НОВОСТИ
Президент РФ Владимир Путин официально вступил в должность
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
96707
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
28034
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
28276
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
31034
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
29215
sovsekretnoru
Супермаркеты пожирают друг друга

Супермаркеты пожирают друг друга

Супермаркеты пожирают друг друга

ФОТО: АНДРЕЙ ЛЮБИМОВ/RBC/ТАСС

Автор: Юрий КОНДРАТЮК
15.12.2021

Если сказать, что ведущие сети FMCG в России в 2020 году сохранили лидирующие позиции в списке крупнейших игроков рынка продуктового ритейла, то далеко не каждый поймет, о чем идет речь. Поэтому для начала определимся с терминами. Ритейл – это розничные продажи конечному покупателю с использованием кассового аппарата и чека. С FMCG все гораздо сложнее. Это Fast Moving Consumer Goods или быстро оборачиваемые потребительские товары. То есть это товары, приобретаемые частными лицами для частного потребления, имеющие короткий жизненный цикл. В СССР это называлось «ширпотребом». Главный принцип сетей FMCG заключается в том, что каждый отдельный продукт стоит недорого, и при его продаже нет сверхприбыли. При этом в связи с жесткой и постоянно растущей конкуренцией в сегменте, товарооборот, чтобы приносить доход, должен постоянно увеличиваться. Но это в теории, а как все это обстоит у нас в стране, которую, как известно, умом не понять и аршином общим не измерить?

В России рынок продуктового ритейла в последние годы характеризуется продолжающейся консолидацией. Крупнейшие торговые сети активно расширяют свое присутствие, особенно в Центральной России, а также выходят в новые регионы. В то же время, региональные и менее стойкие ритейлеры оказываются под давлением. В результате, каждый год с рынка уходят десятки сетей, не выдержавших конкуренции со стороны мощных игроков федерального масштаба.

Картина крупными штрихами. Сначала «сдулась» турецкая сеть супер- и гипермаркетов «Рамстор», которая была одним из первых зарубежных игроков на российском рынке. История этой сети закончилась продажей набиравшему в ту пору популярность «Ашану».

В 2010 году популярная сеть «Копейка» была продана компании X5 Retail Group, которая укрепила свои позиции на рынке благодаря поглощению сразу 600 магазинов.

В 2017 году свою деятельность прекратил «Седьмой континент».

В конце 2019 года потерпела крах в России продуктовая сеть Spar.

В 2020 году закрыла все свои магазины сеть «Алые паруса». «Ашан» закрыл треть своих супермаркетов, сеть гипермаркетов «Карусель» сокращается почти в три раза…

Лидируют на российском рынке сейчас всем хорошо известные сетевые магазины. Но названия магазинов и юридические лица, стоящие за ними, это, как говорится, две большие разницы.

ЧТО ТАКОЕ X5 RETAIL GROUP

Возьмем для примера бессменных лидеров рынка «Пятерочку», «Перекресток» и «Карусель». Это бренды, и все они принадлежат компании X5 Retail Group.

Головная компания X5 Group зарегистрирована в Нидерландах. А крупнейший пакет акций (примерно 48%) находится у CTF Holdings S.A. совладельцев «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичёва. 11,43% принадлежит Intertrust Trustees Ltd основателей «Пятерочки», 0,08% – директорам X5. Еще 40,62% – это акции в свободном обращении.

Выручка за 2020 год у компании X5 Retail Group составила 1,9 трлн рублей. Совокупная торговая площадь магазинов, по состоянию на 31 декабря 2020 года, превысила 7,8 млн кв.м. В 2020 году в магазинах сети было совершено более 5,2 млрд покупок. Количество магазинов у сети – 17707, а количество сотрудников – более 339000 человек.

«МАГНИТ», СОЗДАННЫЙ БИЗНЕСМЕНОМ ГАЛИЦКИМ

На пятки компании X5 Retail Group наступает всем также хорошо известный «Магнит». Но это тоже бренд, а вот основными акционерами тут сейчас являются банковская группа «ВТБ» (17,3%) и инвестиционная компания Мarathon Group (12,45%). Количество магазинов у сети – 20700. Выручка за 2020 год составила 1,5 трлн рублей. К слову, сейчас «Магнит» – это третья по выручке частная компания России после «Лукойла» и X5 Retail Group.

И что интересно, в мае 2021 года «Магнит» объявил о предстоящей покупке контрольного пакета акций и всех магазинов компании «Дикси» (это сеть, которая включает 2612 магазинов, половина которых находится в Москве и Подмосковье). Предполагается, что «Дикси» продолжит работать как самостоятельное юрлицо, а все магазины продолжат работу под собственным брендом.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила сделку. При этом пресс-служба этой организации сообщила нам следующее: «В ходе рассмотрения ходатайств о согласовании сделок ФАС России проводит тщательный анализ возможных негативных последствий для рынка торговли продовольственными товарами. При согласовании сделок по слиянию служба оставляет за собой право выдавать предписание, обязательное для исполнения и направленное на недопущение возникновения доминирующего положения объединенных торговых сетей».

По сути, в целях защиты «конкурентных и стабильных условий на рынке» ФАС выдвинула ограничения: слияние сетей возможно только в тех муниципальных образованиях, где доля «Магнита» не превышает 25%. Таким образом, в 53 муниципалитетах (в 12 субъектах РФ) 142 магазина «Диски» не будут объединены с торговой сетью «Магнит».

Сумма сделки составляет, по разным данным, от 88 до 138 млрд рублей. Считается, что приобретенные активы позволят сократить до минимума разрыв «Магнита» с его главным конкурентом – X5 Retail Group.

Удивительно, но в ноябре 2021 года вдруг пришла новость: «ВТБ» продает купленные в 2018 году у бизнесмена Сергея Галицкого акции «Магнита» и полностью выходит из состава акционеров «Магнита». Основной покупатель пакета – Marathon Group.

В результате этой сделки доля инвестиционной группы увеличится до 29,75%. При этом руководство группы считает, что «Магнит» – это недооцененный актив, и его вполне можно вернуть на первое место среди российских ритейлеров.

ПОГЛОЩАЙ И ВЛАСТВУЙ

Казалось бы, и что со всего этого простому покупателю? Какая разница, кому принадлежат все эти «Магниты», «Перекрестки», «Дикси», «Ленты», «Спары» и «Биллы», в которые мы ходим за покупками? Что вообще стоит за поднявшейся в России волной сделок по слиянию крупных торговых сетей?

Фото_12_23.jpg 

В 2021 году, в разгар пандемии COVID-19, изменения на рынке продуктового ритейла стали радикальными. Российские торговые сети окончательно взяли курс на укрупнение. В результате, в стране может остаться всего несколько очень крупных игроков, уровень конкуренции снизится, а цены в магазинах еще больше вырастут, что особенно неприятно на фоне многолетнего снижения реальных располагаемых доходов населения и подорожания большинства продуктов.

Как известно, конкуренция – это двигатель прогресса, а снижение конкуренции всегда негативно отражается на потребителях.

Президент и генеральный директор ПАО «Магнит» нидерландский предприниматель Ян Дюннинг считает, что развитие через покупку конкурентов – это вполне приемлемый способ укрепить позиции в Москве и Санкт-Петербурге. Дело в том, что туда сеть «Магнит» пришла на несколько лет позднее, чем во многие другие регионы (напомним, что первые магазины сети были открыты в родном для Сергея Галицкого Краснодарском крае. – Прим. ред.).

И вот покупка сети «Дикси» – это дело уже решенное. Но буквально на следующий день после покупки принадлежащая владельцу ПАО «Северсталь» Алексею Мордашову торговая сеть «Лента» вдруг взяла и приобрела российский филиал иностранной сети супермаркетов «Билла». За 215 миллионов евро, что эквивалентно 18,7 млрд рублей.

Головная компания REWE Group объяснила продажу своей российской «дочки» желанием сосредоточиться на рынке Евросоюза. А по сути, это значит, что сеть сворачивает бизнес в России, продает свои 160 магазинов «Ленте», а марка «Билла Россия» прекращает существование.

Во всей этой «игре» примечательно то, что еще в 2019 году «Магнит» пытался приобрести «Ленту» и даже посылал ее тогдашним владельцам «серьезное предложение», датированное 1 апреля. Но несколько дней спустя основным собственником сети стало ЗАО «Севергрупп» Алексея Мордашова, у которого уже тогда имелись планы на «безусловное лидерство в отрасли с точки зрения лояльности клиентов через создание уникального предложения».

Сейчас ООО «Лента» на 100% принадлежит компании Lenta Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. По состоянию на декабрь 2020 года, ЗАО «Севергрупп» владеет 77,99% акций сети. «Билла» по итогам прошлого года имела чистый убыток в 725 млн рублей. И ее покупка, по мнению экспертов, почти не повлияет на текущее положение «Ленты» – в отличие от показателей «Дикси», которые позволят «Магниту» вплотную приблизиться к своему давнему главному конкуренту. Таким образом, ситуация на рынке складывается драматическая: компании X5 Retail Group и «Магнит» еще больше оторвутся от преследователей, а рынок монополизируется еще сильнее. Фактически, он разделится на «большую двойку» и на всех остальных.

Но и это еще не все. Стало известно, что «Яндекс» ведет переговоры о покупке сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса». Параметры сделки пока неизвестны. Неясно, сохранятся ли собственные магазины и торговая марка «Азбука вкуса». Не называется и возможная сумма, которую придется заплатить покупателю. Формально такое положение вещей не противоречит действующим правилам. В законе о защите конкуренции не прописаны четкие требования, но ФАС старается не допускать, чтобы в какой-либо области оставалось меньше трех соперничающих компаний. Сделки по слиянию и поглощению, угрожающие сильно нарушить баланс, как правило, блокируются.

О ПОЛЬЗЕ ЗДОРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Вроде бы, на рынке продуктового ритейла России, соревнуется множество игроков, и, на первый взгляд, угрозы для конкуренции нет. Однако ФАС уже несколько раз блокировала крупные сделки по покупке одних сетей другими. Например, еще в 2013 году ведомство не одобрило слияние X5 и «Седьмого континента».

Некоторые эксперты считают, что крупнейшие ритейлеры извлекают выгоду из пандемии COVID-19, пользуясь сговорчивостью переживающих не лучшие времена арендодателей и существенно снизив свои расходы. К тому же на руку продавцам играет ажиотажный спрос на многие категории продуктов, закрытие кафе и ресторанов, выплата субсидий от государства и ограничение выездного туризма. Конечно же, сами ритейлеры утверждают, что не получили никаких преимуществ от пандемии.

Как бы то ни было, сейчас востребованными оказались магазины в формате «у дома». Покупатели боятся посещать далекие и людные магазины, что принесло убытки той же сети «Билла» и вынудило ее уйти с российского рынка.

Что же касается описанных и многих других сделок, то они ведут к сокращению количества реальных игроков на рынке (не известных брендов, а стоящих за ними юрлиц), а значит – к снижению уровня конкуренции. И к чему это может привести? Точнее – к чему уже привело?

Участники рынка испытывают давление со стороны доминирующих участников рынка. Чем этих доминирующих меньше, тем им легче договориться и установить свои правила. Любой предприниматель знает, что, согласно экономической теории, конкуренция полезна для развития бизнеса. Но это в теории, а у нас все всегда происходит по своему «особому пути». Ведь это только кажется: вышел из дома, а вокруг и «Перекрестки», и «Пятерочки», и «Магниты», и «Дикси», и «Ленты». Отлично! Товары в них примерно одинаковые. Они все конкурируют между собой. И цены от этого снижаются.

Только вот на практике все происходит «с точностью до наоборот». Повсеместно наблюдается резкий рост цен, и дело тут не только в ажиотажном спросе на фоне введения локдауна. Даже президент страны и правительство признали, что ситуацию необходимо менять. Премьер-министр Михаил Мишустин объяснил подорожание продуктов питания «жадностью отдельных производителей и торговых сетей». В результате, с главными производителями и торговыми сетями было заключено соглашение о заморозке цен на сахар и подсолнечное масло. Точнее так – власти попросили производителей и торговые сети не повышать цены. Но цены продолжили повышаться. И связано это как раз со снижением конкуренции среди ритейлеров.

Фото_13_23.jpg 

ФОТО: СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС

Получается, что война укрупнений совершенно предсказуема, и цели ее предельно ясны. И сделка «Магнита» с «Дикси», и сделка «Ленты» с «Биллой» – это совершенно логичные для всех участников этих сделок шаги. «Лента» решает задачу усиления в ключевом для себя московском регионе, «Билла» покидает бесперспективный для себя российский рынок и может теперь сконцентрироваться на развитии в Европе. «Магнит» благодаря «Дикси» усилится в московском регионе и в Санкт-Петербурге, а нынешние владельцы «Дикси» смогут сосредоточиться на развитии сетей магазинов формата самообслуживания «Красное&Белое» и «Бристоль».

НА ДРУГИХ РЫНКАХ – ТО ЖЕ САМОЕ

И тут все выходит, как на российском книжном рынке: издательств (брендов) вроде бы много, книжные магазины с разными красивыми названиями повсюду, но львиная доля рынка и в производстве коммерческих книг и в их продажах принадлежит одному человеку – Олегу Новикову. Но и этого ему мало. В августе 2021 года его издательская группа «Эксмо-АСТ» приобрела контроль над третьей по обороту издательской группой «Азбука-Аттикус». С приобретением «Азбуки» у Олега Новикова теперь 78% всех тиражей художественной литературы.

Фото_14_23.jpg 

ФОТО АВТОРА

То же самое и на рынке мобильных телефонов и смартфонов, где всевозможных марок (брендов) множество, а продажи контролируют всего три крупных игрока: на долю «МТС», «Мегафона» и «Билайна» («Вымпелкома») приходится более 80% российского рынка сотовой связи.

А как результат – безудержный рост цен и полное отсутствие стимулов учитывать интересы потребителей, поддерживая цены и качество продукции на приемлемом уровне.

ИМИТАЦИЯ КОНКУРЕНЦИИ, И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Снижение количества конкурентов на том или ином рынке – это ломка всех рыночных механизмов. Пропадает полноценная конкуренция, и резко падает качество услуг и продуктов, которые производят «оставшиеся». Безусловно, возрастают цены. Потому что рынок сдерживает цены. А в условиях почти монополии можно делать все, что захочется. И от этого, в конечном итоге, страдает конечный потребитель, то есть простые люди. Рынок продуктового ритейла в России сжимается все больше и больше, а конкуренция на нем постепенно становится пустым звуком.

На рынках с подобной имитацией конкуренции можно «накрутить» практически любую прибыль. А как же тогда главный принцип сетей FMCG, о котором говорилось выше? Уже забыли? Он заключается в том, что каждый отдельный продукт стоит недорого, так что при его продаже нет сверхприбыли.

На практике этого нет. Представители ФАС отмечают, что сейчас у нас крупные ритейлеры покупают продукты большими партиями, получая при этом скидку в 30–50%. Логично предположить, что такой товар должен быть дешевле и для конечного покупателя. Только вот, по данным Росстата о структуре цен на отдельные категории продуктов, оптовые и розничные наценки на овощи открытого грунта составляют 60,5%, на тепличные овощи – 36,8%. Надбавки на молоко – 20,1%, на мясо – 20,5%.

Но это – данные Росстата. А вот эксперты отмечают, что надбавка на овощи открытого грунта (это так называемый «борщевой набор»: картофель, капуста, лук, свекла, морковь) может достигать и 100%.


Автор:  Юрий КОНДРАТЮК

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку