НОВОСТИ
В Южной Корее введено военное положение
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ОДЕТЫЙ В ГРАЖДАНСКОЕ ПЛАТЬЕ, УШЕЛ ИЗ ОТРЯДА

ОДЕТЫЙ В ГРАЖДАНСКОЕ ПЛАТЬЕ, УШЕЛ ИЗ ОТРЯДА

ОДЕТЫЙ В ГРАЖДАНСКОЕ ПЛАТЬЕ, УШЕЛ ИЗ ОТРЯДА
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
10.08.2015
 
НЕРАСКРЫТАЯ ЗАГАДКА ПЛЕНЕНИЯ ГЕНЕРАЛА КАРБЫШЕВА
 
Считается, что генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Карбышев попал в плен к немцам 8 августа 1941 года. Достоверно о его пленении и гибели в концлагере стало известно лишь в 1946 году, так что после 22 июня 1941 года генерал формально должен был считаться пропавшим без вести, а те, кому это положено, должны были хотя бы попытаться приложить усилия для установления его судьбы. 
 
Однако нет никаких документальных свидетельств того, что непосредственное начальство генерала Карбышева – командование Академии Генштаба интересовалось судьбой своего пропавшего преподавателя. Кадровые же органы Красной Армии и командование инженерных войск вдруг вспомнили о нем лишь год спустя после его исчезновения.
 
30 июня 1942 года за подписью начальника Штаба инженерных войск Красной Армии генерал-майора (впоследствии генерал-полковника) Константина Назарова и военного комиссара Штаба инженерных войск старшего батальонного комиссара Фомина на имя замначальника Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии ушел документ:
 
«По объяснению командующего 43 Армией Генерал-Лейтенанта ГОЛУБЕВА, бывший преподаватель старший (так в оригинале. – Авт.) кафедры тактики высших соединений Высшей Военной Академии имени К. Е. Ворошилова (с 1942 по 1958 год Академия Генерального штаба именовалась Высшей военной академией имени К. Е. Ворошилова. – Авт.) Генерал-Лейтенант Инжвойск КАРБЫШЕВ Дмитрий Михайлович в середине июля месяца 1941 года одетый в гражданское платье за неделю до выхода отряда ГОЛУБЕВА из окружения, ушел из отряда в направлении на Смоленск.
 
О дальнейшей судьбе КАРБЫШЕВА ГОЛУБЕВУ ничего не известно.
 
Прошу оформить приказом НКО КАРБЫШЕВА пропавшим без вести».
 
 
По сути, это единственное известное на сегодняшний день в открытом доступе документальное свидетельство о действиях Карбышева после 22 июня 1941 года. Практически вся прочая информация, на которой и построены сочинения о пленении Карбышева, почерпнута из источников не слишком надежных – воспоминаний очевидцев, иные из которых, быть может, никакими очевидцами и вовсе не были. Не говоря уже о том, что в советскую эпоху могло быть опубликовано исключительно то, что соответствовало официальной установке на героизацию фигуры генерала. Потому ко всем этим воспоминаниям относиться нужно по меньшей мере осторожно и критически, впрочем, как и к этому документу.
 
Генерал-майор (впоследствии генерал-лейтенант) Константин Голубев командующим 43 й армией был назначен в октябре 1941 года, до того командовал 13 й армией, а в первые дни войны – 10 й армией Западного фронта: той самой, в штаб которой 24 июня 1941 года и попал генерал Карбышев. 25 июня генерал Голубев, получив приказ передать часть армии Конно-механизированной группе генерала Болдина, попытался вывести остатки своей армии из Белостокского выступа.
 
26 июня Карбышев вместе со штабом армии Голубева идет от Гродно на Волковыск, но кольцо окружения смыкалось, а 27 июня остатки 10 й армии и ее штаб оказались заперты в Белостокско-Минском котле. Не зная достоверно обстановки, лишь догадываясь, что в Минске уже немцы и туда идти бессмысленно, командарм принял решение на выход из окружения мелкими группами.
 
30 июня при попытке пересечь шоссе Барановичи – Минск штаб 10 й армии со своим охранением напоролся на немцев и частично был уничтожен, частично рассеян, прекратив существование как штаб – были окончательно утрачены последние нити управления тем, что некогда являлось армией. Примерно тогда же штаб 10 й армии, наткнувшись на отходивших бойцов 86-го (Августовского) пограничного отряда майора Гурия Здорного, продолжил путь из окружения вместе с пограничниками.
 
Но, согласно увидевшим свет уже через много лет после войны воспоминаниям этого пограничного майора, генерал-лейтенант Карбышев шел с этой группой лишь несколько дней: генерал Голубев «неожиданно встретил генерала Карбышева» и его адъютанта, полковника Сухаревича, в одном из хуторов возле местечка Узда лишь между 5 и 10 июля 1941 года.
 
Получается, что Карбышев попал в штаб 10 й армии вовсе не 24 июня? Или он отбился от Голубева при переходе шоссе Барановичи – Минск 30 июня? Загадка. Так или иначе, именно с того момента Карбышев с Сухаревичем присоединяются к группе Голубева, которую выводит из окружения майор-пограничник Здорный. Как утверждал Здорный, «примерно через неделю после встречи с генералом (16 или 17 июля) Карбышев в моем присутствии заявил Голубеву, что не согласен с маршрутом. По его мнению, необходимо двигаться не к Гомелю, а на Могилёв.
 
Все наши доводы о преимуществе выбранного маршрута его не убедили. Вместе с полковником Сухаревичем они самостоятельно повернули на Слуцк и далее на Могилёв». Помимо несогласия с маршрутом, Карбышев, видимо, «твердо надеялся пробраться через линию фронта в составе мелкой группы. Другого повода не было». 19 июля 1941 года пограничники с остатками штаба 10 й армии вышли к Днепру, вырвавшись из окружения. Карбышева, как мы знаем, среди вышедших не было.
 
Генерал Голубев, судя по объяснению, уходу Карбышева не препятствовал: генерал-лейтенант не был его подчиненным, да и старше по званию, так что приказать ему Голубев не мог. К тому же группой в реальности уже командовал майор пограничных войск НКВД Здорный, желания подчиняться которому генерал-лейтенант Карбышев, возможно, не имел. Некоторых в объяснении генерала Голубева сильно смущает «гражданское платье» Карбышева: это, мол, разрушает легенду о героическом генерале.
 
Но, согласитесь, в тех условиях важнее было сохранить удостоверяющие личность документы, а не форму и ясно видные всем знаки различия: к чему было щеголять генеральскими звездами в петлицах, привлекая к себе ненужное внимание жителей Западной Белоруссии, отношение которых к советской власти было, мягко говоря, неоднозначным?
 
Да и не один он так выходил из окружения: в гражданский костюм, например, переоделся командующий 3 й армией генерал-лейтенант Василий Кузнецов – и никто его этим не попрекнул. Считается, что, переодевшись в одежду белорусского крестьянина, из окружения вышел и заместитель наркома обороны, Маршал Советского Союза Григорий Кулик, хотя на деле все обстояло иначе.
 
Кстати, маршал Кулик шел именно с той самой группой, в которой был Карбышев – с Голубевым, его штабистами и пограничниками 86-го погранотряда! Именно с ними он 19 июля и вышел к своим. Кто знает, может, как раз именно присутствие маршала Кулика в конечном счете и побудило Карбышева уйти из группы, которую, как он мог не без оснований полагать, немцы будут разыскивать изо всех сил – как же, такая добыча, целый маршал!
 
Трудно спорить, что компания генералов с маршалом в придачу, которых сопровождало, по разным оценкам, от тысячи до двух тысяч пограничников, – далеко не лучшее общество для незаметного перемещения в тылу врага. Между тем, пока маршал Кулик еще блуждал по немецким тылам, на него была сочинена уже целая пачка чекистских доносов. Один из них написал 13 июля 1941 года начальник 3-го отдела (Особый отдел с 17 июля 1941 года) 10 й армии, инкриминируя маршалу, что тот в окружении снял знаки различия, выбросил документы и свои ордена, переоделся в крестьянскую одежду и приказал всем бросить оружие!
 
Чекист врал нагло и гнусно: Кулик оружия бросать не приказывал, а сам вышел с документами, хотя действительно переодетый – в более удобный для длительного пешего перехода комбинезон танкиста. Или ему надо было идти проселочными тропами и хуторами в маршальской форме, сверкая Золотой Звездой Героя и шестью орденами на широкой груди?! К слову, свои документы и награды маршал тоже вынес – их запекли в буханку хлеба…
 
Но вернемся к Карбышеву. Полагают, что он был тяжело контужен и 8 августа 1941 года в бессознательном состоянии оказался в плену, на деле немцы пленили его раньше. В датированном 26 июля 1941 года донесении разведотдела 2 й армии группы армий «Центр» говорится о допросе преподавателя Академии Генштаба генерал-лейтенанта Карбышева.
 
Правда, сам протокол допроса до сих пор недоступен: либо уничтожен в конце войны, либо все еще на хранении в засекреченной части фонда трофейных документов. Так или иначе, генерал Карбышев, пытаясь в одиночку пробиться к своим, был захвачен немцами не позднее 26 июля 1941 года. Дальнейшее как бы известно, хотя достоверно лишь одно: от сотрудничества с немцами он отказался и погиб.
 

Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку