НОВОСТИ
12.12.2024 12:30
ЭКСКЛЮЗИВЫ
ОПЕРАЦИЯ «КАНЦЛЕР»
Совместно с:
09.11.2015
КАК КГБ И ВОСТОЧНОГЕРМАНСКАЯ ШТАЗИ ИНТРИГОВАЛИ ПРОТИВ ГЛАВЫ ФРГ
27 мая 1969 года в ЦК КПСС направлен запрос, подписанный первым заместителем председателя КГБ генерал-полковником Николаем Захаровым и заместителем начальника Главного архивного управления при Совете Министров СССР Леонидом Яковлевым:
«В соответствии с решением Секретариата ЦК КПСС (СТ-57/59 ГС от 16 сентября 1968 года) в октябре 1968 года Комитет государственной безопасности при СМ СССР передал МГБ ГДР фотокопии архивных документов о нацистском прошлом западногерманского канцлера КИЗИНГЕРА. В настоящее время МГБ ГДР просит передать на время подлинники дополнительных документов для использования их в подготовке мероприятий по компрометации КИЗИНГЕРА. Полагаем возможным удовлетворить просьбу немецких друзей и передать им во временное пользование упомянутые документы о нацистском прошлом канцлера ФРГ КИЗИНГЕРА, хранящиеся в ГАУ при СМ СССР.
ПРОСИМ СОГЛАСИЯ.
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС ПРИЛАГАЕТСЯ».
Судя по рукописным резолюциям на документе, товарищи из Секретариата ЦК КПСС не возражали, так что «немецкие друзья» из восточногерманского МГБ искомое получили. Операция против канцлера началась. Или, что более вероятно, продолжилась.
Федеральным канцлером Германии Курт Георг Кизингер (Kiesinger) стал 1 декабря 1966 года – после распада коалиции консервативного блока ХДС/ХСС со Свободной демократической партией (СвДП) и ухода в отставку канцлера Людвига Эрхарда. Большой политический кризис неожиданно разрешился благодаря согласию социал-демократов (СДПГ), возглавляемых Вилли Брандтом, войти в правительство при условии, что канцлером станет компромиссная фигура. Обе стороны сошлись на том, что это кресло займёт премьер-министр земли Баден-Вюртемберг христианский демократ Курт Кизингер, а вице-канцлером и министром иностранных дел станет лидер социал-демократов Вилли Брандт. Так на свет появилась первая «большая коалиция».
Правда, ахиллесовой пятой нового канцлера было его нацистское прошлое. Впрочем, он его никогда и не скрывал, да в Западной Германии того времени это было просто невозможно. Хотя бы потому, что любой, кто пришёл в политику после 1945 года, словно рентгеном просвечивался на предмет своей деятельности во времена Третьего рейха. Все члены НСДАП подлежали обязательной денацификации, лишь после прохождения которой получали шанс вернуться в политику или госаппарат.
Так что наличие в различных государственных, земельных, муниципальных, партийно-политических и общественных структурах тогдашней ФРГ значительного количества бывших членов НСДАП удивлять не должно: во первых, все они прошли денацификацию, а иные из них даже отсидели в лагерях; во вторых, других кадров – управленцев, юристов, политиков – в Германии просто не было.
Кизингер в данном случае исключением не был, и у него, как положено, имелся свой «скелет в шкафу». Он родился в 1904 году в католической семье в вюртембергском городе Эбинген, получил юридическое образование, а в конце февраля 1933 года вступил в стройные ряды НСДАП, обзаведясь членским билетом № 2633930. Тогда же вступил и в Национал-социалистический механизированный корпус СА. Позже в своих мемуарах Кизингер утверждал, что вступил в нацистскую партию якобы для того, чтобы «предотвращать эксцессы» и даже противодействовать антисемитской и расовой пропаганде. Разумеется, это смешно: членство в НСДАП было обязательным условием любой карьеры в государственном и политическом аппарате, а наш персонаж, будучи типичным карьеристом, хотел быть во власти или хотя бы при власти.
До 1940 года Кизингер трудится в качестве адвоката Берлинского апелляционного суда. Получив повестку о призыве на службу в вермахт, фронта избежал, устроившись в ведомство Риббентропа – в Министерство иностранных дел. Первоначально получил должность заместителя начальника отдела политического радиовещания, отвечал за внешнее вещание и связи с Министерством рейхспропаганды Геббельса. Как полагают, Кизингер отвечал и за содержание нацистского вещания за рубеж, в том числе и за передачи с антисемитской пропагандой и пропагандой войны. Более того, он работал в тесном сотрудничестве с известными функционерами СС – Герхардом Рюле и Францем Зиксом (бригадефюрер СС, один из руководитель РСХА, в 1948 году приговорен к 20 годам заключения, но в 1952 году вышел на свободу), которые несли прямую ответственность за массовые убийства в Восточной Европе.
30 апреля 1945 года Кизингер как член НСДАП был арестован американскими оккупационными властями в Баварии. 18 месяцев он провёл в заключении в различных лагерях, выйдя на свободу 17 сентября 1946 года. Затем прошёл процесс денацификации и решением суда в 1948 году был, так сказать, денацифицирован: то есть ему было позволено заниматься юридической и политической деятельностью. Он вновь начал как адвокат, но быстро ушёл в политику, сделав прекрасную карьеру в ХДС. Неоднократно избирался в бундестаг, с 1958 по 1966 год – премьер-министр земли Баден-Вюртемберг.
Впрочем, нацистского прошлого ему не забыли, и скандалов в его жизни хватало. Так, в 1966 году известный немецкий писатель, скульптор и художник Гюнтер Грасс опубликовал открытое письмо с призывом к Кизингеру не принимать пост канцлера. Философ Карл Ясперс вместе со своей женой в знак протеста против назначения Кизингера канцлером заявили об отказе от своих немецких паспортов. Протестовал против Кизингера-канцлера и писатель Генрих Бёлль. А в 1968 году известная «охотница за нацистами» Беата Кларсфельд на одном из митингов пробралась к трибуне и публично отвесила Кизингеру пощёчину, назвав его нацистом.
Москва же Кизингера тогда старалась особо не задевать, и вопрос его нацистского прошлого не педалировала, поскольку «восточная политика» Бонна товарищей из Кремля до поры устраивала. Однако когда 21 августа 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, то реакция на это канцлера Кизингера оказалась отрицательной и крайне резкой. В связи с этим ему тут же и полетела «ответка»: уже в сентябре 1968 года Комитет госбезопасности передал своим восточногерманским коллегам из Штази пакет «компромата» на Кизингера. По всей видимости, предполагалось, что «друзья» через свои каналы используют эти материалы для шантажа канцлера, дабы убедить его помолчать или даже склонить его к более умеренной позиции.
Но, как мы видим, из этого ничего не вышло: если даже «друзьям» из Штази и удалось найти прямые подходы к Кизингеру, на шантаж он явно не поддался. Тем более что ничего принципиально нового и ранее совершенно неведомого о «преступлениях Кизингера» документы КГБ содержать не могли. Потому в мае 1969 года «немецким друзьям» для организации «мероприятий по компрометации» решили подбросить материалы уже из загашника Главного архивного управления при Совмине СССР. Насколько успешными оказались «мероприятия», данных нет, поскольку операция не оставила никаких явных следов участия Службы, кроме этого документа. Но результат всё же был: вскоре социал-демократы (к лидеру которых, Вилли Брандту, вдруг воспылали симпатиями в Кремле) учинили правительственный кризис, «большая коалиция» распалась и 20 октября 1969 года Кизингер перестал быть канцлером…
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии