НОВОСТИ
В Благовещенске вынесли приговор водителю, из-за которого в ДТП погибло 5 человек
ЭКСКЛЮЗИВЫ
sovsekretnoru
Стратегии ПВО России и Запада: какая роль отведена ЗРК малой дальности?

Стратегии ПВО России и Запада: какая роль отведена ЗРК малой дальности?

Стратегии ПВО России и Запада: какая роль отведена ЗРК малой дальности?
29.06.2021

Конкурентная борьба на оружейных рынках нередко отражается в сравнениях характеристик схожих по типу вооружений боевых машин различных производителей. Впрочем, в тех технических областях, где речь идёт о равном или близком уровне развития конструкторской мысли, подобное сравнение редко бывает корректным. Тем более, что тактико-технические характеристики определяются не столько классом машин, сколько стоящими перед ними задачами. А сами эти задачи, как и тактика боевого применения напрямую зависят от выбранной стратегии ведения войны.

Эти тезисы можно подтвердить на примере средств противовоздушной обороны малой дальности, которые на Западе и в России различаются кардинально.

Западная стратегия ведения боевых действий, как это хорошо видно на примере войн в Югославии и Персидском заливе, базируется на доктрине воздушной мощи. Основная боевая работа возлагается на ВВС. Лишь после того, как авиация очистит небо от самолетов противника и нанесет критический ущерб его сухопутным силам, начинается наземный этап операции, представляющий собой неторопливую «зачистку» местности.

При такой стратегии работы у средств ПВО немного, и они не являются приоритетным родом войск. Их задачи, скорее, «полицейские»: в ситуации «чистого неба» остается лишь борьба с одиночными БПЛА и ракетами «земля-земля», запускаемых с полуразрушенных наземных позиций.

В целях экономии на разработке западных средств ПВО, комплексы строятся вокруг уже готовых изделий, созданных ранее для других целей. В результате они имеют избыточно мощные радары с большой дальностью обнаружения. Чем больше, тем лучше? Но зачем комплексу, с дальностью полёта зенитной управляемой в 20 км, РЛС с обзором 100 и более км? На Западе считают, что таким способом они экономят средства на разработке специализированных РЛС малой дальности.

Все западные комплексы применяют метод наведения ракеты через головку самонаведения. Однако, выбор обусловлен не их достоинствами, а тем, что именно этот метод является основным в авиационных управляемых ракетах. и именно они и составляют боекомплекты западных зенитных ракетных комплексов малой дальности, поскольку разработка специализированных ракет также стоит денег.

В свою очередь, стратегия российской стороны здесь отличается кардинально. И предполагает, что война может вестись не только против более слабого, но и против более сильного соперника. Соответственно, российские вооруженные силы готовы противостоять превосходящим силам противника, в том числе и в условиях его господства в воздухе. С прицелом на это создавались и создаются и российские зенитные ракетные комплексы малой дальности.

Во главу угла ставится маневренный бой и мобильности боевых машин.

Так, ЗРК «Тор-М2» развёртывается из походного порядка в боевой за рекордные 3 минуты. Он может вести разведку боевой обстановки в движении. Так же в движении он способен вести и стрельбу, обеспечивая прикрытие танковых и мотострелковых соединений, не сковывая их маневра.


Однако противник способен поднять в небо большое количество средств воздушного нападения. Для этого боекомплект ЗРК «Тор-М2» составляют 16 зенитных управляемых ракет 9М338К. Комплекс «Тор-М2» оснащен радиокомандной системой наведения, которая позволяет эффективно бороться с целями любых типов, выстраивая для каждой из них оптимальную траекторию поражения.

Тот факт, что излучение от станции наведения фиксируется противником, не считается недостатком. Во-первых, «Тор-М2» способен получать информацию от радаров вышестоящих звеньев, находясь в «спящем» режиме. Во-вторых, как показывают, в частности, итоги испытаний, проведенных греческими военными, средства радиоэлектронной борьбы не в состоянии подавить работу РЛС российских комплексов.

В-третьих, главная угроза для работающих радаров – противорадиолокационные ракеты – являются «законной» целью «Торов» – они и создавались, в том числе, для борьбы с этим типом ракет. В-четвертых, комплексы, оснащённые ракетами с головками самонаведения, также не могут обойтись без работы собственных радаров, – без них невозможно осуществить обнаружение целей и первичное целеуказание.

Российская система наведения существенно удешевляет стоимость ракеты. Например, ракета Iris-T SLS стоит порядка 400 тысяч евро, а ракета комплекса «Тор-М2» – в разы дешевле.

Заметим, что российский «Тор-М2» применяется в составе эшелонированной противовоздушной обороны, в которой за зоны средней и большей дальности отвечают средства ПВО вышестоящих звеньев. Поэтому РЛС «Тор-М2» специализирована на выполнение задач исключительно в своей зоне ответственности и инструментально ограничена по дальности 32 км. Зато она обладает рекордной скоростью обзора воздушного пространства (1 оборот/сек), что имеет критическое значение именно для комплексов малой дальности.

На Западе делают попытки повторить успех российских оружейников. Так, перспективный норвежский Project 7628 Kampluftvern, по заявлению разработчиков, должен приобрести возможность ведения огня в движении. Для этого разведывательные и огневые средства Project 7628 интегрированы в одной боевой машине.

Однако, если у российского «Тор-М2» – внутреннее вертикальное хранение боекомплекта в центре корпуса, то на эскизах Project 7628 видно, что направляющие ракеты – подъёмные, причем линия их разворота на подъём проходит по краю «кормы». Получается, машина будет двигаться с поднятыми направляющими, размещенными в зоне максимальной вибрации? Это заметно усложняет задачу ведения огня в движении и ставит под сомнение возможность её решения. А может, норвежские зенитчики планируют отражать воздушные атаки, находясь на автобане? Заметим, что «Торы» ведут огонь даже при движении по грунтовой дороге.

Кстати, по неофициальным данным, в ходе дальнейшей модернизации комплексов семейства «Тор», планируется (наряду с сохранением основной ракеты с радиокомандной системой наведения) ввести ракету с головкой самонаведения. Таким образом, основные преимущества ЗРК «Тор-М2» будут не только сохранены, но и усилены.

Также планируется ввести в боекомплект комплекса несколько десятков противоракет малых габаритов - для более «дешевых» целей в ближней (6-7 км) зоне. Сообщается, что общий боекомплект ЗРК «Тор-М2» должен превысить 100 зенитных управляемых ракет, что не только повысит его возможности по отражению массированного налёта, но и сделать это максимально экономно – применяя против каждой конкретной соответствующую ракету.

Как мы видим на этом примере, российские конструкторы не стесняются превосходить западные аналоги, причем не только по совокупности характеристик, но и по каждой из них в отдельности.

Дмитрий ИВАННИКОВ, военный обозреватель, специально для «Совершенно секретно»



Комментарии


  •   вторник, 05 июля 2024 в 17:14:27 #123163

    Это гавно 80 годов уже давно устарело. И сделано из гавна за дорого. Час работае месяц делают. Чтото новое и дешевле придумайте



Оставить комментарий

Войдите через социальную сеть

или заполните следующие поля



 

Возврат к списку