ПИРАТЫ, КАПЕРЫ, ФЛИБУСТЬЕРЫ...
ФОТО: WIKIPEDIA.ORG
09.02.2024
Начало 2024 года ознаменовалось обострением ситуации вокруг Йемена. В ночь на 12 января США и их союзники нанесли удары с воздуха и моря по военным объектам хуситов, которые ранее держали в страхе торговые суда в Красном море. Эти «партизаны Аллаха» утверждают, что они – честные пираты и грабят только тех, кого они считают неправильными, но на самом деле у них имеются тесные контакты с иранскими спецслужбами и их союзниками из ливанской «Хезболлы», и Тегеран отправляет хуситам деньги и оружие. И не только Тегеран. Так что хуситы, по сути, это не «честные пираты», а каперы, и это понятие появилось очень и очень давно.
Каперы – это частные лица, которые используют вооруженные уничтожения торговых судов, но не всех, а только корабли с целью захвата и противника. Соответственно, каперство – это нападение и захват (с разрешения своего правительства) неприятельских судов или судов нейтральных стран, занимающихся перевозкой грузов в пользу неприятельской страны.
В отличие от «честных пиратов», каперы действуют с разрешения и при поддержке властей одного из воюющих государств. Пираты отличаются от каперов тем, что эти морские разбойники всегда действуют на свой страх и риск. А вот основной отличительный признак каперов – это каперское свидетельство (правительственный документ – разрешение). Охота за неприятельскими судами при наличии каперского свидетельства всегда считалась уважаемым и патриотическим занятием – в противоположность нелицензированному повсеместно осуждавшемуся пиратству. Французы называли каперские свидетельства lettre de course, что привело к появлению термина «корсар». А вот у британцев прижился термин «приватир» (privateer), означавший частное (приватное) судно, предназначенное для нападений на корабли противника. Такое судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, как правило, и покупал у властей каперское свидетельство – по сути, лицензию на грабёж.
Пиратство в своей примитивной форме (в виде морских набегов) появилось одновременно с мореплаванием, но особую известность пираты имели в античности, а также в эпоху развития колоний.
Термин «капер» (kaper) вошёл в употребление в странах Средиземноморья примерно в IX веке. Термин «корсар» появился значительно позже (начиная с XIV века), а термин «приватир» – ещё позже: его первое употребление датируется 1664 годом.
В целом, появление и распространение каперства было вызвано попыткой решить проблемы, возникавшие при существовавшей системе комплектования флота. Каперская практика позволяла без особых затрат со стороны правительства привлечь рыбаков и торговцев, обычно уклонявшихся от корабельной службы, к участию в военных действиях. Кроме того, выдача каперских свидетельств позволяла использовать пиратов, стремившихся узаконить свой бизнес.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КАПЕРСТВА
Первая попытка официальной регламентации каперства относится к 1288 году, когда арагонский король Альфонсо III издал устав, в котором каперам предписывалось брать у Короны патенты и вносить залог в обеспечение того, что они не будут грабить сограждан, нападать на неприятеля во время перемирия или в нейтральных гаванях. Захваченные же суда (призы) каперы обязывались приводить в порт, из которого они вышли.
Законы XIV и XV веков установили аналогичный порядок каперской деятельности, иногда присоединяя к ним ещё кое-какие требования для каперов. Например, согласно французскому праву, приз должен был быть доставлен нетронутым – для удостоверения, что он действительно отнят у противника. За сокрытие приза, разграбление товаров, жестокое обращение с экипажем назначались суровые наказания, а за незаконное задержание нейтральных судов – возмещение убытков.
В XV веке основные требования национальных законов о каперстве были подтверждены международными договорами, и к концу века данные нормы стали общими положениями международного призового права. По сути, действия каперов не рассматривались как пиратские, а часть добычи или даже все захваченные корабли с их грузами считались законным вознаграждением обладателя лицензии на грабёж.
КАПЕРСТВО В НОВОЕ ВРЕМЯ
Когда во время морских войн XVII и XVIII веков одной из главных целей войны стало уничтожение неприятельской торговли, каперы оказались наиболее пригодным для этого средством. При этом на произвол и расхищение каперов были отданы не только неприятельские, но и нейтральные суда. Так, например, французский ордонанс 1584 года освободил каперов от всякой ответственности за причинённые ими убытки и предоставлял им в добычу не только захваченные на нейтральном судне неприятельские товары, но и само судно, мотивируя такое разграбление необходимостью поддерживать дух и мужество каперов.
Ещё дальше пошёл в этом направлении ордонанс Людовика XIV, изданный в 1681 году.
Период блестящих подвигов каперов начался во время войны Голландии за освобождение. Начиная с 1569 года, голландские каперы, известные в истории как гёзы (geuzen), ходили по всем морям, повсюду захватывая купеческие суда, но, главным образом, они отправлялись к мысу Доброй Надежды для нападения на испанские суда во время их пути в Ост-Индию. Одним из самых знаменитых среди них был Корнелис Корнелисзоон Йол, известный под прозвищем Деревянная Нога, который в больших количествах захватывал, угонял и грабил испанские и португальские корабли, а также совершал набеги на побережье Бразилии, Вест-Индии и Африки. Примерно в 1640 году Йол был возведён в ранг адмирала, и его называли «морским львом» и «доблестным морским героем».
С этого же времени на сцену вступили британские каперы, самым знаменитым из которых был сэр Фрэнсис Дрейк. Королева Англии Елизавета I возвела его в рыцарское достоинство, а вот его главные жертвы, испанцы, настаивали на том, что Дрейк – обыкновенный пират.
Нападение корсаров
ФЛИБУСТЬЕРЫ
Французские корсары, нападавшие на испанские корабли, положили начало флибустьерству. Флибустьер – это морской разбойник XVII века, грабивший, главным образом, испанские суда и колонии в Америке. Это слово произошло от голландского vrijbuiter, что означало «вольный добытчик». А вот французы, обосновавшиеся в первой половине XVII века на Антильских островах, трансформировали этот термин в flibustier.
Флибустьеры тоже почти всегда были снабжены особой разрешитель-грамотой. Она называлась «комиссией» (commission). Отсутствие комиссии делало флибустьера обыкновенным пиратом, поэтому флибустьеры всеми средствами стремились её раздобыть. Она жаловалась, как правило, во время войны, и в ней указывалось, на какие корабли и колонии имеет право нападать её обладатель, и в каком порту он обязан сбывать свои трофеи. Губернаторы английских и французских островов Вест-Индии, чьи колонии не получали достаточной военной помощи от метрополий, за деньги выдавали такие бумаги практически любому капитану.
По сути, флибустьеры представляли собой многонациональные сообщества выходцев из различных социальных групп, и они придерживались своих собственных законов и обычаев. Перед походом они заключали между собой особое соглашение (охотничий договор) – по-английски agreement, по-французски – chasse-partie, в котором предусматривались условия дележа будущей добычи и правила компенсации за полученные раны и увечья. Это было прообразом современного страхового полиса. Как правило, на Гаити флибустьеры отдавали французскому губернатору 10% от своей добычи, а на Ямайке – 1/10 часть в пользу верховного лорда-адмирала Англии и 1/15 часть в пользу короля. Часто капитаны флибустьеров имели несколько комиссий от разных государств.
ФРАНЦУЗСКИЕ КОРСАРЫ
Франция стояла среди морских держав особняком. В период правления Людовика XIV эта страна официально включила корсарство в общую политику развития своего флота. Идея состояла в том, чтобы соревноваться с противниками той эпохи – Англией и Голландией – с наименьшими затратами. В то время во Франции выдвинулись такие корсары, как Рене Дюге-Труэн и Жан Бар. Кстати сказать, позже из этой политики зародилась теория крейсерской войны (guerre de course), популярная во Франции до начала XX века.
Рене Дюге-Труэн родился в 1673 году в Сен-Мало, и происходил он из семьи судовладельцев и купцов. Став матросом, он участвовал в Войне за английское наследство и в 1691 году стал капитаном 14-пушечного корабля. Уже в это время он занимался пиратством у берегов Южного Ирландии, грабя английские и голландские суда. Потом он крейсировал на своём корабле в проливе Ла-Манш и у берегов Португалии.
Памятник Рене Дюге-Труэну в Мен-Мало
В 1695 году, командуя 30-пушечным кораблём, Дюге-Труэн захватил 12 судов, а в 1696 году он уже самостоятельно командовал эскадрой во главе 2 линейных кораблей и 3 фрегатов. В 1697 году он разгромил голландский конвой и захватил трофеев примерно на 1 млн франков.
Во время Войны за испанское наследство Дюге-Труэн возглавил отдельную каперскую эскадру, действовавшую в Северном море. В 1703 году он захватил 28 голландских китобойных судов. В 1704 году он захватил английский 58-пушечный корабль и 12 торговых судов.
В 1709 году, действуя у берегов Бразилии, Дюге-Труэн захватил 16 боевых кораблей и 300 торговых судов, и король Людовик XIV возвёл его в дворянское достоинство. После завершения войны, в 1715 году, Людовик XIV провозгласил Дюге-Труэна chef d’escadre, что соответствовало званию контр-адмирала.
Рене Дюге-Труэн умер 27 сентября 1736 года в Париже. Подсчитано, что за время своего корсарского промысла он захватил 60 боевых кораблей и более 300 торговых судов.
Жан Бар родился в 1651 году в Дюнкерке, и его дед Корнелий Бар был корсаром и умер от ран, полученных в бою. И отец Жана тоже погиб в бою, будучи корсаром. И сам Жан Бар быстро рос в должностях: юнга, матрос, помощник капитана... В 21 год он поступил на службу на корсарский корабль, а в 1674 году стал капитаном корсарского галиота Le Roi David. Корабль был небольшим: его вооружение составляли всего 2 пушки, и команда состояла из 36 человек. Но в первом же бою у острова Тексель корсару повстречался голландский фрегат, имевший 18 орудий и 60 человек на борту, и Жан Бар взял его на абордаж.
Потом молодому корсару доверили 8-пушечный корабль La Royale, назначив его капитаном. На нём в 1674–1675 годах Бар захватил 28 вражеских судов.
Следующим кораблём Бара стал 24-пушечный фрегат La Palme, на котором он в 1676–1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24-пушечным голландским фрегатом Schiedam, который был доставлен в Дюнкерк. После захвата последнего, корсар попал в поле зрения лично Людовика XIV. О Жане Баре стали ходить легенды, и в 1679 году он был произведён в капитан-лейтенанты королевского флота. В 1689 году он получил очередной чин капитана 1-го ранга. В 1692 году король оказал Жану Бару особую честь, приняв его в своём дворце в Версале. Корсарские подвиги Бара продолжились, и в 1694 году ему были пожалованы дворянский титул, орден Святого Людовика и право иметь золотую лилию в своём гербе.
1 августа 1697 года Жан Бар был произведён в чин chef d’escadre, а в самом начале Войны за испанское наследство, ранней холодной весной 1702 года, он подхватил простуду, перешедшую в воспаление лёгких, от которого знаменитый корсар и скончался 27 апреля 1702 года.
Главным портом базирования французских корсаров в XVII столетии был Дюнкерк, а суммарная стоимость призов, доставленных туда во время войн Людовика XIV, составила 22 млн франков. Американский военно-морской теоретик, историк и контр-адмирал Альфред Тайер Мэхэн называл такую политику Франции «величайшим заблуждением». Он утверждал, что каперство было, прежде всего, бизнесом, который стремился извлекать максимальную прибыль при минимальном риске. Поэтому, по его мнению, естественной целью каперов были торговые суда, которые были слабо защищены или не вооружены вовсе. Альфред Тайер Мэхэн называл крейсерскую войну (guerre de course) «тактикой слабого», особо отмечая отсутствие подготовки и дисциплины у каперов.
При этом в историю вошло имя Робера Сюркуфа, корсара, родившегося в 1773 году в Сен-Мало. Это был человек достаточно решительный, чтобы насаждать среди своих людей дисциплину и военную подготовку. Он умер в 1827 году и за свою карьеру захватил 47 английских, голландских, португальских и испанских судов, получив прозвище Король Корсаров. За успешные действия против британского торгового флота Наполеон наградил его титулом барона и орденом Почётного легиона. Сюркуф был владельцем целой эскадры каперских кораблей, и французский военный флот до наших дней сохраняет традицию называть один из боевых кораблей его именем.
В своё время Наполеон вызвал Сюркуфа для личной беседы, и, по некоторым данным, предложил ему чин капитана и командование двумя фрегатами. Но тот отказался от флотской карьеры, предпочтя каперскую деятельность.
Известно, что Сюркуф лично снаряжал каперские корабли. На его кораблях была установлена строгая дисциплина, и он сам обучал свои команды, уделяя особое внимание стрельбе и обращению с абордажной саблей. Численность принадлежащего ему флота доходила до 19 каперских судов.
КАПЕРСТВО В РОССИИ
Россия впервые прибегла к услугам каперов ещё в XVI веке при царе Иване Грозном. Захватив в 1558 году Нарву, русские сделали её главными торговыми воротами в Россию. Товарооборот Нарвы рос, и Швеция с Польшей развернули в Балтийском море широкую каперскую деятельность против судов, шедших к этому городу. С целью противодействия им Иван Грозный в марте 1570 года выдал «царскую грамоту» немцу, подданному датского короля Карстену Роде. В этой грамоте, в частности, говорилось: «Силой врагов взять, а корабли их огнём и мечом сыскать, зацеплять и истреблять».
Согласно договору, Роде должен был продавать захваченные товары в русских портах, поставлять в Нарву каждый третий захваченный корабль и по лучшей пушке с двух остальных кораблей, а также десятую часть от всей захваченной добычи. Экипаж корабля Роде права на добычу не имел, а получал жалование в размере 6 талеров в месяц.
Карстена Роде историки называют пиратом Ивана Грозного
Уже в июне 1570 года корабль Роде вышел в море, а через месяц немец командовал эскадрой из трёх судов, оснащённых 33 пушками. В течение двух месяцев Роде удалось захватить два десятка кораблей. При этом он не спешил выполнять условия договора с Иваном Грозным и большую часть добычи продавал на Борнхольме и в Копенгагене. Активность эскадры Роде была настолько высока и приносила такой вред польским и шведским купцам, что Швеция и Польша посылали специальные эскадры для поиска и поимки Роде, но успеха не имели.
В октябре 1570 года Роде был арестован в Копенгагене, его команды разогнаны, а корабли и имущество отобраны в казну. Роде содержался в замке Галль. Иван Грозный предлагал отправить Роде к нему, но ответа не получил. Летом 1573 года Роде перевели в Копенгаген, и о его дальнейшей судьбе сведений нет.
Повторно Россия прибегла к услугам каперов уже при Петре I – во время Великой Северной войны. В 1716 году появился Сенатский указ о выдаче поручику Василию Лодыженскому и подпоручику Лоуренсу Берлогену паспортов, чтобы им «каперить» шведские суда на шнявах «Наталия» и «Диана» (там же есть указание на порядок раздела призов: 62% было определёно в пользу казны).
Морской устав 1720 года содержал процедуру ареста приза, определение вознаграждения и его раздел. Сдававшихся в плен запрещалось лишать жизни. Правила эти были воспроизведены в регламенте адмиралтейской коллегии 1765 года, а дальнейшее развитие получили в договорах, заключённых Екатериной II с иностранными государствами.
С началом Русско-турецкой войны 1787 года были изданы «Правила для партикулярных корсеров», бороздивших Средиземное море под русским флагом. Согласно правилам, призовым судом была особая комиссия при русском флоте, а до её прибытия – дипломатические агенты России в Венеции и Неаполе, куда и должны были доставляться призы. При этом при Екатерине отличился, участвуя в войне с турками, шотландский капер Джон Пол Джонс, во время службы на российском флоте значившийся как Павел Джонес. Этот человек прибыл в Санкт-Петербург 23 апреля 1788 года. Из рук Екатерины II он получил патент на чин контр-адмирала за её собственноручной подписью. В то время Джонс был американским гражданином, и он получил под командование 5 линейных кораблей и 8 фрегатов.
Джон Пол Джонс 18 июня 1788 года разбил турецкий флот под Очаковом, за что его наградили орденом Святой Анны. Однако потом он попал в немилость у Г.А. Потёмкина, и его отозвали в Санкт-Петербург под предлогом перевода на Балтийский флот. Покинул столицу России озлобленный и разочарованный Джон Пол Джонс в августе 1789 года.
ОТМЕНА КАПЕРСТВА
Громадный вред, причинявшийся каперским промыслом всемирной торговле, вызвал движение в пользу отмены каперства уже в середине XVIII века. Во Франции Законодательное собрание сделало в 1792 году попытку достигнуть общеевропейского соглашения об отмене каперства, но это не встретило поддержки в других державах. Не имела успеха, главным образом вследствие противодействия Англии, и попытка уничтожить каперство, сделанная Францией в 1823 году во время войны с Испанией.
Во время Крымской войны каперов уже не было: Франция и Англия, считая, что для уничтожения русской торговли достаточно и военных кораблей, которыми располагали союзники, опасались действий каперов со стороны России. При самом начале военных действий английское правительство вступило с США в переговоры об отмене каперства, опасаясь, что Россия прибегнет к услугам американцев, но получило ответ, что опасения эти лишены оснований, так как законы Штатов запрещают их гражданам принимать каперские патенты от воюющих держав. Со своей стороны Англия и Франция декларациями от 28 и 29 марта 1854 года отказались от выдачи каперских патентов против России, мотивируя это решение желанием по возможности уменьшить бедствия войны.
По прекращению военных действий на Парижском конгрессе был поднят вопрос о совершенном уничтожении каперства, причём представители Англии охарактеризовали каперство, «как организованный и узаконенный морской разбой». В результате, первая статья Парижской декларации о морском праве 16 апреля 1856 года объявила каперство навсегда уничтоженным, к чему присоединились все европейские и американские государства, за исключением Испании, США, Мексики, Боливии, Венесуэлы и Уругвая.
Последнее американское каперское свидетельство было выдано во время Гражданской войны. Парижская декларация 1856 года, объявившая каперство вне закона, была подписана США, но ратифицировали её только в 1900 году, когда практика каперства уже вышла из употребления.
Кстати, в последний раз каперы были пущены в ход во время войны 1879– 1880 гг. между Перу и Боливией, с одной, и Чили – с другой стороны. В настоящее время преследование каперства и пиратства предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, и в широком смысле сейчас каперство – это эквивалент морского разбоя.
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Комментарии