежнева
Фото: Мусаэльян Владимир/ТАСС
Таким его изображал и народный артист Евгений Миронов в телесериале «Охотники за бриллиантами», в основу которого легла детективная история нашумевшего ограбления квартиры вдовы писателя Алексея Николаевича Толстого в ноябре 1980 года. Потом сериал вошёл даже в шорт-лист национальной кинопремии «Золотой орёл» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал (до 10 серий включительно)». Хотя многое в фильме не слишком соответствовало действительности, а иногда и совсем не соответствовало, тем более что его герои выступали не под вымышленными, а под своими собственными именами. К тому же живы многие из тех, кто знал их лично. Так, много неточностей и нестыковок обнаружил в сериале внук актрисы театра и кино Нины Сазоновой Евгений Борисов, как раз лично знакомый с Галиной Брежневой и её другом Борисом Буряце (Буряце и Буряца – два варианта фамилии, употребляемые одинаково часто. О правильном далее. – Ред.). Они были абсолютно не такими, как их изобразили в киноленте, считает он. «Называть Буряце наводчиком на грабежи и разбои богатых квартир – полный абсурд! – возмущается Евгений Борисов. – Не тот уровень. Я хорошо знал и Бориса, и Галину, успел достаточно пообщаться и попить с ними винца. А когда Борьку арестовали, я чуть было свидетелем по этому делу не пошёл, по крайней мере, располагаю о нём многими подробностями. Посадили Буряце по статье 154 часть 2 – за спекуляцию, конкретно – 11 дублёнками (видимо, в тот момент больше не нашли). Если бы там действительно была настоящая уголовщина, ему бы совсем другую статью влепили».
Впрочем, и сама биография Бориса даёт немало поводов для фантазий. Начнём с того, что правильнее его фамилию писать всё же Буряца. Это, кстати, утверждают и коллеги по его первому театру – «Ромэн», с подмостков которого он начал своё головокружительное творческое восхождение вплоть до солиста главного музыкального театра страны – Большого. Да и надгробный памятник на Славянском кладбище в Краснодаре – о том же: Буряца. Ещё больше запутывают сведения о годе его рождения. Там же, на надгробии, высечена надпись – 1946 год. В архиве Большого театра, в который его приняли в 1976 году, значится другой – 1948 год рождения. С днём и месяцем ещё большая путаница. В том же архиве записана дата 27 декабря, на надгробном памятнике – 4 октября, а в различных публикациях о нём можно встретить и 10 апреля. Если последняя дата всё же хоть как-то соответствует действительности, то будем считать данную публикацию, приуроченной к его несостоявшемуся при жизни 70-летнему юбилею.
«… Соль второй октавы. Не выше»
…20 мая 1981 года в Кремлёвском Дворце съездов Большой театр (а в те времена КДС был второй его сценой) давал 759-е представление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста». Шеститысячный зал, как всегда, был переполнен. В те годы КДС считался тем самым театральным центром, куда огромным бурлящим потоком, тщательно фильтрующимся (в целях безопасности) военизированной охраной у ворот Кутафьей башни, устремлялись взволнованные предстоящим зрелищем толпы москвичей и гостей столицы. Далеко не все они были меломанами, но побывать здесь считалось в те годы не только престижно, но и вкусно.
На этот раз спектакль был явно не рядовым, что сразу отметила внимательная публика, приобретшая места в партер. Личность восседающей в первом ряду леди была до боли знакомой множеству – кто же перепутает с кем-то другим дочь самого Генерального секретаря ЦК КПСС, дорогого Леонида Ильича Брежнева. А привело Галину Леонидовну и многочисленную свиту в этот вечер на спектакль первое выступление в одной из ролей её сердечного друга (назовём его так) Бориса Буряцы. Этого дня Борис ждал без малого пять лет, после того, как, попав в труппу прославленного театра, перебивался на второстепенных ролях. И вот дождался: в афише значилось его имя напротив совсем не второго плана действующего лица – царского лекаря Елисея Бомелия. Ясно было, что вне зависимости от качества исполнения Буряцу ожидал успех – огромные букеты от высокопоставленных поклонников, ждущие своего часа, это ему гарантировали… Бурными аплодисментами встретил первый ряд выход во втором действии оперы хитрого и сластолюбивого Бомелия. Он обещает изготовить по просьбе одной из главных героинь, Любаши, ядовитое зелье для разлучницы, ставшей на пути к сердцу любимого. «Для девушки пригожей на всё, на всё готов», – обещает Бомелий. Но какою ценой
Это самый верх арии царского лекаря Елисея Бомелия в знаменитой опере Николая Андреевича Римского-Корсакова. В принципе, чтобы её взять, считают коллеги Буряцы, не обязательно оканчивать консерваторию, можно отделаться и средним музыкальным учебным заведением. Но коллега Бориса по театру народный артист России и тоже тенор Александр Архипов считает, что тот тогда вполне справился с этой партией:
– Конечно, мы понимали, что звёзд с неба он не хватает. О том, как он попал в труппу, лучше смолчу, но он никогда, если не считать шикарных нарядов, перстней и шуб до полу, не пытался противопоставить себя остальным солистам, был достаточно скромен в коллективе и много времени мог потратить, готовя ту или иную роль. Исполнял в основном второстепенные, как у нас принято говорить, «моржовые» партии. Помню, одно время в очередь с ним мы пели в «Каменном госте» Даргомыжского партию Первого гостя. Сказать что-то плохое о Борисе не могу. Мне он запомнился как очень приветливый и доброжелательный парень, не жадный. Мог запросто одолжить кому угодно любую сумму. Правда, не особенно заботясь о том, чтобы её своевременно, а то и вообще вернули. Без конца одаривал костюмеров и гримёров театра. А ещё – об этом помнят все – никогда не снимал свои бриллианты и крест.
Вспоминает исполнительница главной в спектакле «Царская невеста» роли – Марфы Собакиной народная артистка России Ирина Журина:
– Вообще, мне с Борисом довелось петь в трёх спектаклях: «Мёртвые души» Р. Щедрина, «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини и лишь однажды в «Царской невесте». В тот самый день, когда он в первый и, как выяснилось потом, в последний раз в своей жизни спел одну из больших партий второго плана Елисея Бомелия. Да и вообще, по-моему, это было его последнее выступление в качестве солиста Большого театра (арестовали его в начале следующего года. – Авт.). Роль Бомелия небольшая, он появляется только во втором акте четырёхактного спектакля, но Борис справился с партией вполне сносно. Конечно, выйдя к рампе, я сразу периферийным взглядом в первом ряду увидела Галину Брежневу. А когда вышла «умирать», отведав зелья Бомелия и Любаши в последнем акте, первый ряд практически был пуст – он, похоже, уже отправился отмечать Борин дебют. Правда, отпраздновали его и мы, коллеги дебютанта, но уже без него – в гримёрке после спектакля. Таков был неписаный закон в Большом: дебютант «накрывает поляну», что Борис и сделал.
Со слов других участников этого спектакля и бывших работников КДС, Буряца всё же вернулся туда ближе к ночи. Дело в том, что в ресторане, где вместе с Галей они отмечали дебют, он обнаружил пропажу своего знаменитого перстня. И хотя КДС считался режимным объектом и в это позднее время никто из посторонних людей туда проникнуть не мог, Буряца, по-видимому, в число их не входил. Вместе с охраной они обшарили все урны, пока не нашлось утерянное. Перстень по ошибке был завёрнут Борисом в «лигниновое» полотенце – его выдавали артистам для снятия грима. Видимо, слишком торопился он на банкет.
«Поздно!»
Итак, Борис Буряца в этом году отметил бы своё 70-летие, если бы дожил до него. Не случилось. Жизнь его была бурной и непредсказуемой – он постоянно торопился взять от неё всё. Сведения о его детстве и юности из разных источников никак не складываются в стройную картину. Известно только, что уже в 17 лет он впервые поссорился с Уголовным кодексом – был осуждён за кражу. Что было потом, рассказывает его коллега по театру «Ромэн», народная артистка России, известная широкому зрителю по одной из главных ролей (Рубины) в популярном телесериале «Кармелита» Ирэна Морозова.
– Впервые мы столкнулись с ним в дверях театра «Ромэн», куда он был принят. Я, тогда, несмотря на молодость, достаточно опытная артистка, в арсенале которой было уже несколько главных ролей, увидела блестящего денди, одетого в каракулевое пальто, подшитое в талию, и в каракулевой шапке. Сразу бросилось в глаза, что его прямо распирало желание произвести на всех впечатление крупного государственного мужа. Хотя по летам это был пацан
Конечно, в тот день, все мои коллеги по театру, что называется, сникли: ведь никто из нас в те времена не мог себе позволить такую одежду. Ясно было и то, что кто-то из власть имущих уже за ним стоял – иначе откуда такая роскошь? Его характер проявился, когда он вдруг отказался ехать на традиционные трёхмесячные летние гастроли по стране. Что любопытно, на первый раз ему это каким-то удивительным образом сошло с рук. А подружились мы с ним как-то незаметно, когда он однажды обратился ко мне с просьбой дать совет, как ему удачнее сыграть роль, как вписаться в мизансцену. Роли у него были всё больше второстепенные, тем не менее на общем фоне наших артистов он выделялся.
Поклонниц у него стало появляться всё больше, и этому удивляться не приходилось – он был спортивного сложения, хорош собой. Серьёзные проблемы у него возникли, когда он снова отказался ехать с труппой на гастроли. И тогда он признался мне, что хочет уволиться. Так вышло, что и у меня возникли в это же время проблемы с главным режиссёром и я тоже подумывала об увольнении, но, передумав, подала документы в ГИТИС. Не знаю, быть может, мой пример был для Бориса заразительным, но и он тогда решил туда поступать. Мы вместе сдавали вступительные экзамены, и оба на актёрский факультет. На экзаменах по актёрскому мастерству ему поставили четвёрку, а мне пятёрку, но перепутали экзаменационные листы, и в результате пятёрка оказалась у него, а четвёрка у меня. Я, честно говоря, на это отреагировала спокойно, и у меня даже мысли не было, что здесь замешан Борис, да и сегодня я думаю так же. Скажу прямо: его очень редко видели на занятиях, в отличие от меня. А помимо актёрского мастерства, тогда ведь надо было изучать и истмат, и диамат, и историю партии. Конечно, оба мы относились к этим предметам спустя рукава. Другое дело, что мне приходилось корпеть над учебниками перед экзаменами и зачётами, а у Бори, который особо не напрягался, каким-то непонятным образом всегда стояли по всем предметам высокие оценки.
С Галей Брежневой, как помню, они познакомились, когда она однажды пришла в «Ромэн» – ей вообще нравились цыганские песни, тем более что её связывала дружба с актрисой театра Зиной Кикиной. Там, по-видимому, она и положила глаз на юного красавца Бориса. После его ухода из нашего театра мы встречались уже реже, но однажды при встрече он мне признался, что поступил в труппу Московского театра оперетты. Не успела я как следует на эту новость отреагировать, как снова (кажется, это было в ресторане ВТО, который находился тогда недалеко от нашего театра) он вдруг показывает мне альманах «Театральное обозрение» – тогда такие сборники выпускались, по-моему, еженедельно. В них всегда была подробная информация о спектаклях в театрах столицы, указывались исполнители и т. д. Боря перелистывает страницы и говорит: «Ты видишь мою фамилию в афише «Каменного гостя»? Теперь я солист Большого театра». Я обалдеваю: «Боря, а как же оперетта?» «Да бог с ней, с опереттой, – машет он рукой. – Бери выше!» Тогда я впервые, наверное, поняла: ему всё равно, где играть и петь, лишь бы это было сверхпрестижно, он наслаждался тем, что ему подвластно всё… Помню, ещё рассказал, что в театре у него отдельная гримёрная, рядом с которой постоянно дежурит его личная охрана.
Кстати, явление Бори в ресторан ВТО – это отдельная песня. Там он появлялся непременно в рубашке «апаш», с открытым широким воротом. На открытой груди у Бори всегда был огромный золотой крест в камнях. Однажды, когда он приметил меня там и в очередной раз похвастался, что его здесь стерегут несколько человек из личной охраны, я не выдержала: «Боря, не пора ли тебе завершить свои рискованные дела?» Поразил меня тогда его ответ: «Поздно!» Это была наша последняя встреча – больше мы с ним не виделись.
Последняя встреча
«Борис понимал, что ведёт неправедную жизнь», – считает его коллега по театру «Ромэн», заслуженный артист России, эстрадный певец и режиссёр Пётр Деметр:
– О его актёрских данных ничего не могу сказать, так как, когда Борис пришёл в «Ромэн», я служил в армии. За связь с дочерью вождя Галиной он, считаю, поплатился самым роковым образом: сначала тюрьма, а затем нелепая смерть, как утверждают, от рук агента КГБ. В 1982 году Борю Цыгана арестовали и осудили на семь лет лагерей, обвинив в причастности к громким ограблениям – дрессировщицы Ирины Бугримовой, вдовы Алексея Толстого Людмилы и даже к убийству актрисы Зои Фёдоровой. По версии обвинения, он выступал в роли наводчика. Всё же, говорят, Буряца не имел отношения к краже бриллиантов. Просто нужен был повод, чтобы избавить генсека от порочащих его статус проделок дочери
В квартире Бори на «Чеховской» провели обыск, а затем вызвали на допрос. Юрий Чурбанов не стал брать под защиту друга жены, не смогла ему помочь и Галина, которая раньше всегда выручала Бориса из трудных ситуаций. Его арестовали, и он стал одним из главных фигурантов по «делу о бриллиантах», ему дали срок и отправили в тюрьму. Думаю всё же, что на него слишком много навесили обвинений, просто надо было кого-то сделать крайним. Вина была возведена в какую-то чудовищную степень. И уж совсем не верю в их любовные отношения с Галиной Брежневой. Знаю, что Галина Леонидовна просто была страстной поклонницей цыганской песни – ведь в каждом россиянине вызывает понятное волнение тема «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»…» Да и вообще, её широкая и неудержимая натура требовала общения с нашей популярной диаспорой.
Дальше о его судьбе сведения, знаю, противоречивы. Одни утверждают, что он умер во время отсидки. Другие – что досрочно освободился через пять лет, но был убит неизвестными. Даже в архивах театра «Ромэн», где он некогда работал, нет ни одной его фотографии.
Кстати, цыганская община не простила этого семье Брежневых. Как уверяют знающие люди, ромалэ прокляли высокопоставленную «любовницу» Бориса и всех потомков Леонида Ильича по женской линии. Это можно было бы поставить и под сомнение, но разбитые судьбы самой Галины, её дочери Виктории и, наконец, трагедия правнучки генсека наводят на мрачные размышления.
– Смею всё же думать, что мы с моей безвременно ушедшей из жизни супругой Розой Джелакаевой – одни из тех, кто видел Бориса перед самой его смертью, – вспоминает режиссёр Пётр Деметр. – На концерте нашего дуэта в сочинской «Ривьере» к нам за кулисы пришёл молодой цыган – жгучий брюнет с серо-зелёными глазами, элегантный, с изысканными манерами. Боря со словами благодарности преподнёс Розе огромный букет хризантем, а мы, в свою очередь, стали звать его в гости в гостиницу «Приморская», где нас разместили. Огромные зелёные его глаза, как сейчас помню, вдруг чуть заметно помутнели, и он сказал с улыбкой: «Ребята, я бы с удовольствием, но, поверьте, вам это не нужно!»
Очень скоро я всё же услышал от цыган, что Борис умер на операционном столе от острого приступа аппендицита. Царствие ему Божие, и пусть душа его наконец обретёт покой, подумал я тогда.
***
Из воспоминаний Ирины Журиной: «Запомнился рассказ ведущего тенора Большого театра Евгения Райкова, народного артиста СССР. После ареста Буряцы он навестил его в тюрьме. Вернувшись оттуда, сказал: «Он мне признался, что вёл до ареста неправедную жизнь и после освобождения обязательно начнёт новую, другую…»
Комментарий на интернет-форуме. Александр 2015.11.22 14:16: «Я прошёл с этим человеком и зону-27, что в Красноярске, сразу за алюминиевым заводом, где спасал его не один раз от наездов блатных. Я был там завом образовательной школой. Сутками мы были вместе. Я освободился по УДО через два года, а Боря на три месяца позже. Встретились мы в Саяногорске. Я работал там в стройуправлении… и Борю туда пристроил. Мы организовали вокально-инструментальный ансамбль. Квартиру я тоже снял для него и себя. Так мы провели ещё два года вместе. Короче, я знаю о нём всё, а у вас, простите, копия сплетен, как и у многих, только небольшая часть правды…»
Автор: Анатолий ЖУРИН
Совместно с:
Комментарии