НОВОСТИ
Деятельность майнеров ограничило Правительство
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ – ЭТО ПУТЬ В НИКУДА

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ – ЭТО ПУТЬ В НИКУДА

ЭТНИЧЕСКИЕ ЧИСТКИ – ЭТО ПУТЬ В НИКУДА

ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Автор: Сергей НЕЧАЕВ
08.11.2023

Обострение украинского кризиса крайне негативно сказалось на положении русскоязычных жителей ряда стран. Их там теперь запугивают и оскорбляют, им угрожают депортацией и требуют от них «ассимилироваться или убираться». Например, власти Латвии решили окончательно «зачистить» русские школы. Русскоязычные, составляющие значительную часть населения Латвии, не могут обращаться на русском языке во властные структуры (в том числе в местах своего компактного проживания). По факту, это легализованная дискриминация русского населения, это этническая чистка. Исторический опыт показывает, что подобное отношение – это дорога в сторону фактической суверенизации, создания так называемого «государства в государстве» и усиления сепаратизма.

Заключительный этап англо-французского соперничества в Северной Америке ознаменовался войной, начавшейся в 1754 году и продолжавшейся в рамках Семилетней войны (1756– 1763 гг.). Война шла с переменным успехом, и закончилось всё тем, что 18 сентября 1759 года капитулировал город Квебек. Французские войска отступили к Монреалю, и британцы взяли этот город в следующем году. Так, французы потеряли Канаду, которая полностью перешла в руки Великобритании.

ПАРИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1763 ГОДА

10 февраля 1763 года Великобритания и Португалия, с одной стороны, Франция и Испания, с другой подписали Парижский мирный договор, и Семилетняя война закончилась. По условиям договора британцы получили Канаду, но возвратили Франции Гваделупу, Мартинику и остров Сент-Люсия, а также острова Сен-Пьер и Микелон. Это решение вызвало жаркие споры в парламенте, и многие там говорили, что война шла за полное изгнание французов из Америки, и что, если оставить их в Канаде, это рано или поздно приведёт к новой войне. Говорили, что, вернув Франции Карибские острова и Ньюфаундлендские рыбные промыслы, Великобритания дала Франции шанс восстановить силы и снова стать опасным противником. Недовольство договором вызвало даже уличные беспорядки в Лондоне.

Но, в любом случае, в 1763 году Канада сменила владельца, и начался новый этап её исторического развития – английский колониальный период. И поначалу на завоёванной территории англичане установили военную власть.

НАСИЛЬСТВЕННАЯ «АНГЛИЗАЦИЯ» ФРАНКОКАНАДЦЕВ

Согласно Королевской прокламации от 7 октября 1763 года, в провинции Квебек было создано новое правительство. В соответствии с этой прокламацией, устанавливалось, что впредь все лица, проживающие на территории колонии, находятся под защитой британской короны и её законов. Это фактически обозначало введение английского правопорядка на территории Канады. Соответственно, в Квебеке после 1763 года установилось британское право. Следует отметить, что ещё в 1759 году один из британских генералов обращался к населению Квебека с такими словами: «Откройте глаза, канадцы, это в ваших собственных интересах, присоединяйтесь к нашим свободным, честным и процветающим людям. А если не захотите внять этому совету, то вас ждёт незавидная судьба». Этот распространённый в XVIII веке принцип, который можно было сформулировать как «горе побеждённым» означал, что у населения Канады нет другого выбора, кроме как подчиниться завоевателям. А те, в свою очередь, не хотели видеть французов в своих владениях. Значит, жителям Квебека следовало либо стать британцами, либо ожидать «незавидной судьбы».

Французы против англичан.JPG

И вот теперь, стремясь интегрировать новую колонию в систему уже имевшихся владений, Лондон взял курс на ассимиляцию французов. С этой целью для британских иммигрантов установили льготные условия по приобретению земли. Католиков исключили из политической и правовой жизни, и британское правительство стало усиленно «англизировать» 80000 жителей Французской Канады: город Квебек стал называться Квебек-сити, остров Сен-Жан был переименован в остров Принца Эдуарда и т.д. Официальным языком был объявлен английский. Судопроизводство и вся административная деятельность должны были осуществляться на английском языке. Формально местное население имело свободу вероисповедания, однако католики лишались политических прав и не могли занимать общественные должности.

По словам историка Ивана Нохрина, «…произошедшее имело немного аналогов в британской истории. Впервые после окончания Столетней войны, английская корона распространила власть над столь обширным массивом французского населения».

Однако удачный, на первый взгляд, проект «англизации» бывшей французской колонии, а по сути – приобретение столь чужеродного в социальном и культурном отношении владения – всё это поставило перед британским правительством проблему военного и административного контроля. Возникла острая вероятность мятежа новых подданных, насильно интегрированных в Британскую империю.

Параллельно нарастал конфликт между метрополией и 13 пробуждающимися североамериканскими колониями.

С самого начала нецелесообразность и даже «вред» грубой ассимиляторской политики осознавался первым британским губернатором Квебека Джеймсом Мюрреем, который в области законодательства посчитал необходимым отойти от правительственных инструкций. Пренебрегая ими и не проявляя рвения в насаждении английских порядков, он не созывал законодательное собрание, разрешал католикам занимать официальные посты, допускал использование французских законов при рассмотрении гражданских дел в судах, не вмешивался в сложившуюся систему феодального землевладения. Естественно, политика Мюррея вызвала острое недовольство среди обосновавшегося в Канаде английского купечества. В результате без всякого обвинения он был снят с поста управляющего Квебеком в апреле 1767 года, и исполняющим обязанности губернатора был назначен другой офицер североамериканского фронта Семилетней войны – генерал Гай Карлтон. Британские коммерсанты активно приветствовали выдвижение этого молодого амбициозного человека, известного весьма напряжёнными отношениями с Джеймсом Мюрреем. Они надеялись, что личные мотивы не позволят администрации проводить прежний курс. И первоначально эти ожидания оправдывались.

Губернатор Джеймс Мюррей.JPG

Первый британский губернатор Квебека Джеймс Мюррей

Проведя инспекцию военных сооружений провинции, Гай Карлтон пришёл к выводу, что из всех укреплений лишь стены Квебека могут считаться более или менее надёжным укрытием для английского гарнизона. Но и они были не способны «защитить 627 королевских солдат от более чем 80 тысяч новых подданных». Считая восстание вполне возможным, особенно в случае новой войны с Францией, генерал запросил у Лондона средства на постройку цитадели внутри крепости Квебека. Единственный способ сохранить Канаду под властью короля Георга III Карлтон видел в установлении «самых дружественных отношений» с квебекскими феодалами, имевшими огромное влияние на «своих людей». В частности, он предложил принять на британскую службу с полным жалованием бывших французских офицеров из числа канадцев, для чего был составлен и отправлен правительству их подробный поимённый список с указанием званий.

Письма Карлтона, несомненно, привлекли внимание Лондона к «квебекской проблеме», и в сентябре 1768 года в рамках королевского Тайного совета была создана специальная комиссия по изучению ситуации в колонии, которая проработала до июля 1769 года. Её участники дали разгромную оценку принятой ранее политике.

«АКТ О ЛУЧШЕМ УПРАВЛЕНИИ КВЕБЕКОМ» 1774 ГОДА

Соответственно, в 1774 году был принят Квебекский акт, который восстановил французское гражданское право и подтвердил действие сеньориальной системы землевладения. Католическая церковь была восстановлена в праве на сбор десятины, а католикам, при условии принесения ими присяги, сформулированной в достаточно умеренных выражениях, разрешили занимать общественные должности.

Безусловно, самым сложным был религиозный вопрос, так как «свобода вероисповедания» в той степени, в которой позволяли законы Великобритании, была для католиков не чем иным, как полным лишением гражданских прав. Сохранение этой формулировки перечеркнуло бы все усилия правительства по налаживанию взаимодействия между канадскими дворянами и колониальной администрацией. В результате было разрешено свободное исповедание католической религии, а церкви даровали её «традиционные права».

Также жителям Квебека разрешили свободное пользование французским языком. Акт 1774 года определил новые границы провинции Квебек, включив в неё значительную часть бассейна Огайо. Тем самым ставилась преграда продвижению на запад 13 североамериканских колоний. Наконец, британские власти обязались уважать интересы населявших Квебек индейских племён.

По сути, Квебекский акт 1774 года положил конец жёсткой «англизации». И его своевременность, и целесообразность стали очевидны в период Войны за независимость 13 североамериканских колоний Англии (1775– 1783 гг.). Канада тогда не поддержала США. И это было крайне важно, так как по мере того, как становилось очевидно, что война закончится неудачно, и 13 мятежных колоний добьются желанной независимости, ситуация в Канаде приобретала особое значение. Малоизвестная прежде колония теперь осталась единственным форпостом Великобритании в Северной Америке. Более того, в этой ситуации, Канада стала настоящей крепостью Британской империи на континенте.

Произошедшие события имели огромное значение для формирования политической системы Квебека. Спустя полтора десятилетия после завоевания, две противоборствующие группы влияния (франкоканадская и британская) уже уверенно действовали как самостоятельные силы. В данном случае Великобритания проявила гибкость и адаптивность политики, что позволило ей эффективно управлять новой провинцией, обеспечив лояльность многотысячного франкоговорящего населения по отношению к властям новой метрополии.

ДАЛЬНЕЙШИЕ РЕФОРМЫ КОЛОНИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

Подписание 30 ноября 1782 года метрополией и мятежными американскими колониями перемирия, а затем 3 сентября 1783 года и Парижского мирного договора завершило ещё один этап в политическом развитии Канады. Несмотря на все опасности и трудности, колония всё же осталась в составе Британской империи. Подавляющее большинство её населения и представителей общественно-политической элиты сохранило верность метрополии.

Парижский мирный договор 1783 года, заключённый между Великобританией и США при посредничестве Франции, сохранил за Англией Квебек, Новую Шотландию, остров Принца Эдуарда и Нью-Брансуик. При этом он не определил точных границ между США и Канадой, что в дальнейшем вызвало целую серию территориальных конфликтов.

Американцы пытаются взять Квебек.JPG

Осенью 1789 года в Лондоне был готов проект новой реформы колониальной администрации, который предусматривал разделение Квебека на два округа. В итоге 11 мая 1791 года билль был принят палатой общин в третьем чтении, а 26 декабря 1791 года новый конституционный акт провинции Квебек вступил в законную силу.

Колония в целом была переименована в Британскую Северную Америку во главе с генерал-губернатором. Квебек был поделён на две провинции – Верхнюю и Нижнюю Канаду с границей по реке Оттава. В Верхней Канаде и на острове Принца Эдуарда, где англоязычных было большинство, закреплялся принцип передачи земель губернатором и ассамблеей в бесплатное пользование; в Нижней Канаде (франкоязычной) этот принцип не носил обязательного характера, что позволило сохранить сеньориальную систему, основанную на французском феодальном праве. В Нижней Канаде сохранялись права католической церкви.

Конституционный акт 1791 года завершил формирование новой политической системы Канады. С другой стороны, создание Британской Северной Америки носило номинальный характер – разные провинции существовали независимо друг от друга. Более того, католическое духовенство и франкоязычные сеньоры практически не потеряли своего авторитета и влияния, и они последовательно выступали против любых новшеств, воспринимая их как угрозу собственному привилегированному положению.

Конец ХVIII века ознаменовался интенсификацией иммиграции с британских островов за счёт фермеров, не выдержавших конкуренции с крупными земельными собственниками, ремесленников, разорённых промышленной революцией, и выходцев из состоятельных семей, вытесненных правом майората, при котором всё имущество целиком переходит к старшему в роду или семье. Это привело к изменению национального и конфессионального состава населения: доля англоязычных протестантов увеличилась с 4% в 1763 году до 50% в 1850 году. Англоязычные иммигранты принесли с собой первоначальные капиталы, британский практицизм и деловитость.

А что же франкоканадцы? Их ответом на британскую иммиграцию стал так называемый «реванш в люльках». Франкоканадцы сохранили традиции ранних браков и многодетных семей, основанных на патриархальных отношениях. Женщины рожали по 10– 12, а иногда и по 15–20 детей. По этой причине, несмотря на большую детскую смертность, сохранялся огромный естественный прирост населения. Негласным девизом франкоквебекского общества стали слова: «В Квебеке ничто не должно умереть, и ничто не должно измениться». Нижняя Канада медленно, но верно превращалась в центр социально-политического консерватизма.

ФРАНКОКАНАДЦЫ СЕГОДНЯ

Объединение страны произошло лишь в 1867 году: была образована Конфедерация британских владений в Северной Америке, которая составила доминион Канада, разделённый на четыре провинции. Канадское общество тогда больше всего походило на пёструю мозаику, причём вверху иерархии находились экономически более удачливые (и политически более сильные) англоканадцы, внизу – франкоканадцы.

В 1949 году Канада стала федеративным государством в составе Британского Содружества.

Канада сегодня.jpeg

Так выглядят канадские города сегодня

По сути, франкоканадцы – это потомки ранних колонистов, которые были выходцами из Нормандии и смежных с нею провинций, а также из Парижа. Лишь одна группа франкоканадцев существенно обособлена в этнокультурном отношении – это акадийцы, выходцы из центральных и западных районов Франции. Акадийцы (около 270000 человек) сейчас сосредоточены преимущественно в провинции Нью-Брансуик. Три четверти всех франкоканадцев живут в провинции Квебек, где они составляют более 80% населения. В восточных районах провинции Онтарио также проживает немало франкоканадцев. Их называют франкоонтарийцами (оntarois), и по переписи 2006 года их было 488,8 тыс. человек. Во всех остальных провинциях общая численность франкоканадцев не превышает 0,5 млн человек. Франкоканадцы в большинстве своём являются сельскими жителями, в городах (особенно крупных) их доля относительно небольшая. Это и понятно: в период между 1760 и 1770 гг. колонию покинули практически всё французские дворяне, чиновники, военные и моряки численностью около 10000 человек. А вот остались крестьяне, мещане и практически всё духовенство, и естественный прирост среди «простых людей» быстро компенсировал отток.

Франкоканадцы – это одна из самых обособленных групп страны. Они мало смешиваются с представителями других этносов и сами с трудом подвергаются ассимиляции. Об этом свидетельствует, в частности, слабое распространение у них смешанных браков (почти 90% браков однонациональны) и упорное сохранение французского языка.

На французском языке в Канаде сейчас выходят 180 периодических изданий. В Монреале находится Канадско-французская академия, основанная в 1944 году. Её официальная задача – служить сохранению и развитию французского языка и франкоканадской культуры. Академия, в частности, присуждает премии за лучшие литературные произведения на французском языке.

монреаль.jpeg

В канадском Монреале сегодня ничего не напоминает о войнах и конфликтах многовековой давности. Здесь люди спокойно могут разговаривать, как на английском, так и на французском языке.

Сейчас среди жителей Канады распространено двуязычие, однако оно носит односторонний характер: франкоязычное население, живущее в городах, обязательно должно владеть английским разговорным языком, а вот аглоканадцы вообще не испытывают жизненной необходимости изучать французский язык.

В конце 1960-х гг. под предводительством Рене Левека возникла радикально-националистическая Квебекская партия. Примерно в то же время появился и ещё более воинственный Фронт освобождения Квебека, стремившийся представить Квебек в качестве внутренней колонии, эксплуатируемой англоканадцами, и террористическими методами добиться от правительства более решительных действий. Многим франкоканадцам эта борьба была понятна, и перспектива отделения, жаждущего культурного и политического самоопределения Квебека, была тогда более чем реальной.

В ответ на это в Конституцию Канады 1980 года было включено положение о равенстве английского и французского языков. Также было закреплено право франкоканадцев на получение образования на родном языке вне зависимости от места жительства.

С другой стороны, англичане сразу стали в Канаде доминирующей экономической силой – даже в Квебеке, где численно франкоговорящих больше. Дело в том, что в своё время, основав колонию, французы перевезли туда старые феодальные порядки, которые были распространены на их родине.

При французах заморская колония была малочисленной и экономически сильно отставала от своих англоговорящих соседей.

Получается, что англоканадцы всегда имели мало общего с франкоканадцами в плане мировоззрения, а из-за фактически раздельного существования их экономические и политические интересы мало пересекались. Идеи «плавильного котла», как в США, в Канаде не возникло. Более того, квебекский национализм вышел на общеканадский уровень, и началась эра попыток проведения референдумов по поводу независимости Квебека. Первый такой референдум был проведён 20 мая 1980 года, и на нём 59,56% (2,19 млн человек) проголосовавших высказалось против отделения Квебека от Канадской Федерации и 40,44% (1,49 млн человек) высказалось за отделение и создание суверенного государства. Второй референдум был проведён 30 октября 1995 года, и на нём против отделения Квебека уже было лишь 50,58% (2,36 млн человек), а 49,42% (2,31 млн человек) высказалось за отделение и создание суверенного государства.


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку