НОВОСТИ
Ингушские чиновники распилили 1 млрд, выделенный из бюджета для многодетных семей
ЭКСКЛЮЗИВЫ
30.01.2024 20:29 НЕ ЗА ЛЮДЕЙ
95269
12.12.2023 08:43 ПОЙМАТЬ МАНЬЯКА
26474
02.11.2023 08:35 ТРУДНОЕ ДЕТСТВО!
26792
16.10.2023 08:30 ТЮРЕМНЫЕ ХРОНИКИ
29534
13.10.2023 09:14 КОВАРНЫЙ ПЛАН
27743
sovsekretnoru
«Плати или убирайся с дороги»

«Плати или убирайся с дороги»

«Плати или убирайся с дороги»

ФОТО: АЛЕКСАНДР ЩЕРБАК/TAСС

Автор: Сергей АНДИЖАНОВ
21.03.2020

Москва – самый богатый город России, и неудивительно, что другие города стремятся ему подражать. Но иногда такое подражание оборачивается экономическим террором против собственного населения.

В феврале 2020 года в Москве вновь увеличилось число улиц, парковка на которых является платной. В городе около 3600 дорог, из них в зоне платной парковки уже 1350, и это число будет расти и дальше. До этого расширения в столице было 81 800 платных парковочных мест, число новых «кормушек» в приказе Департамента транспорта не указано. Впервые платные парковки появятся на территориях Москвы за пределами МКАД – во Внукове и Митине. Сразу сотня улиц с максимальным тарифом – 380 рублей в час днем, 200 ночью. Кроме того, на всех 330 улицах с таким тарифом отменена бесплатная парковка по воскресеньям.

ВСЕ ШИРЕ И ШИРЕ

Минимальная стоимость парковки в центре города составляет сейчас 80 рублей в час – это улицы между Садовым и Бульварным кольцами. За Садовым кольцом можно найти и 40 рублей.

На более загруженных улицах внутри Садового кольца действует дифференцированный тариф – 50 рублей за первые 30 минут, затем 150 рублей в час.

На улицах внутри Бульварного кольца тарифы составляют 100 и 200 рублей в час.

На 330 улицах действует тариф 380 рублей в час в дневное время и 200 рублей в час в ночное время.

Штраф за неоплаченную парковку – 5000 рублей. При этом льготного периода со скидкой, как по штрафам ГИБДД, нет.

Время на оплату парковки с момента остановки машины в декабре 2018 года тихой сапой сократили с пятнадцати минут до пяти. Это возмутило даже невозмутимых депутатов Госдумы, которые хотели, было установить федеральный минимум бесплатной парковки в 10 минут, но быстро поняли, что Москве они не указ.

Карта парковочного пространства Москвы напоминает схему организма, зараженного болезнетворным вирусом. Есть здоровые участки, а есть уже пораженные жаждой наживы столичных чиновников.

Практически не осталось бесплатных не то, что парковок – остановок рядом с больницами и школами: даже на окраинах города возле этих учреждений в изобилии вешают красно-синие круги с шотландским крестом – знаки «Запрет остановки».

КАК ЭТО БЫЛО

С первых дней своего правления, слегка отвлекшись на киоски и заборы, Сергей Собянин проводит политику вытеснения частного автотранспорта с московских дорог.

Лицом московского парковочного пространства стал вице-мэр, глава Департамента транспорта Максим Ликсутов – бывший совладелец «Аэроэкспресса», уроженец и бывший гражданин Эстонии, разведенный с первой красавицей этой страны и оставивший ей часть своих бизнес-активов. Существует множество расследований деятельности Ликсутова, его связей с прибалтийскими бизнес-кругами, но этот чиновник, равно как и его шеф, Собянин, реагирует на них с истинно нордическим спокойствием.

Введение платной парковки в Москве началось со скандала – блогеры обнаружили, что четырехзначный номер, на который требовалось переводить деньги с номера своего телефона, зарегистрирован на ООО «Городские мобильные системы», в составе которого есть кипрская офшорная фирма. Московские власти переполошились, изменили регистрационные данные, но осадок, конечно, остался. Хорошие дела с кипрского офшора не начинаются. Кстати, обслуживание этого номера на 2020 год обойдется нам в 242 млн рублей.

Вводили и расширяли зону платной парковки потихоньку, постепенно. Проглотили жители? На вилы не подняли? Можно расширять дальше, можно поднимать выше.

Изначально чиновники клялись, что платной будет исключительно парковка внутри Бульварного кольца, потом – Садового, и так далее.

И вот теперь они уже вышли за МКАД. Не спрашивайте, куда они идут, ибо они идут к вам.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ

Они придут в ваши дворы. Можете даже не сомневаться. Но не с платными услугами, а с программой «Двор без машин». Разобьют газоны, поставят детские площадки и попросят вас парковаться на улице. По резидентному разрешению.

Еще одна мера – «экологический» контроль. Москва готовится запретить в определенные районы города въезд автомобилей ниже определенного класса экологичности. Кто там в свое время польстился на рекламу «Калины» от Владимира Путина? Та модель соответствует классу «Евро-2», то есть неприемлемому для привыкшего к чистым зеленым нефтеперерабатывающим заводам Тюменской области Сергея Собянина.

Не раз рассматривался вариант платного въезда в город машин с номерами других регионов. Эту бредовую идею создания отдельного герцогства вроде бы положили под сукно, но как знать – не достанут ли ее оттуда для очередного пополнения дефицитного московского бюджета?

Мэр Москвы Сергей Собянин утверждает, что «платная парковка является регулятором количества машин, а не источником дохода». Действительно, существует статистика, утверждающая, что движение в Москве за десять собянинских лет стало быстрее. К сожалению, сбор этой статистики целиком контролируется властью, а эмпирический опыт всех опрошенных автором московских водителей говорит о том, что пробок стало или столько же, или больше. Какие-то участки действительно «развязались», «позеленели», но взамен образовались другие красно-коричневые линии на онлайн-картах.

Вообще, вся статистика, которой оперирует Москва, не только не поддается проверке, но и не совпадает с эмпирическими наблюдениями граждан. «Ввод платных парковок помог разгрузить центр Москвы от автомобилей на 25–30%»? Да вы одно только пространство на дорогах уменьшили на 25–30% за счет роста числа пешеходных улиц и выделения обочин как раз под платные парковки!

Альтернатива была, но владелец картографического и навигационного сервиса «Яндекс» перестал выкладывать в публичный доступ исследования пробок после 2017 года. Тогда специалисты констатировали, что между ТТК и МКАД пробок стало меньше, а вот внутри Третьего транспортного кольца, где, собственно, и были в тот момент основные платные парковки, скорость движения заметно упала – в 2017 году она была ниже, чем когда бы то ни было ранее!

То есть платные парковки умножили число пробок, а потом об этом почему-то стало неловко говорить.

Более чем наивно думать, что это проблема только Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других мегаполисов. Глядя на старших товарищей, власти вашего городка через некоторое время тоже задумаются о пополнении своих куцых бюджетов через платную парковку. Честь и хвала Московской области, которая пока держится, но, похоже, что и там идет незримая подготовка к празднику широкого кармана.

КТО ЭТО ДОПУСТИЛ

В ГКУ «Администраторе московского парковочного пространства» (ГКУ «АМПП») и Департаменте транспорта постоянно в худших советских традициях ссылаются на некие «многочисленные запросы граждан». Судя по всему, тех же граждан, которые на «общественных слушаниях» регулярно одобряют сносы памятников культуры и строительство огромных домов вплотную к больницам и школам.

Впрочем, что есть «пожелания жителей»? Собирают их в лучшем случае через голосование в «Активном гражданине» – это целиком и полностью непрозрачная процедура, ни разу, кажется, не давшая невыгодного властям результата.

А ведь можно было иначе. Представьте себе, в Санкт-Петербурге жители очень долго сопротивлялись введению платных парковок: власти не рисковали педалировать эту тему, понимая, что так можно и губернаторские выборы провалить. Лишь теперь, когда Александр Беглов утвердился на троне, окончательно решено оборудовать 13 167 парковочных мест в одном только 2020 году. До выборов действовало лишь 2800 мест, причем полиция долго отказывалась передавать данные нарушителей городским властям, выторговавшим для своих избирателей повышенные штрафы. Московская полиция, к сожалению, такой принципиальностью не отличалась изначально. Характерно, что питерские власти не смогли внятно рассказать, куда уходят деньги с парковочного пространства, кроме содержания местного Центра по управлению парковками.

Вячеслав Лысаков, первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, не верит столичному правительству:

«Говорить о том, что по просьбам людей устраивают или оборудуют платные парковки, – значит нагло врать в глаза людям, считая их за идиотов. Естественно, люди против того, чтобы в тех местах, где нет напряженного транспортного потока, где машины не мешают никому, устраивать платные парковки. Это тотальная коммерциализация организации дорожного движения».

КУДА ИДУТ ДЕНЬГИ

Согласно счетчику на официальном сайте московской мэрии, со столичных автодорог в общей сложности с 1 ноября 2012 было собрано 29 811 038 976 рублей (на момент написания статьи), в том числе за 2018–19 годы – 8,7 млрд рублей, в среднем по 1300 рублей с автомобиля в год.

Судя по всему, в эту сумму не входят штрафы и доход с эвакуаторного бизнеса, также частично контролируемого ГКУ «АМПП».

Считается, что деньги поступают в управы районов, на территории которых расположены парковочные места. Управы направляют средства на благоустройство. То есть совет депутатов, выражающий согласие на расширение зоны платной парковки и рост цен, делает это небескорыстно – деньги поступят в район же. Бывает, правда, что район против – в основном это случается, когда депутатами избраны оппозиционеры. Но проблема решаема: так, долго держался Таганский район ЦАО, но в феврале 2020 года пал – несмотря на то, что жители выступали против нововведения: активисты даже пытались найти людей, голосовавших «за», но отыскали только «пару бабушек».

Так правда ли эти миллиарды идут в управы и их распределяют муниципальные депутаты и администрация? Вот что говорил об этом муниципальный депутат района Арбат Виктор Дулин: «Платные парковки – это в целом безобразие, у меня к ним резко отрицательное отношение: абсолютно непродуманная история. Введением платы должны заниматься муниципальные депутаты, а собираемые деньги идти в муниципалитеты».

Таким образом, на самом деле районы бесправны – все решения принимаются на уровне города, деньги распределяются там же.

И, как выяснилось, более половины средств, собранных с парковочных мест идет на… содержание парковочных мест. То есть это система самовоспроизведения, включающая вывод наших денег победителям тендеров.

 Фото_06_05.jpg

Сам по себе аппарат ГКУ «АМПП» любит кушать, и кушает много, а заодно подкармливает окружающих: на закупки в одном только 2018 году эта госкомпания потратила 3,1 млрд рублей – две трети всего собранного с автомобилистов. Говорите, деньги пошли на благоустройство? Пошли, да не все: 182 млн «уборщикам», 122 млн за будки и навесы, 68 млн и 76 млн за иное оборудование… И, конечно, 37 млн рублей на прославление в СМИ системы платных парковок, на создание у жителей ложного ощущения, что альтернативы им нет.

Кстати, в общей сложности расходы правительства Москвы на пиар собственной деятельности в 2019 году составили до 15 млрд рублей; по официальным цифрам в 2020 году будет 13,8 млрд рублей. В эту сумму входят, безусловно, и рассказы в СМИ о преимуществах платных парковок, и репортажи с чудесных площадок, построенных на «парковочные» деньги. К сожалению, не уточняется, каким образом строили детские площадки, облагораживали дворы, асфальтировали дорожки при Юрии Лужкове, решительном противнике платных парковок.

ОПАСНЫЙ СЕРВИС

Итак, мы видим, что парковку вводят вопреки мнению местных жителей, вопреки их интересам, и сразу же облагают людей побором в виде милостиво выделенного права на резидентную парковку. Вчера ты ставил автомобиль в проезде у дома бесплатно, а теперь будь добр, 3000 рублей в год. И если что-то будет не так по документам, за каждый раз тебе будет прилетать 5000 рублей штрафа.

А «не то» по документам ой как бывает, цифровизация у нас, конечно, обширная, но небезупречная. Совершенно беспрецедентный случай произошел в 2017 году – при оплате парковки через приложение у москвича сняли 52,8 тыс. рублей за 2 часа стоянки на Новом Арбате: система решила, что он стоял 11 суток подряд. При этом виновным попытались сделать именно потерпевшего, задав ему чудесный вопрос: «А зачем вы оплачивали через приложение?» Впрочем, ему еще повезло: с другого на ровном месте сняли 61 тыс. рублей за мнимые 608 часов парковки. А рекордсменкой оказалась москвичка, за два часа «настоявшая» на 801,9 тыс. рублей! Понятно, что в данных случаях пострадавшие, в том числе благодаря привлечению СМИ, после долгих мучений свои деньги вернули, но, сколько есть мелких списаний, неточностей на 100, 200, 457 рублей, на которые люди просто не обращают внимания?

Вообще, внести деньги на свой счет в приложении платных парковок легко, снять их при необходимости (например, переезде в другой город) чрезвычайно сложно.

 Фото_07_05.jpg

ФОТО: АЛЕКСАНДР ЩЕРБАК/TAСС

А КАК ИНАЧЕ?

Может быть, реально вообще обойтись без платных парковок?

Реально – практически везде, за исключением сложных территорий с высоким трафиком типа аэропортов.

Есть такое понятие, как самоорганизация граждан, в том числе и на дорогах. В России самодеятельность в этих вопросах, к сожалению, приравнивается чуть ли не к государственному преступлению, поэтому все дозволенные виды объединения (включая политические партии) носят декоративный характер. Так вот, представьте себе, плотность пробок имеют определенные границы: с какого-то момента она не растет, ибо люди просто перестают ездить на своем автотранспорте туда, где не проехать. И для этого не нужно никакого муниципального регулирования: надо просто допустить, что люди сами по себе не дураки, что они не только президента способны избрать, но и рациональные решения в повседневной жизни принимать.

В определенных условиях платные парковки вполне возможны и разумны. Например, при строительстве совершенно новых микрорайонов и трасс в Новой Москве, где в смету сразу закладывается будущая прибыль от парковочного бизнеса, а покупатели жилья заранее знают, на каких условиях смогут ставить свои автомобили.

Но никакого морального права брать плату там, где люди десятилетиями парковались бесплатно, у властей нет. Эта земля была задолго до них. Эти дороги строили нынешние москвичи, их отцы и деды. А потом пришли эти люди с Урала и из Прибалтики и, не спрашивая нас, стали брать плату и распределять ее по собственному усмотрению.

Не было у них и юридического права – пришлось проводить через лояльную Госдуму соответствующие законы. В числе которых, безусловно, выделяется особый размер штрафов для автомобилистов Москвы и Санкт-Петербурга. Ибо при общефедеральных расценках коммерческая составляющая вопроса была не интересна администрации Собянина.

Выделенные полосы – да, правильное решение, как и вообще приоритет общественного транспорта: чем быстрее и комфортнее человек может добраться до цели на автобусе или метро, тем меньше у него соблазн приобрести свою машину или поехать на уже имеющейся. Но беда в том, что для нынешних властей Москва – личный или в лучшем случае корпоративный бизнес-проект. Вот и замруководителя ГКУ «ЦОДД» (Центр организации дорожного движения) Александр Евсин называет краткосрочную аренду автомобилей (каршеринг) вредной для Москвы именно потому, что такие автомобили пользуются платными парковками на льготных условиях. То есть в сознании чиновника существует равенство: упущенная выгода для парковщиков – вред городу. Между тем это, конечно, совсем не так: каршеринг был бы прекрасен, если бы можно было запретить пользоваться им пьяным гражданам и неопрятным свиньям.

ПЛАТИ ИЛИ ИСЧЕЗНИ

Было бы несправедливо обвинять московские власти в полном пренебрежении интересами населения. Здесь сохраняется очень высокий уровень социальной поддержки населения (предельная планка расходов на услуги ЖКХ – 10%, тогда как в Подмосковье и большинстве других регионов – 22%), выплачиваются значительные доплаты к пенсиям, здесь легче получить разнообразные пособия, здесь медленнее разрушается здравоохранение и до сих пор сохраняется образование. Но в то же время власти планомерно вытесняют небогатых людей в юго-восточное гетто или вообще из города: ни при царской, ни при советской власти не была принята откровенная «геттизация» (скажем, бедный студент в легкостью мог снимать комнату в центре столицы), поэтому подобная тактика вызывает определенное моральное отторжение.

Остальные районы столицы, особенно центральные, стараются делать удобными исключительно для чиновников, спрятав простых смертных куда-нибудь под землю или в худшем случае в специально закупленные сверхдорогие электробусы (миф об их экономичности мэрия основывает, опять же, на своих собственных более чем спорных исследованиях).

Выехав на улицу, ты уже виноват, поэтому плати или убирайся с дороги – вот главный принцип идеологов московского парковочного пространства.


Автор:  Сергей АНДИЖАНОВ

Комментарии



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку