НОВОСТИ
Замгубернатора Краснодарского края приехал к застройщику за откатом и был задержан
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
99747
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
31271
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
31319
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
34105
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
32329
sovsekretnoru
ДРОНЫ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

ДРОНЫ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

ДРОНЫ: КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
Автор: Сергей НЕЧАЕВ
28.04.2024

Сейчас практически любой знает, что беспилотные летательные аппарат (БПЛА) – это настоящий технологический переворот, приведший к упрощению решения множества задач, в том числе и в военной сфере. Но появилось это изобретение уж точно не вчера, и точно не в результате какого-то озарения одного гения – над ним много-много лет работало несколько поколений учёных, техников и испытателей в разных странах.

Это удивительно, но даже сейчас в мировой практике не сложился единообразный понятийный аппарат в отношении БПЛА.

Вроде бы, всё просто. В обиходе БПЛА называют «дронами» (от английского слова drone – трутень) или «беспилотниками», и подразумевается, что это летательные аппараты без экипажа на борту, которые могут управляться в полёте дистанционно оператором, а также полностью автоматически. Согласно определению в Воздушном кодексе РФ, беспилотным считается «воздушное судно, управляемое и контролируемое в полёте пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна».

В «Военной энциклопедии», изданной в 1997 году, говорится, что БПЛА – это «управляемые летательные аппараты без экипажа, предназначенные для полётов в атмосфере Земли и в космическом пространстве. Управляются автономно или дистанционно». В справочнике «Военные термины и определения», изданном Министерством обороны США, дано следующее определение: «БПЛА – это летательный аппарат с силовой установкой, не имеющий на борту пилота-оператора, использующий аэродинамическую силу во время полёта, способный летать автономно или с использованием дистанционного управления, предназначенный для многократного использования и имеющий возможность нести оружие летального или нелетального типа. Баллистические, полубаллистические и крылатые ракеты, а также артиллерийские снаряды не относятся к БПЛА».

Не менее удивительно и то, что современные БПЛА появились не в результате какого-то индивидуального творческого озарения или технической революции. Над ними много-много лет работало несколько поколений учёных, техников и испытателей в разных странах.

ПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ БЕСПИЛОТНИКИ

Началось всё, скорее всего, в начале XIV века в Китае. Там был открыт «аэростатический принцип полёта»: придворные фокусники изготовили небольшую легкую сферическую оболочку и, наполнив её дымом, пустили в воздух…

Потом в течение длительного времени эти оболочки использовали исключительно в развлекательно-увеселительных целях. До приемлемого практического использования в качестве «воздушного судна» было ещё очень и очень далеко.

8 августа 1709 года священник и естествоиспытатель Бартоломеу Лоренсу де Гусман (бразилец по происхождению, живший в Португалии) продемонстрировал королю Жуану V модель воздухоплавательного аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную бумажную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. При одном из испытаний его модель поднялась в воздух на четыре метра, и Гусман стал, по сути, пионером конструирования летательных аппаратов легче воздуха.

Король щедро вознаградил изобретателя, и он был удостоен профессорского звания в университете Коимбры. Но его эксперименты привели к конфликту с местной инквизицией, и изобретатель был вынужден уехать в Испанию, где заразился какой-то болезнью и скончался в ноябре 1724 года.

А потом наступил 1782 год, и два брата Жак-Этьен и Жозеф-Мишель Монгольфье (сыновья бумажного фабриканта из города Анноне на юге Франции) произвели попытку создания первого практического беспилотника. Для пробы они сделали сперва несколько маленьких шаров из бумаги, наполняя их горячим дымом. Эти опыты удались, и братья решились пустить один большой шар. Они изготовили его из холста и внутри оклеили бумагой: он имел в окружности 3,5 метра, а вес всей конструкции превышал 150 килограммов. Все шары братья Монгольфье устраивали так, что снизу, под отверстием, привешивалась жаровня, на которой жгли бумагу и солому: горячий воздух прямо попадал в шар и поднимал его вверх.

Первый большой шар смог набрать высоту 300 метров, при этом продержавшись в состоянии полёта примерно 10 минут.

Фото_07_24_17_Пер.jpg 

Ободрённые первым успехом, братья изготовили ещё несколько легких оболочек, которые они наполняли горячим дымом от горящих мокрых соломы и шерсти (они считали, что именно такой дым обладает «наибольшим отталкивающим эффектом»). В частности, они построили оболочку диаметром около 11,5 метров: она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена специальной бумагой и усилена верёвочной лентой. Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года в присутствии многочисленных зрителей. Был даже составлен протокол, который отразил все подробности полёта. Объём оболочки составлял 2200 куб. метров, вес – 230 килограммов. Наполненная дымом оболочка плавно всплыла в воздухе до высоты 1500–2000 метров (по оценкам очевидцев) и, по мере охлаждении заполнявшего её дымного воздуха, плавно опустилась на расстоянии около двух километров от точки взлёта.

Это демонстрационный полёт вызвал огромное удивление не только всего города Анноне, но и всей Европы, и после этого опыта все европейские учёные стали думать о воздухоплавании.

Потом подобные аппараты в честь братьев стали называть «монгольфьерами». И уже позднее в воздух с их помощью поднялись сначала овца, курица и утка, а потом и человек.

В том же 1782 году один из братьев Монгольфье приехал в Париж и соорудил там новый большой шар, который мог поднять с собой тяжесть около 165 килограммов. 19 сентября этот шар поднялся из Версаля, и весь Париж с восторгом смотрел на эту диковину. К шару было привязано в корзине несколько животных, но из присутствовавших зрителей никто, даже сам Монгольфье, не решался войти в корзину и подняться в небо: хотелось, быть может, многим, но было боязно.

Наконец, нашёлся один бесстрашный человек – Жан-Франсуа Пилатр де Розье, преподаватель химии и основатель парижского научного общества «Атеней». Но и он не сразу решился вверить себя воздушному шару: сперва он поднимался на нём для пробы, велев привязать к шару длинную верёвку. Сделав такое путешествие, Пилатр де Розье стал смелее, и через месяц он решился отправиться на шаре уже без привязи. Путешествие это было заманчиво, и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд, майор королевской гвардии, напросился к де Розье в компаньоны. Они сели по бокам лодочки, привязанной к шару, и, раскланиваясь с огромной толпой зрителей, поднялись в вышину. Шар пролетел над Сеной и Парижем, а потом, понижаясь мало-помалу, благополучно опустился на холме Бют-о-Кай, тогдашней окраине Парижа.

Они пролетели около девяти километров, и полёт продолжался около 25 минут. После приземления Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд отпраздновали удачу, распив шампанское.

шар_монгольфье.JPG

Шар братьев Монгольфье

Таковы были первые неуправляемые воздушные эксперименты. В «монгольфьерах» было большое неудобство, ибо надо было очень прилежно наблюдать за жаровней. Огонь очень опасная вещь в воздухе, и легко могло случиться, что от ветра искра попадёт в шар, оболочка прогорит, и несчастный воздухоплаватель рухнет вниз.

Кстати, именно так и погиб отважный Пилатр де Розье. После нескольких удачных полётов он запланировал попытку пересечь Ла-Манш из Франции в Англию. Эта попытка была предпринята им 15 июня 1785 года совместно с Пьером Роменом. По свидетельствам очевидцев, воздушный шар загорелся в воздухе, затем внезапно сдулся и упал недалеко от Па-де-Кале с высоты примерно 1500 футов (450 метров). Таким образом, Пилатр де Розье и Ромен стали первыми людьми, погибшими в авиационной катастрофе.

Потом учёные стали придумывать, чем бы заменить горячий воздух, и в итоге инженер Николя-Луи Робером и знаменитый физик Жак Александр Сезар Шарль нашли особый газ, который был даже легче теплого воздуха, следовательно, с ним шар мог лететь быстрее. Этот газ они назвали водородным. С этим газом нечего было бояться пожара, и потому с тех пор воздушные путешествия сделались не столь страшны, как прежде, и они стали чаще. А шары, наполняемые водородом или другим газом легче воздуха, получили по имени изобретателя название «шарльер» (по аналогии с «монгольфьером»).

ПЕРВОЕ В ИСТОРИИ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БЕСПИЛОТНИКОВ

А вот первое в истории задокументированное применение БПЛА (беспилотных воздушных шаров) для нанесения удара по противнику – это была воздушная бомбардировка Венеции в 1849 году. Тогда на волне либеральных революций в Австрийской империи в Венеции вспыхнуло восстание против австрийского правления, и восставшие объявили Венецию независимой республикой. В ответ австрийские войска осадили Венецию, взяв её в кольцо блокады. Но попытка применения силы натолкнулась на трудности, основная из которых заключалась в том, что большие осадные орудия нельзя было установить вблизи города, расположенного на островах Венецианской лагуны. И тогда 37-летний офицер австрийской артиллерии Франц фон Ухатиус (будущий изобретатель кинестикопа и один из прародителей современного кино) выдвинул идею бомбардировать город с воздушных шаров.

Вот как журнал Scientific American описывал в 1849 году, ссылаясь на венскую прессу, подготовку к атаке: «Венеция должна подвергнуться бомбардировке воздушными шарами, так как лагуна мешает приближению артиллерии для обстрела города. Воздушные шары, каждый двадцати трёх футов в диаметре, находятся в постройке в Тревизо. При благоприятном ветре воздушные шары будут запущены и направлены к Венеции, и как только они достигнут города, они будут приведены в действие электрическим сигналом, поданным по длинному проводу от большой батареи аккумуляторов, размещённой на берегу. Бомбы должны упасть вниз и взорваться при достижении земли».

Фото_07_24_18_Пер.jpg 

По предложению Франца фон Ухатиуса, воздушные шары, созданные из бумаги и наполненные горячим воздухом, должны были запускаться по ветру в сторону Венеции, и в расчётный момент времени специальное устройство (воздушные шары были оснащены бомбосбрасывателями на электромагнитах) отцепляло бы подвешенный взрывчатый заряд – бомбы с шрапнелью. Каждый шар мог нести 15-килограммовый заряд со взрывателем.

Идея заинтересовала командующего австрийскими войсками маршала Йозефа Радецкого, и тот приказал опробовать её на практике.

Первая попытка использовать БПЛА была предпринята 12 июня 1849 года, когда два бомбардировочных воздушных шара были запущены в сторону Венеции. Но из-за постоянно меняющегося направления ветра бомбы не достигли цели. Попытка была повторена 15 июня – два воздушных шара запустили с борта военного парохода. И на этот раз всё прошло удачно – воздушные шары долетели до Венеции, и в расчётный момент часовые механизмы сбросили на город шрапнельные заряды.

Хотя эффект от бомбардировки был минимален, внезапное нападение с воздуха спровоцировало панику среди населения Венеции, и маршал Радецкий распорядился продолжить осуществление проекта. В итоге, 22 августа 1849 года было запущено большое количество воздушных шаров (по некоторым данным, до 200 штук). На этот раз всё получилось гораздо эффективнее, и одна из бомб взорвалась даже на центральной площади Святого Марка. Однако потом неожиданное изменение направления ветра вернуло некоторые из шаров назад к австрийским линиям, после чего их использование было прекращено.

Позднее, в феврале 1863 года, Чарльз Перлей из Нью-Йорка получил патент на беспилотный бомбардировщик, представлявший собой воздушный шар, наполненный горячим воздухом, где в качестве полезной нагрузки была корзина с бомбой и механизмом синхронизации. Таймер должен был по истечении заданного времени привести в движение молоток, который выбивал стержень замка, тем самым открывая дно корзины для сброса бомбы. При открытии корзины также взводился взрыватель бомбы.

Устройство Перлея требовало точного измерения скорости ветра для правильной установки счётчика времени. И, естественно, оно могло атаковать только с наветренной стороны по отношению к цели. В любом случае, этот проект не был реализован.

Фото предоставлены сайтом Wikipedia.org


Автор:  Сергей НЕЧАЕВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку