КТО ПЕРВЫМ ОТКРЫЛ БЕРИНГОВ ПРОЛИВ
ФОТО: NATIONAL-TREVEL.RU
13.04.2024
Казалось бы, пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, называется Беринговым, значит и открыл его Витус Беринг. Но это, как говорится, не факт. Точнее – это совсем не так. И в данном случае название пролива не говорит само за себя, ибо открыл пролив не Беринг, а Семён Иванович Дежнёв, умерший 350 лет тому назад.
Гипотеза о существовании пролива между Азией и Америкой уходит своими корнями к предположению древних греческих, римских и византийских историков о том, что Европа, Азия и Африка якобы омываются одним и тем же океаном. Правда, во времена средневековья это представление в Европе было на время забыто. Во всяком случае, даже Марко Поло, живший в Китае в 1271–1295 гг., ничего не говорили о Северо-Востоке Азиатского материка, хотя и упоминал о стране, в которой зимой темно, а у жителей очень много пушнины.
АНИАНСКИЙ ПРОЛИВ – КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Позднее европейские географы к гипотезе о существовании пролива между Азией и Америкой вернулись уже в эпоху Великих географических открытий.
Русский географ Л.С. Берг писал: «Если мы взглянем на карту Азии в каком-либо из географических атласов конца XVI века или всего XVII века, то увидим, что на месте нынешнего Берингова пролива между Азией и Америкой обычно нанесён Анианский пролив. Он сохранялся на некоторых картах вплоть до начала XIX века, когда уже хорошо был известен Берингов пролив. Впервые об Анианском проливе упоминает итальянский картограф Гастальди в 1562 году. В своей книге La universale descritione del mondo он, ссылаясь на не дошедшую до нас карту мира, говорит, что Азия на востоке имеет своею границей Анианский пролив (il stretto detto Anian), далее граница идёт через залив Cheinan, море Mangi и т.д.».
Анианский пролив, о котором говорил Джакомо Гастальди, стал изображаться на картах c XVI века. При этом известно, что западноевропейские картографы ХVI–XVII вв. активно пользовались русскими источниками, поэтому можно предположить, что возникновению легенды о проливе Аниан способствовали сведения, проникавшие в Европу из Московии, а топоним «Аниан» произошёл от искажённого «Акиан» (океан).
А что такое залив Хейнан и море Манги? Может быть, кто-то из европейцев плавал в середине XVI века в этих местах или соседних с ними? Но на эти вопросы надо со всей категоричностью ответить: до С.И. Дежнёва никто из европейцев в области Берингова пролива не плавал.
В своё время Марко Поло, описывая странствования 1271–1295 гг., упоминал провинцию Anin, расположенную в Юго-Восточной Азии на берегу залива Cheinan, и этот же залив у него омывал берега провинции Manzi (или Mangi). Возможно, Хейнан – это имя китайского острова Хайнань, а Манзи (или Манги) – это одно из названий Южного Китая. Но все перечисленные пункты расположены в Юго-Восточной Азии и никакого отношения к области Берингова пролива не имеют. Соответственно, академик Л.С. Берг не без оснований считал, что «Анианский пролив есть картографическая фантазия, результат домыслов итальянских картографов второй половины XVI века. Основано это заблуждение на плохо понятых данных Марко Поло о южном Китае».
ЧТО И КОГДА ОТКРЫЛ СЕМЁН ДЕЖНЁВ?
Семён Иванович Дежнёв родился примерно в 1605 году в деревне Есиповская на Пинеге.
Когда и как он попал в Сибирь – неизвестно. Зато известно, что в 1641 году он в составе отряда Михаила Васильевича Стадухина отправился в Оемокон (Оймякон) собирать ясак (натуральный налог) с эвенков и якутов. Отряд перешёл Верхоянский хребет и добрался до реки Индигирки, а там, услышав от местных о некой полноводной реке Ковыме (Колыме), участники экспедиции решили до неё добраться. И дело завершилось удачно: по Индигирке, а потом по морю землепроходцы добрались до устья реки, став её первооткрывателями.
В 1647 году С.И. Дежнёв был в составе экспедиции торговца Федота Алексеевича Попова по прозвищу Холмогорец. Но их попытка пройти вдоль берегов Чукотки не имела успеха. А вот на следующий год Дежнёв и Попов начали новое путешествие. Из устья Колымы на кочах (парусных судах поморов) они дошли до устья реки Анадырь, тем самым доказав, что между Азией и Северной Америкой есть разделяющий их пролив. Однако это историческое открытие ещё долгое время было неизвестным, так как все документы о походе хранились в Якутском остроге: местный воевода просто подшил их к делу в архиве и дальнейшего хода не дал.
Летом 1648 года Дежнёв открыл мыс в указанном проливе – крайнюю северо-восточную точку Азии. Но лишь через 250 лет этот мыс получил его имя. Считается, что в этом походе Дежнёв мог добраться и до Аляски. А ещё он, возможно, открыл Камчатку или, во всяком случае, он был одним из первых русских на Камчатке.
Русский историк А.В. Ефимов пишет: «Мы не знаем точного конечного пункта похода Дежнёва 1648 года, известно только, что с юга на север до Анадыря он шёл в продолжение десяти недель. Такая большая длительность пути отнюдь не исключает возможности того, что Дежнёв и сам был на Камчатке».
Поход проходил в очень тяжёлых условиях. Из 90 участников экспедиции многие погибли в холодных водах, а Федот Попов, после того как его корабль вынесло на берег Камчатки, умер от цинги через несколько лет.
Семён Дежнёв – фигура в российской истории весьма значимая и примечательная. Он не только открыл знаменитый пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, но и сумел первым обогнуть восточный угол Азиатского материка и обнаружить реку Анадырь, и он основал в её среднем течении Анадырский острожек, до 1716 года бывший опорным пунктом освоения Чукотки и Камчатки.
Жизнь Семёна Ивановича Дежнёва и его плавание 1648 года, начатое под руководством Федота Попова и завершённое во главе с самим Дежнёвым – это одна из самых героических страниц в истории русских географических открытий. На пути землепроходца и мореплавателя было много тяжких испытаний, невзгод, потерь близких соратников, и всё же именно ему сопутствовал успех первооткрывателя.
К сожалению, имя Семёна Ивановича Дежнёва, как и его товарищей, оказалось сравнительно быстро забытым. И только в середине XVIII века историк Г.Ф. Миллер, разбирая бумаги якутского архива, наткнулся на документы, рассказывающие об экспедиции Попова-Дежнёва и опубликовал их в 1758 году. До 1660 года С.И. Дежнёв продолжал службу на берегах открытого им пролива, занимаясь продовольственными делами, рыболовством и торговлей. А в 1664 году он приехал в Москву, где продал всё добытое на Севере, а это было примерно 4,6 тонн моржовых клыков на сумму более 17000 рублей. Плюс он получил чин казачьего атамана с соответствующим окладом.
Умер С.И. Дежнёв, сделавший географическое открытие огромной важности и ставший богатым человеком, в 1673 году. За 40 лет службы он имел тринадцать ранений, включая три тяжёлых.
А ЧТО ЖЕ ВИТУС БЕРИНГ?
А что же Беринг? Точнее – Витус Ионассен Беринг. Он же Иван Иванович Беринг, родившийся в 1681 году в Дании и в 1703 году поступивший на русскую службу.
Бюст Витуса Беринга
Беринг родился в городе Хорсенсе, на полуострове Ютландия, среди многочисленных фьордов, в семье церковного старосты и обедневшей аристократки. Он получил хорошее домашнее образование, затем посещал школу по соседству, а в возрасте 14 или 15 лет его поманило море, и он стал юнгой, отправившись сопровождать своего сводного брата Свенда в датскую колонию Транквебар на юго-востоке Индии. О дальнейших путешествиях и приключениях юного моряка имеются лишь смутные данные. Но зато точно известно, что в 1703 году Беринг окончил кадетский корпус в Амстердаме и почти сразу же после этого попал на глаза «рекрутёрам» царя Петра I, разыскивавшим повсюду талантливых мореплавателей. Так, Витус Беринг стал Иваном Ивановичем, подпоручиком русской службы, и даже успел повоевать за новую родину: сначала во время Северной войны, а затем в войне с Турцией.
В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 году и больше туда не возвращался. Но на русской службе он так и не дорос до капитана 1-го ранга. Изза этого честолюбивый Беринг подал в 1724 году в отставку и после выхода на пенсию получил наконец вожделенный чин. И как раз в это время Пётр I, предчувствуя свою скорую кончину, задумался о великих экспедициях и стал подбирать для этого опытного начальника, знакомого с мореплаванием в Новом Свете. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Пётр I согласился с предложенной кандидатурой, и Беринга спешно вернули на службу с сохранением «пенсионного» звания.
Так, Витус Беринг, в соответствии с инструкциями Петра I, начал готовить экспедицию на Дальний Восток, на Камчатку, которая к тому времени уже была открыта русскими землепроходцами-казаками с суши.
Согласно секретной инструкции Петра, Берингу надлежало уже на месте построить два корабля, направиться на них вдоль побережья, отыскать пролив или перешеек между Азией и Северной Америкой, а затем проследовать вдоль американского материка на юг. И, кстати, в те времена могло ещё ожидаться появление в тех местах даже не Америки, а каких-то иных земель.
Первая экспедиция, начавшаяся в 1725 году, добиралась из Санкт-Петербурга до Охотска два года, на лошадях, на речных судах, пешком через Сибирь и даже на собачьих упряжках. Лишь к лету 1728 года на восточном побережье Камчатки было закончено строительство бота «Святой Гавриил». В июле-августе судно поднималось на север, затем – на северо-восток вдоль материка. Пролив в Чукотское море был открыт, острова нанесены на карту, но полностью инструкций Петра I Беринг при этом не выполнил и нового материка в тот раз не увидел. Он повернул назад, обогнул Камчатку с юга уже в 1732 году и опять же через Охотск по суше вернулся в Санкт-Петербург.
Витус Беринг был известен, как мореплаватель немецкого происхождения, но служивший офицером на Русском флоте
В столице он получил почётный титул капитан-командора и стал готовиться к новой экспедиции.
Вторая Камчатская экспедиция получила претенциозное наименование Великой Северной экспедиции. Подготовка началась в 1733 году, в начале 1734 года команда Беринга двинулась из Тобольска в Якутск, где три года занималась заготовкой продовольствия и снаряжения, отчего Беринг подвергался частой критике, и на него даже писались доносы.
Как известно, Пётр Великий умер в 1725 году. Его сменила его жена Екатерина I (Марта Скавронская), правившая до 1727 года, а её – Пётр II, внук Петра Великого. Тот умер в январе 1730 года, став последним представителем рода Романовых по прямой мужской линии. Его на престоле сменила Анна Иоанновна, племянница и крестница Петра I. Та самая, время правления которой позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона, человека в высшей степени необразованного, корыстолюбивого и кровожадного.
В результате повсюду, и особенно в Охотске, Берингу пришлось преодолевать равнодушие и даже сопротивление местных властей. В ходе своего путешествия по стране Беринг вынужден был основывать города и верфи. Собственно, Петропавловск-Камчатский и сохранил в своём имени название бухты и посёлка, названных в честь строившихся для экспедиции пакетботов – «Святого Петра» и «Святого Павла». Лишь 4 июня 1741 года, когда Витусу Берингу было уже почти 60 лет, «Святой Пётр» под командованием самого Беринга и «Святой Павел», которым командовал капитан-командор Алексей Ильич Чириков, вышли к северо-западным берегам Америки.
Забегая вперёд, скажем, что в открытом море корабли попали в густой туман, и «Святой Павел» под командой Чирикова исчез из виду. Несколько часов было слышно, как там били в колокол, давая знать о своём местонахождении, потом ничего не стало слышно. Беринг приказал выстрелить из пушки, но ответа не последовало. Три дня потом Беринг бороздил море в тех широтах, где разлучились суда, но так и не встретил Чирикова.
Дальше «Святой Пётр» Беринга действовал самостоятельно.
По одной из версий, А.И. Чириков достиг северо-западного побережья Америки, а затем прошёл вдоль её берегов на север и на обратном пути открыл ряд островов Алеутской гряды, нанеся их на карту. Часть его команды погибла. А М.В. Ломоносов в 1763 году написал так: «Если бы достать жителя земли, что лежит против Чукотского носу, то бы весьма уповательно было получить известие о тех россиянах, кои на западном Американском берегу Чириковым потеряны». В октябре 1741 года А.И. Чириков возвратился в Петропавловск больным туберкулёзом, и он принимал участие в поисках пакетбота «Святой Пётр».
Что же касается Беринга, то он прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки, открыл несколько островов, собрав ценные сведения о природе и населении прибрежной части северо-запада Американского континента. Сейчас именем командора Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.
Следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды, Беринг открыл остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Святого Иоанна и др. Кстати, Шумагинскими острова были названы по имени матроса Шумагина, скончавшегося там от цинги.
Беринг и его люди достигли берегов Северной Америки в районе горы Святого Ильи 16 июля 1741 года. Как следует, разведать ничего не удалось: командор лишь на десять часов разрешил немецкому врачу и натуралисту Георгу Стеллеру и его команде спуститься на новооткрытую землю. Стеллер провёл на берегу острова Кадьяк совсем мало времени, но он успел ознакомиться с покинутыми жилищами индейцев, предметами их быта, оружием и остатками одежды. Плюс он описал 160 видов местных растений.
5 ноября 1741 года корабль Беринга зашёл для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный его именем. В окрестностях бухты обнаружили несколько глубоких ям, которые, если их покрыть парусами, можно было приспособить под жильё. Началась высадка. Больного Беринга на носилках перенесли в подготовленную для него землянку. А 28 ноября сильной бурей «Святой Пётр» был выброшен на берег. Моряки в первое время не придали этому серьёзного значения, так как верили, что высадились на Камчатку, и что местные жители помогут им на собаках добраться до Петропавловска. А потом группа, отправленная Берингом на разведку, поднялась на вершину горы, и с высоты они увидели, что вокруг них расстилается безбрежное море. То есть высадились не на Камчатке, а на затерянном необитаемом острове. Это известие подействовало на людей, словно удар грома: все поняли, в какое положение попали. В тяжёлых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 (19) декабря 1741 года скончался и Витус Беринг.
ПОЧЕМУ ПРОЛИВ ВСЁ-ТАКИ НАЗВАН БЕРИНГОВЫМ?
Итак, Витус Беринг открыл пролив между Чукоткой и Аляской в 1728 году, то есть через 80 лет после открытия Семёна Дежнёва.
Так почему же столь важный пролив открыл Семён Дежнёв, а назван он был Беринговым?
Русский мореплаватель и исследователь Арктики Ф.П. Литке писал так: «Под названием пролива Беринга разумеем мы пространство Берингова моря, заключённое между материками Азии и Америки к северу от острова Святого Лаврентия».
А на русском языке это название моря впервые встречается у В.М. Головнина в его книге «Путешествие вокруг света…» Там капитан Головнин пишет: «Славный французский гидрограф г-н Флёрьё в распределении своём именований разным морям назвал пространство вод, заключающееся между грядою Алеутских островов и берегами Азии и Америки к северу, Беринговым ковшом как потому, что Беринг первый открыл сие море, так и для того, что прах сего мужа покоится на одном из островов оного. По сим причинам название Берингова моря мне показалось справедливым и приличным».
Показалось справедливым и приличным… Хотя на самом деле пролив между Азией и Америкой Дежнёв открыл в 1648 году, когда Беринг ещё даже не родился. Но, к сожалению, результаты его похода не были соответствующим образом зарегистрированы и опубликованы. И о них не знали ни Пётр I, ни Адмиралтейств-коллегия, ни сам Витус Беринг. Поэтому-то честь официального открытия пролива и досталась не Дежнёву.
Ведь что такое – открыть пролив? Пролив считается открытым, если были исследованы и описаны его берега. Семён Дежнёв этого точно не сделал. А по-настоящему пролив исследовал военный геодезист Михаил Спиридонович Гвоздев. Он на парусном боте «Святой Гавриил» в 1732 году изучил пролив и составил карту, на которой впервые был обозначен американский берег.
Историк А.А. Черёмин совершенно справедливо отмечает: «Если бы Россия воспользовалась тем, что открыл у нас именно Семён Дежнёв, то, возможно, освоение Аляски, Алеутских островов и вплоть до полуострова Калифорния произошло бы примерно на 100–150 лет раньше».
Семён Дежнёв
Наверное, не до конца понимал всю важность своего открытия и сам Дежнёв. Что же касается Московской Руси, то при тогдашнем уровне географических познаний такое отношение к открытию Дежнёва вполне понятно. Непонятно другое: как не вспомнили о нём, когда в 1778 году британец Джеймс Кук предложил назвать пролив Беринговым. А, может быть, и вспомнили, но промолчали, не желая возвеличивать худородного русского.
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
Комментарии