НОВОСТИ
08.10.2024 14:13
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ПЕКИНСКИЕ СТРАХИ КРЕМЛЯ
Совместно с:
05.09.2014
КАК СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ПРОИГРАЛ ТРЕТИЙ МИР КИТАЮ
8 мая 1980 года Политбюро ЦК КПСС на своем заседании утвердило примечательный секретный документ «Об указаниях послам СССР в развивающихся странах о работе по разоблачению проимпериалистического курса Пекина». Указания высочайшей инстанции напоминали скорее панический крик, нежели хорошо продуманную, четкую и недвусмысленную инструкцию. Во всяком случае, это послание Политбюро вряд ли могло ориентировать советских послов на какие-то вполне конкретные меры и действия, поскольку никаких внятных практических предложений там не содержалось.
Преамбула документа предельно расплывчато и абстрактно гласила, что «в последнее время усиливаются опасные для дела мира тенденции во внешней политике Пекина, активизирующего свои гегемонистские происки, следующего курсом на взвинчивание гонки вооружений и обострение международной обстановки, делающего при этом все большую ставку на политическое, экономическое, а также военное партнерство с США и другими империалистическими державами».
По версии Кремля, «расширяющееся взаимодействие Пекина и Вашингтона на международной арене, фактическое превращение Китая в сообщника американского империализма в мировых делах вызывает растущее беспокойство в развивающихся странах». Этими странами, мол, также «проявляется недовольство и китайской внешнеэкономической политикой, в частности, такими ее аспектами, как углубляющееся сотрудничество Пекина с транснациональными корпорациями, подчинение торгово-экономических отношений с развивающимися странами своим корыстным политическим интересам и собственным экономическим выгодам…».
Звучит как типовая передовица «Правды» того времени, но для секретного документа, предназначенного только своим людям, да еще наиболее доверенным и проверенным, пассаж довольно странный и нелепый: можно подумать, на планете есть хотя бы одна страна, политика которой не подчинена пресловутым «корыстным» политическим и экономическим интересам ‒ то есть интересам национальным!
Фраза насчет «недовольства» развивающихся стран китайской политикой, особенно экономической, ничего, кроме смеха, ныне вызвать не может: об аспектах своего торгово-экономического сотрудничества с Пекином правители стран третьего мира Москве точно не докладывали. Во всяком случае, никаких жалоб на сей счет в московских архивах пока не обнаружено – ни единой. Скорее все обстояло ровно наоборот: африканские племенные вожди и царьки, пылкие латиноамериканские «р-р-революционеры», азиатские диктаторы всевозможных мастей не отказывали себе в удовольствии сосать всех маток сразу – и СССР, и Китай, и даже «страны империализма». Пламенный Фидель – и тот никогда не гнушался подачек по-пекински. Так что все это, конечно, лирика.
Указания же послам о конкретных действиях и вовсе выглядели какой-то совершенно наивной пионерщиной: «В этих условиях необходимо использовать имеющиеся возможности для дальнейшего разоблачения проимпериалистического курса нынешнего китайского руководства».
Посему советским дипломатам приказано «в беседах с государственными, политическими и общественными деятелями, представителями деловых кругов развивающихся стран»… обращать внимание собеседников на то, что «нынешнее обострение международной обстановки, возникшее в результате нарастания агрессивности в политике Вашингтона, а также гегемонистских устремлений Пекина, прямо затрагивает интересы развивающихся стран», и вообще, что «политика Китая <…> угрожает безопасности развивающихся государств <…>».
В общем, послы должны были «по очень большому секрету» нашептывать собеседникам, что Пекин настраивает АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) против Вьетнама, Лаоса и Кампучии, а Пакистан – против Индии, при этом содействует «египетско-израильскому сговору», «призывает к организации широкой интервенции против Афганистана».
Пикантнее всего выглядело указание обвинить Китай в том, что он стремится осложнить положение… в Европе, да еще и «подтолкнуть НАТО к дальнейшей гонке вооружений, обострить отношения США с СССР». Мягко говоря, возможности китайских товарищей – по части их влияния на Европу, и тем паче НАТО, – «слегка» преувеличены: стоит лишь представить эпическую картину, как НАТО образца 1980 года танцует под пекинскую дудочку, как сразу же разбирает гомерический хохот. Самое печальное, что советские послы не могли не понимать всей абсурдности этих высочайших указаний.
А ведь им еще приказано было доказывать, что пекинские гегемонисты положительно относятся «к действиям США в отношении Ирана, Афганистана, Никарагуа, Сальвадора, к наращиванию американских военно-морских сил в бассейне Индийского океана, в Персидском заливе…».
Отдельным пунктом было указано: обрисовать развивающимся товарищам, что «предоставление Пекину финансовой и технической помощи (к концу 1979 года капиталистические страны выделили кредиты на общую сумму более 28 млрд долларов) фактически ведет к превращению КНР в мощного конкурента развивающихся стран на экспортных рынках, в гигантский финансовый насос, поглощающий массу капиталов, в которых столь нуждаются многие развивающиеся страны…».
Правда, какой из этого мог следовать практический вывод, непонятно: наложить табу на решение Парижа или Вашингтона о выдаче кредитов Пекину ни Аддис-Абеба, ни даже Лусака с Даккой явно были не в состоянии. Потому сотрясать воздух на этот счет выглядело бессмыслицей.
Москву пугало то, что, Китай, по оценкам советской разведки, ежегодно расходовал на военные нужды свыше 35 миллиардов долларов, сосредоточив усилия на создании мощного военно-промышленного комплекса. Обиднее же всего было, что Пекин еще и неплохо подзаработал на торговле своим оружием, использовав ее «для получения валюты»: в 1970–1978 годах, сообщал документ, от продажи оружия странам третьего мира Китай получил свыше шести миллиардов долларов. Казалось бы, какое Москве дело до чужого кармана?
Так обидно же до чертиков, поскольку как раз эти денежки Пекин увел именно у нас! Ведь торговали китайцы оружием фактически советским. Если быть точнее, халтурно сработанными, зато предельно дешевыми копиями советского оружия. Причем толкали они это оружие всем желающим без разбора, откровенно демпингуя и перехватывая советские контракты. Чем вынуждали Москву оказывать своим подопечным «военно-техническую помощь» на еще более льготных условиях, а то и вовсе даром.
Посему и указано совпослам в странах третьего мира активно проводить «мысль о том, что дальнейшее сползание Пекина в лагерь империализма и реакции ставит в повестку дня вопрос о более решительном противодействии гегемонистскому курсу китайского руководства», и эту «разъяснительную работу» проводить, разумеется, «на плановой основе, информируя Центр об итогах проделанной работы и о наиболее интересных высказываниях политических деятелей страны пребывания о Китае».
Мда, преамбула звучала грозно, но на финише все свелось к указанию собрать побольше… интересных сплетен! Чисто по Салтыкову-Щедрину: «Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел…».
Хотя главный мотив для выпуска этого документа был действительно серьезным. Но о нем не сказали практически ни слова, лишь как бы мимоходом и деликатно обмолвившись, что «китайцы вместе с американцами направляют предпринимаемые извне агрессивные действия против Афганистана…».
Аккурат тогда колоссальный поток китайского вооружения хлынул в Афганистан: вплоть до конца афганской авантюры советских солдат убивали «за речкой», в основном как раз китайским оружием – на фоне китайских поставок душманам помощь прочих игроков выглядела мизерным довеском. Китайское же оружие в огромном количестве поставлялось и в Африку – тем режимам и вооруженным формированиям, которые вели войну против просоветских ставленников.
И не только оружие: аккурат тогда Пекин развернул весьма хорошо продуманную кампанию экономического и политического «завоевания» Африки – путем предоставления экономической и военной помощи тем, кто от нее не отказывался. Документ свидетельствует, что советская экономика к 1980 году была уже столь истощена, что ей уже почти нечего оказалось противопоставить даже не «империалистической», а «всего-навсего» китайской экспансии в третий мир!
Но страшнее всего было, что именно тогда Пекин на полных парах рванул на политическое и экономическое сближение с Америкой: 1 января 1979 года Китай восстановил дипломатические отношения с США, после разгромной для него войны с Вьетнамом объявил от отказе соблюдать заключенный еще в 1950 году советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Получив взамен выгодное торговое соглашение с США, многомиллиардный кредит и даже согласие Вашингтона на экспорт в КНР «военного вспомогательного оборудования».
Перед Советским Союзом отчетливо замаячила страшная перспектива войны, пока холодной, на два фронта – против блока НАТО на Западе и Китая – на Востоке. На Юге же уже шла война вполне «горячая»…
2 октября 1980 года Политбюро выпустило очередное секретное ЦУ совпослам, мало чем отличное от предыдущего: «О проведении дополнительной работы в целях противодействия американо-китайскому военному сотрудничеству». Рассекреченные документы красноречиво свидетельствуют, что в сражении за третий мир советское Политбюро смогло успешно противопоставить китайской экспансии лишь пустые слова, да указания о сборе сплетен.
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии