НОВОСТИ
Рынок отмывания денег в России  оценили в 2 трлн рублей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Медное, место польской скорби

Медное, место польской скорби

Медное, место польской скорби
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
05.03.2013

5 марта 1940 года Политбюро ЦК ВКП(б) поручило НКВД СССР расстрелять 14700 «бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских, разведчиков, жандармов, осадников и тюремщиков», содержащихся в трех спецлагерях — Осташковском, Козельском и Старобельском. Ещё должны были быть расстреляны 11000 польских «фабрикантов» и чиновников, сидевшие в тюрьмах западных областей Белоруссии и Украины.

Палаческую директиву Сталин лично завизировал лаконичной резолюцией «За», скрепив её своей подписью. Там же и подписи Ворошилова, Молотова, Микояна, свое согласие телефонировали Калинин и Каганович.

[album=12]

Медное: 73 года спустя: ФОТО.

НКВД директиву высшей инстанции исполнил, хотя цифры несколько скорректировал. И к маю 1940 года следы 21857 польских пленных теряются, казалось бы, навсегда. Но в апреле 1943 года останки более чем 4 тысяч польских пленных немцы обнаружили и эксгумировали в Катынском лесу.

2815 человек из них удалось идентифицировать: все они оказались обитателями Козельского лагеря, внезапно опустевшего в апреле-мае 1940 года. И было очевидно, что расстреляли их сотрудники НКВД.

Но сразу же после страшной находки появилась сталинская контрверсия: злодеяние — дело рук самих гитлеровцев, к которым «бывшие польские военнопленные» якобы попали после отступления советских войск.

Но лживость этой версии очевидна изначально: не могли же немцы захватить поляков сразу всех трех лагерей, «исчезнувших» в 1940 год? Не сдавали же пленных поляков немцам их конвоиры из НКВД — с рук на руки, по приемо-сдаточной ведомости?! Известно, что в Козельск части вермахта вошли лишь 8 октября 1941-го, Старобельск пал аж 12 июля 1942-го, а до Ниловой Пустыни, где был Осташковский лагерь, немцы и вовсе не дошли. Можно ли поверить, что лагеря с пленными поляками держали в двух шагах от линии фронта, в одном случае, почти четыре месяца, в другом — свыше года?

В своё время поборники сталинской версии твердили: он поверят, что ответственность за Катынь должен нести Сталин, а не Гитлер лишь тогда, когда могилы польских заключенных из Осташкова и Старобельска будут найдены в окрестностях Твери (Калинина) или Харькова.  Там их и нашли — возле тверского села Медное и в 6-м квартале лесопарковой зоны Харькова. Когда в 1990 году занялась Главная военная прокуратура СССР, на поверхность вышло всё — обнаружили даже исполнителей-палачей, давших показания. Каратели-ветераны показали и места  захоронения расстрелянных.

В Тверь (тогда Калинин) польских пленных из Осташковского лагеря доставляли по железной дороге, партиями, строго по именным спискам. Размещали в камерах внутренней тюрьмы здания областного Управления НКВД — ныне там Тверская государственная медицинская академия. Поляков поодиночке вели в «красный уголок», сверяли фамилию, имя, год рождения, надевали наручники. Затем вводили в камеру и стреляли в затылок. Из подвала тела на специально установленном транспортере подавали через окно во двор. Там трупы грузили в машины, кузова накрывали брезентом и везли в Медное, где сваливали в ров, выкопанный экскаваторами.

Расстрелянных привозили сюда вплоть до 1953 года, благо, место оказалось удобным во всех отношениях: и тайну соблюсти можно, и отдохнуть душой и телом — с начала 1930-х гг. здесь был дом отдыха сотрудников центрального чекистского аппарата, затем — дачи областного управления НКВД, позже — дачи областного управления уже КГБ. Бывшие обитатели чекистских дач вспоминают, что клубника в Медном всегда была знатная…

Когда в конце 1980-х о Медном заговорили в одной связке с Катынским лесом, «пришить» к этому делу немцев оказалось невозможно: не было их здесь. И тогда с подачи КГБ появилась версия, что там похоронены умершие в полевом госпитале красноармейцы. Но когда в августе 1991 года следственная группа Главной военной прокуратуры СССР провела на территории дач КГБ частичную эксгумацию, то первая же вскрытая яма принесла страшный «улов»: человеческие кости, фрагменты польских мундиров, польские форменные пуговицы и головные уборы, медальоны-«смертники» служащих пограничной охраны и военной жандармерии. На телах нашли даже документы, письма, личные вещи… И у всех — пулевые отверстия в затылочной части черепов.

По документам установлено, что в Медном покоится 6311 расстрелянных поляков. И ещё тела тысяч уже наших соотечественников, также расстрелянных чекистами в 1930-х — начале 1950-х гг.: по одним данным, их здесь свыше пяти тысяч, по другим — более 12 тысяч…


Автор:  Владимир ВОРОНОВ
Совместно с: 

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку