НОВОСТИ
14.10.2024 05:55
ЭКСКЛЮЗИВЫ
КУРОРТНЫЙ РОМАН
Совместно с:
26.06.2014
Чекистам было предписано бдить и вербовать даже на курортах
19 апреля 1975 года председатель КГБ при Совете Министров СССР Юрий Андропов подписал приказ № 0029: было предписано ознакомить руководящий и оперативный состав «органов КГБ на местах», оперативных подразделений центрального аппарата КГБ и командование пограничных войск КГБ – то есть почти весь кадровый состав КГБ – с эпохальным решением Коллегии КГБ «О состоянии и мерах улучшения контрразведывательной работы в курортных районах».
Этот 12-страничный документ в списке рассекреченных в России явно не значится. Однако он выложен на специализированном сайте, публикующем материалы комитетов госбезопасности Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. Такие директивы рассылались в республиканские, краевые и областные аппараты КГБ для обязательного ознакомления под роспись. Разумеется, направлялись они и в комитеты госбезопасности вышеназванных трех советских республик. Но, судя по всему, либо не попали в тот массив документации госбезопасности, который в канун краха СССР частично успели вывезти из Вильнюса, Риги и Таллина, частично уничтожили, либо, что более вероятно, загодя скопировали и вынесли из помещений секретного делопроизводства. Теперь документы преданы огласке.
В открытый доступ выложено две машинописные версии этого приказа на фирменном бланке. В одном случае – с пометками и подписью читавшего его, а также штампом Литовского особого архива (Lietuvos Ypatingasis Archyvas) и положенными архивными реквизитами (номер фонда, описи, дела, листа). В другом – без таких реквизитов, но с дырами от дырокола: удобно для подшивки в дело, но эти дыры порой выбивают часть текста документа, а сам этот текст, словно для экономии бумаги, напечатан на обеих сторонах листа. – Это явное нарушение норм Положения о секретном делопроизводстве: документы с грифом «Секретно», и тем паче «Совершенно секретно» – в нашем случае он относится именно к этой категории, – никогда не печатались на обеих сторонах листа, каждая страница всегда должна была быть только на отдельном листе.
Но вернемся к «курортному» решению Коллегии КГБ: его приняли еще 26 февраля 1975 года, но оформляли свыше 50 дней, любовно шлифуя и согласовывая каждую фразу, строку и запятую. Зато выдали как раз к открытию курортного сезона, чтобы, быть может, чекистская бдительность не утратила всей остроты к наплыву отдыхающих. Бумага сочинена в фирменном стиле Юрия Андропова: язык предельно суконный, канцелярский, множество пространных, высокопарных, абстрактных и общих фраз. Целая песня на тему о том, что в то время, как «Коммунистическая партия и Советское правительство постоянно проявляют заботу о повышении благосостояния советского народа», вражеские спецслужбы «используют курортные места для осуществления подрывных акций», пачками засылая на советские курорты своих шпионов, агентов, эмиссаров и прочих нехороших людей.
При этом – никакой конкретики: ни единого примера и ни одного факта разоблачения таких курортных агентурно-шпионских романов. Впрочем, как выяснилось, никакой чрезвычайной причины для сочинения этого документа и не было, кроме обычной чекистской паранойи: это всего-навсего попытка очередным рутинным указанием охватить ранее неохваченное, курорты. В 1970-х годах возрос поток туристов, посещавших Советский Союз, и этот турпоток находился под неусыпным надзором бдительных чекистов, видевших в каждом иностранце шпиона и агента. А где им удобнее всего строить козни против советских граждан, вербуя их, как не на отдыхе, используя курортную расслабуху? Ведь враг не дремлет даже в Сочи, Ялте и прочих Пицундах, в то время как, сурово указала Коллегия КГБ, «состояние контрразведывательной работы в курортных районах еще не в полной мере соответствует требованиям Комитета госбезопасности и особенностям оперативной обстановки».
И «органами КГБ в курортных районах принимаются недостаточные меры по предотвращению утечки секретных сведений, выявлению среди советских граждан агентуры иностранных разведок и других враждебных элементов». Одним словом, расслабились, понимаешь ли, железные чекисты на курортах!
Потому и «разработка иностранных разведчиков-агентуристов подчас ведется в отрыве от проводимых мероприятий по проверке советских граждан, подозреваемых в принадлежности к вражеской агентуре, а также на каналах связи», и «требует дальнейшего совершенствования система мер по выявлению в потоке иностранных туристов лиц, причастных к спецслужбам противника», и далеко «не полностью используются возможности по срыву акций идеологической диверсии со стороны участников зарубежных антисоветских организаций, по их компрометации и разоблачению».
А ведь при этом нехорошие товарищи, которые нам вовсе не товарищи, вместо того чтобы загорать, купаться и крутить курортные романы, активно пытаются «устанавливать в местах отдыха связи с представителями сионистских центров и иных антисоветских закордонных организаций» и даже используют «свое пребывание на курортах для передачи за границу клеветнических материалов»! Тут же делается втык чекистам центрального и местного аппаратов, забывшим, видимо, что курорт – тот же незримый фронт, бойцам которого положено бдить на пляжах в поте лица своего, а они «не проявляют должной заботы о создании условий для продолжения на курортах страны активных чекистских мероприятий».
В конце концов, надо же и курортную расслабуху использовать с пользой для дела – для вербовки: «Предметнее вести изучение и разработку иностранцев, представляющих интерес в плане проникновения в агентурную сеть спецслужб противника и получения от них разведывательной информации.
В этих же целях в оперативно выгодных ситуациях осуществлять подставы разведчикам противника агентов органов КГБ <…>. Целеустремленно использовать возможности агентуры, <…> наружного наблюдения, <…> активнее применять специальные технические средства <…>. Органам КГБ курортных районов укрепить в местах совместного пребывания советских граждан и иностранцев оперативные позиции, для руководства агентами шире привлекать резидентов, а доверенными лицами – внештатных оперативных сотрудников». И вообще, шире «использовать внештатных оперативных сотрудников, седьмые подразделения органов КГБ, а также дружинников, опорные пункты милиции в микрорайонах, возможности санитарно-эпидемиологического контроля (ау, Онищенко! – В.В.), жилищно-коммунальных комиссий и по согласованию с партийными и советскими органами – сельских и поселковых советов депутатов трудящихся».
Разумеется, необходимо «принимать меры к недопущению выезда в курортные районы лиц, вынашивающих террористические и изменнические намерения». Каким образом чекисты должны не допускать «нехороших» граждан на курорты, тем самым нарушая гарантированное им советской Конституцией право на отдых, Коллегия КГБ деликатно не уточняла: вы же умные, придумайте сами чего-нибудь…
Впрочем, в своем рвении усилить бдительность на курортах Андропов не оригинален, его предшественники 1930-х годов тоже были твердо уверены, что на курортах враг не дремлет. Как говорится в сборнике «О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры», выпущенном Партиздатом в 1937 году, «для того чтобы ближе и интимнее сойтись с намеченным к вербовке человеком, шпионы практикуют различные способы. Нередко, когда хозяйственник едет в командировку или на курорт, его в вагоне «узнает» обрадованный неожиданной встречей вербовщик <…>.
Нередко с этой же целью пользуются встречей на курорте, где времени излишек, где имеются возможности прогулок, где легко сходятся, особенно с интересными и услужливыми людьми, на первый взгляд не вызывающими сомнений». Правда, авторам этой брошюры вскоре самим сделали секир-башка – по обвинению в шпионаже, разумеется. Да и эта андроповская инициатива краха СССР точно не предотвратила – невзирая на все курортные вербовки с использованием подстав, санэпидемстанций и даже ЖЭКов.
Автор: Владимир ВОРОНОВ
Совместно с:
Комментарии