НОВОСТИ
Экс-следователя Тамбиева приговорили к 16 годам за рекордную взятку
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Последний аристократ

Последний аристократ

Последний аристократ
Автор: Александра ИВАНОВА
Совместно с:
12.11.2018

 

20 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Алексея Баталова – талантливого киноактера, режиссера, сценариста, педагога. Интересный, умный собеседник, хороший, отзывчивый человек – так говорят все знавшие его лично. Баталов всегда покорял зрителя особой теплотой, благородством, интеллигентностью. Он был иконой советского кино, а его голос, по словам одного дружившего с ним режиссера, –  «это отдельное произведение искусства»…
 
Лет десять назад довелось услышать из уст одного вгиковского преподавателя такую историю. Первокурсник актерского факультета после первых месяцев учебы восторженно делится впечатлениями: «У нас руководитель курса – такой классный дядька! А оказывается, он еще и в кино снимался!» Ни в коем случае не хотелось бы бросать тень на современных вгиковцев – они разные и не все среди них такие невежды. Речь идет всего лишь о безмерном обаянии Алексея Владимировича и его потрясающем педагогическом мастерстве, способном заинтересовать, увлечь, околдовать профессией.
Во ВГИКе он преподавал с 1975 года, с 1989-го заведовал кафедрой актерского мастерства, в качестве руководителя курса выпустил 7 актерских мастерских. О спектакле его студентов, сделанном по знаменитой поэме Самуила Маршака «Мистер Твистер, бывший министр», говорила вся Москва. Наверное, для своих студентов он был не только проводником в профессии, но и мудрым наставником, человеком, который передавал им свой жизненный опыт и культуру, накопленную не одним поколением. Ему было, чему их научить и о чем рассказать.
 
 ДЕТСТВО В ЦАРСТВЕ МУЗ 
 
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года в театральной семье. Мама – актриса Нина Ольшевская, отец – актер Владимир Баталов. Тетя и дядя – тоже знаменитые актеры – Ольга Андровская и Николай Баталов. Детство и юность Алексея прошли в Москве. «Я жил в закрытом дворе МХАТа, по улицам не гулял, как другие мальчишки, и сроду не знал, что такое песочница, – вспоминал актер. – Сидел запертый за кулисами. Дома – кругом бороды сплошные и реквизит. После репетиций вся актерская братия заходила к нам чайку попить. Для меня видеть загримированную, раскрашенную рожу было привычнее, чем обычное человеческое лицо… Я ничего не выбирал и не решал, а шел шаг за шагом. И любой бы на моем месте стал актером: никуда бы не делся».
Но, вообще, как знать, ведь рядом с Баталовым постоянно была не только театральная муза Мельпомена. Благодаря отчиму, писателю Виктору Ардову (родители Алексея развелись, когда ему было 5 лет), в доме стали бывать не только актеры, но и писатели, поэты, музыканты, художники. «Когда мне было 7 лет, к нам впервые пришла Анна Ахматова, – рассказывал Алексей Баталов. – Когда она приезжала в Москву, для нее освобождали мою комнату. В ней было 6 метров, когда я ложился, то доставал ногами до противоположной стены, а она выглядела в этом закутке как королева… Мне всегда помогал пример бескомпромиссных людей, живших рядом. Как правило, все они были бедны материально, но компенсировали это духовным богатством. Ахматова, Зощенко, Пастернак, Бродский – я знал этих людей, видел их жизнь».
А жизнь была непростая, как и время – порой смутное, вязкое, тяжелое. Яростный каток сталинских репрессий не обошел баталовскую семью. Бабушка, дедушка, два дяди Алексея Владимировича были осуждены как «враги народа». Будущий актер ни минуты не сомневался в невиновности своих родственников. «…Что бы мне ни пытались вдолбить в школе пионерские или комсомольские начальники, я никого из родни не предал, – говорил он. – Один родственник похоронен в братской могиле во Владимире, второй остался на лесоповале под Кандалакшей. Бабушка умерла, отсидев бог знает сколько лет за то, что была дворянкой и еще кем-то, кем быть возбранялось».
Ну а если вернуться к музам, стоит, наверное, отметить, что, когда юный Баталов показал свои стихотворные опыты Анне Ахматовой (это ж надо было смелости набраться), «королева» поэзии произнесла: «Это – стихи». Из ее уст услышать подобное – великая похвала. Но с поэзией Алексей свою жизнь так и не связал, а вот к прозе обращался. Из-под его пера впоследствии вышли книги «Диалоги в антракте» и «Судьба и ремесло». И все же актерская порода взяла верх над всем.
Вплотную с театральным делом Баталов познакомился во время войны. В эвакуации в Бугульме мама будущего актера создала свой театр, который объездил полстраны. Конечно, выступали и в госпиталях перед бойцами (наверняка этих молодых парнишек, пришибленных, покалеченных войной, вспоминал Алексей, когда создавал бессмертный образ Бориса в фильме «Летят журавли»), и на предприятиях. В такое тяжелое время люди, как никогда, тянутся к светлому, настоящему, тому, что может дать только подлинное искусство.
За это время Баталов овладел множеством профессий – был и рабочим сцены, и бутафором, и декоратором, и статистом. Тогда же впервые вышел на сцену и как артист. Поэтому вполне логично, что, вернувшись в Москву, он поступил в Школу-студию МХАТ. Затем была армия, которая для него обернулась служением в Центральном театре Советской армии. Опять выступления в воинских частях, перед солдатами, но теперь уже, к счастью, в мирное время.
После этого – четыре года службы во МХАТе, не принесшие ничего интересного для актера в творческом плане. И тут на помощь приходит еще одна муза – кинематографическая.
 
 С ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДМОСТКОВ ПОД ПРИЦЕЛ КИНОКАМЕРЫ 
 
Компенсируя театральную рутину, в жизнь актера постепенно стал входить кинематограф. Первую большую роль в кино сыграл в 1954 году, это был фильм «Большая семья» режиссера Иосифа Хейфица. Потом подряд – «Дело Румянцева», «Мать». И тут Баталов решается на довольно смелый поступок – уходит из театра. «Когда я подал завтруппой заявление, он от ужаса начал бегать по кабинету, а я, по его словам, на какое-то мгновение потерял сознание, – вспоминал актер. – Это было первое заявление об уходе по собственному желанию за всю историю Художественного театра… Вопрос решался на принципиальном уровне – ломалась вся моя жизнь. Я же не просто терял работу в театре, московскую прописку, жилплощадь. Мосты сжигались окончательно, назад меня никто уже не взял бы… Но выбор я сделал осознанно».
Итак, позади МХАТ, а впереди «Ленфильм» и долгая жизнь в кино. До 1975 года Алексей Баталов был актером и режиссером Киностудии «Ленфильм» (что, конечно, не мешало ему сниматься и на других студиях). Например, на «Мосфильме» в легендарной картине Михаила Калатозова «Летят журавли». Получив приглашение на роль Бориса в экранизации пьесы Виктора Розова «Вечно живые», Баталов сначала сомневался: «Имею ли я право принять на себя это предложение? Ведь Борис – парень цельный, глубокий, чистосердечный не только в его первой большой любви к Веронике. Он беспредельно любит свою Родину и отдает за нее жизнь. Справлюсь ли я с такой исключительно ответственной ролью, с «техническими трудностями»? Сумею ли во всех нюансах передать интимные чувства героя, его мысли о жизни, порой неосознанные и противоречивые?»
И справился, и сумел – теперь-то мы точно знаем. Играл настолько самоотверженно, что даже получил небольшую травму на съемках: во время одного из эпизодов случайно наткнулся на сук дерева и сильно поранил лицо. Травма оказалась настолько серьезной, что пришлось лежать в больнице. Но в жизни случайностей не бывает: пока находился на лечении, получил от 
Иосифа Хейфица сценарий фильма «Дорогой мой человек» и приглашение сыграть в этой картине хирурга. «А сшивал меня точно такой человек, которого мне предстояло сыграть в кино, – с его биографией, провинциальной больницей. Все оказалось важным, необходимым», – рассказывал актер.
Вообще, в человеческой судьбе не бывает ничего проходного, лишнего, случайного. Просто кто-то проходит мимо, не видя этих важных знаков, а кому-то дана счастливая особенность подмечать, вдумываться и не упускать. Эти качества можно и развить в себе, только чаще всего мешает лень, ведь люди, как известно, ленивы и нелюбопытны. Но не таков был Алексей Владимирович Баталов.
Такие истории в его жизни случались не раз. Во время лечения в глазной клинике в Симферополе (актер испортил зрение, когда снимался в «Даме с собачкой») ему прислали сценарий фильма «Девять дней одного года». Сценарий настолько потряс актера, что он тут же, не раздумывая, сел в свой «Москвич» и помчался в столицу. Удивил этим и режиссера, и всю съемочную группу, но так велико было желание сниматься в этой картине. Вот только Баталов плохо переносил яркий свет, а тут еще эта проблема с глазами. Все понимали, что ему будет сложно сниматься при ярком освещении, которое требовалось: пленка в то время была еще очень низкочувствительной. Что было делать? Вспоминает соавтор сценария картины Даниил Храбровицкий: «Мы решили поехать на пленочную фабрику, рассказали инженерам и рабочим о фильме, о Баталове, попросили нам помочь. И нам помогли! Нам дали пленку, которая проходила испытания. Оставался год до ее выпуска, но для нас сделали исключение и сказали: «Будьте спокойны, пленка надежная». С коробками пробной пленки мы приехали в Москву, и с Баталовым все решилось». За роль физика-ядерщика Дмитрия Гусева в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» Алексей Баталов был признан лучшим актером 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран».
 
 ПЯТЬ РОЛЕЙ У ОДНОГО РЕЖИССЕРА 
 
Бывает так, что складывается счастливый режиссерско-актерский тандем, и актер, и режиссер находят друг друга и результатом этой встречи является серия удачных картин. Баталов снялся сразу в пяти фильмах у режиссера Иосифа Хейфица. Все роли разноплановые и интерес-
ные. В 1955 году сыграл, например, шофера Александра Румянцева в картине «Дело Румянцева». Специально для этой роли научился водить большие грузовики.
А в 1960 году случилась «Дама с собачкой». Как считал Иосиф Хейфиц, «… в этом рассказе выражены нестареющие призывы к красоте человеческих отношений. И думается мне, что они и сейчас могут прозвучать вполне современно. Чехов – наш союзник в борьбе с остатками пошлости». В образе Гурова Хейфиц видел исключительно Алексея Баталова, несмотря на то что многие его отговаривали. Сам актер давно мечтал об этом: «Мне очень хотелось работать над этой ролью. И потому, что это – экранизация чеховского рассказа. И – в силу моей неразрывной связи с Художественным театром. Кроме того, Гуров давал мне возможность перейти в другое амплуа, в круг совсем иных человеческих переживаний». Готовился к роли актер основательно – отпустил бороду, стал больше сутулиться. Просто многие считали, что он молод для этой роли, пришлось таким образом стариться. Правда, когда режиссер увидел эту бороду, то пришел в ужас, стал кричать: «Снимите эту бутафорию!» По его мнению, борода была уж слишком черна. Ничего, перекрасили. Главное, что за внешним скрывалось внутреннее – глубокая, чувствительная актерская душа, которая смогла раскрыть этот образ сполна. Картина имела не только российский, но международный успех, сам великий Федерико Феллини, по его собственным словам, смотрел фильм несколько раз.
И все же ни Гуров, ни Румянцев, ни Гусев, ни другие персонажи, блестяще сыгранные Баталовым, не имели такого успеха и зрительского (особенно женского) поклонения, как Гоша из «оскароносной» мелодрамы Владимира Меньшова «Мос-
ква слезам не верит».
 
 «ОН ЖЕ ГОГА, ОН ЖЕ ЖОРА…» 
 
На роль сорокалетнего интеллигентного слесаря Георгия Ивановича Владимир Меньшов пробовал разных актеров. Виталия Соломина, например. Но его никто не устраивал, и отчаявшийся Меньшов уже решил сниматься сам. Но тут опять же вмешалась та самая неслучайность. Увидел режиссер по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли и решил, что вот он – Гоша. Бегло просмотрев полученный сценарий, Алексей Владимирович вежливо отказался. Но потом неожиданно согласился. «Вот Гоша – все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо, – вспоминал актер. – Но как только я прочитал, понял, что это не канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, – это другой совсем человек. Выйдет не выйдет – это второй вопрос, но это интересно делать».
Актеру было интересно делать, ну а нам, зрителям, потом, соответственно, интересно смотреть, ибо образ у Баталова получился яркий, живой и обаятельный. Женщины всей страны обмирали, втайне завидуя Кате Тихомировой, героине фильма, и мечтая, чтобы на их пути появился такой вот идеальный Гоша. Тогда он казался идеальным, а вот сейчас частенько можно услышать другие мнения: мол, что хорошего в этом герое, чуть что не по его, пустился в запой, бросил женщину, заставил мучиться и страдать. Наверное, в этом есть толика горькой правды, и тем не менее любая женщина за сорок все равно всем сердцем и душой поймет и прочувствует Катину знаменитую фразу: «Как долго я тебя искала!» Да, вот такого вот сильного и в то же время обидчивого, как ребенок, а главное – своего мужчину. Кстати, этой фразы в сценарии не было, она родилась в процессе съемок на площадке. Так же, как и ставшее потом крылатым выражение «дружить домами».
А вот некоторые сцены из уже готового фильма пришлось потом вырезать по требованию худсовета. «Была смешная и симпатичная сцена: Коля приходит уговаривать Гошу, то есть меня, вернуться в дом Катерины, – вспоминал Алексей Баталов. – Но в рамках очередной борьбы с пьянством некоторые удачные реплики вырезали. Удалили еще кое-что. Помните эпизод, где мы с Катериной убираем диван? Так вот, если бы не цензура, я бы дефилировал в кадре с голым задом».
Впрочем, сейчас это уже не так важно, фильм хорош и без этих эпизодов и уже давно по праву входит в золотой фонд отечественного кинематографа.
алексей баталов со своими учениками / «РИА НОВОСТИ»
 
 НЕМНОГО О ЛИЧНОМ 
 
В 1963 году Алексей Баталов вступил в свой второй и последний брак. Избранницей актера стала цирковая актриса Гитана Леонтенко. Они познакомились еще в 1955-м, актер влюбился сразу, страстно, да и взаимность была. Но преградой к соединению влюбленных послужила отнюдь не первая жена Баталова, а банальная актерская занятость. Прекрасная Гитана, наездница в цирке, и актер Алексей Баталов просто были очень преданы своим профессиям, а актерская судьба порой настолько сурова, что совсем не оставляет времени на личную жизнь. В конце концов они поженились и прожили вместе 54 года. Мужественно переживали несчастье – дочь Маша с рождения страдает тяжелым недугом, который навсегда лишил ее шанса на нормальную жизнь. Тем не менее она окончила сценарный факультет ВГИКа, пишет сценарии и книги. Но жуткая душевная боль за родное существо, покалеченного по ошибке врачей ребенка не отпускала Баталова до конца жизни.
…Когда-то актер Лев Дуров назвал Алексея Баталова «последним аристократом, сумевшим сохранить в себе душевную гармонию». И возможно, в этой фразе наиболее четко и ясно обрисован образ актера, режиссера и педагога Алексея Владимировича Баталова. Он был таким и таким останется в нашей памяти.

Автор:  Александра ИВАНОВА
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку